Педагогический проект «В мире комнатных растений» Старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
проект по окружающему миру (старшая группа)
Актуальность проекта
Цель проекта
Задачи проекта
Коррекционные задачи
План мероприятий по реализации проекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 126
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Педагогический проект
«В мире комнатных растений»
Старшая группа компенсирующей направленности для детей с
тяжёлым нарушением речи
Воспитатель: Лисеенко З.П.
Санкт –Петербург
2023
«О комнатных растениях в стихах лишь изредка услышишь две-три строчки Всё о деревьях, розах, васильках, - не замечают их листочки. Их зелень не колышет ветерком, не ослепляет молнии разрядом. Им вкус дождей весенних не знаком, и птицы не щебечут с ними рядом...»
Актуальность проекта: С глубокой древности человек стремился украсить своё жилище растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он обращался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом. Стремление это было интуитивным.
В настоящее время научный подход к интерьерному озеленению подразумевает сочетание эстетического восприятия красоты формы, окраски цветов и листьев растений с другой полезной функцией растений, о которой было давно известно: живые растения улучшают состав воздуха и очищают атмосферу.
Большую часть года дошкольники проводят в детском саду, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную. Во время педагогического наблюдения нами были выявлены у дошкольников существенные трудности при уходе за комнатными растениями. А во время беседы выяснилось, что у детей имеется недостаточный уровень знаний о комнатных растениях и правилах ухода за ними. Поэтому, мы решили привлечь детей и их родителей к более углублённому знакомству с миром комнатных растений.
Цель проекта: Уточнить и систематизировать представления детей о комнатных растениях; развивать познавательную активность дошкольников и воспитывать бережное отношение к комнатным растениям через исследовательскую деятельность..
Задачи проекта:
- Расширять представления детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.
- Развивать у детей практические навыки ухода за комнатными растениями.
- Развивать у детей познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы).
- Приобщать родителей к теме проекта через разные формы взаимодействия
Пополнить развивающую предметно-пространственную среду по теме проекта. Коррекционные задачи:
- Развитие лексико-грамматического строя речи.
- Автоматизация поставленных звуков в речи.
- Развитие фонематического слуха и речевого дыхания.
- Развитие связной речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Развитие общей и мелкой моторики рук.
- Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, учитель-логопед. Тип проекта: Практико-ориентированный, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (17.04 – 21.04 ).
Ожидаемый результат.
На уровне ребенка:
- Проявляет познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за комнатными растениями.
- Развита связная речь, обогащен словарь детей.
- Приобретён практический навык по уходу за растениями
- Воспитывать интерес к растениям ,желание создавать лучшие условия для их роста и развития.
- Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, прививать интерес к цветоводству.
На уровне педагогов:
- Приобретение навыков организации психолого-педагогической работы, направленной на приобщение воспитанников и их родителей к бережному отношению к природе.
- Приобретение навыков организации взаимодействия с родителями, направленной на формирование элементарных экологических знаний о комнатных растениях.
- В планировании воспитательно-образовательной работы педагога используется новая технология-проектный метод, который позволяет заниматься ребенку исследовательской, познавательной, продуктивной деятельностью, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
- Способность педагога обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых мини-проектов, акции познавательно-исследовательской деятельности направленности.
- Обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей.
На уровне родителей:
- Родители принимают активное участие в проектной деятельности группы;
- Налаживают тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
- Получают возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
- Понимают важность бережного отношения к окружающей природе
На уровне предметно-развивающей среды:
- Обогащение библиотеки в группе книгами на тему «Цветы».
- Пополнение наглядное обеспечение «Опасные комнатные растения», «Лекарственные комнатные растения»
- Создание картотек с речевым материалом (стихи, пословицы, загадки о комнатных цветах)
Задачи:
- Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.
- Продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.
- Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями. Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы).
- Расширять экологическую среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.
- Расширять и активизировать словарный запас дошкольников. Развивать творческие способности детей.
- Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение).
- Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, прививать интерес к цветоводству.
Задачи проекта:
- Формировать представления о комнатных растениях, их значимости в жизни человека.
- Развивать любознательность, наблюдательность, активность в познавательной деятельности.
- Создавать условия для поисковой деятельности детей.
- Научить правильно, ухаживать за комнатными растениями.
- Изучить влияние деятельности человека на жизнь растений.
- Привлекать родителей и детей к разнообразным видам деятельности в ходе реализации проекта.
- Пополнить состав комнатных растений группы.
