тематичекое планирование ознакомление с окружающим и социальным миром в подготовительной группе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)

Ткаченко Надежда Николаевна

ознакомление с окружающим и социальным миром в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

в подготовительной к школе группе

 «Ознакомление с предметным и социальным окружением»

 Автор: О.В. Дыбина

на 2022 – 2023 учебный год

Образовательная область: Познавательное развитие.

Вид деятельности: ознакомление с предметным окружением.

Неделя

Тема

Задачи

Материал

Методическая литература

Сентябрь

3 неделя понедельник

Предметы- помощники

1.Формировать представление детей о предметах, облегчающих труд человека на производстве.

2.Объяснить, что эти предметы могут улучшать качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции.

Картинки с изображением различных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека на производстве (например: станок, компьютер, робот, швейная машина, и др.) фишки, карточка -алгоритм описания предмета, посылка письмо от Незнайки.

О.В.Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

Занятие 1 стр. 20

4 неделя

понедельник

Удивительные предметы

1.Учить детей сравнивать предметы, созданные людьми, с объектами природы и находить между ними общее.

Картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (  по две картинки на каждого ребенка); карточки состоящие из двух частей: на одной половине изображены предметы, созданные человеком ( например : вертолет, трактор, пылесос, зонт, самолет, легковой автомобиль, поезд и др.), другая половина карточки пустая; картинка «Домино»6 на одной стороне изображены предметы природного, на другой – рукотворного мира; посылка, письмо от Незнайки

О.В.Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

Занятие 2 стр. 21

5 неделя

понедельник

Путешествие в прошлое книги

1.Познакомить детей с историей создания книги.

2.Показать, как изменилась книга с течением времени.

3. Вызвать интерес к творческой деятельности человека; воспитывать бережное отношение к книгам.

Красочно оформленные книги, картинки с изображением бересты, печатных станков разных времен, старинных книг, Набор картинок на тему «От прошлого к настоящему книги»; сюжетные картинки, отражающие бережное отношение к книгам.

О.В.Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

Занятие 3 стр. 22

Октябрь

2 неделя

понедельник

На выставке кожаных изделий

1.Дать детям понятие о коже как о материале, из которого человек делает разнообразные вещи.

2.Познакомить с видами кожи, показать связь качества кожи с назначением вещи.

3.Активизировать познавательную деятельность.

4. Вызвать интерес к старинным и современным предметам рукотворного мира.

Четыре мольберта с картинками, на которых изображены предметы одежды, обуви, галантерейных изделия и музыкальные инструменты, для изготовления которых использовалась кожа; кожаные узкие полоски и лоскутки прямоугольной формы ( на каждый стол)

О.В.Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

Занятие 4 стр. 24

3 неделя

понедельник

Две вазы

1.Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать друг от друга.

2. Учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением предмета и материалом, из которого он сделан.

Стеклянная и керамическая вазы,  стеклянный стакан, керамическая чашка, два цветных керамических шарика, осколки керамики и стекла; натуральные цветы – роза и гвоздика, глина, дощечки, чашечки с мыльной раствором, трубочки.

О.В.Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

Занятие 5 стр. 25

4 неделя понедельник

В мире материалов

1.Закреплять знания детей о различных материалах.

2.Воспитывать бережное отношение к вещам.

3. Учить слушать товарищей.

«Чудесный мешочек»,  в котором лежат два предмета из разных материалов, карточки, на которых схематично изображены свойства материалов, фишки.

О.В. Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

Занятие 6 стр. 26

5 неделя понедельник

Знатоки

1.Закреплять представления детей о богатстве рукотворного мира.

2. Расширять знания о предметах, удовлетворяющие эстетические и интеллектуальные потребности человека.

3. Развивать интерес к познанию  окружающего мира.

Карточки с вопросами, юля с наклеенной стрелкой, призы, игрушка – пищалка, фишки.

О.В. Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

Занятие 7 стр. 27

Ноябрь

1 неделя

понедельник

Путешествие в прошлое счетных устройств

1.Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком.

2.Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира.

3.Развивать познавательную деятельность.

Картинки с изображением счетных устройств, счеты.

О.В. Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

Занятие 8 стр. 29

2 неделя

понедельник

Путешествие в прошлое светофора

1.Познакомить детей с историей светофора.

2.Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира.

3.Развивать познавательную деятельность.

Карточки с изображением предметов рукотворного мира, картинки с изображением светофора, семафора, регулировщика, шлагбаума, стрелок, показывающих направление движения, карта «Город оживших предметов», машины.

О.В. Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

Занятие 9 стр. 31

Вид деятельности: ознакомление с социальным окружением.

3 неделя понедельник

Дружная семья

1.Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге).

2.Расширять представления о родовых корнях семьи.

3. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Незнайка, фотографии членов семьи детей, любимые предметы членов семь; цветная бумага, ножницы, клей природный материал и т.д.

