"Духовно-нравственное воспитание средствами музыки" (из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ № 18 Киви Н.В.
статья (подготовительная группа) на тему

Киви Надежда Владимировна

Сегодня на Кубани православный модуль основ религиозной культуры и светской этики выбирают более 90 % родителей учащихся. Родители наших воспитанников приветствуют тесное сотрудничество Церкви и детского сада, более активное православное присутствие в отдаленном от краевого центра районе. Особая значимость духовно-нравственного воспитания полдрастающего поколения в современной России отражена в Федеральном госудрственном образовательном стандарте дошкольного образования. Всерьез задумалась над этой проблемой, побывав на XX Всекубанских духовно-образовательных Кирилло-Мефодиевских Чтениях в г. Краснодаре в октябре 2014 г. , а потом еще на одной площадке для педагогв - IX Благовещенском форуме, имеющем практическую напрвленность, в п. Кабардинка в марте 2015 г. За это время наработала неплохой опыт работы по теме, которым с удовольствием хочу поделиться с коллегами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_sredstvami_muzyki.docx21.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание средствами музыки.

Из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ № 18         г. Приморско-Ахтарска Киви Надежды Владимировны

        Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, её острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность: власть примитивного материального богатства, искажение исторических событий, бездуховность современной массовой культуры, кризис семьи и семейного воспитания, возрастающая агрессия в обществе, озлобленность, экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на их психику, -  все это сказывается на духовном и психическом развитии подрастающего поколения. Ответом на эти вызовы времени может стать возвращение в жизнь ребенка духовно-нравственных традиций нашего народа и мировой культуры, которые нужно привить, сберечь, передать. Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма)
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
  • нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
  • нравственного поведения (готовности служения людям и отчеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

          Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации ФГОС ДО заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарт выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» и направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка…»        Руководствуясь положениями этого документа, мы, педагоги, должны сосредоточить все свои усилия на развитии в детях способности к самореализации, умению служить людям и быть счастливыми в этом служении.                                                                                                 Мы живем на Кубани, где традиционный казачий уклад всегда был фундаментом Веры, христианских ценностей. Отрадно, что казачество вновь становится на путь воцерковления: создаются казачьи общества, в каждом из которых имеется батюшка-духовник. Основы православной культуры преподаются во всех кубанских школах. Во многих детских дошкольных учреждениях создаются казачьи группы, проводится большая работа по содействию духовному опыту и приобщению детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры.                                        «Нельзя заставить верить в хорошее своих детей и внуков, - убежден наш губернатор Вениамин Кондратьев. Это можно сделать только своим примером. Можно кричать за веру, но лучше просто в храм самим приходить. И не только по большим праздникам…»                                                                       Духовно-нравственное воспитание дошкольников должно осуществляться совместными усилиями родителей и близких, преподавателей и воспитателей. Именно близкие призваны окружить ребенка «благодатными впечатлениями, напитать его душу, помочь творческим устремлениям, чтобы чистый родник не был завален разнообразным эстетическим хламом и не иссяк». Ведь то, что усвоено в детстве, остается с человеком на всю жизнь.                Музыка и пение издревле являлись искусством одухотворения, искусством «взращивания ростков веры, надежды и любви». По словам преподобного Варсонофия Оптинского, «музыка способствует развитию восприятия духовной жизни».  Главным в работе музыкальных руководителей ДОУ считаю -   воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом» утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», - утверждает старинная народная мудрость. Поэтому, планируя музыкальную образовательную деятельность, определила следующие задачи:

 1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.

2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.

3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, произведения живописи; учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

5. Развивать музыкальную культуру посредством классической, духовной и народной музыки.

6. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада)

 Для решения этих задач я использую все виды музыкальной деятельности и применяю такие формы организации музыкальной деятельности, как непосредственно образовательная деятельность, беседы-концерты, музыкальные гостиные, домашние задания по просьбе музыкального руководителя, обмен мнениями по мероприятиям духовной направленности (посещение Храма), совместные с родителями праздники и развлечения, домашнее музицирование, именины детей; творческие вечера-концерты, участие в благотворительных ярмарках        .                                        Мероприятия духовно-нравственной направленности строю на вариативной основе, используя методы и приемы конструктивного взаимодействия с детьми, создаю атмосферу эмоциональной заинтересованности, доверия, искренности. При проведении цикла занятий («От колокольчика до колокола», «Знакомимся с православной музыкой», «Пасхальное яичко», «Светлый праздник», «Живописец Андрей Рублев и его шедевр – икона «Троица», «Что такое жертвенность?») ориентируюсь на интерес и любознательность детей, учитывая их точку зрения, чувства и эмоции. Подобные занятия имеют форму доверительной и дружеской беседы, цель которой – не навязывать детям ту или иную моральную ценность, а помочь им понять, что моральное отношение к жизни является основой развития человеческого общества и счастливой жизни человека. Очень интересно, при большой активности детей проходят беседы о добре, семье, о милосердии, о дружбе, экскурсии в церковь, праздники (Покров, Введение, Рождество, Святки, Масленица, Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Спас), показ презентаций, просмотр мультфильмов по теме. Активно использую информационно-коммуникативные технологии, которые, по-нашему мнению, способствует у детей повышению интереса к данной теме, активизируют познавательную деятельность дошкольников.

