Технологическая карта занятия "Ежели вы вежливы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия по ФЦКМ в старшей группе.
Тема: «Ежели вы вежливы»
Область: Познавательное развитие
Цель: Формирование основных правил этикета.
Задачи:
1. Образовательные: Продолжать учить осознанно относиться к поступкам людей, уметь правильно оценивать эти поступки.
2. Развивающие: Развивать желание совершать положительные и осуждать отрицательные поступки. Развивать связную, интонационную выразительную речь.
3. Воспитательные: Воспитывать в детях доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим. Воспитывать и прививать детям хорошие манеры.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: конверт; картина (девочка уронила книгу, а мальчик поднял ее); иллюстрации к рассказу В. Осеевой "Печенье".
Время проведения: 25 мин.
Ход занятия:
1. Вводная часть: 2 мин.
Воспитатель: Дети, сегодня нам в группу принесли конверт. Давайте посмотрим, что там. (Вскрываю конверт, достаю картину)
Воспитатель: Посмотрите на эту картину и скажите, что на ней изображено?
Дети: Девочка уронила книгу, а мальчик ее поднял.
Воспитатель: Правильно ли поступил мальчик?
Дети: Да.
Воспитатель: Как вы думаете, что сказал мальчик девочке?
Дети: «Возьми, пожалуйста, свою книгу!»
Воспитатель: Молодцы, а что ответила девочка?
Дети: «Спасибо»
Воспитатель: Что можно сказать про детей, какие они?
Дети: Воспитанные, культурные.
Воспитатель: Правильно, почему вы так решили?
Дети: Потому что мальчик помог девочке, и девочка его поблагодарила.
Воспитатель: А как называются слова «пожалуйста» и «спасибо»?
Дети: Вежливые.
Воспитатель: А еще такие слова называют волшебными. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что такие слова помогают людям.
Воспитатель: Молодцы, дети. А сейчас я проверю, знаете ли вы "волшебные слова"? Я буду читать стихотворения, а вы назовете последнее слово:
2. Основная часть: 19 мин.
1.Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь… (Добрый день)
2. Старшим людям не грубите
И не панибратствуйте,
Им при встрече говорите
Не «привет», а… (Здравствуйте)
3.До чего ж оно красиво
Слово доброе… (Спасибо)
4.Когда виноваты, сказать вы спешите
Прошу вас, пожалуйста… (Извините)
5.Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…(Спасибо)
6.Мальчик вежливый и ласковый
Говорит, встречаясь… (Здравствуй)
7.Если друг встречает друга,
Жмут друзья друг другу руку,
На приветствие в ответ
Каждый говорит… (Привет)
8. Друг другу на прощание
Мы скажем… (До свидания)
Воспитатель: Молодцы, дети, вы знаете много вежливых слов. А сейчас я вам прочитаю рассказ В.Осеевой «Печенье». (Чтение рассказа с показом иллюстраций)
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
— Дели по одному, — строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
— Ровно? — спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
— Ровно… Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба…
Воспитатель: Вам понравилось, как поступили Миша и Вова?
Дети: Нет.
Воспитатель: Можно ли назвать вежливыми мальчиков, которые помнят только о себе?
Дети: Нет.
Воспитатель: А что почувствовала бабушка, когда Миша сказал ей: "Налей нам чай!"?
Дети: Бабушка обиделась.
Воспитатель: Правильно. Почему бабушка и мама молчали за столом?
Дети: Они обиделись на ребят.
Воспитатель: Что они чувствовали, когда мальчики ели печенье?
Дети: Им было обидно, что мальчики не поделились с ними печеньем.
Воспитатель: Что почувствовали мальчики, когда увидели, что бабушка жует хлеб?
Дети: Мальчика стало стыдно.
Воспитатель: Поняли ли они свою ошибку?
Дети: Да.
Воспитатель: А как бы вы поступили на месте Миши и Вовы?
Дети: Разделили бы печенье всем поровну.
