Программа дополнительного образования по выявлению и развитию способностей воспитанников на 2020-2021уч.год в средней группе «Почемучки»,
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)
Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства. Поскольку знаний в этих областях довольно много, именно окружение акцентирует внимание детей на наиболее значимых фактах, стремится передать полезный опыт. В том числе опыт, который будет важен для развития способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemuchki.pdf | 505.31 КБ |
programma_kruzhka_pochemuchki.docx | 32.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Принята на педсовете, протокол от 01. 09 2020 г. №
| Утверждена приказом заведующей от 01.09.2020 г. № 61 а МБДОУ д/с №1 Починка Е.М.Чижова |
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 г. Починка
Программа дополнительного образования по выявлению и развитию способностей
воспитанников на 2020-2021уч.год в средней группе «Почемучки»
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Александрова С.В.
2020 г.
Пояснительная записка
В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе (ст. 14), педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».
Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства. Поскольку знаний в этих областях довольно много, именно окружение акцентирует внимание детей на наиболее значимых фактах, стремится передать полезный опыт. В том числе опыт, который будет важен для развития способности.
Актуальность.
Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, недостаточность методических разработок в плане осуществления системнодеятельностного подхода к детскому экспериментированию, актуальной становится проблема разработки системы методической работы по осуществлению системно-деятельностного подхода к проблеме детского экспериментирования. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.
Средняя группа. В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень - более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. В этом возрасте выделяются основные направления познавательного развития: - знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей; - установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений; - удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую работу, занятия по интересам);
Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата
При планировании работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей созданы условия в группах и музыкально-спортивном зале, развития активности и заинтересованности у детей во всех видах деятельности, что способствует выявлению способностей у наших воспитанников. Мы совместно планируем и проводим мероприятия, которые способствуют выявлению и развитию у воспитанников способностей к разным видам деятельности. Это всевозможные конкурсы рисунков, поделок из различного материала, спортивные соревнования.Например, с родителями «Физкульт-Ура-Ура», поделки «Дары осени», «Новогодние поделки». Соревнования «Олимпийские игры», Веломарафоны, Соревнования по конькам). Эти мероприятия проводятся совместно с родителями.
В группе имеется ряд развивающих центров. Центр музыкального развития, центр физической культуры и оздоровления, центр развития речи и театрализованной деятельности,центр физической культуры и оздоровления,центр развития речи и театрализованной деятельности,центр математического развития(«Игры Воскобовича», «блоки Дьенеша», «Танграм», «Геоконт»Центр художественно-эстетического развития – это особая среда, способствующая развитию эмоционально – чувственного мира ребенка.
Особое внимание и я уделяю центру экспериментирования. За время своей практики в детском саду я заметила, что дети являются прирожденными исследователями, и в связи с этим я решила активно внедрять в совместную работу с детьми познавательно - исследовательскую деятельность. В моей группе создана детская исследовательская лаборатория, где дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты. Наша лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования. Это различные приборы: природные материалы: листья, песок, земля, семена; медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт; бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, меха; мука, соль, сода, свечи, фонарики; микроскопы, лупы, магниты, весы; детские фартуки; схемы для проведения опытов и т. д.
Познавательно-исследовательская деятельность тесно соседствует с проектной деятельностью. Она ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом, совместная деятельность детей, совместная деятельность детей с родителями.С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
На основании выше перечисленного был разработана программа кружка «Почемучки»Работа в кружке построена следующим образом: Каждый месяц планируется 3 самостоятельные темы, каждую неделю новая тема, последняя неделя месяца – повторение и закрепление пройденного. Занятия проходят в увлекательной форме (путешествия, игры – задания, мозговой штурм и т. д.)
Практикуется такая форма работы, как домашнее игровое задание, с целью вовлечения родителей в процесс развития детей. Повторение пройденного необходимо для того, чтобы дети лучше усвоили изученный материал. Не исключено добровольное посещение кружка ребёнком в зависимости от его желания, настроения и самочувствия. Приветствуется посещение родителей, внедрение их в практическую деятельность.
Для выявления склонностей и способностей у детей я использую следующие методы:
Наблюдение – позволяет мне сделать выводы о склонностях детей, сформировать представление о его возможностях, выявить основные интересы ребенка. Также уделяется много внимания познавательной активности детей: о чем больше всего спрашивают, что изучают. Является одним из наиболее живых и простых методов. Игра. При определении склонностей в данном случае учитываются все факторы: какую игру выбрал индивид какую роль в ней играет.
Совместная деятельность - помогает развить талант в разных областях.
Цель программы: Выявить и развивать познавательную способность детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
Задачи:
-познавательные: Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.
-формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
-развивающие: развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
-развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Создание предпосылок формирования практических и умственных действий. Воспитательные:
-воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Стимулировать желание детей экспериментировать. Формировать коммуникативные навыки.
Общие принципы воспитательно-образовательного процесса с одаренными детьми: принцип учета возрастных возможностей; принцип развивающего и воспитывающего обучения; принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Формы работыБеседы, опыты, эксперименты, наблюдения, познавательные игры, моделирование (триз), проблемные ситуации, алгоритмы, опорные карточки, планы – схемы, пиктограммы, таблицы, календарь природы.
