Логика образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема:«Что мы знаем о птицах» с использованием мультимедийного пособия "Найди лишнюю птицу"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель:
закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о птицах, посредством дидактических игр и познавательно – исследовательской деятельности.
Задачи:
-закрепить знания детей о разнообразии птичьего мира;
-формировать у детей понятия: перелётные, зимующие, кочующие, хищные, экзотические, водоплавающие, домашние птицы; умение их различать, группировать по заданному признаку;
-побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом;
-закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с союзными словами «потому что» и «поэтому», активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов;
-развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.
-воспитывать в детях бережное отношение к птицам.
Материалы и оборудование:
посылка и её содержимое: карточки с изображением птиц, пуховые и маховые перья птиц, два веера, флешка с записью голосов птиц (воробья, соловья скворца, филина, кукушки и жаворонка), и дидактической игрой «Четвёртый лишний»; деревянные палочки, листы бумаги, новый мяч.
Предварительная работа:
беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок, и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.
Логика образовательной деятельности
Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Организационный момент. Педагог показывает коробку, говорит: «Посмотрите, что мне сегодня утром передала Лариса Васильевна, наш почтальон. Как вы думаете, что это за коробка? | Дети высказывают свои предположения. В итоге делают вывод, что это посылка.
| Знают, что посылки пересылают по почте. |
Как узнаем, кому она адресована и от кого? | Отвечают, что надо прочитать адрес на коробке. | Знают адрес детского сада. |
Педагог сообщает, что посылку прислали учёные-орнитологи, уточняет, знают ли дети, кто это? | Высказывают свои предположения. | Дети знают, что орнитологи – это учёные, которые изучают птиц. |
Педагог спрашивает, может кто–то догадался, что находится в посылке? | Предположения детей. | У детей появляется заинтересованность к содержимому посылки. |
Педагог открывает посылку, достаёт конверт в нём загадка, читает её детям: Снится ночью пауку Чудо –юдо на суку. Длинный клюв и два крыла.Прилетит, - плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это…(птица) Как вы, наверное, догадались, сегодня мы поговорим о птицах. А в этом нам помогут предметы из посылки. | Дети отгадывают загадку.
| Мотивированы к организованной деятельности.
|
Я вам предлагаю ненадолго стать орнитологами. Давайте вместе скажем: 1,2,3,4,5, будем птиц мы изучать.А сейчас все повернитесь и в учёных превратитесь. | Дети повторяют слова, поворачиваются вокруг себя, проходят в «лабораторию». | Дети готовы к выполнению заданий. |
Педагог сообщает, что орнитологи приготовили детям разные задания. Достаёт из коробки картинки с изображением птиц и предлагает поиграть в игру: «Угадай, что за птица» Со словами: «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка», показывает каждому ребёнку картинку с изображением птицы. | Дети стоят в кругу. Ребёнок, которому воспитатель показывает картинку, должен назвать изображённую на ней птицу и рассказать, что он о ней знает. | Дети знают и различают птиц по внешнему виду, знают некоторые характерные особенности птиц. |
Педагог достаёт следующий конверт с разрезными картинками. Предлагает детям поиграть в игру «Сложи картинку» | Собирают картинки, называют птицу. | У детей развиты: внимание, мелкая моторика, наблюдательность. |
Педагог достаёт из посылки мяч и предлагает поиграть в игру «Продолжи предложение, назови причину». Педагог говорит первую часть предложения, а ребёнок, которому брошен мяч, его заканчивает. Например: Все любят слушать соловья, потому что он красиво поёт. Или: Зимой скворцам нечем питаться, поэтому они улетают на юг. | Дети ловят мяч, заканчивают предложение, возвращают мяч педагогу. | Закреплены навыки употребления сложно – подчинённых предложений с союзными словами «потому что» и «поэтому». |
Педагог достаёт из коробки флешку, подключает её к ноутбуку, предлагает детям по издаваемым звукам узнать и назвать птицу. | Дети внимательно слушают голоса птиц и угадывают птицу по издаваемым звукам. | Умеют различать птиц по издаваемым звукам |
Предлагает отдохнуть и выполнить пальчиковую гимнастику: Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек стайка. - Эта птичка — соловей, эта птичка — воробей. Эта птичка — совушка, сонная головушка. Эта птичка — свиристель, эта птичка — коростель. Эта птичка — скворушка, серенькое перышко. Эта — зяблик, это — стриж, это — развеселый чиж. Ну, а это — злой орлан. Птички, птички, по домам! (Сжать пальчики в кулачки). | Дети повторяют за воспитателем слова и на название птицы загибают пальцы по очереди; на последних словах сжимают пальцы в кулачки. | Дети запомнили стихотворение, выполняют движения по тексту. |
