Занятие - беседа "Кто построил новый дом?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Знакомить со строительными профессиями и их общественной значимостью. Расширять представления о технике и инструментах, используемых для облегчения труда. Закреплять навыки количественного счета, знание геометрических фигур, умение образовывать названия строительных профессий от слов – названий предметов. Активизировать словарь (строитель, котлован, архитектор, экскаваторщик, каменщик, кровельщик, сварщик, стекольщик, маляр, штукатур, сантехник, плотник, электрик).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие - беседа "Кто построил новый дом?" | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие-беседа «Кто построил новый дом»
(Старший дошкольный возраст)
Цель. Продолжать знакомить со строительными профессиями и их общественной значимостью. Расширять представления о технике и инструментах, используемых для облегчения труда. Закреплять навыки количественного счета, знание геометрических фигур, умение образовывать названия строительных профессий от слов – названий предметов. Активизировать словарь (строитель, котлован, архитектор, экскаваторщик, каменщик, кровельщик, сварщик, стекольщик, маляр, штукатур, сантехник, плотник, электрик).
Материал и оборудование. Иллюстрации по теме. Картинки или игрушечные машины: экскаватор, бульдозер, подъемный кран, самосвал. Инструменты: топор, рубанок, пила (ножовка), шпатель, отвертка, дрель, валик, гвоздодер, молоток. Кирпичики, на которых написаны названия строительных специальностей, и крыша с надписью «Строители». Костюм строителя. Простой карандаш, лист бумаги в клетку – на каждого ребенка.
Предварительная работа. Чтение художественной и познавательной литературы, заучивание стихотворений по теме. Загадывание загадок о профессиях, инструментах и строительной технике. Повторение пословиц и поговорок о труде. Проведение беседы «Все работы хороши!» рассматривание иллюстраций и фотографий по теме.
Воспитатель (в костюме строителя). Здравствуйте, ребята! Я начальник строительства, пришел к вам в детский сад, чтобы рассказать об одной из самых важных профессий на земле – профессии строителя.
Оглянитесь вокруг! И жилые дома, и школы, и магазины, и библиотеки, и детские сады – все построено строителями, представителями одной из самых древних профессий. До наших дней сохранились памятники архитектуры, которые возводили зодчие сотни лет тому назад. Из чего строили здания в Древней Руси? (Из дерева.) Правильно. Русь была страной дремучих лесов, а дерево – прекрасный строительный материал. Дома строили из разных пород деревьев, чаще из крепких могучих елей и сосен. Недаром говорилось: «Изба соснова – сердце здорово!» Как вы думаете, кто строил бревенчатые терема и крестьянские избы?
Дети. Строители – плотники.
Воспитатель. Правильно. Главным и порой единственным инструментом плотника был топор. Пила появилась позднее, и пользовались ею плотники реже. Дело в том, что топор, рассекая бревно, уплотняет и сплющивает древесину. Срез, сделанный топором, блестящий и гладкий, в него с трудом проникает вода. А ват пила разлохмачивает древесные волокна и делает их рыхлыми. Такое дерево легко впитывает воду, становится менее прочным.
Какие строительные материалы используют современные мастера при строительстве городских домов?
Дети. Кирпич, бетон, железобетон, стекло, нержавеющую сталь.
Воспитатель. Я буду показывать инструменты, а вы называйте их и показывайте, как ими работают.
Показывает топор, рубанок, гвоздодер, шпатель, дрель, молоток, валик, отвертку. Дети называют инструменты и имитируют действия с ними.
Воспитатель. С чего же начинается строительство любого здания? (Прежде чем строить дом, его рисуют, делают проект.) Кто этим занимается? (Архитектор.) Правильно. Архитектор не кладет кирпичи, не красит стены, а создает проект дома. В зависимости от того, для чего предназначено здание, он решает, как оно должно выглядеть, затем делает чертеж, по которому будут работать строители.
Ребенок.
Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный.
Строит дом карандашом
На листе бумажном.
Нужно все нарисовать,
Вычислить, проверить,
Все квартиры сосчитать,
Лестницы и двери.
