Методическая разработка "Когда мы слышим музыку". Из опыта работы.
методическая разработка по окружающему миру
Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются - это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет - печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь. Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kogda_my_slyshim_muzyku.doc | 54.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «МБДОУ детский сад №67 «Виктория» г. Смоленска
2021 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
«КОГДА МЫ СЛЫШИМ МУЗЫКУ».
Из опыта работы.
Составитель: Музыкальный руководитель
Баландина Н.М.
«Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них».
В.Г. Белинский
Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.
Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются - это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет - печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь. Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.
Слушание музыки является одним из важнейших разделов
музыкального воспитания дошкольников.
Работу по этому разделу провожу по трем познавательным направлениям, каждое из которых имеет свои цели и задачи.
• Знакомство с жанрами, характером музыки: детям предлагают слушать произведения контрастного характера, что помогает им понять чувства, выраженные в музыке.
• Знакомство с особенностями произведения: учу детей понимать, что музыка всегда передает и выражает чувства, настроение, переживания человека; побуждаю детей совместно со мной рассказать о смысле произведения, его характере, средствах музыкальной выразительности . Так у ребенка вырабатывается индивидуальность суждений и высказываний. Важно, чтобы дети почувствовали отношение композитора к изображаемым событиям, поэтому, характеризуя музыкальное произведение, необходимо детально анализировать особенности выразительных средств, показывать их связь с содержанием.
• Знакомство с приемами музыкальной выразительности, основными и сопутствующими художественными средствами, что помогает ребенку осознать и воспринять произведение в целом.
Навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, произведение для слушания музыки «Пляска птиц», муз. Н. Римского-Корсакова, может сопровождаться творческим заданием — изобразить танец птиц и передать радость прилета в родные края. Восприятие формируется не только в процессе музыкальных занятий, но и в культурно - досуговой деятельности: на праздниках, во время развлечений, отдыха, спортивных соревнований; на занятиях по развитию речи, математике, изобразительной деятельности и т. д.
В своей практике для слушания музыки использую программу «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.
Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики.
- Цель этой программы - формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста
- Задачи:
- ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
- развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
- развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности;
- формирование музыкального вкуса;
- вызывать проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, мышление (осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра);
- приучать внимательно, заинтересованно слушать музыку, чувствовать ее характер, узнавать песни, пьесы, мелодии.
Эти задачи едины для всех возрастных групп.
Основной принцип - тематический (шесть тем на 1-2 месяца изучения и их повторение каждый год на новом материале). Этот принцип помогает систематизировать полученные знания, поддерживают интерес к музыке.
Первая тема «Настроения, чувства в музыке» выражает определённое эмоциональное содержание.
Вторая тема основана на теории Д.Б. Кабалевского «Три кита» - «Песня, танец, марш».
Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах» даёт представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности.
Четвёртая тема «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня
Пятая тема «Сказка в музыке» представляет пьесы классической музыки со сказочным содержанием, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных, образных движениях, рисунках.
Шестая тема «Музыкальные инструменты и игрушки» знакомит с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, а также музыкальными народными инструментами и инструментами симфонического оркестра.
Темы эти носят не только познавательный, но и развивающий характер, обогащающие общий кругозор детей и развивающие интерес к музыкальному искусству.
В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентированной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры. Процесс слушания (восприятия музыки) используется мной в тематических, познавательных занятиях, театральных постановках или концертах.
Для детей в раннем возрасте основным вид музыкальной деятельности
является слушание музыки, которое способствует развитию образного мышления, эмоциональному отклику на музыкальное произведение.
В отличие от форм занятий со старшим дошкольным возрастом, где именно анализу музыкального произведения отводится немаловажная роль перед прослушиванием произведения, в раннем возрасте этого делать не рекомендуется. Внимание детей «рассеивается», оно не настолько сильное, чтобы проанализировать слова педагога, и еще потом «перенести» их на музыку. В младшем возрасте, когда дети имеют очень маленький жизненный и музыкальный опыт, весьма велика доля наглядных (наглядно-зрительных) методов и приемов. Много рассказываю о музыке, музыкальных образах, явлениях природы, подкрепляю рассказ или беседу стихотворениями, иллюстрациями, слайдами, презентациями.
При повторном прослушивании, как правило, в младшем возрасте использую двигательную активность детей для лучшего запоминания и отражения произведения.
Например, при повторном прослушивании произведения «Новая кукла» П.И.Чайковского, предлагаю детям взять кукол и потанцевать с ними, а при повторном прослушивании «Марша деревянных солдатиков» П.И.Чайковского представить себя солдатами и походить под марш.