Технология А.И. Савенкова Этапы организации и проведения опытов:
Постановка проблемы (задачи). 2. Поиск путей решения проблемы. 3. Проведение опытов. 4. Фиксация наблюдений. 5. Обсуждение результатов и формулировка выводов ироды.
Алгоритм подготовки и проведения занятия – эксперимента: 1. Предварительная работа по изучению теории вопроса (экскурсии, беседы, наблюдения) 2. Определение типа, вида и тематики. 3. Выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные) . 4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления. 5. Подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста и темы. 6. Исследовательская работа с использованием оборудования в центрах. 7. Обобщение результатов в различных формах: дневник наблюдений, коллаж, фотографии, пиктограммы, рисунки, рассказы, таблицы.
Разделы: вода, песок, почва, воздух, свет, бумага, ткань, железо, стекло, дерево, продукты, ветер, снег, зеркало, краски, мыло, пластилин, камни, шампунь, магнит, лупа. Мониторинг освоения программы дополнительного образования «Почемучки?» проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.
Механизм реализации Программы
Первый этап – диагностико-организационный (декабрь 2015г.)
Второй этап – организационно-практический, этап реализации (декабрь2015- май 2016 гг.)
Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе (апрель-май 2016 году)
Второй этап Второй этап (практический) - занятия по приобретению детьми специальных знаний (тематического словаря научного характера) и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска. Для этого проводятся занятия-тренинги, предложенные А.И.Савенковым (с добавлением нескольких своих игр и упражнений). Целью этих занятий является введение ребенка в исследовательскую деятельность.
Перспективный план кружковой работы «Почемучки?»
месяц | неделя | Тема недели | Задачи |
Сентябрь | 1 2 3 4 | Вода. «Весёлая капелька» Песок «Песочный городок» Почва «Земля матушка» Мини досуг «Кладоискатели» | 1.Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха без вкуса). 2.Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. 3.Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях. |
Октябрь | 1 2 3 4 | Свет. «Солнечный блик» Тень. «Моя тень» Воздух. «Пляшущие бабочки» Рисование «Лучики и тень» | 1. Формировать представления о свойствах солнечных лучей (тепло, отражение, свет) 2.Выяснить способы возникновения тени, её свойствах, важности её в жизни живых организмов. 3. Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека |
Ноябрь | 1 2 3 4 | Ткань. «В магазин ткани» Бумага. «Для чего?» Оригами. Железо. «Магнит» | 1.Дать знания о свойствах ткани (плотная, нельзя порвать руками, можно разрезать ножницами, намокает в воде) 2.Познакомить с бумагой разной фактуры, выяснить её назначение. 3. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы |
Декабрь | 1 2 3 4 | Стекло. «Калейдоскоп» Дерево. «Тонет не утонет? » Камень. «Домик черепашке» Рисунки камешками. | 1 Узнавать предметы, сделанные из стекла ,определять его качества (структура поверхности :толщина. прозрачность и свойства : хрупко . 2. Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку : тонет, плавает 3.Определить качества камней (вес, размер, цвет, форму, применение) |
Январь | 1 2 3 4 | Мука. «Колобок – румяный бок» Краски. «Радуга - дуга» Соль. «Тает, не тает» Практическая часть «Тестомес» | 1.Дать представление о свойствах муки (сыпучесть, соединение с водой, преобразование в тесто, способность принимать любую форму) 2. Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски 3. Выяснить качества и свойства соли (цвет, вкус, растворимость, влияние на другие материалы) |
Февраль | 1 2 3 4 | Шампунь. «Прозрачный пузырь» Мыло. «Кусает, не кусает» Пластилин. «Мои руки волшебники» Игра – развлечение «Мыльные пузыри» | 1.Расширить знания о свойствах шампуни (цвет, запах, вязкость, мылкость), о сфере её использования. 2.Аналогично с шампунем. 3.Уточнить знания о свойствах пластилина, подвести к тому, что они схожи с тестом. |
Март | 1 2 3 4 | Снег. «Чисто – грязно» Сосулька. «Кап кап и нету» Лупа. «Лучики снежинки» Работа с пиктограммой | 1.Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека 2. Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия. 3.Познакомить с увеличительным стеклом, понятием «линза». Свойствах, назначении, применении в жизни. |
Апрель | 1 2 3 4 | Магнит. «Собери игрушки» Вода. «Кто пьет воду? » Картон «Бумажный дворец» Просмотр видеофильма «Цель воды» | 1. Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла. 2.Дать понятие о значимости воды в жизни человека. Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. 3.Обобщить знания о бумаге (изготовление, применение, свойства, назначение). |
Май | 1 2 3 4 | Зеркало. «Всё наоборот» Ветер. «Деревья проснулись» Почва. «Аквариум» Работа с коврографом. | 1.Расширить представления о свойствах зеркал, дать понятие «зеркальное отражение» 2. Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений. 3.Расширить знания детей о разновидностях почвы, выяснить специфику почвы в аквариуме (чем покрыто дно аквариума, почему, что ещё может быть на дне) |
Июнь Июль Август | Закрепление, повторение, обследование, манипуляции пройденного материала на прогулке, в экскурсиях, беседах, развлечениях, досугах. |
3 этап Диагностический инструментарий
Методика оценки общей одарённости Общая характеристика. Разработана А.И. Савенковым и адресована родителям (может также применяться педагогами). Цель – оценка общей одарённостиребёнка его родителями. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов
(психологов и педагогов). Инструкция Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одарённых детей. Внимательно изучите их и дайте оценку Вашему ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 – оцениваемое свойство развито хорошо, чѐтко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения
4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко
3 – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечѐтко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга
2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому
1 – чѐтко выражено и часто проявляется свойство, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности
0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарёнребёнок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).
Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон).
Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают – важная характеристика творчески мыслящего человека. Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется при решении учебных задач, распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования не отдалённых во времени последствий относительно элементарных событий до возможностей прогноза развития социальных явлений. Словарный запас. Большой словарный запас – результат и критерий развития умственных способностей ребёнка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтаксические конструкции, в придумывании новых слов для обозначения новых, введённых детьми понятий или воображаемых событий. Способность к оценке.
Способность к оценке – прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребѐнка, в играх и самых разных видах деятельности. Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения. Настойчивость (целеустремлѐнность).
Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на помехи. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребёнка. Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм).
Стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребёнок не успокаивается до тех пор, пока не довеет свою работу до самого высокого уровня. Обработка результатов Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребёнка.
Качество Отметка 2 3 4 5 6 Изобретательность 7 Способность рассуждать и мыслить логически
№п/п | Качество | Отметка |
Любознательность | ||
Способность к прогнозированию | ||
Способность к оценке | ||
Изобретательность | ||
Способность рассуждать и мыслит логически | ||
8 Настойчивость | ||
9 Перфекционизм |
Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные)
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ. Овладение средствами познавательной деятельности, способами действий, обследования объектов. Расширение познавательного опыта. Формирование умения самостоятельно «добывать» нужную информацию. Формулирование своего познавательного интереса в вербальной форме или с помощью условных символов. Использование приобретённых знаний, умений и навыков в игровой деятельности. Увеличение объема памяти ребенка, активизация его мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации; увеличение познавательной активности воспитанников, любознательности; развитие уровня умственных умений дошкольников
Методика «Маленький исследователь»:
предполагает выбор картинок, со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (чтение книг, уголок изодеятельности, игровой).
Воспитатель предлагает детям осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?» Ответы фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3,4. За первый выбор засчитывается 4 балла, за второй – 3 балла, за третий- 2 балл, за четвертый-1 балл.
Вопросы к беседе с детьми:
Что ты любишь делать в уголке экспериментирования?
С какими предметами и материалами ты любишь экспериментировать в уголке?
Тебе нравится проводить опыты? Почему?
Какой опыт самый интересный?
Расскажи о нем. Расскажи, какие опыты проводят другие дети?
С кем ты любишь вместе исследовать?
Что бы ты хотел добавить в уголок экспериментирования?
Определены критерии уровня знаний детей по познавательной деятельности. Результаты отражены в мониторинге уровня освоения развивающего материала на основе итоговых занятий , наблюдений, бесед с детьми.
Высокий уровень – четкое представление о целостности мира, взаимосвязи и взаимозависимости явлений, времени, пространстве; самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность: умение поставить проблему, определить гипотезу, организовать эксперимент, сформулировать вывод; активное участие в занятиях кружка, играх, исследовательской деятельности;
Средний уровень – наличие элементарных представлений у детей о взаимосвязи и взаимозависимости явлений, времени, пространстве; с помощью взрослого организует поисковую и самостоятельную деятельность; участвует в занятиях и совместной с педагогом исследовательской деятельности;
Низкий уровень – отсутствие представлений об окружающем мире; отсутствие интереса к занятиям кружка, отказ от исследовательской деятельности.
Литература 1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002. 3. Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М. 1999. 4. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с. 5. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с. 6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с. 7. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995. 8. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2. 9. Равиза Ф. В. Простые опыты. М., 1997. Радуга: Программа и руководство для воспитателей детского сада. М., 1994. 10. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. / Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие «ТИКО - конструирование» средняя группа
Формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире....
Методическое обеспечение для реализации дополнительной программы ( мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера»)
Программа по дополнительному образованию, по направлению «Познавательное развитие» - «Легомастера»...
Программа дополнительного образования по художественно- эстетическому развитию для детей среднего возраста "Умелые ручки"
Цель программы: воспитывать у детей интерес и любовь к ручному труду, вовлекать детей в активную творческую деятельность...
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Затейники» воспитанников средней группы (возраст детей 4-5 года) Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год.
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию«Затейники»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Фантазёры» в средней группе.
В современном мире , где господствуют компьютерные технологии, дети с раннего детства привыкают держать в руках телефоны , мелкая моторика рук развита недостаточно. У детей не хватает фантазии и умени...
Программа дополнительного образования по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ «Радуга талантов
Программа дополнительного образования по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ «Радуга талантов...