Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Тип: Итоговое Вид организованно - образовательной деятельности: ФЦКМ
Тема: «Как дикие животные к зиме готовятся»
Количество детей: 15
Возраст: 4-5 лет
Демонстрационный материал: набор картинок "Дикие животные леса" (белый заяц, белка, лиса, медведь, волк), корзинка с загадками
Оборудование и материалы: Картина «Кто как готовится к зиме», картинки с изображением диких животных и детенышей, их жилище; магнитная доска.
Методические приёмы: Беседа о животных, проживающих в лесу; их внешний вид, чем питаются, на кого охотятся. Кто? Как? И что заготавливают себе на зиму. Всех ли животных можно увидеть в лесу зимой? Беседа сопровождается показом цветных иллюстраций с изображением диких животных. Дети включаются в беседу. Отвечают на вопросы.
Словарная работа: логово, линька, нора, берлога, лапы, детеныши: лисёнок, волчонок, зайчонок, бельчонок, медвежонок, ежонок.
Предварительная работа: - просмотр мультимедиа презентации с беседами о животных, какие животные живут в лесу; - рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные», составление рассказов по картинкам; - проведение дидактических игр «Кто, где живёт?», «Кто лишний?», «Кто, чем питается?», «У кого кто?», проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике»; - чтение художественной литературы: Н. Сладков «Лиса и заяц», В. Бианки «Купание медвежат»; чтение сказок: «Колобок», «Три медведя», «Зимовье зверей». - загадки о диких животных.
Программные задачи:
Образовательные: - закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных; дать представление о том, как животные в лесу готовятся к зиме; - систематизировать знания детей о сезонных изменениях в неживой природе изменения в растительном мире, изменения в животном мире (осень); - заложить основы экологических знаний.
Развивающие: - развивать познавательную речевую активность по теме «Осень», «Жизнь диких животных осенью»; - способствовать развитию психических процессов: памяти, воображения, любознательность, образное мышления; - развивать логическое мышление, воображение, внимание, связанную речь, обогащать словарный запас (дупло, берлога, нора, логово). - расширять кругозор детей. Совершенствовать интонационную выразительность, отчетливое произношение слов и звуков.
Воспитательные: - воспитывать навыки культурного поведения в процессе игры; - воспитывать бережное отношение к природе в процессе беседы о жизни диких животных осенью; - воспитывать любознательность, любовь к природе, интерес и бережное отношение к животным; - воспитывать дружеские отношения, эмоциональную отзывчивость, прививать любовь к родному краю, к братьям нашим меньшим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_poznavatelnomu_razvitiyu_v_sredney_gruppe.docx | 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие»
Тип: Итоговое Вид организованно - образовательной деятельности: ФЦКМ
Тема: «Как дикие животные к зиме готовятся»
Количество детей: 15
Возраст: 4-5 лет
Демонстрационный материал: набор картинок "Дикие животные леса" (белый заяц, белка, лиса, медведь, волк), корзинка с загадками
Оборудование и материалы: Картина «Кто как готовится к зиме», картинки с изображением диких животных и детенышей, их жилище; магнитная доска.
Методические приёмы: Беседа о животных, проживающих в лесу; их внешний вид, чем питаются, на кого охотятся. Кто? Как? И что заготавливают себе на зиму. Всех ли животных можно увидеть в лесу зимой? Беседа сопровождается показом цветных иллюстраций с изображением диких животных. Дети включаются в беседу. Отвечают на вопросы.
Словарная работа: логово, линька, нора, берлога, лапы, детеныши: лисёнок, волчонок, зайчонок, бельчонок, медвежонок, ежонок.
Предварительная работа: - просмотр мультимедиа презентации с беседами о животных, какие животные живут в лесу; - рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные», составление рассказов по картинкам; - проведение дидактических игр «Кто, где живёт?», «Кто лишний?», «Кто, чем питается?», «У кого кто?», проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике»; - чтение художественной литературы: Н. Сладков «Лиса и заяц», В. Бианки «Купание медвежат»; чтение сказок: «Колобок», «Три медведя», «Зимовье зверей». - загадки о диких животных.
Программные задачи:
Образовательные: - закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных; дать представление о том, как животные в лесу готовятся к зиме; - систематизировать знания детей о сезонных изменениях в неживой природе изменения в растительном мире, изменения в животном мире (осень); - заложить основы экологических знаний.
Развивающие: - развивать познавательную речевую активность по теме «Осень», «Жизнь диких животных осенью»; - способствовать развитию психических процессов: памяти, воображения, любознательность, образное мышления; - развивать логическое мышление, воображение, внимание, связанную речь, обогащать словарный запас (дупло, берлога, нора, логово). - расширять кругозор детей. Совершенствовать интонационную выразительность, отчетливое произношение слов и звуков.