Этапы | Цель | Содержание | Формы сотрудничества |
1 этап - подготовительный | Проблема | Сформировать проблему. Определить цели и задачи развития и обучения. Обеспечить информационное, учебно-материально техническое оснащение проекта. Ввести детей в игровую (сюжетную) ситуацию | Информирование родителей о сроках проведения проекта. Анкетирование по теме «Что Вы знаете о комнатных растениях» |
2 этап проектировочный | Планирование | Составление плана по реализации проекта. Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам экологического воспитания детей. Распределение заданий в работе над проектом между участниками, координация действий педагогов и родителей по созданию предметноразвивающей среды, разработка основных методических материалов по теме. Предложить различные способы презентации. | Работа и объединение детей и родителей. Распределение амплуа. |
3-й этап Практический | Получение продукта, результата проектной деятельности за счёт выполнения определённых действий | Исследование, сбор данных, интерпретация результатов, представление результатов | Разработка конспектов мероприятий совместной деятельности с детьми. Продукт проекта Фотоальбом «Комнатные растения на моём окошке» |
4 этап аналитический | Рефлексия и коррекция | Сравнение полученных результатов, анализ успехов и ошибок, обобщение, выводы. | Круглый стол с участием родителей «Учим ребёнка ухаживать за комнатными растениями» |
5 этап заключительный | Презентация проекта | Подготовка к презентации. Представление презентации. Детско-родительский конкурс. | Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
Образовательная область | Содержательная деятельность |
Познавательное развитие | Рассказ воспитателя «Комнатные растения — спутники нашей жизни», «Как появились комнатные растения» Беседы: « Какую роль играют комнатные растения в жизни человека?», «Комнатные растения в интерьере», «Что происходит с растением, если ему не хватает воды?», «Как ухаживать за комнатными растениями?» Исследовательская деятельность (опыты): «С водой и без воды», «Может ли растение дышать», «Как питаются растения», «Что нужно для питания растениям» Д/И «Четвёртый лишний», «Что как растёт», «У кого какой цветок». |
Речевое развитие | Обсуждение поговорок: Цветы, что дети, уход любят. Хорош цветок, да скоро вянет. Аленький цветок бросается в глазок. На хороший цветок летит мотылек. И красивые цветики ядовитыми бывают. Общение по темам: «Как дети и родители заботятся дома о цветах», »Что необходимо цветам для жизни?», «Могут ли цветы лечить?» Викторина «Загадки цветочной феи»» Рассказы детей:» Расскажи о цветах в своём доме». Составление рассказов - описаний о комнатных цветах Придумывание сказки о комнатном цветке Чтение художественной литературы: «Привередица» русская народная сказка, стихотворения Е.Благинина «Бальзамин», Г. Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония» и др., Л. Пилипенко «Аспарагус», «Каланхоэ», «Алоэ», «Камнеломка» и др., В. Тушнова «Не понимаю»,С. Каратов «Комнатные цветы»,Н. Нищева «Комнатные цветы»,О. Аленкина «Кактус»,И. Евдокимова«Кактус»,Ю. Лысаков «Кактус»,Б. Ферпер «Бегония»,Б. Пастернак «Герань» и др. Заучивание стихотворений: На моём окошке настоящий сад».Е. Благинина Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением комнатных растений |
Художественно эстетическое развитие | Конструирование «Домик для цветочной феи» Конструирование методом оригами: «Горшок для цветка» Рисование «Сансевьера» Лепка «Фиалка» Аппликация «Кактус» Прослушивание музыкального произведения: «Вальс цветов» П.И. Чайковский, «Не рвите цветы» Ю. Антонов, «Цветы» В. Моцарт, «Волшебный цветок» Ю. Чичков |
Физическое развитие | Подвижные игры Русские народные игры: «Сделай фигуру цветка», «Цветы и ветер» хороводная игра «Гатя по садочку гуляла..», «Мы на луг ходили» Эстафета «Кто быстрее передаст цветок», «Чья команда быстрее посадит цветы» Утренняя гимнастика «Цветы» Пальчиковые игры: «Цветы», «Наши алые цветы», «На окне цветок колючий» |
Социально коммуникативное развитие | Дидактическая игра «Узнай растение по описанию», «Что изменилось?»; «Найди такой же», «Где спряталась матрёшка», «Один и много». «Ты опиши, а мы отгадаем», «Какого цветка не стало?» Лото «В мире растений», «Цветы». Выложи цветок из мозаики» Сюжетно-ролевая игра - «Магазин цветов», «Цветовод». »День рождения» Знакомство детей с работой флориста Труд: Оформление бирок для комнатных растений Посадка черенков герани. Уход за комнатными растениями |
Работа с родителями | Анкетирование на тему: «Что вы знаете о комнатных растениях?» Информационное обеспечение «Какие они комнатные растения?», «Комнатные растения в детском саду» Консультация «Осторожно-опасные комнатные растения» (дистанционно) Рекомендации для прочтения детям художественной литературы по теме проекта Экскурсия выходного дня в неточный магазин Просмотр мультфильма: «Дюймовочка» Памятка «Аптека на окне» Продукт проекта оформление фотоальбома «Комнатные растения на моём окошке» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи составлено по "Программе коррекционно-развивающей работы в логопедиче...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/19/picture-457050-1558296119.jpg)
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"
В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово". Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата; проводится работа по формиров...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/19/picture-457050-1558296119.jpg)
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Звуки А, О, У, И, Э"
Цель занятия: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обуч...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/19/picture-457050-1558296119.jpg)
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Домашние животные"
На занятии происходит закрепление представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»; совершенств...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»
Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно - ласк...
Проект «Овощи» (старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, долгосрочный, творческий)
Долгосрочный проект поможет детям старшей группы компенсирующей направленности закрепить знания об овощах, их свойствах....
Педагогическое мероприятие «Родительская гостиная» с дошкольниками средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи и их родителями (законными представителями) «Прогулка по весеннему лесу»
В воспитательном отношении важен весь уклад семейной жизни. Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок по отношению к объектам или явлениям природы мо...