Чтоб стоял он много лет,
Чтобы был в квартирах свет,
Ванны, умывальники
Для больших и маленьких.
(С. Баруздин.)
Воспитатель. Представьте, что вы архитекторы, и спроектируйте многоэтажные дома.
Звучит аудиозапись спокойной музыки. Дети простыми карандашами на бумаге в клетку рисуют проекты.
Воспитатель. Интересные проекты! Сколько этажей будет в вашем доме? Сколько подъездов? Какую форму имеет строение? Какая крыша у вашего дома? Есть ли балконы и сколько их? (Ответы детей.)
По этим проектам на занятии по конструированию вы обязательно построите дома. А сейчас проведем разминку.
Дети выполняют движения по показу.
Друг на друга поглядим,
Всех на стройку пригласим.
Новый дом построить нужно,
Будем мы работать дружно.
Штукатур, маляр, стекольщик,
Слесарь, каменщик, шофер,
Проявите вы уменье,
И сноровку, и терпенье.
Воспитатель. После того как дом спроектирован архитектором, экскаваторщик огромным ковшом экскаватора роет котлован – глубокую большую яму. Затем бетонщики закладывают в котловане прочный фундамент из бетона. И только потом каменщики возводят стены, ровными рядами укладывая кирпичи. Чтобы стена была прочной, кирпичи кладут на цементный раствор.
Ребенок.
На стройке жаркая пора,
Сигнал уже пробил.
Сегодня каменщик с утра
К работе приступил.
Ему идет двадцатый год,
А он уже герой:
Быстрее всех кирпич кладет
Строитель молодой.
Кладет кирпич за кирпичом –
Растет этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днем
Все выше новый дом.
(С. Баруздин.)
Воспитатель. Современные здания строят не только из кирпича. Строители используют железобетонные панели и блоки. Соответственно готовые дома называют панельными или блочными. Как же строители поднимают тяжелые грузы на верхние этажи?
Ребенок.
Парень маленького роста
И не очень-то силен,
А смотри – легко и просто
Управляет краном он.
Под руками три штурвала,
По порядку вертит их.
Не боится этот малый
Грузов малых и больших!
(Г. Люшнин.)
Воспитатель. С утра до вечера на строительной площадке кипит работа. Огромные самосвалы подвозят то бетон, то песок, то кирпичи, то трубы, по которым к дому подведут и воду, и газ, и электричество.
Когда дом снаружи готов, кровельщики покрывают крышу и начинаются отделочные работы. Бригады маляров, плиточников, столяров берутся за дело.
Ребенок.
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы.
Это плотник делает
Рамы и полы.
Топором, рубанком
Выстругивает планки.
Сделал подоконники
Без сучка – задоринки.
(С. Баруздин.)
Воспитатель. Плотники устанавливают оконные рамы и двери. Маляры красят рамы, лестничные пролеты, белят потолки, наклеивают обои. Сантехники устанавливают в квартирах раковины и ванны. Плиточники кладут плитку на кухнях, в ванных комнатах. Стекольщики стеклят окна и балконы. Электрики подводят к квартирам электричество, устанавливают розетки и выключатели. Газовщики подводят газ и ставят на кухнях газовые плиты. Чтобы в доме было тепло, слесари устанавливают отопительные батареи и трубы. А помогает в работе строителям умная техника.
Красавец-дом готов! Сколько радости приносят новоселам уютные квартиры! В светлых и просторных помещениях нужно провести влажную уборку.
Проводится разминка.
Осмотрите новый дом.
Как светло, просторно в нем!
(Маршируют на месте.)
И известно всем давно –
Здесь стена, а там окно.
(Поворачивают туловище влево – вправо.)
Пол помыть – нужна сноровка:
Приседаем быстро, ловко.
(Выполняют приседания.)
Надо протереть окно –
Будет в комнате светло.
(Выполняют круговые движения руками.)
Нам пора гостей встречать –
Новоселье отмечать.
(Маршируют на месте.)
Воспитатель. В строительстве принимают участие рабочие разных специальностей. Вы их запомнили? Проверим. Я буду называть слова, обозначающие разные материалы, инструменты и машины, а вы – названия строительных профессий.