Воспитательные: - воспитывать навыки культурного поведения в процессе игры; - воспитывать бережное отношение к природе в процессе беседы о жизни диких животных осенью; - воспитывать любознательность, любовь к природе, интерес и бережное отношение к животным; - воспитывать дружеские отношения, эмоциональную отзывчивость, прививать любовь к родному краю, к братьям нашим меньшим.
Структура ООД:
1.Вводная часть
1.1. Организационный момент
11. Оснавная часть
2.1. Дидактическое упражнение Физкультминутка «Заяц» 2.2. Дидактическое упражнение «Кто где живет» 2.3. Дидактическое упражнение «Как мы называем детенышей» 2.4. Дидактическое упражнение «Подбери определение»
111. Заключительная часть:
3.1. Подведение итога занятия.
Ход занятия:
Воспитатель. Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но для этого мы должны быть бодрыми и весёлыми! Давайте подарим друг другу наши красивые улыбки, повернитесь друг к другу и улыбнитесь.
Воспитатель. Какое время года сейчас? Какой месяц? На улице холодно или тепло? Какую одежду надевают люди в холодную погоду? Людям зимой тепло, потому что они одеты в теплую одежду. А зверям тепло зимой? Что их согревает? Дети, сегодня мы познакомимся с животными леса, которые называются одним словом «Дикие животные» Но очень скоро наступит зима, это очень холодное время года. У животных леса это самая тяжелая пора. Как вы считаете, как они готовятся встретить зиму? ( некоторые животные будут всю зиму спать в своих домиках. Но есть животные, которые всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание)
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами отправимся в лес. Может быть встретим какое-нибудь животное.
- Мы в листочки превратились И тихонько закружились. Покружились, полетели, И тихонько на стульчики сели (дети садятся на стульчики)
Воспитатель: - Вот мы и оказались в лесу. А в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей. Ой, ребята, посмотрите, что это?
Дети: Это корзинка.
Воспитатель: Интересно, что там внутри? Хотите посмотреть?
Дети: Да!
Воспитатель: В корзинке листочки, и шишки, а на них загадки. Давайте отгадаем.
Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу, В дупле на старом дубе, Орешки я грызу. Кто это, ребята?
Дети: Белка (картинка белочки)
Воспитатель: Правильно, белка. А где живет белка?
Дети: Белка живет на дереве, в дупле (хором скажем «дупло»)
Воспитатель: Чем же занята белка осенью?
Дети: Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи – зимой все пригодится.
А еще белочка на зиму меняет свою рыжую шубку на серую.
Воспитатель: А вот еще одна загадка.
Летом ходит без дороги Возле сосен и берез А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. Кто это?
Дети: Медведь (картинка медведя)
Воспитатель: Да действительно, медведь. А кто знает, где живет медведь? Дети: В берлоге.
Воспитатель: Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Надумает медведь спать укладываться, свернется калачиком и спит до весны.
Воспитатель: Лежала между елками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (картинка ёжа)
Воспитатель: А где он прячется? Дети: В норе. Воспитатель: Да, ёжик готовит себе гнездо под кучей листьев и сухих веток. Гнездо старательно выстлано травой и листьями. С наступлением холодов еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму. Воспитатель: Но совсем по – другому готовятся к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов.
Воспитатель:
Посмотрите-ка, какая. Вся горит как золотая, Ходит в шубке дорогой Хвост пушистый и большой. (Лиса.)
Воспитатель: Правильно. Днем лиса спит в своей норе, а ночью охотится на мышей и других грызунов. Иногда, из-за нехватки пищи, лиса может красть домашних птиц, готовясь к зиме лиса роет нору. Как называется жилище лисы? Дети: Нора Воспитатель: Верно. Посмотрите тут еще один лесной житель, догадайтесь кто это?
Воспитатель: Он по лесу всё время рыщет, И в кустах кого-то ищет. Слышно, он зубами щёлк, Угадай, кто это …(Волк.)
А вы знаете, что волки к зиме особо не готовятся, они не делают запасов, не уходят в спячку. Потому что, даже зимой они могут найти себе питание, а когда становится очень холодно, они прячутся в свое логово. Логово - это большая нора или расщелина, в которой живет волк. Воспитатель: Повторим все вместе -логово. Индивидуальные и хоровые ответы.
Воспитатель: - Послушайте еще одну загадку.
Комочек пуха, длинное ухо. Прыгает ловко, любит морковку. Кто это? Дети: Заяц (картинка зайца)
Стихотворение И. Пивоваровой. “Заяц”.
Заяц лёг на бугорок, Подремать решил часок. А пока он сладко спал, Первый снег на землю пал. Вот проснулся заяц серый, Удивился: – В чём же дело?
Воспитатель: – Ребята, что же произошло? (Ответы детей.) Правильно, вы сказали, что выпал первый снег.
