Птицы/что мы о них знаем
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Программное содержание:
- уточнить представления детей о знакомых птицах (зимующих, перелетных, домашних);
- учить детей называть и различать птиц, сравнивать их строение, размер, выявлять сходства и различия между ними;
- вызвать у детей активное сочувствие к зимующим птицам, желание оказывать им посильную помощь;
- развивать познавательную активность, связную речь, логическое мышление, воображение;
- стимулировать применение полных предложений;
- продолжать формировать экологическую культуру, умение видеть красоту родного края;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия-тема-ПТИЦЫ | 800.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ "ПТИЦЫ"
В логопедической группе № 8 «Звёздочки» прошла тематическая неделя «Птицы». В рамках недели, воспитатели группы вместе с учителем -логопедом, закрепляли знания детей о пернатых друзьях в разных видах деятельности и формах работы.
Рассматривание иллюстративного материала, картин очень увлекло ребят в мир пернатых друзей. Дети вспоминали места обитания, повадки, особенности жизни разных видов птиц, узнали о профессии орнитолога. В ходе образовательной деятельности на тему «Кто как летает» уточнили представления детей о приспособленности птиц к полету по воздуху; о значении перьевого покрова для теплорегуляции. На занятиях по продуктивным видам деятельности дети воплощали в художественной форме свои знания, представления о перелетных птицах в рисунках, лепке, аппликации. Играли в разнообразные дидактические игры: «У кого кто?» - на формирование представлений детей называть птенцов перелетных птиц; «Что умеют делать птицы?» - упражнение детей в употреблении в речи слов –действий; «Один - много» - упражнение в образовании множественного числа. «Назови одним словом» - формирование умения образовывать сложные слова (например, «У соловья звонкий голос, поэтому его называют … звонкоголосым») В течение недели дети проявили свой познавательный интерес к жизни птиц, любознательность и активность.
Конспект
НОД с детьми логопедической группы «Звёздочки»
подготовила и провела – Е.С. Донченко
Образовательная область «Познание». Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе.
«Что мы знаем о птицах?»
Программное содержание:
- уточнить представления детей о знакомых птицах (зимующих, перелетных, домашних);
- учить детей называть и различать птиц, сравнивать их строение, размер, выявлять сходства и различия между ними;
- вызвать у детей активное сочувствие к зимующим птицам, желание оказывать им посильную помощь;
- развивать познавательную активность, связную речь, логическое мышление, воображение;
- стимулировать применение полных предложений;
- продолжать формировать экологическую культуру, умение видеть красоту родного края;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: Иллюстрации птиц, наборы разрезных картинок; запись пения птиц в лесу; дидактические игры, конверт
Предварительная работа: Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах; загадывание загадок; рассматривание книжных иллюстраций.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель в кругу с детьми.
Психогимнастика:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Сегодня придя в детский сад, я нашла у себя на столе письмо. Интересно от кого оно! Как вы думаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте откроем его и прочтём.
Воспитатель открывает и читает письмо.
Воспитатель:
«Дорогие ребята! Мы приглашаем вас к себе в гости в наш удивительный мир». Нас приглашают в гости, а кто, не написано, подписи нет.
Воспитатель заглядывает в конверт.
Воспитатель: Смотрите там, что - то ещё лежит!
Воспитатель достаёт из конверта перышко, показывает детям.
Воспитатель: Здесь перо. Как вы думаете от кого это письмо?
Дети: Это письмо от птиц.
Воспитатель: Значит, это птицы приглашают нас к себе в гости. Пойдём?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а как же мы с вами попадем к птицам? (Ответы детей)
Воспитатель: А перышко то волшебное. Сейчас мы с вами закроем глаза, скажем волшебные слова:
«Раз, два, три – волшебное перышко к птицам нас перенеси!» и попадём к ним.
Дети закрывают глаза, звучит аудиозапись.
Воспитатель: Открывайте глаза. Вот мы и оказались у птиц в гостях в их удивительном мире.
Звучит фонограмма «голосов» птиц.
