Мастер-класс "Детское экспериментирование - основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольника"
статья (старшая группа) на тему
Мастер – класс на тему:
«Детское экспериментирование – основа познавательно– исследовательской деятельности дошкольников»
Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через познавательно – исследовательскую деятельность.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;
- представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Ход мастер – класса
1 часть мастер – класса
Ведущий:
Слайд 1 Мы рады приветствовать Вас на мастер – классе на тему «Детское экспериментирование – основа познавательно – исследовательской деятельности дошкольников»
Сегодняшний век требует от человечества универсальности в самых разных сферах жизни. Делать шаги в неизведанное и непознанное – значит исследовать, открывать, изучать.
А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Познавательно-исследовательская деятельность и поисковая активность — состояние ребенка-дошкольника, он хочет познавать, он настроен на познание окружающего мира: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с водой и песком, измеряет глубину снежного покрова палочкой, - и это объекты его исследования.
Чем интенсивнее и разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее будет его развитие.
Ознакомление с предметами или явлениями дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.
Слайд 2 Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира.
Слайд 3 Но на практике чаще всего сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Дети не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро утомляются, теряют интерес. А, ведь детское экспериментирование занимает не последнюю роль в деятельности детей дошкольного возраста.
В экспериментальной деятельности с детьми мы используем различные материалы, обсуждая и соблюдая правила безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Считаем, что взрослый при этом должен быть не учителем, а равноправным партнером, соучастником деятельности – и это позволит детям проявить собственную познавательную активность, творческие способности.
Сегодня мы с вами все услышим, увидим и сделаем сами. Для начала разминка
Мозговой штурм.
Как и любая деятельность экспериментирование имеет свою структуру. Необходимо выделить этапы в организации и проведении опытов с дошкольниками:
Слайд 4 Этапы в организации и проведении опытов
- постановка проблемы (задачи);
- поиск путей решения проблемы;
- проведение опытов;
- фиксация наблюдений;
- проверка предположения, обсуждение результатов и формулировка выводов.
Ведущий: Решение задач опыта или эксперимента может осуществляется в двух вариантах:
Слайд 5 Два варианта решения задач опыта или эксперимента:
1. Дети проводят эксперимент или опыт, не зная его результата, и таким образом, приобретаются новые знания;
2. Дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
2 часть мастер – класса
Сегодня я расскажу вам сказку, и мы на основе её в игровой форме вместе опробуем некоторые виды экспериментирования с разными материалами.
Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».
Слайд 6 В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утенок. Его братья и сестры были очень послушными, а он везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.
Слайд 7 Выйдя за забор, он отправился по тропинке и вдруг он заметил на земле маленькую божью коровку. Слайд 8 Ему захотелось разглядеть её поближе. Как можно это сделать? Ваши предположения
Опыт №1.
Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?
Вывод: если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то она имеет эффект увеличительного стекла.
Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.
Слайд 9 Неподалеку он увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Утенок думал, как же до них добраться? На берегу озера он заметил, качающуюся на волнах небольшую лодочку. Слайд 10 Он очень хотел добраться до кувшинок, но боялся, не утонет ли лодочка. Ваши предположения. Почему лодка не тонет?
Опыт №2
Возьмите две пол-литровые и одну литровую банку. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.
Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать.
Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. И лодка не тонет.
Слайд 11 Солнышко уже начало всходить, когда добравшись на лодке до середины озера, утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Почему это происходит?
Опыт № 3.
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Утенок нарвал кувшинок и решил подарить маме-утке, добрался до берега и пошел по мокрому песку. И тут он увидел, что, после него остаются следы, Слайд 12 а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это? Чьи это следы?
Опыт № 5
Определите, чьи это следы? Почему следы остаются на песке?
Вывод: мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
Слайд 13
Утенок вернулся в свой двор, ему очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. И теперь на многие вопросы он знал ответы:
1.Почему через банку с водой можно рассмотреть предмет?
2. Почему же распускаются кувшинки?
