Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в средней группе. «Обучение детей умению отгадывать загадки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в средней группе. «Обучение детей умению отгадывать загадки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1konspekt_nod_po_poznavatelno.docx | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в средней группе. «Обучение детей умению отгадывать загадки»
Подготовила: Зинина И.П.
Цель: Обучение детей умению отгадывать загадки.
Программные задачи:
Образовательная:
Развивать умение детей отгадывать загадки.
• Развивать умение детей логически мыслить; выделять основные признаки предметов.
• Закрепить знания детей о различных свойствах и качествах предметов.
• Пополнить словарь новыми словами и выражениями (душистое, похожи друг на дружку).
Воспитательная:
Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, окружающим взрослым.
Воспитывать культуру речевого общения.
Воспитывать умение заниматься в коллективе, внимательно слушать и запоминать.
Развивающая:
Развивать память, внимание, воображение.
Развивать речь детей, активизировать словарный запас. любознательность, познавательную активность
• Доставить радость от отгадывания загадок.
Материалы: Чудесный мешочек, карандаш, чистый лист бумаги, матрёшка, мячик, мыло, клубок ниток.
Предварительная работа: дидактические игры, составление описательных рассказов, отгадывание загадок.
Методы: словесный. наглядный, практический, игровой.
Приёмы: беседа, логические вопросы, загадки, дидактические игры, физминутка, сюрпризный момент.
Интеграция образовательных областей: коммуникативная, познание, игровая, восприятие художественной литературы.
Ход занятия.
Вводная часть.
Дети входят в группу
и, взявшись за руки, образуют круг.
Воспитатель: - Почувствуйте тепло рук своих друзей и пообещайте помогать друг другу во всех хороших делах. (или любая другая «минутка» вхождения в день, принятая в вашей группе).
- А теперь скажите мне, ребята, вы умеете отгадывать загадки? (да)
- Я хочу проверить. Загадаю вам две загадки:
1) Хвост с узорами
Сапоги со шпорами,
Золотистый гребешок.
Кто же это? (петушок)
2) Мягкие лапки, а в лапках царапки (кошка)
- Я поняла, эти загадки для вас уже очень просты. Хотите научиться отгадывать трудные (да). Тогда, пожалуйста, рассаживайтесь поудобнее и слушайте внимательно. - Загадаю еще одну:
Мокнет земля,
Пусты поля,
Лист опадает,
Когда это бывает? (осенью)
- Как вы догадались, что всё это бывает осенью? (есть слова «листья опадают»)
- Молодцы!
Основная часть.
- Осень, ребята, любит дарить подарки и преподносить сюрпризы. Вот и сегодня она оставила в группе красивый мешочек! Это не простой мешочек, а чудесный. Хотите узнать, что в нем лежит? (да)
- В моем мешочке лежит длинный твердый предмет. Как вы думаете, что это?
(ветка, палка и т. п)
-Всё правильно, и ветка, и палка могут быть длинными и твердыми. Я должна уточнить: острым концом можно рисовать. (это карандаш)
- Молодцы! Это действительно карандаш. Из какого материала он сделан? (из дерева)
- Значит, карандаш какой? (деревянный)
- А какого он цвета? (зелёного)
- Как вы узнали, что карандаш зелёного цвета? (он покрашен зеленой краской)
- Правильно, сверху карандаш покрашен зеленой краской, как будто одет в зеленую рубашку. Повторите за мной, пожалуйста: «Одет в зеленую рубашку».
- На что похож, по-вашему, острый конец карандаша? (на иголку, на клюв, ни т п)
- Да, действительно, он похож на клюв, на носик.
Посмотрите, ребята, я проведу «носиком» по бумаге и оставлю след.
Проводит линию.
- Повторите за мной: «Где карандаш носом проведет, там след кладет»
Воспитатель подзывает к себе любого ребёнка и просит достать следующий предмет :
- Что ты достал? (матрешку)
- Какая красивая матрешка! Сколько у тебя в руке матрешек? (одна)
- Матрешку можно разложить. Раскрой её.
Воспитатель помогает расставить матрешек по росту.
Воспитатель: - Сколько у нас сейчас матрешек на столе? (три, пять, много)
- Матрешки похожи друг на дружку? А чем они похожи? (одинаковая одежда, похожи лица и т п).
- А чем они отличаются? (ростом, размером)
- А теперь сложи матрешку. Сколько стало у тебя матрешек? (одна)
- Где же остальные? (внутри, в большой матрешке)
- Да, все они сидят друг в дружке. Давайте повторим: «Сидят друг в дружке».