– А зайка успел приготовиться к зиме? (Ответы детей.) – Как же он готовится к зиме? (Ответы детей.) – Молодцы ребята, правильно ответили. - Летом зайцы серые (воспитатель демонстрирует детям картинки). А в середине осени зайцы меняют шубку летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета. – Какого? – Почему белого? – Такие изменения окраски и густоты меха называются линькой. У многих зверей к зиме отрастает пушистая, густая шерсть – зимняя шубка.
Воспитатель: У зайца много врагов. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и не приметная шубка. Кормится заяц веточками деревьев и корой.
Воспитатель: Ребята давайте отдохнем.
Физкультминутка:
Скок – поскок, скок – поскок, Прыгнул зайка на пенёк. Зайке холодно сидеть, Нужно лапочки погреть. Лапки – вверх, лапки – вниз, На носочках подтянись. Лапки ставим на бочок. На носочках скок – скок – скок. А затем вприсядку, Чтоб не замёрзли лапки.
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами поиграем.
Дидактическая игра "Кто где живёт?"
В берлоге живёт (кто?) – медведь. В норе живёт (кто?) – лиса. В логове живёт (кто?) – волк. В норке живёт (кто?) – ёжик. В дупле живёт (кто?) – белка.
Офтальмологическая пауза Белка. Белка дятла поджидала, (Резко перемещают взгляд вправо-влево.) Гостя вкусно угощала. Ну-ка, дятел, посмотри! (Смотрят вверх-вниз.) Вот орехи — 1, 2, 3. (Моргают глазками.) Пообедал дятел с белкой И пошел играть в горелки. (Закрывают глаза, гладят век; указат. пальцем.)
Как то раз осенним днем Звери все пошли гулять гурьбой За мамой волчицей топал…Кто? (Волчонок) За мамой лисицей крался…Кто?(Лисенок) За мамой ежихой катился …Кто?(Ежонок) За мамой медведицей шёл…Кто?(Медвежонок) За мамой бельчихой скакал…Кто?(Бельчонок) За мамой зайчихой прыгал…Кто?( Зайчонок)
Дидактическое упражнение "Подбери определения" :
Волк (какой?) – серый, зубастый, страшный, … Медведь (какой?) – бурый, косолапый, неуклюжий, … Лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая, … Ёж (какой?) – колючий, маленький, … Заяц (какой?) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький,
Воспитатель: Молодцы ребята! А как мы назовём всех этих животных? Дети: Дикие животные. Воспитатель: Правильно, все эти животные – дикие. А как вы думаете, почему их так называют? Дети: Потому что они живут в лесу, а не дома у человека, сами о себе заботятся, добывают себе сами еду и строят жильё.
Воспитатель: - Подойдите все ко мне (дети встают полукругом) А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Покружимся, как листочки.
Листочки, листочки В деток превратитесь В детский сад вернитесь!
Воспитатель: 1. Кого мы видели в лесу? (В лесу мы видели медведя. волка, зайца, лису, ёжика, белку) 2. Кто из животных спит зимой? (Зимой спят медведь, ёжик) 3. Где спит медведь? (Медведь спит в берлоге) 4. Какие животные не делают себе запасов на зиму?(Не делают себе запасов на зиму волк, заяц, лиса) 5.Какие животные являются врагами зайца?(Волк и лиса) 6. Где живет белочка? (Белочка живет на дереве в дупле)
Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу, все старались. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов. Средняя группа Тема: «Комнатные растения».
Цели:1. Познакомить детей с комнатными растениями (геранью, бегонией, бальзамином, алоэ, фиалкой, фикусом, аспарагусом.)2. Учить детей различать данные ...
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов. Старшая группа Тема: «Всё о космосе».
Цели занятия: расширить, систематизировать и уточнить представления детей о космосе; уточнить знания о Юрии Гагарине и празднике «День космонавтики»; познакомить с понятием «Солнечная система», с её с...
Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»
Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...
Конспект интегрированной НОД образовательных областей «Познавательное развитие» (ФЭМП, конструирование), «Физическое развитие» (Физическая культура, «Художественно-Эстетическое развитие» (Музыка) во второй младшей группе "В гостях у трёх поросят"
Конспект интегрированной НОД образовательных областей "Познавательное развитие" (ФЭМП, конструирование), "Физическое развитие" (Физическая культура), "Художественно-эстетическ...
Конспект НОД По образовательной области «Познавательное развитие», с интеграцией образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» в средней группе Математическая игра – путешествие «Морская экспеди
Математическая игра – путешествие «Морская экспедиция «Поможем морским обитателям»» Данный материал позволит в увлектельной игровой форме выполнить следующие...
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов. Старшая группа Тема: «Всё о космосе».
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов.Старшая группаТема: «Всё о космосе».Цели:Расширить, с...
Конспект НОД по образовательным областям «Познавательное развитие» с интеграцией образовательных областей «Физическое развитие» для детей 6-7 лет группы в подготовительной к школе группе тема: «В поисках Дерева Доброты"
Открытое занятие.Цель: систематизировать и закрепить знания пройденного материала у детей подготовительной к школе группы....