Методическая разработка "Когда мы слышим музыку". Из опыта работы.
методическая разработка по окружающему миру

Баландина Наталья Михайловна

Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются - это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет - печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь. Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kogda_my_slyshim_muzyku.doc54.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «МБДОУ детский  сад №67 «Виктория» г. Смоленска

2021 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

«КОГДА МЫ СЛЫШИМ МУЗЫКУ».

                                                 Из опыта работы.

                     

                                                     Составитель:  Музыкальный руководитель

                                                                        Баландина Н.М.

«Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них».

В.Г. Белинский

     Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.

    Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются - это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет - печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь. Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.

Слушание музыки является одним из важнейших разделов

музыкального воспитания дошкольников.

Работу по этому разделу провожу по трем познавательным направлениям, каждое из которых имеет свои цели и задачи.

•    Знакомство с жанрами, характером музыки: детям предлагают слушать произведения контрастного характера, что помогает им понять чувства, выраженные в музыке.

•    Знакомство с особенностями произведения:  учу детей  понимать, что музыка всегда передает и выражает чувства, настроение, переживания человека; побуждаю детей совместно со мной  рассказать о смысле произведения, его характере, средствах музыкальной выразительности . Так у ребенка вырабатывается индивидуальность суждений и высказываний. Важно, чтобы дети почувствовали отношение композитора к изображаемым событиям, поэтому, характеризуя музыкальное произведение, необходимо детально анализировать особенности выразительных средств, показывать их связь с содержанием.

•    Знакомство с приемами музыкальной выразительности, основными и сопутствующими художественными средствами, что помогает ребенку осознать и воспринять произведение в целом.

Навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, произведение для слушания музыки «Пляска птиц», муз. Н. Римского-Корсакова, может сопровождаться творческим заданием — изобразить танец птиц и передать радость прилета в родные края. Восприятие формируется не только в процессе музыкальных занятий, но и в культурно - досуговой деятельности: на праздниках, во время развлечений, отдыха, спортивных соревнований; на занятиях по развитию речи, математике, изобразительной деятельности и т. д.

 В своей практике для слушания музыки использую программу «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.

    Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики.

  • Цель этой программы - формирование  основ  музыкальной  культуры   детей  дошкольного  возраста

  • Задачи: 

  • ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
  • развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
  • развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности;
  • формирование музыкального вкуса;

  • вызывать  проявления  эмоциональной  отзывчивости,  развивать  музыкальные  способности,  мышление  (осознание  эмоционального  содержания  музыки, музыкальной  формы, жанра);

  • приучать внимательно, заинтересованно слушать музыку, чувствовать ее характер, узнавать песни, пьесы, мелодии.

Эти  задачи  едины  для  всех   возрастных  групп.

     Основной  принцип  -  тематический  (шесть  тем  на  1-2  месяца  изучения  и  их  повторение  каждый  год  на  новом  материале).  Этот  принцип  помогает   систематизировать  полученные  знания, поддерживают  интерес  к  музыке.

Первая  тема «Настроения, чувства  в  музыке»  выражает  определённое  эмоциональное  содержание.

Вторая  тема  основана на теории Д.Б. Кабалевского «Три кита» -  «Песня, танец, марш».

Третья  тема «Музыка  рассказывает  о  животных  и птицах»  даёт  представление  об  изобразительности  музыки, средствах  музыкальной  выразительности.

Четвёртая  тема «Природа  и музыка»   включает  в  себя  произведения, в  которых  выражены   настроения, созвучные той  или  иной  картине  природы, времени  года, дня

Пятая  тема «Сказка  в музыке» представляет  пьесы  классической  музыки  со  сказочным  содержанием, которые  дети  инсценируют, передавая  характер  персонажей  в  танцевальных, образных  движениях, рисунках.

Шестая  тема  «Музыкальные  инструменты  и  игрушки»  знакомит  с  произведениями, имитирующими звучание музыкальных  инструментов, а  также  музыкальными  народными  инструментами  и  инструментами  симфонического оркестра.

     Темы эти носят не только познавательный, но и развивающий характер, обогащающие общий кругозор детей и развивающие интерес к музыкальному искусству.

В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентированной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры. Процесс слушания (восприятия музыки) используется мной в тематических, познавательных занятиях, театральных постановках или концертах.

 Для детей в раннем возрасте  основным вид музыкальной деятельности

 является  слушание музыки, которое способствует  развитию образного мышления, эмоциональному отклику на музыкальное произведение.

 В отличие от форм занятий со старшим дошкольным возрастом, где именно анализу музыкального произведения отводится немаловажная роль перед прослушиванием произведения, в раннем возрасте этого делать не рекомендуется. Внимание детей «рассеивается», оно не            настолько сильное, чтобы проанализировать слова педагога, и еще потом «перенести» их на музыку. В младшем возрасте, когда дети имеют очень маленький жизненный и музыкальный опыт, весьма велика доля наглядных (наглядно-зрительных) методов и приемов. Много рассказываю о музыке, музыкальных образах, явлениях природы, подкрепляю рассказ или беседу стихотворениями, иллюстрациями, слайдами, презентациями.

