Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Фантазёры» в средней группе.
материал по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Москалева Наталья Юрьевна
В современном мире , где господствуют компьютерные технологии, дети с раннего детства привыкают держать в руках телефоны , мелкая моторика рук развита недостаточно. У детей не хватает фантазии и умения экспериментировать с различными видами изобразительных средств и нетрадиционных техник, нет уверенности в себе, воображения и самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую литературу. Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, работой с нетрадиционными материалами и «бумажной пластикой», как вид изобразительной деятельности, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить мыслить, активизировать творческую активность и уверенность в себе. Появилось желание открыть кружок художественного творчества «Фантазёры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_hud.-esteticheskomu_razvitiyu_fantazyory.docx41.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ПРИНЯТО:

Педагогическим советом

        МБДОУ  «Солнышко» п. Савинский

протокол  № ____от____________20____г.

                     УТВЕРЖДАЮ

                       Заведующий МБДОУ

«Солнышко» п. Савинский

_______________  ______________________

              (подпись)                   (Ф.И.О.)

Приказ №_______от   «___» _________20__ г.

 «Детский сад «Солнышко»

 

Программа  дополнительного образования

по художественно-эстетическому развитию

«Фантазёры»

в средней группе.

                                                  Разработчики:  воспитатель Н.Ю.Москалёва

                                                                                                 

п.Савинский

2018-2019г.

«Чем больше мастерства в детской руке,

                                  тем умнее  ребёнок».

                                                                                             В.А.Сухомлинский

Пояснительная записка

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественно-эстетическое развитие ребёнка, которое  создаёт условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.

Актуальность

     В современном мире , где господствуют компьютерные технологии, дети с раннего детства привыкают держать в руках телефоны , мелкая моторика рук развита недостаточно. У детей не хватает фантазии и умения экспериментировать с различными видами изобразительных средств и  нетрадиционных техник, нет уверенности в себе, воображения и самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую литературу. Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, работой с нетрадиционными материалами и «бумажной пластикой», как вид изобразительной деятельности, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить мыслить, активизировать творческую активность и уверенность в себе.           Появилось желание открыть кружок художественного творчества «Фантазёры». 

 Программа кружка построена «от простого к сложному». Данное направление в работе с детьми, я считаю актуальным, важным и необходимым, потому что нетрадиционная техника рисования, работа с нетрадиционным материалом, позволяет создавать яркие композиции. А также открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения. Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику. А это в конечном итоге способствует творческому  развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

Цель:

Развивать самостоятельность, творчество, индивидуальность детей, художественные способности, путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник; формировать художественное мышление и нравственные черты личности, эмоциональную отзывчивость к прекрасному.

Задачи:

  • Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира.
  • Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
  • Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
  • Развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
  • Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, воображение, творческое мышление, координацию движений, глазомер.
  • Приучить к терпению и упорству.
  • Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, радость от узнавания нового;

   

   Форма и методы реализации программы:

  • Групповая и индивидуальная работа с детьми;
  • Выставки творческих работ в группе;
  • Мастер-классы с  родителями;
  • Консультации для родителей и педагогов;
  • Родительские собрания с использованием ИКТ;
  • Оформление предметно-окружающей среды.

Принципы организации:

  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • Учёт возрастных и психологических особенностей детей;
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых;
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Игровая форма подачи материала;
  • Сотрудничество с семьей;

Методическое обеспечение программы:

Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы:

  • Словесный (беседа, объяснение, познавательный рассказ);
  • Наглядный  (картины, схемы, образцы, рисунки);
  • Метод наблюдения (экскурсии, прогулки);
  • Игровой  (дидактические, развивающие, подвижные);
  • Метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).

Предполагаемый результат реализации программы:

В результате освоения рабочей программы дети приобретут следующие качества:

5

  • Инициативность;
  • Самостоятельность;
  • Любознательность;
  • Наблюдательность;
  • Воображение, фантазия, образное мышление;
  • Творческие способности;
  • Склонность к экспериментированию;
  • Способность к принятию решений;
  • Художественный вкус.

Техническое оснащение занятий:

Для занятий в кружке необходимо иметь:

  • цветную бумагу;
  • альбом для рисования;
  • картон белый и цветной;
  • бумажные салфетки;
  • ватные диски;
  • ватные палочки;
  • шерстяные нити;
  • поролон;
  • одноразовые тарелки;
  • офисную белую и цветную бумагу;
  • клей ПВА;
  • клеевой карандаш;
  • ножницы;
  • простой карандаш;
  • кисточки для клея;
  • клеенка.

Срок реализации: 

Программа кружка «Фантазёры» рассчитана на один год обучения. Она охватывает детей средней группы от  4до 5 лет.

Длительность занятий:

  • Средняя группа – 15 – 20 минут;

Перспективное планирование

месяц

тема

задачи

оборудование

сентябрь

«Мухомор»
Нетрадиционная техника: Рисование пальчиками, фон – монотипия.


Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с техникой монотипии для создания фона. Воспитывать аккуратность.

Листы бумаги, гуашь, кисти, пластиковые доски, салфетки

«Осенние дерево» (Деревья на втулках.)

Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный).

Двусторонняя бумага ярких цветов(жёлтый, оранжевый, красный), 1/2 альбомного листа, клей, кисти, салфетки, втулки туалетной бумаги, заготовка кроны дерева. Для удобства работы сначала кладем кругляш кроны дерева на стол, наклеиваем на него листья, и только после этого одеваем в прорезь на втулке от туалетной бумаги.

"Осенний листочек".

(Пластилинография).

Создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закреплять умения навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности.

Пластилин, картон с трафаретом

 «Грибок».

Учить детей работать с крупами и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

картон, трафарет, клей, кисть, крупа.

октябрь

«Листопад» (коллективная работа)
Нетрадиционная техника: Пуантилизм (рисование точками).

Познакомить с техникой пуантилизм, учить рисовать в данной технике. Учить аккуратно наклеивать листья на общую работу. Развивать композиционные умения.

Лист бумаги, тонированный в синий цвет (А-3), гуашь, ватные палочки, вырезанные силуэты листьев, клей, кисти, тряпочки.

«Ёж».

Учить правилам безопасной работы с клеем, семечками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.

Картон с трафаретом, клей, кисточка, семечки.

«Ветка рябины»

( пластилинография )

Продолжать формировать умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней. Закреплять умение расплющивать шарики, произвольно располагать их по поверхности. Закреплять с детьми знания о красном цвете. Развивать мелкую моторику.

Пластилин, картон

Дождик, дождик – кап, кап

Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Пространственное освоение листа

Зонтик,1/2 белого картона, цветная бумага(оттенки синего) клей, кисти, салфетки

ноябрь

«Облака»
Нетрадиционная техника: Рисование по сырому.

Познакомить с техникой рисования по сырому. Помочь в создании выразительного образа. Развивать воображение, наблюдательность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Листы бумаги, акварель, кисти.

«Осьминог»

продолжать учить выкладывать изображение по контуру, лепить длинные «колбаски», закреплять прием надавливания, учить работать на заданном пространстве, дополнять работу бисером, ракушками, развивать творчество и фантазию, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Картон, пластилин, трафарет.

«Рукавички»

Учить правилам безопасной работы с клеем, картоном. Развивать композиционные умения. Картон, клей, кисточка.

«Птичка на кормушке».

Учить правилам безопасной работы с клеем, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.

Картон с трафаретом, клей, кисточка, крупы.

декабрь

«Снежинка»

Обобщать знания и впечатления детей о зиме.  Формировать умение раскатывать колбаски, жгутики разной длины, выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок

Картон, пластилин, трафарет.

"Зимняя сказка". Коллективная работа.

Учить создавать картину заснеженных деревьев. используя вату, соль.

Картон, вата, пенопласт, соль

«Зима»
Нетрадиционная техника: Рисование на мятой бумаге.

Познакомить с техникой рисования на мятой бумаге. Развивать композиционные умения.

Листы бумаги, акварель, кисти.

«Бусы на ёлку»

закреплять навыки вырезывания разноцветных полосок и склеивания их между собой; вызвать у детей приятные воспоминания, связанные с новогодним праздником.

Цветная бумага, клей, ножницы.

январь

«Зимнее дерево»
Нетрадиционная техника: Рисование зубной пастой.

Познакомить с новым нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность.

Цветной картон (черный, синий), зубная паста, салфетки.

«Елочка»

Учить  наносить клей на определенный участок, аккуратно засыпать этот участок крупой (зеленого  цвета). Дополнять работу новыми деталями.

Картон, крупа, трафарет, клей.

«Снеговик»

Упражнять в обрывной аппликации ватой, поощрять желание детей дополнить работу новыми деталями.

Картон, вата, клей, бумага белого цвета.

«Снегири на веточках»

расширить представления детей о зимующих птицах, учить детей передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности посредством пластилинографии. Научить детей изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску).Закрепить приемы скатывания, расплющивания, примазывания, деление на части с помощью стеки. Развивать композиционные навыки.

Картон, пластилин, трафарет.

февраль

«Укрась варежки»
Нетрадиционная техника: Тычок жесткой кистью, рисование ватными палочками.

Совершенствовать умения в технике тычок жесткой кистью. Учить украшать варежки, используя ватные палочки. Развивать чувство ритма, цвета.

Листы бумаги, гуашь, жесткие кисти, ватные палочки.

«Кораблик»
Нетрадиционная техника: Пластилинография

Совершенствовать работу в данной технике. Воспитывать аккуратность.

Цветной картон, пластилин.

«Ракета»

учить детей создавать и вырезать ракеты; развивать комбинаторные способности; воспитывать интерес  к познанию окружающего мира

 и отражению полученных представлений в изодеятельности.

Цветная бумага, клей, ножницы, кисточки, картон,

«Танк» из макарон

развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать самостоятельность, инициативность;
- развивать творческие способности детей;
- способствовать развитию положительных эмоций.