3. Почему остались следы на песке?
Вывод: Познавательно-исследовательская деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, и развитие навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Слайд14
В результате организации детского экспериментирования у детей:
- развивается познавательная активность,
- появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности;
- расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.
- появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
- развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
В исследовательской деятельности мы используем создание лэпбуков. Лэпбук - это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, мы выполняем определенные задания, проводим наблюдения, а затем изучаем представленный материал. Создание лэпбука помогает нам закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.
Результаты после проведенного мониторинга в конце учебного года показал, что показатель высокого и среднего уровня развития познавательной активности у детей старшей группы вырос на 37, 3% и составил 95%. И соответственно повысился уровень овладения экспериментальной деятельностью с 33, 2% до 93%.
Таким образом, усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Слайд 15 Как говорил великий исследователь Тимирязев
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 25.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс на тему:
«Детское экспериментирование – основа познавательно– исследовательской деятельности дошкольников»
Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через познавательно – исследовательскую деятельность.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;
- представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Ход мастер – класса
1 часть мастер – класса
Ведущий:
Слайд 1 Мы рады приветствовать Вас на мастер – классе на тему «Детское экспериментирование – основа познавательно – исследовательской деятельности дошкольников»
Сегодняшний век требует от человечества универсальности в самых разных сферах жизни. Делать шаги в неизведанное и непознанное – значит исследовать, открывать, изучать.
А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Познавательно-исследовательская деятельность и поисковая активность — состояние ребенка-дошкольника, он хочет познавать, он настроен на познание окружающего мира: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с водой и песком, измеряет глубину снежного покрова палочкой, - и это объекты его исследования.
Чем интенсивнее и разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее будет его развитие.
Ознакомление с предметами или явлениями дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.
Слайд 2 Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира.
Слайд 3 Но на практике чаще всего сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Дети не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро утомляются, теряют интерес. А, ведь детское экспериментирование занимает не последнюю роль в деятельности детей дошкольного возраста.
В экспериментальной деятельности с детьми мы используем различные материалы, обсуждая и соблюдая правила безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Считаем, что взрослый при этом должен быть не учителем, а равноправным партнером, соучастником деятельности – и это позволит детям проявить собственную познавательную активность, творческие способности.
Сегодня мы с вами все услышим, увидим и сделаем сами. Для начала разминка
Мозговой штурм.
Как и любая деятельность экспериментирование имеет свою структуру. Необходимо выделить этапы в организации и проведении опытов с дошкольниками:
Слайд 4 Этапы в организации и проведении опытов
- постановка проблемы (задачи);
- поиск путей решения проблемы;
- проведение опытов;
- фиксация наблюдений;
- проверка предположения, обсуждение результатов и формулировка выводов.
Ведущий: Решение задач опыта или эксперимента может осуществляется в двух вариантах:
Слайд 5 Два варианта решения задач опыта или эксперимента:
- Дети проводят эксперимент или опыт, не зная его результата, и таким образом, приобретаются новые знания;
- Дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
2 часть мастер – класса
Сегодня я расскажу вам сказку, и мы на основе её в игровой форме вместе опробуем некоторые виды экспериментирования с разными материалами.
Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».
Слайд 6 В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утенок. Его братья и сестры были очень послушными, а он везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.
Слайд 7 Выйдя за забор, он отправился по тропинке и вдруг он заметил на земле маленькую божью коровку. Слайд 8 Ему захотелось разглядеть её поближе. Как можно это сделать? Ваши предположения
Опыт №1.
Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?
Вывод: если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то она имеет эффект увеличительного стекла.
Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.
Слайд 9 Неподалеку он увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Утенок думал, как же до них добраться? На берегу озера он заметил, качающуюся на волнах небольшую лодочку. Слайд 10 Он очень хотел добраться до кувшинок, но боялся, не утонет ли лодочка. Ваши предположения. Почему лодка не тонет?
Опыт №2
Возьмите две пол-литровые и одну литровую банку. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.
Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать.
Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. И лодка не тонет.
Слайд 11 Солнышко уже начало всходить, когда добравшись на лодке до середины озера, утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Почему это происходит?
Опыт № 3.
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Утенок нарвал кувшинок и решил подарить маме-утке, добрался до берега и пошел по мокрому песку. И тут он увидел, что, после него остаются следы, Слайд 12 а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это? Чьи это следы?
Опыт № 5
Определите, чьи это следы? Почему следы остаются на песке?
Вывод: мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
Слайд 13
Утенок вернулся в свой двор, ему очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. И теперь на многие вопросы он знал ответы:
1.Почему через банку с водой можно рассмотреть предмет?
2. Почему же распускаются кувшинки?
3. Почему остались следы на песке?
Вывод: Познавательно-исследовательская деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, и развитие навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Слайд14
В результате организации детского экспериментирования у детей:
- развивается познавательная активность,
- появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности;
- расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.
- появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
- развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
В исследовательской деятельности мы используем создание лэпбуков. Лэпбук - это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, мы выполняем определенные задания, проводим наблюдения, а затем изучаем представленный материал. Создание лэпбука помогает нам закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.
Результаты после проведенного мониторинга в конце учебного года показал, что показатель высокого и среднего уровня развития познавательной активности у детей старшей группы вырос на 37, 3% и составил 95%. И соответственно повысился уровень овладения экспериментальной деятельностью с 33, 2% до 93%.
Таким образом, усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Слайд 15 Как говорил великий исследователь Тимирязев
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
Самоанализ мастер – класса
Цель мастер – класса: представление педагогами опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательно активности через поисково– исследовательскую деятельность.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;
- представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
При проведении мастер – класса была соблюдена логичная и последовательная связь между его этапами. В ходе теоретической части раскрыли актуальность данной темы. Ознакомили педагогов с проводимыми опытами в ходе работы по проекту «Песок, глина, камни», раскрыли некоторые аспекты деятельности.
Как показатель эффективности работы по развитию познавательной активности дошкольников представили результаты диагностического исследования на заключительном этапе проекта.
Для повышения уровня профессиональной компетенции педагогов, для включения в работу, участникам мастер – класса предложили разделиться на группы.
В ходе выполнения первого задания участники мастер – класса обсудили в группах и выделили этапы в организации и проведении опытов с дошкольниками.
Во второй практической части мастер – класса педагогами была представлена одна из форм проведения опытно – исследовательской деятельности – игры с использованием сказки и сказочного персонажа – утенка. Педагоги активно приняли участие в проведении опытов. Работая в своих группах, проводя эксперименты, обсуждали увиденное и высказывали свою точку зрения. Проведение второй части мастер – класса сопровождалось музыкой, что способствовало спокойной благоприятной атмосфере.
В заключительной части мастер – класса педагоги в группах обсудили, какие навыки, умения формируются у дошкольников в ходе поисково – исследовательской деятельности, провели рефлексию своей деятельности.
Считаем, что участие педагогов в мастер – классе способствовало повышению их профессиональной компетенции по данной теме и полученный опыт (надеемся) будет использоваться ими в практической работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»
Мастер – класс на тему:«Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»...
Педсовет на тему: «Детское экспериментирование — основа познавательно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование-основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" прошел в ноябре 2015 года после проведенного тематического ко...
«Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»
представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность....
мастер-класс "Детское экспериментирование-основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников"
мастер-класс...
Семинар - практикум «Детское экспериментирование- основа –познавательно-исследовательской деятельности»
Семинар -практикум с педагогами, где рассматривались вопросы об эффективности метода экспериментирования, предложены ряд опытов с педагогами...
Конспект мастер-класса для педагогов на тему «Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
laquo;Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее...
Педсовет Тема: «Детское экспериментирование - основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Конспект Педагогического совета будет полезен начинающим старшим воспитателям дошкольных учреждений...