О.В. Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

Занятие 1 стр. 33

4 неделя

понедельник

Бабушкин сундук

1.Формировать у детей желание рассказать о близких родственниках, об их судьбах, интересных случаях из их жизни.

Семейные портреты, куклы, сундучок, в котором лежат платок, вышитый цветными нитками, красивая брошь, зеркальце, письма, кольцо и т.д.; куклы.

О.В. Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

Занятие 2 стр. 35

5 неделя понедельник

Как хорошо у нас в детском саду

1.Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад.

2. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и окружающим людям.

Карточки изображающие разные эмоции, фотографии помещений детского сада, план детского сада, символы его помещений, карточки с изображением людей, работающих  в детском аду,  предметов, которые им необходимы, фишки ,призы.

О.В. Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

Занятие 3 стр. 35

Декабрь

2 неделя

понедельник

Школа. Учитель

1.Познакомить детей с профессией учителя, со школой.

2.Показать общественную значимость труда школьного учителя (дает знания по разным предметам).

3.Познакомить с деловыми и личностными качествами учителя (умный, добрый, справедливый, внимательный, любит детей, много знает и свои знания передает ученикам).

4. Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя; формировать интерес к школе.

Набор картинок с изображением профессиональных действий учителя, карта «Школьная страна», фотография школы, ручка, карандаш, книга, тетрадь, мел, ранец, мяч.

О.В. Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

Занятие 4 стр. 37

3 неделя понедельник

Библиотека

1.Дать детям представления о библиотеке, о правилах, которые существуют для читателей, посещающих библиотеку.

2.Воспитывать бережное отношение к книгам.

Посылка с библиотечными книгами

О.В. Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

Занятие 5 стр. 40

4 неделя понедельник

Сколько славных дел вокруг

1.Закреплять знания детей о разнообразных профессиях, личностных и профессиональных качествах их представителей.

2.Воспитывать уважение к людям труда.

Картинки с изображением людей разных профессий.

О.В. Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

Занятие 6 стр. 42

5 неделя

понедельник

Все работы хороши

1.Обобщать и систематизировать представления детей о профессиях.

2.Вызывать интерес к разным профессиям, показать значимость труда представителей разных профессий для жизни людей.

3. Подвести к осознанию необходимости серьезной подготовки для овладения какой -либо профессией.

4. Воспитывать уважение к людям труда.

Письмо от незнайки, фотографии с изображением представителей разных профессии, листы бумаги, карандаши.

О.В. Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

Занятие 7 стр. 43

Январь

3 неделя понедельник

Путешествие в типографию

1.Познакомить детей с трудом сотрудников типографии; с процессом создания, оформления книги.

2. Показать значимость каждого этапа работы в получении результата.

3. Воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, создающим их.

Предметные картинки (например, с изображением конфеты, картины, лягушки), старинная книга ( или картинка с ее изображением), различные журналы, книги, газеты, фотографии печатных станков.

О.В. Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

Занятие 8 стр. 44

4 неделя понедельник

К дедушке на ферму

1.Познакомить детей с профессией фермер.

2. Подвести к пониманию целостного облика человека труженика в фермерском хозяйстве.

3. Воспитывать уважение к работникам сельского хозяйства, ценностное отношение к труду.

Аудиозапись «Звуки деревни», 4 фотографии с последовательно развивающем сюжетом, на которых изображены этапы сельскохозяйственного труда; посылка в которой лежат колосок, банка с молоком, овощи, фрукты, яйцо; шапочка и дудочка для пастушка; набор игрушек «Домашние животные»; картинки с изображением частей тела домашнего животного (голова коня, поросячий пяточек, кошачьи усы, коровьи рога и т.д).

О.В. Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

Занятие 9 стр. 46

5 неделя

понедельник

Мое отечество -Россия

1.Формировать у детей интерес к родному краю.

2.Воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов.

Картинки с изображением кукол в национальных костюмах, достопримечательностей Москвы, карта России, аудиозапись «Звон колоколов», маленькие флаги России и стран мира.

О.В. Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

Занятие 10 стр. 48

6 неделя

понедельник

Город мой родной

1.Расширять и обобщать представления детей о родном городе, его историческом прошлом, памятных и примечательных местах; Людях прославивших его.

2.Развивать познавательный интерес, внимание, память, логическое мышление, воображение.

3. Воспитывать бережное отношение к истории родного города, чувство уважения к тем, кто прославил его.

Карта России, символы родного города и других городов, фотографии достопримечательностей города, известных горожан, листы бумаги, кисти, краски, карандаши.

О.В. Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

Занятие 11 стр. 50

Февраль

2 неделя понедельник

Защитники родины

1.Расширять знания детей о Российской армии.

Картинки с изображением представителей разных родов войск, цветная бумага, клей.

О.В. Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

Занятие 12 стр. 51

3 неделя

понедельник

Я военным быть хочу, пусть меня научат

1.Продолжать знакомить детей с людьми разных профессий.

2.Рассказать о профессии военного; разных родах войск.

3.Закреплять знания о деловых и личностных качествах, которыми должны обладать военные.