Картон, трафарет, макароны.

март

«Божья коровка на листочке»

Учить создавать красивые композиции, сочетая разные направления в ручном труде.

Грецкий орех, цветная бумага, клей, картон.

«Весеннее солнышко»
Нетрадиционная техника: Рисование ладошками


Закрепить умение рисовать ладошкой. Создать бодрое, радостное настроение.

Изображение неба, облаков (предыдущее занятие), гуашь, кисти.(про облака, рисование по сырому).

«Матрешка» - оригами

Закрепить навык складывания бумаги способом «гармошка», научить делать «матрешку».

Цветная бумага, клей.

«Букет роз»

.

Учить детей делать колбаски из пластилина и закручивать их по спирали изготовляя тем самым цветы розы, развивать мелкую моторику, глазомер; воспитывать эстетический вкус.

Картон, пластилин, шаблон.

апрель

«Космос»
Нетрадиционная техника: Граттаж.

Познакомить с техникой граттаж. Развивать композиционные умения.

Подготовленная основа (восковые мелки, свеча, гуашь черная, синяя), деревянные палочки.

"Пасхальные яйца".

Учить украшать яйца, используя разнообразные приёмы и материал по своему желанию.

Яйцо, крупы

«Звездное небо»

 Побуждать интерес к созданию картины со звездами, кометами. Развивать чувство формы и композиции. Поощрять самостоятельную деятельность. Учить самостоятельно подбирать приемы воплощения замысла, совершенствовать навыки лепки «колбаски» и округлых форм, учить в работе пользоваться стекой, продолжать воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер, закреплять основные цвета.

Картон, пластилин,

«Лодочки под солнцем» (аппликация с элементами рисования)

учим из круга вырезать две лодочки, а море изобразить восковыми мелками; развивать композиционные умения.

Цветная бумага, клей, восковые мелки, альбомный лист.

май

«Цветущая ветка»
Нетрадиционная техника: Выдувание трубочкой, аппликация.

Учить детей рисовать в данной технике, дополнять работу вырезанными цветами. Развивать воображение, ассоциативное мышление.

Листы бумаги, гуашь, кисти, трубочки, вырезанные цветы, клей, кисти для клея, тряпочки.

«Бабочка красавица»

показать способ вырезывания бабочек из бумаги, сложенной пополам; развивать творческое воображение; воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.

Цветная бумага, ножницы, клей, картон

«Гусеница»

учить изображать гусеницу с помощью жгутиков (колбасок, выкладывать из них округлые формы, совершенствовать умение катать шарики, дополнять ими композицию, продолжать воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Картон, пластилин, трафареты.

Мышка».

Аппликация из резаных ниток.  

Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.

Изображение мыши на картоне, ткать, клей ПВА.

Литература

  1.  Ребенок в детском саду» журнал «Обруч» журнал под редакцией Т. Дороновой.
  2. «Ручной труд» под редакцией И. Климовой.
  3. «Чудеса для детей из ненужных вещей», М. И. Нагибина, Ярославль «Академия Развития», 1998г.
  4.  «Мозаика из круп и семян» Г. И. Перевертень, Издательство «Сталкер», 2006г.
  5.  «Мастерим вместе с детьми. Чудесные поделки из чего угодно.» О. В. Пойда  Издательство: «ОлмаМедиаГрупп», 2013 г.
  6. А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду»  «Академия развития», 2002г. И.А. Лыкова « Неужели из бумаги? 4.Т.Б.Сержантова «Оригами для всей семьи»- М.: Айрис-Пресс,2008г.
  7. Гришина Н.Н, Анистратова А.А.Поделки из кусочков бумаги – М.,Оникс, 2009 г.
  8. Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС»,2002
  9. 3.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий/. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  10. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
  11. 5.Лыкова И.А.  Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.
  12. 6.Майорова Ю.А «Поделки из соленого теста и пластилина».
  13. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа кружка по художественно-эстетическому направлению развития детей в разновозрастной группе «Волшебные сказки» на 2015-2016 уч.год МБДОУ «Детский сад с.Каменка» Красноармейского района Саратовской области В

I.Пояснительная запискаНаши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старш...

Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие «ТИКО - конструирование» средняя группа

Формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире....

Конспект НОД по реализации задач познавательного, художественно-эстетического, речевого развития детей второй младшей группы "Водичка, водичка..."

Материал подготовлен с целью способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации, формированию представлений об объектах окружающего мира....

Проект Художественно-эстетическое воспитание детей второй младшей – средней группы. «Весёлые мелодии»

«Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира».В. А. Сухомлинский....

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому (шитье) развитию «Лоскуток» средняя группа

В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами техниче...

Конспект НОД по художественно-эстетическому творчеству (Аппликация) "Грибная полянка" средняя группа

Конспект НОД по художественно-эстетическому творчеству (аппликация) "Грибная полянка" в средней группе ДОУ...