Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Фантазёры» в средней группе.
материал по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_hud.-esteticheskomu_razvitiyu_fantazyory.docx | 41.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ПРИНЯТО: Педагогическим советом МБДОУ «Солнышко» п. Савинский протокол № ____от____________20____г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Солнышко» п. Савинский _______________ ______________________ (подпись) (Ф.И.О.) Приказ №_______от «___» _________20__ г. |
«Детский сад «Солнышко»
Программа дополнительного образования
по художественно-эстетическому развитию
«Фантазёры»
в средней группе.
Разработчики: воспитатель Н.Ю.Москалёва
п.Савинский
2018-2019г.
«Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественно-эстетическое развитие ребёнка, которое создаёт условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.
Актуальность
В современном мире , где господствуют компьютерные технологии, дети с раннего детства привыкают держать в руках телефоны , мелкая моторика рук развита недостаточно. У детей не хватает фантазии и умения экспериментировать с различными видами изобразительных средств и нетрадиционных техник, нет уверенности в себе, воображения и самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую литературу. Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, работой с нетрадиционными материалами и «бумажной пластикой», как вид изобразительной деятельности, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить мыслить, активизировать творческую активность и уверенность в себе. Появилось желание открыть кружок художественного творчества «Фантазёры».
Программа кружка построена «от простого к сложному». Данное направление в работе с детьми, я считаю актуальным, важным и необходимым, потому что нетрадиционная техника рисования, работа с нетрадиционным материалом, позволяет создавать яркие композиции. А также открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения. Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику. А это в конечном итоге способствует творческому развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
Цель:
Развивать самостоятельность, творчество, индивидуальность детей, художественные способности, путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник; формировать художественное мышление и нравственные черты личности, эмоциональную отзывчивость к прекрасному.
Задачи:
- Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира.
- Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
- Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
- Развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
- Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, воображение, творческое мышление, координацию движений, глазомер.
- Приучить к терпению и упорству.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, радость от узнавания нового;
Форма и методы реализации программы:
- Групповая и индивидуальная работа с детьми;
- Выставки творческих работ в группе;
- Мастер-классы с родителями;
- Консультации для родителей и педагогов;
- Родительские собрания с использованием ИКТ;
- Оформление предметно-окружающей среды.
Принципы организации:
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- Учёт возрастных и психологических особенностей детей;
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Игровая форма подачи материала;
- Сотрудничество с семьей;
Методическое обеспечение программы:
Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы:
- Словесный (беседа, объяснение, познавательный рассказ);
- Наглядный (картины, схемы, образцы, рисунки);
- Метод наблюдения (экскурсии, прогулки);
- Игровой (дидактические, развивающие, подвижные);
- Метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).
Предполагаемый результат реализации программы:
В результате освоения рабочей программы дети приобретут следующие качества:
5
- Инициативность;
- Самостоятельность;
- Любознательность;
- Наблюдательность;
- Воображение, фантазия, образное мышление;
- Творческие способности;
- Склонность к экспериментированию;
- Способность к принятию решений;
- Художественный вкус.
Техническое оснащение занятий:
Для занятий в кружке необходимо иметь:
- цветную бумагу;
- альбом для рисования;
- картон белый и цветной;
- бумажные салфетки;
- ватные диски;
- ватные палочки;
- шерстяные нити;
- поролон;
- одноразовые тарелки;
- офисную белую и цветную бумагу;
- клей ПВА;
- клеевой карандаш;
- ножницы;
- простой карандаш;
- кисточки для клея;
- клеенка.
Срок реализации:
Программа кружка «Фантазёры» рассчитана на один год обучения. Она охватывает детей средней группы от 4до 5 лет.