4.Воспитывать уважение к воинам – защитникам Родины.

Картинки с изображением военных различных родов войск.

О.В. Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

Занятие 13 стр. 52

4 неделя

понедельник

Они сражались за родину

1.Закреплять представление детей о  защитниках Отечества, уважительное отношение к ним.

2.Воспитывать любовь к Родине.

Фотография с изображением монумента «Воиносвободитель» скульптур Е. Вучетича, конверт, бумага, ручка, цветные карандаши.

О.В. Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

Занятие 14 стр. 53

5 неделя понедельник

В здоровом теле - здоровый дух

1.Расширять представления детей о Российской армии, о важности физической подготовки в воинской службе.

Наглядно- дидактическое пособие «Защитники отечества», книга Б. Никольского «Солдатские часы» строительный консткуктор.

О.В. Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

Занятие 15 стр. 54

Март

2 неделя

понедельник

космос

1.Расширять представлениядетей о космосе; подводить к пониманию того,что освоение космоса -  ключ к решению многих проблем на Земле.

2.Рассказать детям о космонавтах.

Фотографии космонавтов, ракет, космических спутников, картинки с изображением летательных аппаратов, бумага, цветные карандаши.

О.В. Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

Занятие 16 стр. 55

Дидактические игры

3 неделя

понедельник

«Что на что похоже»

Подводить детей к осознанию того, что многие предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы, а элементы, которых нет в природе, человек придумал сам.

Картинки с предметами рукотворного  и природного мира : светильник в  форме колокольчика, музыкальный колокольчик, цветок колокольчик; матрешка,  электролампа, груша и др

О.В. Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

 стр. 57

4 неделя понедельник

«Прошлое и настоящее»

Расширять представления детей о прошлом и настоящем предметов.

О.В. Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

 стр. 57

5 неделя

понедельник

«Будь внимателен!»

Побуждать детей сравнивать предметы по способу использования

Предметные картинки, карандаши, лист бумаги.

О.В. Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

 стр. 58

Апрель

2 неделя

понедельник

«Расскажи о материале»

Закреплять представления детей о материалах (видах ткани, бумаги; искусственные и натуральные материалы) из которых сделаны предметы.

Кубик, на гранях которого изображены различные материалы.

О.В. Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

 стр. 58

3 неделя

понедельник

«Волшебные слова»

Формировать представления о многозначности названий предметов рукотворного мира.

О.В. Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

 стр. 59

4 неделя

понедельник

«Собери предмет»

Формировать понимание того, что отсутствие какой- либо части делает невозможным использование предмета.

Картинки с изображением предметов рукотворного мира с недостающими деталями и картинки с изображением этих деталей.

О.В. Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

 стр. 59

5 неделя

понедельник

«Чудесные вещи рукотворного мира»

Побуждать детей находить предметы разной формы, которые используются одинаково.

Картинки с изображением предметов рукотворного мира разной формы, которые используются одинакого.

О.В. Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

 стр. 60

Май

3 неделя

«Зачем людям нужны…»

Подводить детей к пониманию того, что человек создает предметы для украшения своей жизни. Побуждать находить предметы, выполняющие эстетические функции.

Картинки с изображением предметов, удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека.

О.В. Дыбина Ознакомление с окружающим и социальным окружением

 стр. 61


Литература: О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий с детьми 6-7 лет.  – 2-е изд., испр.   и доп. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2021. – 72с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы Ознакомление с предметным и социальным миром в подготовительной группе на тему "Школа. Учитель"

Конспект организации и проведения  НОД: ОО "Познавательное развитие" Ознакомление с предметным и социальным миром в подготовительной группе на тему "Школа. Учитель"...

Годовое перспективное планирование. Ознакомление с окружающим и социальным миром. Старший возраст. 5-6 лет

Годовое перспективное планирование. Ознакомление с окружающим и социальным миром. Старший возраст. 5-6 лет...

Годовое перспективное планирование. Ознакомление с окружающим и социальным миром. Средний возраст. 4-5 лет

Годовое перспективное планирование. Ознакомление с окружающим и социальным миром. Средний возраст. 4-5 лет...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и социальной действительностью в подготовительной группе «Экскурсия в пожарную часть города»

Цель: ознакомление  детей с трудом пожарной охраны.Задачи:Образовательные:1. Учить детей внимательно слушать рассказ об опасной, но почетной и нужной службе бойцов пожарной части.2. Дать детям за...

Конспект ОД по «Познавательному развитию (ознакомление с предметным и социальным миром) в подготовительной группе «Ягодка» на тему: «Цветик - семицветик»

quot; Цветик-семицветик" занятие направлено на расширение и получение знаний детей по теме ПДД,Которая всегда является актуальной, интересной и поучительной....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим социальным миром в подготовительной группе на тему: «Путешествие в прошлое. Крепости и богатыри»

Путешествие в прошлое. Крепости и богатыри.Задачи. - формировать представление детей о прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;- закрепить названия э...