Дополнительная образовательная программа познавательно-исследовательской направленности «Познавай-Ка»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Алиева Севиля Сейфаловна

Развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavay-ka.docx89.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение         детский сад комбинированного вида №8

Дополнительная образовательная программа

познавательно-исследовательской направленности

«Познавай-Ка»

        

Воспитатель:

Алиева С.С.

г. Санкт-Петербург 2020 г.

Содержание:

1. Введение

1.1. Актуальность темы ………………………………… 1  

     1.2. Цель, задачи программы………………………………… 2  

2. Основная часть        

2.1. Перспективный план экспериментальной  деятельности детей младшего  дошкольного возраста    …………………………………   3

2.2. Сотрудничество с семьями воспитанников.        …………………………………   7

Заключение        …………………………………   8

Список литературы   …………………………………  9

Приложение        …………………………………   10


  1. Введение

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

В соответствии с ФГОС  дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

  Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.

При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Цель - развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Углублять представления о живой и неживой природе.

2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.

3. Формировать  представления о свойствах и качествах предметного мира

  Проанализировав требования примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,  Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,  изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментальной деятельности, научно-методическую литературу на эту тему,  были намечены пути практического осуществления работы.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста является проведение элементарных опытов и экспериментов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование.

  Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть организованной деятельности. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.

  На первом этапе планируется провести  диагностикуна определение уровня познавательной активности у детей  младшей группы. (Уровень познавательной активности выявить   на основании мониторинга качества освоения программы  «От рождения до школы» по результатам динамики формирования интегративных качеств «любознательный, активный»).(Приложение 1),

На втором этапе разработано перспективное планирование экспериментальной деятельности на 2017-2018 учебный год

   Согласно тематическому плану разработан  цикл совместной организованной деятельности «В гостях у профессора Знайкина» (Приложение 2),картотека опытов (Приложение 3) и  игры по экспериментированию(Приложение 4).

  Непосредственно в группе необходимо провести  работу по созданию предметно - развивающей среды: оборудование для проведения опытов и экспериментов   (Приложение 5).

                   2

2. Основная часть

 2.1 .Перспективный план экспериментальной деятельности детей младшего  дошкольного возраста

Сентябрь

Название игры

Цель

Задачи

Оборудование:

«Сыпем, лепим»

2 неделя

Формировать  знания о свойствах сухого и влажного песка.

Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони)

Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной  деятельности.

Центр « Вода-песок».

Формочки для песка.

«Про маленькую капельку»

4 неделя

 Познакомить  детей со свойствами воды.

Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.

Развивать активный словарь.

Воспитывать положительное отношение к персонажу Капельке.

Игрушка-капитошка (синий воздушный шарик, надутый в виде капли)

2 тазика с водой (холодная, тёплая)

Банка с грязной водой.

Чистая кипячёная вода, чашки.

Прозрачные одноразовые стаканчики.

Цветные губки

Плавающие игрушки.

Октябрь

«Отпечатки нашихрук»

6 неделя

Закрепить  знания детей о свойстве влажного песка- сохранять форму предмета.

Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.

Развивать фантазию, творческие способности.

Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.

Песок.

Разноцветные камушки.

«Тонет,

не тонет, плавает»

8 неделя

Познакомить  детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет.

Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками.

Развивать умение проговаривать знакомую потешку, показывать её при помощи пальчиковой гимнастики.

Воспитывать  положительное отношение к персонажу

Центр- вода – песок.

Маленькие резиновые мячики по количеству детей.

Разноцветные камушки

Резиновая утка.

«Сделаем ветерок»

10 неделя

Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.

Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.

Таз с водой

Большой и маленький бумажные кораблики.

«По ровненькой дорожке, шагают наши ножки».

12 неделя

Формировать  у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.

Учить детей действовать с природным материалом.

Развивать зрительно – слуховые связи, мелкую моторику рук,        координацию движений.

Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

Камешки разного размера

Пёрышки

Таз с водой

Ведёрки

Ноябрь

Декабрь

«Бумажные листочки»

14 неделя

Дать представление о том, что бумага легкая и

может рваться.

Воспитывать положительное отношение к  элементарной исследовательской деятельности. Учить способам обследования материала.

