ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА "Чудесное появление бабочки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Овчинникова Эльвира Фаязовна

Технологическая карта образовательной деятельности со старшими дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми по конструированию                                                                                 с использованием ТИКО-технологии для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Чудесное появление бабочки»

Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа)

Форма НОД: интегрированное занятие

Формы организации (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная)

Учебно-методический комплект: "ТИКО-КОНСТРУИРОВАНИЕ" Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста; О.А. Новиковская «Конспекты комплексных занятий», Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы),

Средства и методы:

Дидактические: конструктор ТИКО «Малыш» - 1 набор для каждого ребёнка, копилка из конструктора ТИКО, мяч

Мультимедийные: ИКТ (Презентация для рассказывания сказки)

Литературные: Сказка про гусеницу.

Музыкальные: песни: «Бабочка», «Маленькая гусеница»

Наглядные: иллюстрации разных бабочек, 

                      мнемотаблица «От яйца до бабочки»,

                      индивидуальные карточки – схемы (картинки) плоскостных изображений: «бабочка», «гусеница», «листок», «цветок»,

                      картинки с изображением вредных, полезных, самых трудолюбивых и самых красивых насекомых. 

Предварительная работа: игры с конструктором ТИКО; чтение книги И. Гуриной «Как появляется бабочка», рассматривание картинок, иллюстраций и энциклопедий о жизни насекомых.

Цель совместной деятельности

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

формирование культурных практик конструирования по схеме (рисунку) и закрепление знаний о насекомых.

- расширить представление детей о жизненном цикле насекомых;

- развивать представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе;

- закрепить знания детей о стадиях развития бабочки;

- закрепить умение выделять основные части и характерные детали конструкций;

-  действовать по алгоритму с опорой на схему или рисунок;

- совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять желание детей высказывать свою точку зрения;

- воспитывать трудолюбие, добросовестное и ответственное отношение к выполняемой работе, умения сотрудничать с другими детьми.

Этапы

(последова-тельность) деятельности

Содержание деятельности

Действия,                        деятельность                педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет                              к достижению запланированных результатов

Планируемый                   результат

Мотивация к деятельности: психологичес-кий настрой на деятельность, создание атмосферы заинтересованности.

- Проходите, дети в группу

- Встанем рядышком друг с другом ровным и красивым кругом!

- Мальчики, внимание,

Девочки, внимание!

Есть у Глеба для вас

Интересное задание!

Активизирует внимание детей.

Создаёт условия для эмоционально-положительного общения.

Дети заходят в группу, приветствуют гостей

 

Глеб Ч.: загадывает загадку

    А задание такое – отгадать загадку!

    Зазвенели ручьи,

    Прилетели грачи.

    В дом свой — улей пчела

    Первый мед принесла.

    Кто скажет, кто знает,

    Когда это бывает?     (Весной)

Дети слушают, отгадывают загадку, эмоционально включаются в действие.

Сосредоточенность внимания у детей.

Настрой детей на предстоящую деятельность;

Дети проявляют интерес, эмоционально включены в действие.

Игра                      

«Копилка весенних слов»

 

- Дети, мы знаем много признаков весны, давайте вспомним их и поиграем в игру «Копилка весенних слов»: передаём друг другу копилку и произносим слова: «Ты копилку наполняй, весенний признак называй!», у кого в руках будет копилка по окончании слов, тот называет признак весны и «кладёт» его в копилку.

Начинаем игру!

Наша копилка наполнилась весенними признаками! Здорово!

Педагог вовлекает детей в двигательную деятельность. Использует наглядные средства.

Стимулирует мыслительную и речевую активность детей через называние признаков весны.

Развивает умение определять по карточкам признаки весны. 

Ориентирует детей на соблюдение правил игры.

Дети слушают правила игры, в ходе игры произносят слова:

«Ты копилку наполняй, весенний признак называй!»

Дети передают копилку, называют признак, «кладут» его в копилку:

- Весной солнце начинает сильнее пригревать и на улице становится теплее;

- Весной световой день становится длиннее, а ночь – короче;

- Весной тает снег;

- Весной появляются сосульки;

- Весной появляются проталины;

- Весной на крыше появляются сосульки;

- Весной прилетают перелётные птицы;

- Весной набухают почки;

- Весной просыпаются насекомые.