Если эти произведения слушаются на одном занятии, то с куклами танцуют девочки, а маршируют мальчики.
Целостное восприятие произведения остается одним из основных методов работы: это дает педагогу возможность учить детей дифференцированному восприятию музыки, то есть показывать, как постепенно развивается музыкально-художественный образ и каким его видел и чувствовал композитор в процессе творчества. Навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, произведение для слушания музыки «Пляска птиц», муз. Н. Римского-Корсакова, может сопровождаться творческим заданием — изобразить танец птиц и передать радость прилета в родные края. Восприятие формируется не только в процессе музыкальных занятий, но и в культурно - досуговой деятельности: на праздниках, во время развлечений, отдыха, спортивных соревнований; на занятиях по развитию речи, математике, изобразительной деятельности и т. д.
Все музыкальные произведения для слушания отбираются в соответствии с темой.
Например, для слушания произведений к теме «Сказочные образы в музыке», цель которой закрепление знаний о сказочных героях в музыке и формирование знаний о сказочных образах в музыке на примере произведений П.И. Чайковского, выбираю:
«Нянина сказка»
«Марш деревянных солдатиков»,
«Баба Яга», Из “Детского альбома”. Музыка П. И. Чайковского.
К теме «Загадочный вечер» («Природа и музыка») дети слушают
Р.Шуман. Вечером.
Р.Шуман. Ночью.
К.Дебюсси. Лунный свет.
К разделу «Слушание музыки» мною разработаны проекты, которые проводятся с периодичностью в старших и подготовительных группах:
- Музыкальные инструменты симфонического оркестра
-П.И. Чайковский «Времена года»
- Сен – Санс «Карнавал животных»
- Звуки нашего мира
- «В мире музыкальных инструментов»
- «В минуты музыки»
Считаю важным то, чтобы музыка звучала в повседневной жизни детского сада в самых разнообразных ситуациях:
- слушание знакомых музыкальных произведений
- музыкальные игры – путешествия в прошлое и настоящее
- игры – сказки
- звучание музыки как фон во время тихих игр, рисования,
аппликации, лепки, конструировании
- тематические музыкальные вечера
- беседы – концерты
- театральные постановки
- праздничные утренники
Методы и приёмы музыкального воспитания:
При выборе методов музыкального воспитания следую от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.
В музыкальном воспитании и обучении детей дошкольного возраста применяю три основных взаимосвязанных метода работы:
наглядный, словесный, практический - традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности.
Для заинтересованности детей в процессе слушания музыки использую не только художественное слово, но и слайд шоу, мультимедийные презентации. Компьютерные презентации способны оживит процесс слушания за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность. Такие презентации использую, в основном, на групповых занятиях.
За счет систематической и планомерной работы, создания эстетически-развивающей среды, содействующей целенаправленному формированию и развитию музыкального восприятия, у ребят к старшему дошкольному возрасту возрос интерес к музыкальному искусству в целом. Дети любят слушать музыку, понимают ее содержание, умеют высказывать свое мнение об услышанном произведении, делиться своими впечатлениями, различают музыкальные произведения по характеру и жанрам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование инновационных технологий в образовательной области "Музыка "(Из опыта работы)
Статья об использовании инновационных технологий в образовательной области "Музыка" из личного опыта....
Методическая рекомендация для и педагогов из опыта работы с детьми со зрительной депривацией по созданию развивающей среды - творческая мастерская "Русская изба".
При создании развивающей среды в специализированном детском саду необходимо учитывать собенности работы сдетьми с нарушением зрения. Представлены различные виды работ по допол...
Собственная методическая разработка "Экология и нравственность" (из опыта работы)
В данной методической разработке представлен поэтапный план работы непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с диагнозом ОНР на тему "В лес мы пойдём и лесных жителей та...
"Духовно-нравственное воспитание средствами музыки" (из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ № 18 Киви Н.В.
Сегодня на Кубани православный модуль основ религиозной культуры и светской этики выбирают более 90 % родителей учащихся. Родители наших воспитанников приветствуют тесное сотрудничество Церкви и детск...
"Знакомство с инструментами симфонического оркестра и группой инструментов русской народной музыки" из опыта работы.
Цель:использование образовательных возможностей социокультурного пространства в развитии, воспитании детей, способствующие их музыкальному и общекультурному развитию. Задачи: • расширять знания д...
Выступление на методическом совете №2 тема: «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ из опыта работы»
Выступление на методическом совете №2 тема:«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ из опыта работы»...