Весьма успешно проходят интегрированные занятия с музыкальными играми, мелодекламациями, ритмодекламациями, песнями и хороводами в сопровождении народной и духовной музыки, в ходе которых делаю акцент на  нравственной стороне, сопереживании, милосердии и сострадании. Очень рекомендую коллегам детский песенник «Во хрустальном городе» издательства Московской Патриархии Русской православной Церкви /Сост. Соколова Л.В./, который включает в себя духовные стихи, колядки, хороводные и игровые народные песни, колыбельные, гимназические песни. Он охватывает наиболее яркие моменты жизни ребенка в течение календарного церковного года. Здесь и церковные праздники: Рождество Христово, Пасха, Троица, Покров; и приметы времен года. Это мир животных и растений, мир трудовых будней и народных праздников. Сборник может с успехом использоваться как для семейного пения, так и в детском саду.        Для музыкального сопровождения песенок использую простейшие ударные и духовые инструменты: бубен, трещотку, ложки, треугольник, колокольчик; свистульки, окарины, свирели, блок-флейты. Некоторые инструменты мы изготовили вместе с детьми и их родителями в «Музыкальной мастерской» (к примеру, погремушки из склеенных попарно стаканчиков от йогурта с насыпанной в них крупой, бубенцы из крышечек от бутылок на деревянной основе (типа рогатки), трещотки из скорлупы грецких орехов и пр.). В музыкальный инструмент может быть превращен любой бытовой предмет: кастрюля, стакан с водой, стиральная доска. Игра в таком оркестре, приносит большую радость и пользу его участникам, чем утомительные электронные игрушки с назойливо повторяющейся мелодией. Важным здесь является научение осмысленному отношению к звуку и ритму, наблюдение за тем, чтобы действия ребенка не были хаотичными. Тогда одновременно с музыкальными впечатлениями он получит и важнейшие уроки организации своей деятельности, опыт ритмического чередования «ударных» и «безударных» периодов, напряжения и расслабления, труда и отдыха. Святитель Нисский советует именно у музыки учиться тому, «чтобы наш образ жизни неуклонно сохранял правильную мелодию и ритм, избегая как чрезмерной распущенности, так и излишней напряженности». Удивительно, но именно музыка приучает ребенка к послушанию, к естественному подчинению совей воли высшей закономерности.

Духовно-нравственное воспитание дошкольника является длительным процессом, требующим внутреннего изменения, приобретения внутреннего осознания и стремления к добру. Очень хотелось бы, чтобы каждый малыш имел возможность всесторонне развиваться посредством приобщения к нравственным ценностям, чтобы он почувствовал свою личную ответственность за общее дело, преодолев психологические зажимы, максимально раскрылся, обладая установкой на положительное отношение к миру, другим людям и самому себе.        Мы, педагоги ДОУ, можем уверенно сказать: будущее станет таким, каким будет человек. Оно всецело зависит от того, какие основы мы заложили в фундамент личности каждого ребенка, особенно в его сознание. От этих основ зависит духовное и материальное благополучие государства и общества в целом.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы музыкального руководителя. Использование музыкального фольклора на занятиях, как средство нравственно-эстетического воспитания детей.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ музыкального руководителя МБДОУ№18 " Колосок" ст.Терновской  Ганжа Натальи Александровны МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ...

Обобщение опыта работы музыкального руководителя Шапкиной Анастасии Сергеевны Тема: «Исследование роли коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста.»

Обобщение опыта работы музыкального руководителя Шапкиной Анастасии Сергеевны   Тема: «Исследование роли коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личност...

Обобщение опыта работы музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад №12 компенсирующего вида» Ивановской Людмилы Викторовны

Представлена  презентация обобщения опыта работы Ивановской Л.В. музыкального руководителя МБДОУ "Детский сад № 12 компенсирующего вида" Виды и формы музыкальной деятельности  в ра...

Обобщение опыта по соцпартнерству ДОУ, родителей и Детской школой искусств в области музыкального воспитания: из опыта работы музыкального руководителя

В настоящее время в дошкольном образовании происходят существенные изменения. Связано это прежде всего с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, кот...

Выступление пед час "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников " (из опыта работы музыкального руководителя) Музыкальный руководитель: ПоповаЛ.С..

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников  (из  опыта  работы  музыкального  руководителя)Музыкальный  руководитель: ПоповаЛ.С. Дошкольный   возра...

Доклад из опыта работы музыкального руководителя "Музыка как средство воспитания экологической культуры"

Данная публикация познакомит читателя с опытом работы музыкального руководителя в области экологического воспитания...