Педагог спрашивает у детей: Почему птицы могут летать, а люди нет? | Дети высказывают предположения. | Умеют рассуждать, высказывать свои мысли, вступают в речевое взаимодействие с взрослым и со сверстниками. |
Педагог предлагает провести эксперимент и определить, почему птицы умеют летать. Демонстрирует остальное содержимое посылки: два веера, пёрышки пуховые и маховые, палочки, листки бумаги. Предлагает детям рассмотреть, сравнить перья, уточнить, чем они отличаются, подумать, какие из них называются пуховыми и согревают птицу, а какие маховыми. | Дети рассматривают, делают вывод, что перья разные: одни мягкие пушистые, другие жёсткие длинные. Мягкие пушистые лёгкие пёрышки расположены на теле птицы, чтобы её согревать, а маховые длинные, жёсткие, тяжёлые – на крыльях и хвосте. | Дети различают маховые и пуховые перья, знают, для чего они служат. |
Для того чтобы понять, как летает птица, педагог сначала предлагает вспомнить, что дети знают о воздухе. | Дети вспоминают: лёгкий, невидимый, его можно ощутить при беге, не мешает движениям и т.д. | Закрепляют свойства воздуха. |
Педагог предлагает взять в руки палочку, уточнить, какая она по сравнению с пером. Предлагает подбросить её вверх. Что произошло? Какой можно сделать вывод? Тоже проделываем с листком бумаги и с пёрышком. | Дети определяют, что палочка тяжелее пера. После подбрасывания, она сразу падает. А листочек и пёрышко в воздухе продержались дольше. Вывод: тяжёлые предметы удержаться в воздухе не могут, они сразу падают, а лёгкие предметы падают медленнее.
| Развиты навыки элементарного экспериментирования. Умеют делать простейшие выводы. |
На примере веера педагог показывает, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают. Объясняет: с раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу. | Дети при помощи веера показывают, как птица машет крыльями.
| Дети знают, почему птицы могут летать. |
Педагог предлагает поиграть в игру «Четвёртый лишний». Открывает презентацию, объясняет правила игры: На слайдах будут изображены по четыре разных птицы. Надо будет угадать лишнюю, и объяснить свой выбор. | Дети рассаживаются возле ноутбука. Рассматривают слайды, выбирают правильные ответы, обосновывают свой выбор.
| Умеют классифицировать птиц по определённым признакам и характерным особенностям. |
Рефлексия. Педагог интересуется, что детям понравилось, что запомнилось, что нового узнали, о чём хотели бы рассказать дома и т.д. | Дети делятся своими впечатлениями.
| Уточнены, закреплены знания о птицах. |
Педагог сообщает, что лаборатория закрывается и всем пора возвращаться в детский сад, для этого надо снова превратиться в детей. Педагог произносит слова: Ну-ка быстро повернитесь и в ребяток превратитесь! | Дети встают в круг, закрывают глаза, поворачиваются вокруг себя и оказываются в детском саду.
| Детям понравилось быть учёными – орнитологами. Вызван интерес к профессии, желание заботиться о птицах. |
Педагог включает музыкальную композицию «Пение птиц». | Дети свободно двигаются по группе. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_ptitsy.ppt | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Путешествие по сказкам»
Познакомить детей со свойствами камней и минералов. Закрепить умение сравнивать предметы по величине, по внешнему виду. Закрепить знания о продуктах питания. Учить угадывать животных по силуэту, по ха...
КОНСПЕКТ Образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Жигулевские горы» (региональный компонент)
v Дать представление о Жигулевских горах.v Знакомить с природой родного края.vПродолжать знакомить с растительностью Жигулевских гор, с животным миром....
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Ежик в гостях у ребят»
Ход НОДВоспитатель приглашает детей подойти к окну.Восп.: Давайте посмотрим какая на улице погода?Дети: (солнечная, дождливая)Восп.: А какое время года?Дети: ВеснаВосп.: Как вы догадались?Дети: Растая...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Зимушка-зима»
Авторская разработка НОД по познавательному развитию (ознакомление с миром природы и социальное окружение) в старшей группе на тему "Зима". Цель НОД: расширять и систематизировать знан...
Конспект открытой образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Тема: « Сочинение сказки из жизненной истории с использованием приёма мнемотехники».
В предложенной образовательной деятельности у старших дошкольников продолжаем развивать связную речь через сочинение сказок с использованием мнемотехники.Дети вместе с воспитателем отправля...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: развитие элементов логического мышления с использованием интерактивной доски.
Занятие направлено на закрепление умения классифицировать предметы по разным основаниям. В ходе НОД решаются такие познаваателльные задачи как: освоение действий построения модели в форме классификаци...