Формировать умение называть основные цвета.

        

Бумага разного цвета, и разной толщины

Разноцветная водичка»

16 неделя

Формировать  представление детей о свойстве воды - возможность окрашивания.

Приучать  называть основные цвета.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать положительное отношение к  элементарной исследовательской деятельности.

        

Игрушка- капитошка.

Одноразовые стаканчики с водой.

Гуашевые краски.

Морковный сок.

4

Январь

«Норки для ежат»

18 неделя

Закрепить  знания детей о свойствах сухого и влажного песка.

Формировать представление о количестве (один - много), размере (большой- маленький).

Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов.

Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.

Воспитывать заботливое отношение к животным.

        

Игрушка-ёж

Пластилиновые ежата по количеству детей.

Сосновые иголки в тарелочках.

Центр «Вода- песок»

« Снеговик в гостях у детей»

20 неделя

Дать   представление о свойстве снега превращаться в воду.

Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными  материалами.

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать положительное отношение к персонажу-Снеговику.

Снеговик - игрушка

Формочки для песка

Совочки

Подносы

Цветные льдинки

Чистый снег в тазу

Февраль

«Горки для козлят»

22 неделя

Учить  детей выкладывать форму из влажного песка.

Формировать знания о высоте предмета - высокий, низкий.

Развивать общую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать доброжелательность, желание помочь.

        

Песок.

Набор деревянного театра

« Волк и семеро козлят».

Ведёрки большие и маленькие.

«Какая разная вода»

24 неделя

Дать  представление о свойстве воды превращаться в лёд.

Формировать умение называть основные цвета.

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать положительное отношение персонажу.

Формочки из донышек пластиковых бутылок10-15штук.

Вкладыш из-под шоколадных конфет в коробке.

Стакан с прозрачной водой

Цветная вода в стаканчик

5

Март

«Лисичка в гостях у ребят»

26 неделя

        

Закрепить    умение определять свойства сухого

( сыпется) и мокрого (держит форму) песка.

Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить  умение пользоваться ситом.

Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитывать

положительное отношение к персонажу, желание помочь.

        

Игрушка-Лисичка.

Шнур.

Крупные бусины 15шт.

Песок в прозрачных стаканах.(по количеству детей)

Сита (по количеству детей).

Формочки, подносы .

Лейка с водой.

«Бусы для мишки»

28 неделя

Дать  понятие о свойствах и качествах льда.

Формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе).

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.

        

Игрушки (заяц, медведь, белочка).

Угощение для животных ( капуста, морковь, шишки, конфеты).

Цветные бусы из льдинок.

Крупные деревянные бусинки.

Шнур для нанизывания бус.

Апрель

«День рожденья куклы Маши»

30 неделя

 Продолжать  учить детей выкладывать формы из влажного песка.

Приучать детей договаривать слова знакомой сказки

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.

Песок.

Кукла – большая.

Настольный  театр «Колобок»

Формочки.

Подносы.

Совки.

Большой строительный материал.

«Постираем кукле платье»

32 неделя

 Формировать  у детей умение называть температуру воды.

Упражнять  в назывании предметов одежды, белья.

Развивать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз).

Воспитывать  интерес к трудовым действиям взрослых.

Кукла

Тазик

По ведру с горячей, холодной водой.

Мыло

Мыльница

6


«Мы ходили в огород»

34 неделя

 Закрепить  умение детей выкладывать формы из влажного песка.

Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке овощи.

Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность. Умение инсценировать знакомую сказку.

Воспитывать положительное отношение к персонажу.

        

Песок.

Кукла- дед

Овощи- муляжи (лук, чеснок, свекла, морковь, репа).

Шапочки персонажей сказки «Репка».

Корзинка.

Формочки, разносы, совки (по кол-ву детей)

Лейка с водой.

«Купание куклы Кати»

36 неделя

Закрепить   умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая».

Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними.

Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи.

Воспитывать культурно- гигиенические навыки,  поведения.

        

Кукла

2 ведёрка с водой (холодная, горячая)

Ванночка

Мыло

Мыльница

Полотенце

Май

2.2. Сотрудничество с семьями воспитанников.

Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка. В начале учебного года на родительском собрании  сообщить  родителям,  какое направление работы планируется в этом году, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме. Объявить  результаты диагностики уровня познавательной активности детей.  Подготовить памятки, которые помогут создать наиболее  благоприятные условия для  реализации представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира(Приложение 6).Совместными усилиями пополнять исследовательский уголок.Для родителей провести  семинар-практикум на тему: «Экспериментаторская деятельность детей младшего дошкольного  возраста.(Приложение7).      

                

7

В родительский уголок  поместить  

консультацию на тему: «Маленькими шагами в прекрасный мир!»

 (Приложение8).

Создать фотоальбом детской экспериментаторской деятельности

«Волшебный мир природы».

В конце учебного года провести итоговое  родительское собрание, на котором родителям будут представлены итоги работы с детьми (результаты мониторинга  уровня познавательной активности на конец учебного года)

Заключение

Исследовательская деятельность,  которая включена в разные виды деятельности, способствуют  приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.

Исследуя окружающую действительность, дети  стремятся выйти за пределы непосредственного окружения.

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития младших дошкольников позволит качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.

8

        

Список литературы

  1. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. 1997. №1. с.6.
  2. Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 - №4
  3. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92
  4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
  5. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.
  6. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
  7. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6. С.13-16.
  8. Карасёвой М.В., воспитателя МДОУ  №2 г. Мичуринска  Статья «Организация исследовательской деятельности в ДОУ»

9

Приложение

Приложение 1

детей младшего дошкольного возраста

Уровень познавательной активности выявить на основании мониторинга качества освоения программы

«От рождения до школы» по результатам динамики формирования интегративных качеств «любознательный, активный».

10

Приложение 2

Конспекты совместной организованной деятельности по формированию целостной картины мира

«В гостях у профессора Знайкина»

ТЕМА №1 «ПЕСОК»

Программное содержание: Познакомить детей со свойствами песка: песок – это множество песчинок; песок бывает сухой и мокрый; мокрый песок принимает любую нужную форму.

Воспитывать культурно-гигиенические навыки, любознательность и желание играть сообща.

Вызвать положительные эмоции.

Оборудование: Халаты для воспитателя и детей, несколько емкостей с сухим песком, лейки с водой, формочки для песка, лист бумаги.

Словарная работа:песок, мокрый, сухой, грязный

Предварительная работа: игры с песком на прогулке; рассматривание сюжетных картин на тему: «Дети гуляют»; д/игры: «Больше-меньше», «Собери в корзинку»; наблюдения в природе

Методические приемы:вопросы к детям, рассказ воспитателя, эксперимент с песком, практическая деятельность детей

Ход занятия:

Этапы

Содержание

Примечание

Организационный момент

1.

2.

Динами

ческая пауза

3.

Итоги

Ребята, профессор Знайкин снова приглашает нас в гости в свою лабораторию. Пойдем?

Давайте все наденем  халаты, и профессор покажет нам много нового и интересного.

Ребята, что у меня в стаканчике? Правильно.

Я возьму белый лист бумаги и насыплю на него немного песчинок. Посмотрите, какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листе бумаги. Чтобы получилась большая горка песка нужно очень много песчинок.

В какой из них больше (меньше) песчинок? А в песочнице много песчинок?

Вывод: Песок состоит из множества песчинок.

А теперь давайте проведем эксперимент с песком. Что это?

Суньте руки в песок. Достаньте ручки. Они мокрые?

Значит и песок сухой. Он не намочил руки. Стряхните ручки. Стали руки чистыми?

Это потому, что песок сухой, он легко стряхивается с рук. А теперь давайте польем песок.

Суньте в него руки. Какой стал песок?

А почему песок мокрый?

Достаньте ручки. Какие стали ручки?

Стряхните ручки. Стали руки чистыми?

Это потому, что мокрый песок не стряхивается с рук. Что нужно сделать для того, чтобы руки стали чистыми?

Вывод: Песок бывает сухой и мокрый, если его полить водой. Сухой песок легко стряхивается с рук, а мокрый – нет.

А сейчас пойдемте мыть руки.

