Дополнительная образовательная программа «Я – исследователь» (средняя группа)
методическая разработка (средняя группа) на тему
Цель программы: создание условий для успешного освоения дошкольниками основ исследовательской деятельности. Задачи программы: формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; развивать познавательные потребности и способности, креативность. Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, обществознанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа
«Я – исследователь»
(средняя группа)
Руководитель кружка:
Мишуткина Валентина Сергеевна
Пояснительная записка
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование. Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Цель дополнительной образовательной программы
Формирование основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего дошкольного возраста посредством установления взаимосвязи между явлениями, характерными признаками неживой и объектами живой природы путем вовлечения детей в опытно - экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления с явлениями, особенностями, свойствами, характерными признаками неживой природы, их связью с объектами живой природы.
2. Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности
3. Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.
4. Расширять перспективы развития познавательно - поисковой деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
Ожидаемые результаты
- развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в которой сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии , образного мышления, творческих способностей
-формирование осознанно - правильного отношения к объектам неживой природы, экологического мышления;
-развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- развитие желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- расширение знаний детей о свойствах неживой природы и их роли в окружающем мире;
- накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой;
Формы подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Создание клуба «Неизведанное рядом».
- Создание информационного пространства (информационный стенд; оформление папки - передвижки).
Учебно – тематическое планирование дополнительной образовательной программы
№ | Месяц | Тема | Программное содержание |
1 | Сентябрь | «Где ночует солнышко?» «Почему происходит смена времени года?» «У кого какие детки?» «В тепле и холоде» | 1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук: - развитие у детей представления о химических свойствах веществ; - развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях; - развитие элементарных математических представлений; - познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра. 2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов. 3. Развитие у детей умственных способностей: - развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; - формирование способов познания путём сенсорного анализа. 4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. |
2 | Октябрь | «Рассматривание зерна под микроскоп» «Заплесневелый хлеб, дырочки» «Волшебная монетка» «Звучащий стакан» | |
3 | Ноябрь | «Круговорот воды в природе» («Откуда берется вода и куда девается?») «Холодный кипяток» «Плавает-тонет» «Почему не выливается» «Наши помощники - глаза» | |
4 | Декабрь | «Прикрываем рот и нос, когда чихаем.» Опыты с распылителями, блеском для тела») «Тайнопись» «Скорлупа бежит за расческой» | |
5 | Январь | « Рисуем глядя в зеркало» «Извержение вулкана» «Сделай снегопад» | |
6 | Февраль | «Лед и пламя» «Почему лед не тонет» «Живые тени» «Теневой театр» | |
7 | Март | Делаем окаменелость. Что еще кроме костей может стать окаменелостью» «Тесная бутылка» «Подлодка» «Чернеющее яблоко» | |
8 | Апрель | Волшебная бумага. Свойство бумаги» «Бумажная гармошка, бумажки - попрыгунчики» «Парящий самолет» «Пузырьки - спасатели» | |
9 | Май | Вкусные опыты. Творог и сметана» «Мир ткани: опыты с нитками (нить – линейка , музыкальная линейка, нитка-циркуль» «Как органы человека помогают друг другу» «Что и из чего» |
Список литературы:
1. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.-М.: АРКТИ, 2008.
2. 11. Е.А. Мартынова Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. – Волгоград: Учитель 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Юный исследователь"
Дополнительная образовательная программа "Юный исследователь"...
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Маленькие почемучки" средняя группа
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотнош...
Дополнительная парциальная образовательная программа "Терем-теремок" средняя группа (2020г.)
Создание данной программы по развитию связной речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие...
«Дополнительная образовательная программа «Маленькие исследователи» на 2019-2020 учебный год»
Дополнительная образовательная программа «Маленькие исследователи»на 2019-2020 учебный год...
«Дополнительная образовательная программа «Юные исследователи» на 2020-2021 учебный год»
Дополнительная образовательная программа «Юные исследователи»на 2020-2021 учебный год...
дополнительная образовательная программа " Малыш исследователь" 2022-2023гг
Рабочая парограмм разработана в соответствии с ФГОС для детей 5-7 лет. На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование.Экспериментирование дает р...
дополнительное образовательная программа " Малыш- исследователь" подготовительная группа
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГос для детей 5-7 летНа сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование.Экспериментирование д...