Детское экспериментирование как познавательно-исследовательская деятельность
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
«Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Н. Н. Поддъяков
Для сопровождения детей в процессе познавательной деятельности можно использовать следующие приемы использования: персонажей детской субкультуры; роли и позиции детей (Спасатели, волшебники и т.д.); внесение нового объекта; предвосхищающей оценки; яркого и красочного наглядного материала; эффект удивления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie.docx | 26.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Пример способа поддержки интереса детей с использованием ресурсов развивающей предметно-пространственной среды детского сада (используемые материалы, рекомендованного игрового персонажа, ход взаимодействия с детьми).
Варианты образовательных ситуаций с учетом контекста | Педагогические действия по поддержке детского экспериментирования | Действия детей | Используемые материалы, приборы- помощники, организация пространства детской реализации |
«Снеговик в шубе»Цель: Формировать представления детей о свойствах снега: снег тает медленнее в меховой рукавице. | Ребятки, вы все получили подарки на Н.Г. . Кто помощник у Д.М., отгадайте загадку? Человечек непростой: Появляется зимой, А весною исчезает, Потому что быстро тает. (Снеговик) Предложить детям вылепить помощника для Деда Мороза ребята, как вы думаете, если нарядить снеговика в шубу он в ней растает? В: Детки, наша прогулка подошла к концу, я предлагаю вам забрать двух наших самых красивых снеговиков в группу и проверить ваши предположения. В:вносит подносы со снеговиками в группу и закутывает одного в меховую ткань. Вывод: Снег быстрее тает, если к нему есть доступ теплого воздуха, а шуба может сохранять холод. | Ответы детей, их рассказы о полученных подарках Дети отгадывают загадку - Снеговик Дети лепят снеговиков, каждый своего. Дают советы друзьям, рассматривают, обсуждают результат, вспоминают почему снег лепится. предположения детей Дети предлагают проверить, высказывают предположения как это можно сделать: Закутать одного снеговика меховой тканью , а другого оставить на подносе без одежды. Наблюдение детей: Через несколько минут снеговик без шубы начинает таять, а в шубе дольше остается таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба защищает от тепла комнаты, снеговик в шубе не растаял. Дети выясняют, что снеговик в шубе тает медленнее, чем без шубы | 2 подноса |
«Теплый сугроб» Цель: формирование представлений о свойствах снега.Узнать сохраняет ли снег тепло. | В гости пришла Маша и сказала, что Мишка уснул в берлоге, а она засыпана снегом. Маша переживает не замерзнет ли там ее друг? В: Да, ребята, вы правы, но не только поэтому, но и потому, что снег сохраняет тепло в берлоге. В: Хотите ли вы это проверить? В: Мы с вами проведем опыт и попробуем убедиться в этом, (дает пошаговую инструкцию). Воспитатель производит фиксацию измерений температуры воды. Выносит емкости на улицу во время прогулки Воспитатель помогает с измерениями и фиксирует результат. В: Давайте вспомним что мы хотели проверить экспериментом? Что мы для этого сделали? Что мы узнали? Вывод: Между снежинками в снегу есть воздух, который не пропускает тепло наружу, следовательно внутри сугроба температура выше, чем на улице. Доказательство этому — вода в сугробе остывает медленнее, чем на улице. Исходя из интересов детей предлагаем детям следующую образовательную ситуацию: | Дети высказывают свои предположения:из-за тёплой шубы и жира, сосет лапу... Дети высказывают свое мнение:снег холодный, греть не может и т.д. Дети заинтересовались и соглашаются, задают вопросы как мы это сделаем? наливают теплую воду в одинаковые емкости в одинаковом объеме измеряют температуру термометром для воды; один кувшин оставляют на морозном воздухе до конца прогулки, второй закапывают поглубже в сугроб; В конце прогулки откапывают емкость с водой из сугроба и снова измеряют температуру воды. Сохраняет ли снег тепло, тепло ли Мишке в берлоге под снегом... рассказ детей Вода в кувшинах стала разной температуры. Снег может сохранить тепло. Мишка не замерзнет. Дети захотели проверить есть ли воздух в снегу? | две одинаковые ёмкости с водой, термометр для воды, мерная емкость для воды, лопатки для снега |
Есть ли воздух в снегу? Цель: Формирование представлений о свойствах снега, узнать есть ли воздух в снегу. | Воспитатель загадывает детям загадки о зиме и снеге: Что за чудо-покрывало? Ночью все вдруг белым стало. Не видать дорог и рек — Их укрыл пушистый... (снег),и т.д. Давайте вспомним, какой снег? Верно ребята. Когда мы с вами выясняли действительно ли снег сохраняет тепло, мы с вами узнали, что в нем есть воздух. Мы договорились с вами о том, что обязательно это проверим. Вы не передумали? Хотите проверить? Как же мы с вами можем это проверить? Да ребятки, мы снова проведем опыт, но нам нужно будет очень постараться, а помогут нам в этом наши с вами лопатки и ведерки. В: предлагает детям набрать в ведерки снег. Акцентирует внимание на том, что он пористый и рыхлый. В: дает детям рекомендации: старайтесь не приминать снег. Пусть он остается пушистым. Посмотрите какие полные у нас ведерки. А теперь давайте утрамбуем снег в наших ведерках. Плотно-плотно прижмем его. Что произошло? Что изменилось? Верно ребята, снега стало меньше. как вы думаете почему? Что мы с вами хотели выяснить? Что мы для этого сделали? Вывод: Снега стало меньше, потому что между снежинками был воздух. Приминая его, мы воздух вытеснили и снега стало меньше. Значит в снегу есть воздух. | Дети отгадывают загадки Холодный, мягкий, пушистый, белый, он сохраняет тепло... Ответы детей Предположения детей: не знаем, на прогулке Дети одеваются на прогулку, берут нужный инвентарь. Дети набирают снег в ведерки до краев, стараясь не приминать снег Дети утрамбовывают снег в своих ведерках Снега стало меньше, он стал жесткий, плотный Предположения детей
Рассказы детей
| Детские ведерки, лопатки |
Вывод: снег сохраняет тепло; снег быстрее тает, если к нему есть доступ теплого воздуха, а “шуба; может сохранять холод, т.к. в снегу есть воздух.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...
Педсовет на тему: «Детское экспериментирование — основа познавательно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование-основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" прошел в ноябре 2015 года после проведенного тематического ко...
Мастер-класс "Детское экспериментирование - основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольника"
Мастер – класс на тему:«Детское экспериментирование – основа познавательно– исследовательской деятельности дошкольников» Цель мастер – класса: представление оп...
Семинар - практикум «Детское экспериментирование- основа –познавательно-исследовательской деятельности»
Семинар -практикум с педагогами, где рассматривались вопросы об эффективности метода экспериментирования, предложены ряд опытов с педагогами...
"Роль детского экспериментирования для познавательно-исследовательской деятельности дошкольника в свете введения ФГОС ДО"
Из оыта работы...
Конспект мастер-класса для педагогов на тему «Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
laquo;Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее...
Педсовет Тема: «Детское экспериментирование - основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Конспект Педагогического совета будет полезен начинающим старшим воспитателям дошкольных учреждений...