Длительность занятий:
- Средняя группа – 15 – 20 минут;
Перспективное планирование
месяц | тема | задачи | оборудование |
сентябрь | |||
«Мухомор» | Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с техникой монотипии для создания фона. Воспитывать аккуратность. | Листы бумаги, гуашь, кисти, пластиковые доски, салфетки | |
«Осенние дерево» (Деревья на втулках.) | Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный). | Двусторонняя бумага ярких цветов(жёлтый, оранжевый, красный), 1/2 альбомного листа, клей, кисти, салфетки, втулки туалетной бумаги, заготовка кроны дерева. Для удобства работы сначала кладем кругляш кроны дерева на стол, наклеиваем на него листья, и только после этого одеваем в прорезь на втулке от туалетной бумаги. | |
"Осенний листочек". (Пластилинография). | Создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закреплять умения навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности. | Пластилин, картон с трафаретом | |
«Грибок». | Учить детей работать с крупами и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | картон, трафарет, клей, кисть, крупа. | |
октябрь | «Листопад» (коллективная работа) | Познакомить с техникой пуантилизм, учить рисовать в данной технике. Учить аккуратно наклеивать листья на общую работу. Развивать композиционные умения. | Лист бумаги, тонированный в синий цвет (А-3), гуашь, ватные палочки, вырезанные силуэты листьев, клей, кисти, тряпочки. |
«Ёж». | Учить правилам безопасной работы с клеем, семечками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким. | Картон с трафаретом, клей, кисточка, семечки. | |
«Ветка рябины» ( пластилинография ) | Продолжать формировать умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней. Закреплять умение расплющивать шарики, произвольно располагать их по поверхности. Закреплять с детьми знания о красном цвете. Развивать мелкую моторику. | Пластилин, картон | |
Дождик, дождик – кап, кап | Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Пространственное освоение листа | Зонтик,1/2 белого картона, цветная бумага(оттенки синего) клей, кисти, салфетки | |
ноябрь | «Облака» | Познакомить с техникой рисования по сырому. Помочь в создании выразительного образа. Развивать воображение, наблюдательность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. | Листы бумаги, акварель, кисти. |
«Осьминог» | продолжать учить выкладывать изображение по контуру, лепить длинные «колбаски», закреплять прием надавливания, учить работать на заданном пространстве, дополнять работу бисером, ракушками, развивать творчество и фантазию, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | Картон, пластилин, трафарет. | |
«Рукавички» | Учить правилам безопасной работы с клеем, картоном. Развивать композиционные умения. Картон, клей, кисточка. | ||
«Птичка на кормушке». | Учить правилам безопасной работы с клеем, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким. | Картон с трафаретом, клей, кисточка, крупы. | |
декабрь | «Снежинка» | Обобщать знания и впечатления детей о зиме. Формировать умение раскатывать колбаски, жгутики разной длины, выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок | Картон, пластилин, трафарет. |
"Зимняя сказка". Коллективная работа. | Учить создавать картину заснеженных деревьев. используя вату, соль. | Картон, вата, пенопласт, соль | |
«Зима» | Познакомить с техникой рисования на мятой бумаге. Развивать композиционные умения. | Листы бумаги, акварель, кисти. | |
«Бусы на ёлку» | закреплять навыки вырезывания разноцветных полосок и склеивания их между собой; вызвать у детей приятные воспоминания, связанные с новогодним праздником. | Цветная бумага, клей, ножницы. | |
январь | «Зимнее дерево» | Познакомить с новым нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность. | Цветной картон (черный, синий), зубная паста, салфетки. |
«Елочка» | Учить наносить клей на определенный участок, аккуратно засыпать этот участок крупой (зеленого цвета). Дополнять работу новыми деталями. | Картон, крупа, трафарет, клей. | |
«Снеговик» | Упражнять в обрывной аппликации ватой, поощрять желание детей дополнить работу новыми деталями. | Картон, вата, клей, бумага белого цвета. | |
«Снегири на веточках» | расширить представления детей о зимующих птицах, учить детей передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности посредством пластилинографии. Научить детей изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску).Закрепить приемы скатывания, расплющивания, примазывания, деление на части с помощью стеки. Развивать композиционные навыки. | Картон, пластилин, трафарет. | |
февраль | «Укрась варежки» | Совершенствовать умения в технике тычок жесткой кистью. Учить украшать варежки, используя ватные палочки. Развивать чувство ритма, цвета. | Листы бумаги, гуашь, жесткие кисти, ватные палочки. |
«Кораблик» | Совершенствовать работу в данной технике. Воспитывать аккуратность. | Цветной картон, пластилин. | |
«Ракета» | учить детей создавать и вырезать ракеты; развивать комбинаторные способности; воспитывать интерес к познанию окружающего мира и отражению полученных представлений в изодеятельности. | Цветная бумага, клей, ножницы, кисточки, картон, | |