Наше путешествие по лаборатории профессора Знайкина продолжается. Перед вами два тазика с песком. Определите, где находится мокрый песок.

Давайте испечем угощение для наших мам: скатаем колобки и сделаем «пирожные» с помощью формочек.

Д/игра «Угощение для мамы»

Какие красивые у вас получаются «пирожные»! Песок мокрый, поэтому из него легко лепить. Давайте попробуем слепить угощение из сухого песка. У вас получается?

Почему?

Почему песок не лепится?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, а из сухого – нет.

Нам пора возвращаться в группу. Что мы сегодня узнали?

Давайте попрощаемся с профессором Знайкиным.

Да

Одеваются, проходят

Песок

Воспитатель насыпает несколько горок песка разной величины.

Ответы детей

Песок

Нет

Да

Дети поливают песок так, чтобы он стал влажным

Мокрый

Потому что его полили водой

Грязные, мокрые

Нет

Помыть их водой

Дети трогают песок в обеих емкостях, выполняя задание

Дети выполняют задание.

Нет

Потому, что песок не лепится

Потому, что он сухой

Ответы детей

До свидания

ТЕМА № 2 «КАМНИ»

Программное содержание: Познакомить детей с камнями и их свойствами: дать представление о том, что камни тяжелые и легкие; твердые; могут быть холодными и теплыми.

Продолжать учить детей группировать предметы по цвету.

Воспитывать желание помогать близким.

Вызвать положительные эмоции.

Оборудование: Спецодежда; большие и маленькие камни; разноцветные мелкие камешки из аквариума и соответствующие по цвету ведерки; чудесный мешочек; поролон.

Словарная работа:легкий, тяжелый, теплый, холодный, мягкий, твердый

Предварительная работа: рассматривание камнямней на прогулке; д/игры: «Собери в корзинку», «Чудесный мешочек»; «Какого цвета?»

Методические приемы:вопросы к детям, рассказ воспитателя, эксперимент с камнями, практическая деятельность детей

Ход занятия:

Этапы

Содержание

Примечание

Организационный момент

1.

2.

3.

4.

Итоги

Ребята, профессор Знайкин снова приглашает нас к себе в лабораторию, где он проводит опыты, и просит помочь ему. Пойдем?

Вот мы и в лаборатории у профессора Знайкина.

Посмотрите вот сюда

Что это?  Какие они?

Возьмите самый маленький камень и скажите, какой он по тяжести?

А теперь возьмите камень побольше и скажите, какой он по тяжести?

Да, ребята камни бывают тяжелые и легкие. Это зависит от их величины.

А теперь мы их спрячем в этот чудесный мешочек и поиграем с ними.

Игра « Чудесный мешочек»

А теперь, ребята, проведем такой опыт: один камень положим  на подоконник (зимой), а другой на батарею. А теперь потрогайте их и скажите, какими они стали?

Почему этот камень стал холодным?

А почему этот камень стал теплым?

Молодцы, правильно! Камни бывают холодными и теплыми в зависимости от температуры.

Пошел как-то профессор Знайкин на речку и нашел на берегу красивые камешки. Нравятся они вам? Какого они цвета?

Давайте поможем профессору Знайкину собрать камешки.

Д/И «Собери камешки».

А сейчас возьмите комочек ваты и сожмите его в руке. Что произошло? Почему?

А теперь возьмите камень и сожмите его в руке. Что произошло? Почему?

Да правильно! Вот так мы узнали, что камни твердые.

Молодцы, ребята, хорошо справились со всеми заданиями. Что вы сегодня узнали?

Профессор Знайкин говорит вам спасибо за помощь. До свидания, ребята, приходите еще.

Да

Воспитатель и дети одевают халаты

Дети проходят к столу, где лежат камни.

Камни; большие и маленькие.

Легкий.

Тяжелый.

Воспитатель предлагает детям достать из мешочка камень и рассмотреть его, уточняя величину камней.

Холодными и теплыми

Он лежал в холодном месте.

Он лежал на горячей батарее.

Ответы детей

Дети собирают  камешки в

ведерки, группируя их по цвету

Вата сжалась, потому что она мягкая

Ничего,  он не сжимается.