Экскаватор - … (экскаваторщик); бульдозер - … (бульдозерист); кран - … (крановщик); бетон - … (бетонщик); кирпич - … (каменщик); штукатурка - … (штукатур); сварочный аппарат - … (сварщик); стекло - … (стекольщик); кровельный материал - … (кровельщик); электричество - … (электрик); плитка - … (плиточник); раковина - …(сантехник).
Строители разных специальностей должны обладать многими качествами. Подумайте, для чего строителям отличное владение профессией, трудолюбие, физическая сила, умение читать чертежи, честность, любовь к людям. (Ответы детей.)
Я думаю, что те, кто работает на стройке, тоже должны жить в новом красивом доме. Вспомните, чем занимались на строительной площадке специалисты, и постройте для них дом.
Дети, по очереди рассказывая о действиях строителей, складывают дом из кирпичиков, на которых написаны названия строительных специальностей.
Экскаваторщик… (работал на экскаваторе и рыл котлован под будущее здание).
Крановщик… (управлял подъемным краном: поднимал и переносил тяжелые грузы).
Каменщик… (выкладывал стены из блоков и кирпичей).
Кровельщик… (крыл крышу здания).
Электрик… (прокладывал электрическую проводку).
Стекольщик… (вставлял в рамы стекла).
Сантехник… (устанавливал краны, раковины, ванны, унитазы).
Штукатур…(штукатурил стены).
Маляр…(красил стены, рамы, потолок, пол, двери).
Плотник… (устанавливал рамы и двери).
Воспитатель. Славно вы потрудились! Не зря говорится: дело мастера боится. А какие еще пословицы и поговорки о труде вы знаете?
Дети (поочередно). Без труда не вынешь и рыбку и из пруда. Было бы терпенье – будет и уменье. Будешь трудиться – будут и хлеб, и молоко в доме водиться. Делу – время, потехе – час. За доброе дело берись смело. Кто привык трудиться, тому на месте не сидится. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на деле гож. Птицу узнают в полете, а человека - в работе. Судят не по словам, а по делам. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Сделал дело – гуляй смело. Труд человека кормит, а лень портит. Терпенье и труд все перетрут.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Мы сегодня говорили о разных профессиях. Но всех их часто называют одним словом. Отгадайте загадку и назовите его.
Ребенок.
На улице Садовой
Дом построен новый.
В нем столько светлых окон –
Считать не сосчитать.
А крыша так высоко,
Что птицам не достать.
В доме – десять этажей,
В доме – тысячи людей.
Кто построил этот дом,
Дом, в котором мы живем?
(С. Баруздин.)
Дети. Строители. (Ставят на дом крышу.)
Воспитатель. Теперь вы знаете, кто строит дома. Когда вырастете, кто-то из вас станет строителем и тоже будет возводить в городах и селах новые прекрасные здания. Наша встреча подошла к концу. Мне пора возвращаться на стройку. До свидания, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога для детей с ОВЗ в старшей группе по теме: "Мы построим новый дом"
В процессе организованной образовательной деятельности дети знакомятся с профессиями строителя и библиотекаря. Занимательные игры на развитие лексико-грамматического строя речи, диалогической речи, пр...
Конспект занятие по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе «Построим новый Теремок»
Цель: создать условия для совершенствования умения различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)Задачи:Учить детей различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, ...
Конспект занятия по легоконструированию "Мы построим новый дом"
Обучить детей разделять внутреннего пространство заданной постройки и воспитывать эстетический вкус в архитектуре....
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Кто построил новый дом?»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Кто построил новый дом?»...
Конспект занятия в средней группе на тему: «Кто построил новый дом?»
Образовательная:Дать представление о строительных профессиях,Воспитательная:воспитывать уважение к труду человека;пополнить знания о конструкциях домов;Развивающая: продолжать знакомить с различн...
Занятие "Построим новые дома в нашем городе"
Занятие по конструированию домов по фотографиям для детей старшего возраста...
Конспект сюжетного занятия по физической культуре в подготовительной группе «Мы построим новый дом»
Формирование патриотических чувств у дошкольников старшего возраста в процессе физкультурно-оздоровительной работы....