Технологическая карта занятия-путешествия "История шариковой ручки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Рединова Марина Сергеевна

В рамках данного занятия дети старшего дошкольного возраста познакомятся с историей появления шариковой ручки. Путешествие их пройдет по "Реке времени" от древности до современности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия-путешествия

«История шариковой ручки»

Возрастная группа: старшая группа

Форма НОД: групповое занятие по типу «Путешествие по реке времени

Цель: создание условий для формирования у дошкольников представлений о времени: настоящее и прошлое (старина, древность) через знакомство с историей возникновения предмета – шариковой ручки.

Задачи:

Обучающие:

1. Познакомить с историей возникновения шариковой ручки (представления о том, чем люди  писали в прошлом, чем пишут в настоящем, о разнообразии шариковых ручек).

2. Вызвать интерес к изучению предметов прошлого.

3. Обогащать словарный запас детей путем использования слов – терминов (старина, древность, современность).

4. Учить отображать с помощью меток хронологическую последовательность изменения шариковой ручки на протяжении исторического времени (на панно «Река времени»).

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление и сообразительность.

2. Развивать познавательную инициативу воспитанников в процессе работы в команде.

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи.

Средства:

Наглядные: раздаточный материал – мелкие картинки с изображением ручки в разные временные периоды (древность, старина, современность);

- демонстрационный материал – иллюстрации с изображением первобытных людей, людей старины, современных людей, панно «Река времени»;

Мультимедийные: презентация «История шариковой ручки», мультфильм «Шишкин музей «История шариковой ручки»;

Музыкальные: звуковые эффекты.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, необычные ручки, ножницы, клеевые карандаши, салфетки.

Используемая технология: технология исследовательской деятельности

Этапы

образовательной

деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Обсуждение реального или вымышленного события

Настрой на предстоящую деятельность.

- Ребята, поприветствуйте и пожелайте друг другу хорошего дня.

Здравствуй, солнышко родное,

Здравствуй, небо голубое!

Всем навстречу Вам откроем

И ладошки, и сердца!

Вы готовы к новым открытиям и исследованиям?

Ребята, а у меня для вас сюрприз.

Сегодня мы будем говорить о том, что лежит в этой коробке. Чтобы узнать что это, вам нужно отгадать загадку:

Пишем ей в тетрадке,

Буквы По-порядку.

Очень нужная нам штучка,

А зовется просто    (ручка)

Конечно, ребята, это ручка!

Включаются в совместную деятельность, приветствуют друг друга.

Проявляют любопытство.

Отгадывают загадку.

Рассматривают ручку.

2. Постановка цели исследования

Создает проблемную ситуацию.

Побуждает детей к высказыванию, подводит к постановке цели.

- Ребята, как вы думаете, для чего нужна ручка?

Каждый предмет имеет свою историю. История ручки начинается с древних времен. Хотите узнать как это было?

Я вам предлагаю совершить волшебное путешествие по реке времени. Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит всегда вперед и никогда не возвращается, также как и время.

- Чтобы нам не заблудится во времени, давайте мы обозначим  наши остановки.

Знакомит детей с метками-изображениями (древность, старина, современность).

Приглашает отправиться в путешествие

Озвучивают свои варианты ответов, выстраивают полный ответ.

Проявляют познавательный интерес

Принимают приглашение отправиться в путешествие

3. Выбор транспортного средства

- А как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие по реке времени?

(на ковре-самолете, в сапогах-скороходах, в ступе бабы-яги, на машине времени)

Увлекает путешествием с помощью реальных атрибутов (стульчики, расставленные попарно друг за другом) и волшебных слов.

- Тогда скорее в машину времени! Нам пора расставить все по своим местам. Начинаем обратный отсчет от 10: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,0. Поехали!

-Закроем глаза и произнесем волшебные слова:

Мчится времени река широка и глубока,

Речка, речка не спеши, нам про древность расскажи.

С помощью педагога выбирают средство передвижения по реке времени.

Садятся на стульчики

Повторяют за педагогом волшебные слова, заучивая их

4. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала

Организует процесс ознакомления с историческим прошлым через рассказ, рассматривание иллюстраций, фотографий, беседу с детьми.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

1 остановка- Древность.

- Ребята, как раньше люди передавали информацию?

Обращает внимание на экран, демонстрирует презентацию.

Древний человек писать не умел, поэтому он рисовал.

- Как вы думаете, чем рисовали древние люди?

Сначала они рисовали угольками. Затем палочками на глиняных дощечках. Написать сообщение в древности на глиняных дощечках представляло очень длительный процесс. Сначала надо было создать эту дощечку (растворить нужное количество глины в воде), нанести рисунок, а потом дождаться пока он высохнет. Но и тут у людей возникали трудности, при высыхании глина трескалась, и сообщения людей видоизменялись.

Давайте мы с вами попробуем нарисовать на глине.

Пора отправляться дальше.

Дети садятся в машину времени и начинают отсчет.

Мчится времени река широка и глубока,

Речка, речка, не спеши, про старину нам расскажи.

2 остановка-Старина.

- Как вы думаете, чем человек заменил палочки? (гусиным пером)

Чтобы писать гусиным пером, его надо было сначала почистить и правильно заточить. Для письма пером использовали черную краску – чернила, которые находились в чернильнице (емкость, в которую окунали перо для набора чернил).