Потому что он твердый

Ответы детей

До свидания

ТЕМА № 3 «ВОДА»

Программное содержание: Познакомить  детей со свойствами воды: вода может быть прозрачной, мутной; со свойствами бумаги: бумага бывает толстой, тонкой, рвется, мнется.

Дать представление о том,  что воздух  невидим.

Развивать познавательные интересы, воображение, внимание, мышление.  

Обогащать словарь.

Вызвать положительные эмоции настроя.

Оборудование: телефон, халаты, очки, колпак, бегемотики, стакан с водой, стакан с мукой, ложки, миска стеклянная, полиэтиленовые пакетики, бумага толстая и тонкая.  

Словарная работа:прозрачная, мутная, легкая, толстая

Предварительная работа: рассматривание разных сортов бумаги; д/игра: «Спрячь игрушку»; дыхательное упражнение «Бабочки»

Методические приемы:вопросы к детям, рассказ воспитателя, показ, практическая деятельность детей

Ход занятия:

Этапы

Содержание

Примечание

Организационный момент

Сюрпризный момент

1.

2.

3.

Итоги

Давайте покажем, какие мы дружные.

Обнимите друг друга. Вот какие мы дружные!

У меня зазвонил телефон.

Алло! Здравствуйте, профессор Знайкин! Хорошо, мы сейчас придем.

Ребята, звонил Профессор Знайкин и снова приглашает нас в гости. Пойдем? Проходите.

А вот и я! Здравствуйте ребята! Я профессор Знайкин, сегодня расскажу и покажу вам много нового, интересного. А вы будете моими помощниками. Надевайте халаты.

Ну, что мои помощники готовы?

Приглашаю вас в свою лабораторию. Проходите.

Здесь у меня живут бегемотики. Они хотят поиграть с нами в прятки.

Сейчас с нами поиграет вот этот бегемотик. Закрывайте глазки, а бегемотик спрячется.  

Открывайте глазки. Куда спрятался бегемотик?

Мы его видим? А почему мы его видим?

Вода прозрачная, поэтому сквозь нее можно видеть.

А теперь добавим в воду немного муки. Размешиваем, вы мне помогайте. Размешали хорошо, положили ложки на блюдце.

Возьмите  бегемотиков, спрячьте в воду. Вы видите их? А почему?

Вода мутная. В мутной воде ничего не видно.

Теперь мы знаем, что вода бывает прозрачной и мутной. Покажите, где прозрачная вода? А где мутная?

Ребята, а еще мы не видим воздух, который у нас в комнате. Воздух есть везде. Чтобы его увидеть, его нужно поймать.  

Сейчас мы поиграем с воздухом. Посмотрите, что это у меня?

Потрогайте пакет. Что в нем?

Сейчас я поймаю в него воздух. Поймала! Потрогайте. Пакет полон воздуха и похож на подушку. Анечка, что в пакете?

Теперь я выпускаю воздух из пакета. Пакет снова стал тоненьким. Почему?  

Попробуйте сами поймать воздух. Ты тут, а ты там.

П/И «Поймай воздух»

Молодцы! Теперь мы знаем, что воздух не видим, но он есть везде.

Теперь мы поиграем с бумагой. Возьмите бумагу. Положите ее на ладошку, поднесите ко рту и подуйте сильно-сильно. Что произошло?

Почему?

Дыхательная гимнастика

Поиграли с бумагой, а теперь проведем опыт.

Возьмите в руки два листа бумаги, потрогайте. Один лист бумаги тонкий, а другой – толстый.

Где тонкая бумага? А где толстая?

Возьмите тонкую. Попробуйте смять. Покажите, что случилось с бумагой?

Попробуйте оторвать кусочек. Бумага легко порвалась. Давайте порвем ее на маленькие кусочки.

А теперь возьмите толстую бумагу и порвите ее. Не получается? Почему?  

Правильно, тонкая бумага легко мнется и рвется, а толстая не мнется и не рвется. Молодцы!!!

Снимаем халаты. Вам понравилось у Профессора Знайкина?

Чем мы сегодня занимались?

Мы обязательно придем за новыми знаниями. До свидания!      

Воспитатель обнимает детей

Звонок по телефону

Разговор по телефону

Да.