Воспитатель: Ребята, что вы слышите? Кто это нас встречает весёлым пением?
Дети: Нас встречают птицы. Они приготовили нам задания.
(Ёлка. На ней задания для детей. Шишки. )
Воспитатель: Птички хотят, чтобы мы угадали про них загадки
1.загадки
1.Он - певец лесной,
И солист ночной;
Горлышко трясется
Песенка несется. (Соловей)
2.Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет
А все же голос свой имеет. (Скворец)
3.Братьев погубила,
Мамку не любила,
Мачеху забыла,
Деток не кормила. (Кукушка)
4. Как вокруг похолодает,
Они в город прилетают.
Желтой грудкой всем знакомы,
Ищут сало на балконах.
Всем знакомы эти птицы,
Называются… (Синицы)
5. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (Снегири)
2.Дидактическая игра «Распредели птиц по месту обитания».
- Послушайте внимательно следующее задание: каждая команда должна расселить птиц по месту обитания.
- У нас на столах лежат иллюстрации птиц и названия мест их обитания. Я буду вызывать по одному ребёнку из команды, который должен поселить птицу в свою среду. За каждый правильный ответ, участник получит фишку в копилку своей команды.
Лес: глухарь, тетерев, поползень, клёст, дятел, филин, сова.
Водоёмы: утки, лебеди, гуси, цапли.
Город: синица, воробей, ворона, голуби.
Горы: орлы, ястребы.
Домашние: куры, индюки
- Молодцы, справились с заданием.
3. Опыт. Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, почему птица летает, а человек нет?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель предлагает провести опыт. Он демонстрирует падение 2-х листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик.
Воспитатель: - Почему бумажный шарик падает очень быстро, а гладкий лист – медленно парит?
Дети высказывают предположения. Воспитатель объясняет опыт.
Воспитатель: - Гладкий и широкий лист при падении опирается на воздух, поэтому может лететь. Так и птица. В полете она расправляет свои крылья и хвост, они становятся больше самой птицы, и их форма, перья позволяют птице лететь, опираясь на воздух.
Давайте, мы тоже сейчас полетаем.
4. Физкультминутка: Игра на внимание «Прилетели птицы»
(Воспитатель говорит названия птиц, дети машут руками, изображая крылья птиц, а если слышат название насекомого, то присаживаются и закрывают глаза.)
Прилетели птицы: Голуби, синицы, галки, воробьи, пчелы, снегири…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, галки, воробьи, вороны, муравьи…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, галки, снегири, вороны, кузнечики…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, галки, бабочки, вороны, дятлы…
4. Блиц-опрос». Игра с мячом. (Дети стоят полукругом)
- Какое сейчас время года? (Ответы детей)
- Назови зимние месяцы? (Ответы детей)
-Рассмотрите изображение птиц, скажите какие у них есть части тела (У птиц есть голова, два крыла, две лапы, есть клюв и тело покрытое перьями)
- Куда птицы улетают осенью? (На юг, в тёплые края)
- Как называются птицы, которые улетели на юг? (Перелётные)
- Назовите перелётных птиц? (Галка, стрижи, журавль, кукушка, лебедь, утка, гуси, скворец, грач.
-Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? (зимующие)
Воспитатель: Давайте поможем птицам и
разделим их на две группы. Перелётных птиц поместим на поляну с солнышком, а зимующих – на поляну со снежинкой. Игра «Перелёт птиц»
Дети берут по одной птице и прикрепляют их на соответствующую «поляну».
5. Игра «Птицы и птенцы»:
Воспитатель: - Ребята, а сейчас мы поиграем с вами в игру «Птицы и птенцы». Я буду говорить название птицы, а вы называть ее птенца.
Галка - …галчонок,
Ворона -…вороненок,
Сова -…совенок,
Курица - …цыпленок,
Пингвин -…пингвиненок,
Страус -…страусенок,
Гусь - …гусенок.
Кукушка - кукушонок.
Утка - утенок
6.Пальчиковая игра.
Птицы в небе тают, тают
Птицы к югу улетают.