При повторном прослушивании, как правило, в младшем возрасте использую  двигательную активность детей для лучшего запоминания и отражения  произведения. 

Например, при повторном прослушивании произведения «Новая кукла» П.И.Чайковского, предлагаю детям взять кукол и потанцевать  с ними, а при повторном прослушивании «Марша деревянных солдатиков» П.И.Чайковского представить себя солдатами и  походить под марш.

Если эти произведения слушаются на одном занятии, то с куклами танцуют девочки, а маршируют мальчики.

    Целостное восприятие произведения остается одним из основных методов работы: это дает педагогу возможность учить детей дифференцированному восприятию музыки, то есть показывать, как постепенно развивается музыкально-художественный образ и каким его видел и чувствовал композитор в процессе творчества. Навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, произведение для слушания музыки «Пляска птиц», муз. Н. Римского-Корсакова, может сопровождаться творческим заданием — изобразить танец птиц и передать радость прилета в родные края. Восприятие формируется не только в процессе музыкальных занятий, но и в культурно - досуговой деятельности: на праздниках, во время развлечений, отдыха, спортивных соревнований; на занятиях по развитию речи, математике, изобразительной деятельности и т. д.

Все музыкальные произведения для слушания отбираются в соответствии с темой.

Например, для слушания произведений к теме «Сказочные образы в музыке», цель которой закрепление знаний о сказочных героях в музыке и формирование знаний о сказочных образах в музыке на примере произведений П.И. Чайковского, выбираю:

 «Нянина сказка»

«Марш деревянных солдатиков»,

«Баба Яга»,  Из “Детского альбома”. Музыка П. И. Чайковского.

  К теме «Загадочный вечер» («Природа и музыка») дети слушают

 Р.Шуман. Вечером.

 Р.Шуман. Ночью.

 К.Дебюсси. Лунный свет.

   

К разделу «Слушание музыки» мною разработаны проекты, которые проводятся с периодичностью в старших и подготовительных группах:

    - Музыкальные инструменты симфонического оркестра

     -П.И. Чайковский  «Времена года»

    -  Сен – Санс «Карнавал животных»

    -  Звуки нашего мира

     -  «В мире музыкальных инструментов»

     - «В минуты музыки»

    Считаю  важным то, чтобы музыка  звучала   в повседневной  жизни  детского сада  в  самых  разнообразных  ситуациях:

  •   слушание знакомых  музыкальных  произведений
  •  музыкальные  игры – путешествия в  прошлое  и настоящее
  • игры – сказки
  •  звучание  музыки  как  фон во время  тихих  игр, рисования,

аппликации, лепки, конструировании

  • тематические  музыкальные вечера
  • беседы – концерты
  • театральные  постановки
  • праздничные  утренники

Методы  и приёмы  музыкального   воспитания:

При выборе методов музыкального воспитания следую от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.

В музыкальном воспитании и обучении детей дошкольного возраста применяю три основных взаимосвязанных метода работы:

наглядный,  словесный,  практический -   традиционные    методы  носят  развивающий  характер, побуждают  детей  к  проявлениям  различных  форм  двигательной, речевой, эстетической  активности.

          Для заинтересованности детей в процессе слушания музыки использую не только художественное слово, но и слайд шоу, мультимедийные  презентации. Компьютерные презентации способны оживит процесс слушания за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность. Такие презентации использую, в основном,  на групповых занятиях.

   За счет систематической и планомерной работы, создания эстетически-развивающей среды, содействующей целенаправленному формированию  и развитию  музыкального восприятия,  у ребят к старшему дошкольному возрасту возрос интерес к музыкальному искусству в целом. Дети любят слушать музыку, понимают ее содержание, умеют высказывать свое мнение об услышанном произведении, делиться своими впечатлениями, различают музыкальные произведения по  характеру и жанрам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование инновационных технологий в образовательной области "Музыка "(Из опыта работы)

Статья об использовании инновационных технологий в образовательной области "Музыка" из личного опыта....

Методическая рекомендация для и педагогов из опыта работы с детьми со зрительной депривацией по созданию развивающей среды - творческая мастерская "Русская изба".

При создании развивающей среды в специализированном детском саду необходимо учитывать собенности работы сдетьми с нарушением зрения. Представлены различные виды работ по допол...

Собственная методическая разработка "Экология и нравственность" (из опыта работы)

В данной методической разработке представлен поэтапный план работы непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с диагнозом ОНР на тему "В лес мы пойдём и лесных жителей та...

"Духовно-нравственное воспитание средствами музыки" (из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ № 18 Киви Н.В.

Сегодня на Кубани православный модуль основ религиозной культуры и светской этики выбирают более 90 % родителей учащихся. Родители наших воспитанников приветствуют тесное сотрудничество Церкви и детск...

"Знакомство с инструментами симфонического оркестра и группой инструментов русской народной музыки" из опыта работы.

Цель:использование образовательных возможностей социокультурного пространства в развитии, воспитании детей, способствующие их музыкальному и общекультурному развитию. Задачи: • расширять знания д...

Выступление на методическом совете №2 тема: «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ из опыта работы»

Выступление на методическом совете №2 тема:«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ из опыта работы»...