Надеваю халат, очки, колпак

Да.

На столе стакан с водой, бегемотики (изкиндер яйца)  

В стакан с водой

Вода прозрачная

Повторяют

Дети кладут ложками в прозрачную миску муку и размешивают

Нет. Вода стала мутной

Повторяют

Ответы детей

Пакет

Он пустой

Воздух  (повторяют все)

В нем нет воздуха

Раздаю каждому пакетик

 Раздать кусочки бумаги                                                                

Бумага слетела с ладони

Потому что она легкая      

На столе толстая и тонкая бумага

Ответы детей

Легко смялась

Дети выполняют задание

Нет. Бумага толстая

Да

Ответы детей

До свидания!      


Приложение 3

Картотека опытов

Эксперименты с водой

Тема: «Что получиться?»

Цель: Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются.

Оборудование: Два стакана с водой, немного песка и сахара.

Ход: Воспитатель предлагает посмотреть детям что получится, если в стакан с водой положить ложку песка и размешать. Затем демонстрирует это. Размешанный в стакане с водой песок сделал воду непрозрачной, мутной. Но через некоторое время осел на дно стакана, а вода снова стала чистой. Далее воспитатель тоже самое проделывает с сахаром, обращая внимание детей на то, что сахар не замутнил воду и не осел на дно, а исчез. Что же произошло? Сахар растворился в воде, а песок – нет.

Вывод: Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет.

Эксперименты с песком

Тема: «Следы»

Цель: Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

Оборудование: Емкость с песком, кувшин с водой.

Ход: Воспитатель предлагает детям на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? (Нет). Воспитатель смачивает песок, перемешивает его, ровняет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? (Да). Посмотрите, виден каждый пальчик. Теперь сделаем следы ножек. Что вы видите? Почему получились отпечатки ладошек и следы ног? (Потому что песок намочили).

Вывод: На мокром песке остаются следы и отпечатки, а на сухом – нет.

Эксперименты с воздухом

Тема: «Утопим игрушки»

Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды.

Оборудование: Емкость с водой. Резиновые игрушки.

Ход: Воспитатель показывает детям резиновую игрушку. Затем несколько раз нажимает на нее, направляя выходящую из отверстия игрушки струю воздуха на ребенка так, чтобы он почувствовал это. Почему это происходит? (Потому что в игрушке есть воздух). Воспитатель  предлагает детям опустить на дно таза с водой резиновую игрушку. Что происходит? (Игрушка всплывает). Это происходит потому, что в игрушке есть воздух, а воздух легче воды.

Вывод: Игрушки, заполненные воздухом, не тонут, потому что воздух легче воды.

Эксперименты с камнями

Тема: «Легкий – тяжелый»

Цель: Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие.        

Оборудование: Три камня резко контрастные по величине.

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть камни. Какие они? (Большие и маленькие). Затем воспитатель просит ребенка взять самый маленький камень. Малыш легко его поднимает. Воспитатель обращает внимание детей на то, что камень легкий. Далее воспитатель предлагает взять камень побольше. Ребенок поднимает камень, воспитатель обращает внимание на то, что камень тяжелый, его нелегко поднять. Затем ребенку предлагается поднять самый большой камень. Малыш не может выполнить задание. Почему? (Потому что камень очень тяжелый).

Вывод: Камни бывают тяжелые и легкие. Это зависит от их величины.

Эксперименты с бумагой

Тема: «Бумажные листочки»

Цель: Дать представление о том, что бумага легкая.

Оборудование: Лист бумаги, емкость с водой.

Ход: Воспитатель показывает детям лист бумаги и предлагает определить тяжелый он или легкий. Затем предлагает проверить это. Воспитатель кладет лист бумаги на ладонь ребенку и предлагает подуть на него. Что произошло? (Листок слетел с ладони). Почему? (Потому что он легкий). Далее воспитатель опускает лист бумаги в емкость с водой. Что произошло? (Листок плавает). Почему бумага не утонула? (Потому что она легкая).

Вывод: Бумага легкая, ее можно сдуть и она не тонет в воде.


Приложение 4

Опыты с воздухом.

Опыт 1.

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2.

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Опыт 3.

Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).

Опыт 4.

Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? ( В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться. (предлагает детям поиграть с шарами).

Опыт 5.

После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

Опыт 6.

Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

Опыт 7.

Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?

Вывод: Воздух легче воды.

Опыт 8.

Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Опыт 9.

Для его проведения нужны две свечи. Проводить исследования лучше в прохладную или холодную погоду. Приоткройте дверь на улицу. Зажгите свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Пусть дети определят, куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней будет направлено внутрь комнаты, верхней - наружу). Почему так происходит? У нас в комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе.

А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый (он ведь замёрз!), поэтому предпочитает оставаться у земли. Откуда он будет входить к нам в комнату - сверху или снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи "наклоняется" тёплым воздухом (он ведь убегает из комнаты, летит на улицу), а внизу холодным (он ползёт навстречу с нами).

Вывод: Получается, что один воздух, тёплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползёт "другой", холодный. Там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер - это движение воздуха.

Опыт 10.

Приготовьте на столиках миски с водой на каждого ребёнка. В каждой миске - своё море - Красное, Чёрное, Жёлтое. Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны.

Вывод: Чем сильнее дуть, тем больше волны.

Опыт 11.

Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).

 

Опыт 12.

Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер - это движение воздуха (старайтесь, чтобы дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь уже обсуждался вопрос, откуда берётся ветер).

Опыт 13.

А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).

Опыт 14.

Для проведения этого опыта подберите иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы. Рассмотрите её перед началом работы. Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушайте, но не комментируйте, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).

Поставьте перед каждым ребёнком стеклянную банку с сухим песком и резиновым шлангом. Песок в банке - это личная пустыня каждого ребёнка. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем ан песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.

Вернитесь к иллюстрации с изображением пустыни. На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. "Посадите" (воткните) в песок палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать со временем песок почти засыплет всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки). В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт.

Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений.

Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.


Приложение 5

Создание развивающей среды с целью развития детского экспериментирования в группе:

 Уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:

  • Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
  • Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т.д.);
  • Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);
  • Разные виды бумаги, пластилин;
  • Красители пищевые и не пищевые;
  • Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.);
  • Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.);
  • Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито).
  • Детские фартуки;
  • Полотенца, тряпочки, щетка и совок;  
  • Схемы проведения опытов.


Приложение 6

        

В помощь воспитателю:

ПАМЯТКА
"Планирование работы с детьми по экспериментированию"

Младший дошкольный возраст
Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.
В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный мешочек");

2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра "Не ошибись");

3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);
4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?);
Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
5. Об эталоне "1 минута".
6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).


        Приложение 7

        Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение         детский сад комбинированного вида №4 «Сказка»

Сценарий родительского собрания

«Экспериментаторская деятельность детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель:

Алиева С.С.

г. Нижневартовск

Тема:Экспериментаторская деятельность детей младшего дошкольного возраста

Форма проведения собрания: семинар-практикум

Цель:  сформировать представление у родителей об экспериментаторской деятельности детей младшего дошкольного возраста и ее значении.

Оборудование:пять прозрачных стаканов, гуашь 4 цветов, кисть, емкость с песком, емкость с водой, камешки, перышко, тетрадный лист и лист плотного картона.

План собрания:

1. Теоретический материал. Сообщение для родителей «Маленькие исследователи».

2. Практическая часть. Выполнение элементарных опытов совместно с родителями.

Ход собрания:

1 часть.

«Маленькие исследователи»

Многие детские поступки могут вызвать недоумение взрослых: «Вот он спрятал бабушкин зонтик! Кормил кота ложкой! Налил воду в дедушкины калоши, а на собаку натянул свою шапку!»

Но если проанализировать подобные ситуации, можно заметить, что это не просто проказы, а действия активного экспериментирования в познании свойств окружающего мира. Ориентировочно-исследовательская направленность в поведении ребенка была и раннее. Но теперь он интересуется не только чисто внешними характеристиками вещей, малыш пытается установить какие-то скрытые особенности наблюдаемого объекта.