«Танк» из макарон | развивать мелкую моторику рук; | Картон, трафарет, макароны. | |
март | «Божья коровка на листочке» | Учить создавать красивые композиции, сочетая разные направления в ручном труде. | Грецкий орех, цветная бумага, клей, картон. |
«Весеннее солнышко» | Закрепить умение рисовать ладошкой. Создать бодрое, радостное настроение. | Изображение неба, облаков (предыдущее занятие), гуашь, кисти.(про облака, рисование по сырому). | |
«Матрешка» - оригами | Закрепить навык складывания бумаги способом «гармошка», научить делать «матрешку». | Цветная бумага, клей. | |
«Букет роз» . | Учить детей делать колбаски из пластилина и закручивать их по спирали изготовляя тем самым цветы розы, развивать мелкую моторику, глазомер; воспитывать эстетический вкус. | Картон, пластилин, шаблон. | |
апрель | «Космос» | Познакомить с техникой граттаж. Развивать композиционные умения. | Подготовленная основа (восковые мелки, свеча, гуашь черная, синяя), деревянные палочки. |
"Пасхальные яйца". | Учить украшать яйца, используя разнообразные приёмы и материал по своему желанию. | Яйцо, крупы | |
«Звездное небо» | Побуждать интерес к созданию картины со звездами, кометами. Развивать чувство формы и композиции. Поощрять самостоятельную деятельность. Учить самостоятельно подбирать приемы воплощения замысла, совершенствовать навыки лепки «колбаски» и округлых форм, учить в работе пользоваться стекой, продолжать воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер, закреплять основные цвета. | Картон, пластилин, | |
«Лодочки под солнцем» (аппликация с элементами рисования) | учим из круга вырезать две лодочки, а море изобразить восковыми мелками; развивать композиционные умения. | Цветная бумага, клей, восковые мелки, альбомный лист. | |
май | «Цветущая ветка» | Учить детей рисовать в данной технике, дополнять работу вырезанными цветами. Развивать воображение, ассоциативное мышление. | Листы бумаги, гуашь, кисти, трубочки, вырезанные цветы, клей, кисти для клея, тряпочки. |
«Бабочка красавица» | показать способ вырезывания бабочек из бумаги, сложенной пополам; развивать творческое воображение; воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность. | Цветная бумага, ножницы, клей, картон | |
«Гусеница» | учить изображать гусеницу с помощью жгутиков (колбасок, выкладывать из них округлые формы, совершенствовать умение катать шарики, дополнять ими композицию, продолжать воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | Картон, пластилин, трафареты. | |
Мышка». Аппликация из резаных ниток. | Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. | Изображение мыши на картоне, ткать, клей ПВА. |
Литература
- Ребенок в детском саду» журнал «Обруч» журнал под редакцией Т. Дороновой.
- «Ручной труд» под редакцией И. Климовой.
- «Чудеса для детей из ненужных вещей», М. И. Нагибина, Ярославль «Академия Развития», 1998г.
- «Мозаика из круп и семян» Г. И. Перевертень, Издательство «Сталкер», 2006г.
- «Мастерим вместе с детьми. Чудесные поделки из чего угодно.» О. В. Пойда Издательство: «ОлмаМедиаГрупп», 2013 г.
- А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду» «Академия развития», 2002г. И.А. Лыкова « Неужели из бумаги? 4.Т.Б.Сержантова «Оригами для всей семьи»- М.: Айрис-Пресс,2008г.
- Гришина Н.Н, Анистратова А.А.Поделки из кусочков бумаги – М.,Оникс, 2009 г.
- Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС»,2002
- 3.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий/. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
- 5.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.
- 6.Майорова Ю.А «Поделки из соленого теста и пластилина».
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа кружка по художественно-эстетическому направлению развития детей в разновозрастной группе «Волшебные сказки» на 2015-2016 уч.год МБДОУ «Детский сад с.Каменка» Красноармейского района Саратовской области В
I.Пояснительная запискаНаши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старш...
Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие «ТИКО - конструирование» средняя группа
Формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире....
Конспект НОД по реализации задач познавательного, художественно-эстетического, речевого развития детей второй младшей группы "Водичка, водичка..."
Материал подготовлен с целью способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации, формированию представлений об объектах окружающего мира....
Проект Художественно-эстетическое воспитание детей второй младшей – средней группы. «Весёлые мелодии»
«Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира».В. А. Сухомлинский....
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Затейники» воспитанников средней группы (возраст детей 4-5 года) Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год.
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию«Затейники»...
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому (шитье) развитию «Лоскуток» средняя группа
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами техниче...
Конспект НОД по художественно-эстетическому творчеству (Аппликация) "Грибная полянка" средняя группа
Конспект НОД по художественно-эстетическому творчеству (аппликация) "Грибная полянка" в средней группе ДОУ...