Программа по познавательно - исследовательской деятельности «Я - исследователь»
материал по окружающему миру (старшая группа)
Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_prezentatsiya_programmy.pptx | 479.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Цель программы: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
- формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е . способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; - развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей); расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий. Задачи программы:
Сроки обучения 1 год - средняя группа (4-5 лет); 2 год - старшая группа (5-6 лет); 3 год - подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Этапы обучения Первый этап - подготовительный - он включает в себя : - подбор методической литературы; - изучение детей с целью выявления показателей познавательной инициативы и характера познавательно - исследовательской деятельности; - разработка перспективного плана; - создание картотек «Бумага», «Ткань»; - подбор образцов полезных ископаемых родного края (песок, земля, глина); - создание картотеки опытов и экспериментов «с водой», «с песком», « с воздухом », «с предметами». - знакомство родителей с программой и совместная деятельность по созданию коллекций.
Второй этап — основной - связан с непосредственной работой с детьми и родителями. На этом этапе планируется : - игры и упражнения на развитие познавательно - исследовательских способностей у детей ; создание дневника наблюдения для опытов; создание схем , алгоритмов; привлечение родителей к совместной экспериментальной деятельности; пополнение картотеки опытов и экспериментов « с водой», «с песком », « с воздухом», «с предметами »; - подбор образцов полезных ископаемых родного края (нефть, торф).
Третий этап - заключительный : самостоятельная экспериментальная деятельность детей ; связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей , и подвести их к пониманию природных закономерностей; - формирование основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Н аправления экспериментальной деятельности Живая природа Человек Неживая природа Рукотворный мир
Учебно – тематический план Средняя группа (4 – 5 лет) Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к опытно-исследовательской деятельности через экспериментирования. Задачи: - Учить детей создавать проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); - Развивать умение решать проблемные ситуации (вместе с педагогом); - Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Тематический план по организации опытно – исследовательской деятельности детей средней группы. Перспективный план по опытно - исследовательской деятельности детей средней группы. План работы с родителями средней группы. Планируемый результат.
Старшая группа (5- 6 лет) Цель: Развивать гибкость мышления через опытно – экспериментальной деятельность. Задачи: - Учить применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; - Формировать предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе; - Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; - Воспитывать желания детей принимать участие в беседе в процессе экспериментальной деятельности.
Тематический план по организации опытно – исследовательской деятельности детей старшей группы. Перспективный план по опытно - исследовательской деятельности детей старшей группы. План работы с родителями старшей группы. Планируемый результат.
Подготовительная группа (6 – 7 лет) Цель: Учить самостоятельно, находить, ответ на поставлены проблемные ситуации. Задачи: Формировать у детей интерес к проектной деятельности совместно с педагогом . -Продолжать развивать познавательный интерес у детей с помощью наглядных средств (алгоритмы, схемы, символов условных заместителей, моделей); - Воспитывать у детей инициативность , сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Тематический план по организации опытно – исследовательской деятельности детей подготовительной группы. Перспективный план по опытно - исследовательской деятельности детей подготовительной группы. План работы с родителями подготовительной группы. Планируемый результат.
Что должны знать дети: • что такое вещество; три состояния вещества; использует в речи термины “жидкий”, “твердый”, “газообразный”; • основные свойства песка, воздуха, воды (безвкусная, бесцветная, без запаха, изменяет форму, но сохраняет объем, имеет температуру, может замерзать, испаряться и т.д.); использует в речи соответствующие термины; • что происходит с водой при нагревании, замерзании; использует термины “расширение”, “сжатие”; • что такое туман, роса, снег, лед; • почему зимой подо льдом темнее; • куда уходит вода после дождя; • из чего состоят облака и тучи, почему идет дождь; • почему воду называют неутомимой путешественницей; • для чего нужен воздух; • основные свойства воздуха; • какие общие свойства у воды и воздуха; • главное различие воды и воздуха; • как очистить воздух в помещении; • виды почв, их состав и свойства; • как обнаружить в почве воздух; • из чего образуется перегной; • как продвигается вода в почве; • где можно встретить дикорастущие и культурные растения; • для чего удобряют почву; • почему нельзя загрязнять почву.
Умеет: • самостоятельно объяснять связь фактов (использует простое причинное рассуждение потому что); • упорядочить и систематизировать конкретные материалы; • самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи и взаимоотношения (если…, то…); • самостоятельно выстраивает простейшие экологические зависимости типа здоровая природа – здоровый я; • делать простейшие опыты по словесному описанию или по образцу; по завершении опыта, делать соответствующие выводы; • самостоятельно зарисовывать свои наблюдения.
1. Е.А. Мартынова., И. М. Сучкова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г. 2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г. 3. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г. 4. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г. 5. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г. 6. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001. 7. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко . 8. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. № 9. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2. 10.Рыжова П. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2. 11.Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1. 12. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина , Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. -М.: ТЦ «Сфера», 2005. 13. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова -М.: ТЦ «Сфера», 2004. 14. Рыжова Н. А. Волшебница -вода /Текст/ Н. А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс . 1997 . 15. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1. 16. Интернет ресурсы. Список литературы
Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности С. Л. Рубинштейн
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка познавательно-исследовательской деятельности «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения....
Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности «Мы – исследователи» для детей среднего дошкольного возраста (4-5) лет
Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности«Мы – исследователи»для детей среднего дошкольного возраста (4-5) лет...
Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности «Мы – исследователи» для детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет
Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности«Мы – исследователи»для детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет...
Дополнительная образовательная программа по познавательно-исследовательской деятельности "Юный исследователь" (4-7 лет)
Программа имеет пояснительную записку, цели и задачи, этапы и формы реализации, перспективный план для каждой возрастной группы, диагностические материалы...
Дополнительная образовательная программа по познавательно-исследовательской деятельности "Юный исследователь" (4-7 лет)
Программа содержит пояснительную записку, цели, задачи, формы организации, этапы реализации, диагностический материал и перспективный план работы...
ПРОГРАММА по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе 4-5лет. «Маленькие исследователи»
Составитель: Улько Яна Александровна ...
Программа по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Мы - исследователи» на 2020-2023 учебный год от 4 до 7 лет
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей ср...