Почему спрятан бабушкин зонтик? Во-первых, это вещь, которая нажатием кнопки превращается в купол, что, согласитесь, не менее интересно, чем играть с «поющим» волчком. Кроме того, хочется увидеть, как бабушка будет его искать и говорить: «Ах, я старая! Опять куда-то зонт положила и не могу найти! Алешенька, посмотри своими острыми глазками, где мой зонт?» Это – самое настоящее социальное экспериментирование.

Почему ребенок решил ложкой кормить кота? Потому что во вчерашней игре он кормил он игрушечного Котофеича ложечкой, поил его из чашечки, и теперь ему кажется несправедливым, что такого внимания лишен любимец всей семьи кот Васька. Это действие – игровое по аналогии, перенесенное в новую ситуацию, что говорит о высоком интеллекте ребенка.

Почему налил воду в дедушкины калоши? Дедушка хвалился своими калошами: старые, а не промокают! ребенок произвел испытание предмета на его функциональную пригодность, и это говорит о том, что малыш уже понимает функциональное назначение вещей ближайшего окружающего пространства.

Надел на голову собаке свою шапку? Он прекрасно помнит, что без шапочки гулять нельзя, почему же собака может идти на улицу без шапки и сапог? Ей же холодно. Кроме того, ребенок уже видел на улице собак, одетых в «пальтишко», и был крайне удивлен. Эпизод с шапкой говорит о цепкой памяти ребенка и его добром сердце. Ситуация требует от родителей очень деликатного руководства, и никакого порицания.

Ребенок экспериментирует и дома, и на улице. Вот он качает на качелях свое ведерко, наблюдая, как оно движется к краю. Или поднимает одну часть качелей вверх и смотрит, как опускается их противоположная сторона. Обычно такие ситуации очень волнуют взрослых, и они пробуют отвлечь ребенкаболее безопасными занятиями. Однако действия малыша лишены смысла. Он познает пока еще скрытые для него физические свойства предметов, и сам находит способы их действенного обнаружения, продолжает накапливать информацию об окружающем мире.

Если у родителей не хватает терпения принимать эти «шалости», это значит, что они не до конца понимают интеллектуальных потребностей своего ребенка. Что же делать? Играть, экспериментировать вместе с ним! Показывать, пояснять, направлять детское любопытство в нужное русло.

Что появилось нового в детском экспериментировании к концу 2-го года? Любопытство малютки постепенно под руководством родителей переходит в новое качество: оно начинает приобретать черты любознательности. Однако, хотя самостоятельность ребенка заметно выросла, он еще очень мал, и в этом возрасте оставлять его «один на один» с окружающим миром нельзя. Взаимодействие с крохой - самый главный «дипломатический» прием воспитания в этот замечательный период его жизни.

2 часть.

Элементарные опыты:

«Разноцветная водичка»; «Песочек»; «Выпустим воздух из стакана»; «Помоем камешки»; «Тонкая – толстая»


Приложение 8

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение         детский сад комбинированного вида №4 «Сказка»

Конспект консультаций для родителей

«Маленькими шагами в

прекрасный мир!»

Воспитатель:

Алиева С.С.

г. Нижневартовск

Младший дошкольный  возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль родителей в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать,  как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.

Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что ребенок:

  • активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
  • быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
  • с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;
  • подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
  • радуется своим открытиям, стремится поделиться ими с взрослыми.

Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения с взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа познавательно- исследовательской деятельности «Почемучки»

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматрива...

Дополнительная образовательная программа по развитию познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в стране Наурандии»

В игровой форме вместе с главным героем дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадо...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Данная программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире. Рабоч...

Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности «Почему, зачем и как?” (опыты и эксперименты с веществами и материалами)

Дополнительная образовательная программапо познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности   «Почему, зачем и как?&rdquo...

Дополнительная образовательная программа по познавательно-исследовательской деятельности "Юный исследователь" (4-7 лет)

Программа имеет пояснительную записку, цели и задачи, этапы и формы реализации, перспективный план для каждой возрастной группы, диагностические материалы...

Дополнительная образовательная программа по познавательно-исследовательской деятельности "Юный исследователь" (4-7 лет)

Программа содержит пояснительную записку, цели, задачи, формы организации, этапы реализации, диагностический материал и перспективный план работы...