Все растаяли вдали
Аист, цапли, журавли
(Машем руками
Ладонь «козырьком» ко лбу
Загибать по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы)
Песня «Птичка, птичка, прилетай»
Маленькая птичка
Прилетела к нам, к нам, к нам.
Маленькой птичке
Зернышек я дам, дам, дам.
Маленькая птичка
Зернышки клюет, клюет.
Маленькая птичка
Песенки поет, поет.
7.Игра «Чем накормим птиц. Воспитатель просит подойти детей к столу.
- Дети посмотрите и скажите, что лежит на тарелочках? (Карточки с изображением: зерна, конфет, семечек, чипсов, сала, кусочки белого хлеба, жвачки, ягоды рябины и т.д.)
-Как эти предметы можно назвать, одним словом? (Продукты)
-Давайте выберем только те продукты, которые очень любят птицы.
Дети рассматривают, выбирают и называют продукты.
-Молодцы! Эти продукты и будут являться нашим кормом для наших птиц.
Воспитатель: Правильно. Птицы просят помощи у человека.
А как люди помогают птицам? Как мы с вами помогаем птицам?
Дети: - Люди делают и развешивают кормушки, кормят птиц. Это доброе дело людей, любящих природу.
А сейчас поиграем в игру «Счёт птиц» посчитайте сколько птиц сидит на дереве.
8.Практическая часть. Воспитатель: Давайте мы тоже приготовим для них кормушки. Воспитатель объясняет детям, как сделать кормушки. Дети выполняют задание.
Воспитатель: Как много кормушек у нас получилось. Молодцы!
Какие добрые вы ребята. Выходите из-за столов, подходите ко мне.
Дети выходят из-за столов, подходят к воспитателю.
Воспитатель: Вот и побывали мы в гостях у птиц, много разных птиц увидели, но нам пора возвращаться обратно в детский сад. Возьмём волшебное перышко, закроем глаза, скажем волшебные слова:
«Раз, два, три – волшебное перышко в детский сад нас перенеси!».
Дети закрывают глаза, звучит аудиозапись.
Воспитатель: Открывайте глаза. Вот мы и оказались в детском саду.
Дети с помощью воспитателя подводят итог занятия.
- О ком мы разговаривали на занятии? (О птицах)
- О каких птицах? (О зимующих и перелетных)
- Что помогает птице летать? (Форма крыльев, хвоста. Воздух. Легкий вес птицы)
- Когда нужно помогать птицам? (Зимой)
- Какое доброе дело для пернатых друзей вы сделали сегодня? (Сделали кормушки)
Рефлексия:
-Ребята, если в вашем сердце появилось немного тепла и заботы о птицах, желание им помогать, возьмите себе красное сердечко. Если нет синее.
В конце занятия воспитатель читает отрывок из стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»:
Прокормите птиц зимой, чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма, горсть одна нужна.
Горсть одна — и не страшна будет им зима.
Приручите птиц в мороз к своему окну
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что мы знаем о птицах
Интегрированное познавательное занятие по теме "Птицы"...
Конспект НОД с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности «Что мы знаем о птицах?»
Конспект НОД с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по примерной основной общеобразовательной программе «Детство» (Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова).Обра...
Беседа "Что мы знаем о птицах"
Во время беседы дети вспомнили загадки птицах, составляли рассказы о знакомых птицах, познакомились с новой птицей - свиристель, рассказывали о том, как ухаживают в уголке природы за попугаем. Дети...
Познавательная игра для детей и их родителей: "ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПТИЦАХ?"
Познавательная игра для детей старшего дошкольного возраста и их родителей....
Тема: «Что мы знаем о птицах?»
Моделирование в обучении занимает особое место, т.к. помогает лучше, чем другие средства наглядности абстрагировать существованные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а знач...
Логика образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема:«Что мы знаем о птицах» с использованием мультимедийного пособия "Найди лишнюю птицу"
Интеграция образовательных областей:«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Цель: закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о птицах, посред...