Дети называют признаки весны и используют их в речи при наблюдении за сезонными изменениями.

Развитие связной речи и обогащение словаря детей, формирование причинно-следственных связей.

Игра «Назови действия           насекомого»

-А какие насекомые просыпаются весной?

- А теперь поиграем в игру «Назови действия насекомого»

- Я бросаю вам мячик, называю насекомого, а вы мне называете его действия.

Вот как много действий выполняют насекомые!

Стимулирует мыслительную деятельность, активность, интерес, вовлекает детей в двигательную деятельность.

Эмоциональная поддержка, похвала.

Дети называют насекомых (муравей, бабочка, стрекоза, муха, пчела, оса, комар, жук, божья коровка, кузнечик, паук, гусеница)

Дети называют действия насекомого:

- летает,

- прыгает,

- стрекочет,

- жужжит,

Дети проявляют интерес, мыслительную и речевую активность, эмоционально включены в действие.

 

Сказка про

Гусеницу.

Слайд 1: Посмотрите дети на экран, и послушайте сказку про одно из насекомых.

Слайд 2: Жила-была гусеница. Все над нею смеялись, такая она была некрасивая.

Слайд 3: Однажды гусеница решила спрятаться в кокон, чтобы ее никто не видел. Сидела она в нем, сидела, и заснула.

Слайд 4: Проснулась гусеница, высунула наружу усики, чтобы посмотреть, нет ли там никого, кто бы мог над нею посмеяться. Никого не оказалось.

Слайд 5: Тогда она вылезала целиком из своего кокона.

Слайд 6: Гусеница чувствовала, что на спинке ей что-то мешает. Она встряхнулась и вдруг …

Слайд 7: полетела.

Слайд 8: Пролетая над прудом, она посмотрелась в него, как в зеркало и увидела прекрасную …(бабочку). Да, бабочку с огромными яркими крыльями. «Кто эта красавица?» – подумала она, – «Ой, так ведь это же я! Я – бабочка!» Слайд 9: Она летела над лугом и все, кто видел ее, восхищались: «Какая красивая бабочка!»

Педагог вызывает у детей познавательный интерес.  

Дети слушают сказку с использованием презентации, эмоционально включаются в действие.

Дети проявляют интерес, учатся слушать рассказ взрослых.

Сосредоточенность внимания у детей.

Происходит обогащение словаря детей, формирование причинно-следственных связей.

Беседа по сказке

- Яна, откуда появляются гусеницы?

- Кирилл, откуда появляются бабочки?

- Дарина, расскажи, как гусеница превращается в бабочку? (с помощью мнемотаблицы на мольберте).

Педагог стимулирует мыслительную и речевую активность детей.

Эмоциональная поддержка, похвала.

-Бабочка-самка откладывает яички, из которых появляются маленькие гусеницы, которые сначала съедают свой кокон, а потом едят много листьев!.

- Бабочки появляются из гусеницы.

- Гусеница ест много листьев и становится очень большой, перестаёт есть и ползать, устраивается поудобнее на каком-нибудь листочке и опутывает себя липкими нитками. Так получается кокон. Внутри кокона растёт бабочка. Потом бабочка вылезает из кокона, цепляется лапками за листочек, расправляет крылья и сушит их на солнышке. Когда крылья подсохнут – бабочка начинает летать, порхать над цветами. Тонким хоботком бабочка пьёт цветочный нектар.

Дети проявляют интерес, учатся слушать товарищей.

Создание атмосферы заинтересованности.

Ответы на вопросы.

Отгадывание кроссворда.

Смена помещения.

Проводится физминутка «Бабочка»

- Дети, расскажите с помощью картинок, какую пользу приносят насекомые?

- Андрей

- Паша

- Дарина Останина

- Кирилл

(ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ НА МОЛЬБЕРТ)

А сейчас предлагаю отгадать кроссворд из картинок, которые можно повернуть, если ответ правильный:

  1.  Какие насекомые самые дружные и трудолюбивые? (муравьи)
  2. Какие насекомые самые полезные и почему? (пчёлы, они делают мёд, а мёд полезный)
  3. Какие насекомые самые вредные и почему? (мухи, комары)
  4. Какие насекомые самые красивые?