Воспитатель: Правильно. А сейчас давайте поиграем в игру «Вежливо – невежливо».
(Дети встают в круг)
Воспитатель: Если я называю действие вежливое – вы хлопаете в ладоши; если поступок невежливый – вы топаете ногами:
-поздороваться при встрече,
-толкнуть и не извиниться,
-помочь подняться,
-поднять вещь,
-сказать «спасибо» и «пожалуйста»,
-нагрубить товарищу,
-сказать ласковое слово,
-пожелать счастливого пути.
Молодцы, все справились. А сейчас я буду говорить вам команды, а вы будете выполнять только те, в которых есть вежливые слова. Будьте внимательны:
-поднимите руки,
-подпрыгните, пожалуйста,
-будьте добры, похлопайте в ладоши,
-потопайте,
-тихо сядьте,
-тихо сядьте, пожалуйста. (Дети садятся на места)
Воспитатель: В нашей группе тоже происходят разные ситуации, в которых нужно проявлять вежливость. Сейчас мы их вспомним.
-Кто должен здороваться первым при встрече - взрослый или ребенок?
Дети: Ребенок.
Воспитатель: Младший здоровается со старшим; входящий с присутствующими.
-Как попросить соседа за столом, чтобы тот передал хлеб?
Дети: Передай, пожалуйста, хлеб.
Воспитатель: Правильно. Как вежливо попросить о помощь, если не застегивается пуговица?
Дети: Помоги мне, пожалуйста, застегнуть пуговицу.
Воспитатель: Молодцы. Как вежливо попросить игрушку у товарища?
Дети: Дай мне, пожалуйста, поиграть твоей игрушкой.
Воспитатель: Молодцы, дети, вы справились со всеми заданиями.
Воспитатель: Дети, а какого человека мы называем вежливым?
Дети: Воспитанного, который всегда здоровается, уступает место.
Воспитатель: Можно ли назвать вежливым человека, который не с кем не здоровается, обижает маленьких?
Дети: Нет.
3. Заключительная часть: 1 мин.
Воспитатель: О чем мы с вами беседовали?
Дети: О вежливости.
Воспитатель: Почему нужно быть вежливым?
Дети: Чтобы быть добрым, воспитанным.
Воспитатель: Молодцы. Как относятся окружающие к вежливым людям?
Дети: Таких людей любят, уважают.
Воспитатель: А к невежливым?
Дети: Их не любят.
Воспитатель: Правильно, дети. Мне приятно, что вы были активны, внимательно слушали меня, не перебивали своих товарищей. Я надеюсь, что все вы будете вежливыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»
Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»...
Технологическая карта занятия по речевому развитию "Путешествие по острову Вежливости" для детей старшего дошкольного возраста
Цель занятия: обобщение и расширение знаний о хороших и плохих поступках, о вежливом поведении....
Технологическая карта по речевому развитию по теме"Путешествие по острову вежливости".
Технологическая карта по речевому развитию по теме "Путешествие по острову вежливости".Педагог предлагает детям отправиться в путешествие по острову "Вежливости". Впере...
Технологическая карта к интегрированному занятию для средней группы "Дерево вежливых слов"
Технологическая карта к интегрированному занятию "Дерево вежливых слов" для средней группы, создается коллективная аппликация....
Технологическая карта НОД «Волшебство вежливых и добрых слов»
Возрастная группа: старшаяФорма организации: групповая, индивидуальная.Образовательная область: познаниеИнтеграция областей: «Социально– коммуникативное развитие», &l...
Технологическая карта занятия в старшей группе по развитию речи «Сказочный мир вежливых слов».
Тема занятия: «Сказочный мир вежливых слов».Образовательная область: речевое развитие.Возрастная группа: старшая.Цель: закрепление знаний и умений детей о хороших и плохих поступках, вежли...
технологическая карта педагогического мероприятия "В мире вежливости"
технологическая карти педагогического мероприятия по развитию речи " в мире вежливости" разработано для работы с детьми 6-7 лет в групповом пространстве подготовительной к школе группе...