К воспитателю выходит другой ребенок.
Воспитатель: - Расскажи ребятам о предмете, который ты хочешь достать, какой он, что им можно делать, но не называй предмет, пусть ребята попробуют отгадать, что это может быть. (он круглый, гладкий, резиновый, им можно играть, он может катиться и прыгать)
- Кто догадался, о чем рассказал (а).? (это мячик).
- Верно, мячик и прыгать, и катиться может, он круглый и им все любят играть.
- Наверное, вы устали сидеть. Давайте поиграем.
Физкультминутка. Дети утром рано встали
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь —
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)
Воспитатель спрашивает следующего подошедшего ребенка:
- Что ты достал? (мыло)
- Вспомните, ребята, вы все брали мыло в руки, какое оно? (гладкое)
- Понюхайте. Вам нравится, как оно пахнет? (да)
- Когда от мыла идет такой запах, говорят, что мыло душистое. Повторим: «душистое»
Воспитатель спрашивает еще 2-3 детей, как называют мыло, которое приятно пахнет
Следующий ребенок достает и называет предмет (клубок, нитки)
Воспитатель: - Да, это нитки, смотанные в клубок. Потрогайте клубок, какой он? (дети передают клубок друг другу: мягкий пушистый и т п)
Воспитатель: - А на что похож кончик клубка?
Воспитатель показывает конец нити (варианты ответов детей)
Воспитатель: - А мне он напоминает хвостик.
Воспитатель предлагает кому-либо из детей поймать клубок за «хвостик».
Ничего не получается.
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, клубок как - будто убегает. (показывает)
Воспитатель: - Вот как много предметов было в мешочке. Сейчас я хочу загадать вам загадки об этих предметах. Слушайте хорошо и внимательно рассматривайте предметы, и вы сможете всё отгадать.
- Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
- Догадались, что это? (матрешка)
- А как вы догадались? (они разные по росту, похожи друг на друга и т п)
- Молодцы, слушали внимательно и сразу отгадали загадку. Слушайте другую:
Деревянный Ивашка,
Зеленая рубашка.
Где носом проведет,
Там след кладет. (карандаш)
Маленький, кругленький,
А за хвост не поймаешь. (клубок)
Гладкое, душистое,
Моет чисто. (мыло)
После каждой загадки воспитатель интересуется у детей, какие слова и выражения помогли им отгадать загадку.
Итог занятия.
Воспитатель: - Молодцы! Все мои трудные загадки отгадали, потому что внимательно слушали и рассматривали предметы. А теперь попробуйте сами загадать мне и другим ребятам свои загадки об этих предметах.
Дети (2-3 человека) загадывают, воспитатель подсказывает нужные слова при описании, что-то добавляет.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, интересные загадки вы придумали.
Мне понравились загадки Паши, Лёвы, Феди. А Аня, Маргарита и Саша быстро их отгадывали и внимательно слушали.
Знаете, здесь в мешочке еще что-то осталось. Да это Осень нам угощение приготовила! Спасибо ей.
Дети по очереди достают ароматные яблоки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Обучение детей умению отгадывать загадки"
Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с окружающим миром для детей средней группы. Тема: «Обучение детей умению отгадывать загадки»Цель: Закрепить знания дет...
Занятие <<Обучение детей умению отгадывать загадки>>
Закрепить знание детей о различных свойствах и качествах предметов. Учить детей логически мыслить, выделять основные признаки предметов, вызывать интерес к предметному миру...
Конспект открытого ООД по познавательному развитию в средней группе по теме « Загадки цветного песка»
Изучение свойства песка , формирование умения исследовать. Развивать умение рисовать песком...
КОНСПЕКТ интегрированной организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшей группы "Обучение детей сравнениям в загадках и стихах. Словесные игры"
знакомство детей со сравнениями, как средством выразительной характеристики предмета, явления....
НОД «Обучение детей умению отгадывать загадки»
Обучение умению отгадывать загадки...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе для детей с ТНР на тему «Весна пришла».
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе для детей с ТНР на тему «Весна пришла»....
Конспект «Обучение детей умению отгадывать загадки» в средней группе
Конспект ОД "Обучение детей умению отгадывать загадки" Цель: закрепить знание детей о различных свойствах и качествах предметов. Учить детей логически мыслить, выделять основные признак...