(бабочки)

- Предлагаю превратиться в изящных бабочек и полететь на нашу цветочную полянку в группе и поиграть в игру  «Бабочка»

- Яна, проведи игру «Бабочка»

Активизирует внимание детей, используя наглядность.

Педагог стимулирует двигательную и речевую активность детей.

- Насекомыми питаются птицы и животные.

- Насекомые опыляют растения и растения приносят плоды.

- Пчёлы делают мёд.

- Бабочки приносят радость, потому что они красивые.

Дети отвечают на вопросы и поворачивают картинки лицевой стороной.

Яна проводит игру «Бабочка»:

Наша бабочка встряхнулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела

И нектара всласть поела.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Сосредоточенность внимания у детей.

Дети проявляют интерес, эмоционально включены в действие.

Дети проявляют интерес, эмоционально включены в действие.

Вводно-организационный: психологический настрой на деятельность, создание атмосферы заинтересованности.

-Сейчас, разделитесь на группы по картинкам на бэйджиках и сконструируйте из конструктора ТИКО по схеме          БАБОЧЕК, ГУСЕНИЦ, ЦВЕТЫ И ЛИСТЬЯ.

- Рассмотрите схемы у вас на столах. Из каких геометрических фигур вы будете делать гусениц?

- Из каких фигур вы сделаете бабочку?

- Какие фигуры нужны для конструирования листочка?

- Из каких фигур состоит цветок? Начинаем конструировать! (МУЗЫКА!)

Стимулирует мыслительную деятельность, активность, интерес, вовлекает детей в двигательную деятельность.

Эмоциональная поддержка, похвала.

Дети отвечают:

- Гусениц мы будем делать из треугольников;

- Бабочку мы будем делать из треугольников, пятиугольника, квадратов;

- Для конструирования листочка нужны прямоугольники, квадраты, треугольники;

- Цветок состоит из треугольников, шестиугольника (многоугольника), прямоугольника, параллелограмма;

Сосредоточенность внимания у детей.

Настрой детей на предстоящую деятельность;

    Совместный рассказ детей о превращении гусеницы в бабочку

- Дети, предлагаю показать и рассказать, как гусеница превращается в бабочку.

Педагог стимулирует двигательную и речевую активность детей.

Анжелика: Жила-была гусеница большая и прожорливая

Даша: гусеница съела много вкусных листочков и превратилась в куколку, закутавшись в кокон.

Дарина Осип.: В коконе гусеница превратилась в бабочку. Бабочка выбралась из кокона и полетела.

Лиза: Позавтракать бабочка решила на цветочной поляне.

Дети проявляют интерес, эмоционально включены в действие,

учатся слушать товарищей.

Рефлексия

- Дети, что вам сегодня понравилось на занятии?

- Что было для вас трудным?

Педагог стимулирует мыслительную и речевую активность детей.

Дети отвечают:

Дети слушают товарищей делятся впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта "Бабочка"

Данный материал адресован для детей подготовительной группы по конструированию...

Технологическая карта занятия по обрывной аппликации «Бабочка».

Технологичекая карта занятия по обрывной аппликации "Бабочка"...

Технологическая карта образовательной деятельности №2 (с учетом системно – деятельного подхода СДП по А.Н, Леонтьеву) "Разноцветные бабочки".

Технологическая карта образовательной деятельности №2(с учетом системно – деятельного подхода СДП по А.Н, Леонтьеву)Вид деятельности познавательно – исследовательская группа вторая младшая...

Технологическая карта лепка - "Бабочка"

Технологическая карталепка - "Бабочка"...

Технологическая карта проведения совместной деятельности педагога с детьми (3-4 лет) по освоению образовательной области художественно-эстетическое развитие (рисование) по теме: «Разноцветные бабочки»

Цель: развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества....

Технологическая карта ОД "Бабочка-красавица"

технологическая карта по рисованию...