Перышки быстро ломались, высыхали. И человек стал думать, на что заменить перо. Спустя время появилось металлическое перо (демонстрирует его воспитанникам).

Предлагает воспитанникам попробовать себя в роли людей прошлого времени и создать изображения перьевой ручкой.

Беседа с воспитанниками.

- Вам удобно было писать перьевыми ручками? Почему?

Физминутка

Продолжает путешествовать с детьми  по реке времени, рассказывать и показывать ручки другого исторического времени

Ну, а теперь нам нужно отправляться дальше.

В наше время или современность

Мчится времени река широка и глубока

Речка, речка, не спеши, о нашем мире расскажи.

3 остановка - Современность

Прошло много лет и венгерский журналист Ласло Биро придумал шариковую ручку (демонстрация портрета и шариковой ручки).

- А почему она называется шариковой?

В наше время существует великое множество разнообразных ручек: обычные ручки, гелевые, ручки в виде различных предметов, ручки для левшей (демонстрация различных шариковых ручек)

Предлагает нарисовать ручкой любое изображение и проводит беседу с воспитанниками.

- Что в письме ручкой хорошего? А плохого?

- Чем писать удобнее?

Дидактическая игра «Какая ручка?»

(на столе разложены различные ручки, дети придумывают прилагательные: пластмассовая, металлическая, маленькая, твердая, красивая, смешная, игрушечная …).

Показ фрагмента из мультфильма «Шишкин музей «История шариковой ручки»

Активно вступают в диалог, высказывают свою точку зрения, отвечают на вопросы педагога.

Делятся чувствами и эмоциями.

Предполагаемые ответы детей

Слушают педагога, рассматривают наглядный материал, размышляют, отвечают на вопросы.

Закрепляют в речи новые слова.

Пробуют рисовать на глине.

Пробуют рисовать перьевой ручкой

Формулируют выводы на основе полученного опыта

Выполняют движения под музыку

Рассматривают различные виды ручек. Делятся своим опытом (какие необычные ручки они видели)

Рассматривают ручки, придумывают прилагательные.

Смотрят мультфильм

5. Работа в группах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «Река времени»

Включает детей в самостоятельную деятельность. Предоставляет время для творческой деятельности, наблюдает за детьми во время выполнения задания.

-Ребята, у нас на столе лежит панно «Река времени».

Река начинается в далеком, далеком прошлом – это древность. Затем река протекает через старину, где жили наши прабабушки и прадедушки. Заканчивается река современностью – это настоящее время, где мы  с вами живем.

На столе очень много картинок, все они могут найти свое место на «Реке времени».

Разделитесь на три группы. Вы можете договориться между собой, кто с кем хочет работать, но так чтобы было поровну в каждой группе. Затем договоритесь между собой, какие картинки группа будет размещать на «Реке времени».

Отвечают на вопросы воспитателя

Переносят полученный опыт из одной деятельности в другую

Поделившись на подгруппы, обсуждают и отражают карточками на «реке времени» историю появления шариковой ручки

6. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования

Предлагает проверить, как дети справились с работой. Затем наклеивают картинки на панно, используя клеевой карандаш и салфетки.

В ходе практической работы организует беседу, побуждает детей рассказать о тех объектах, изображения которых они приклеивают.

Выражают собственное суждение.

Осваивают временную последовательность появления шариковой ручки.

Выбирают картинки и приклеивают на соответствующий их временному периоду участок «реки времени».

7. Вывешивание панно на стене группового помещения

Вместе с детьми размещает панно на одной из стен группы. Побуждает продолжить узнавать новое о шариковой ручке.

Давайте определим место в группе для нашей Реки Времени.

- Может кто-то из вас дома найдет еще интересную информацию о ручке, которую мы обязательно разместим на нашей реке.

Помогают педагогу разместить панно в группе

8. Рефлексия

Подводит итог совместной деятельности, используя художественное слово и вопросы на закрепление нового материала

Давайте встанем в хоровод дружбы.

В путешествии мы были.

Ничего не позабыли?

Руку дружбы протяни,

Что запомнил, расскажи!

- Кому бы вы хотели показать реку времени?

- Ребята, что вам понравилось в нашем путешествии?

- Трудно вам было разместить картинки в нужном месте?

- О чем вы бы хотели узнать в следующий раз?

В будущем, я предлагаю в нашей группе создать выставку ваших рисунков на тему «Ручка будущего», которые мы тоже можем разместить на Реке Времени.

Вспоминают содержание занятия, отвечают на вопросы педагога.

Делятся своими впечатлениями от совместной деятельности.

Высказывают эмоциональный отклик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие - исследование в подготовительной к школе группе «История шариковой ручки»

Занятие-исследование  знакомит детей  с историей создания шариковой ручки....

Конспект занятия в подготовительной группе «Откуда пришла к нам шариковая ручка?»

Конспект занятия  в подготовительной группе «Откуда пришла к нам шариковая руВ рамках проведения Дня открытых дверей...

Технологическая карта проведения НОД "Древняя Русь"

Знакомство детей с историей Древней Руси, о том как жили, чем питались, во что одевались люди в те давние времена. Закрепить пословицы и поговорки о  Древней Руси....

Шариковые ручки для дошкольника. Хорошо это или плохо?

Есть разные мнения на этот счёт. Но многие специалисты считают, что это вредно. Почему?...

НОД "История шариковой ручки"

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "История шариковой ручки"...