Педсовет на тему: «Детское экспериментирование — основа познавательно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
методическая разработка на тему

Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование-основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" прошел в ноябре 2015 года после проведенного тематического контроля. на педагогическом совете был дан анализ работы детского сада по проведению исследовательской деятельности в ДОУ и наметили пути дальнейшей работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_na_temu.docx34.88 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет на тему:

   «Детское экспериментирование — основа познавательно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

                            Форма проведения: устный журнал                  

                                                           ноябрь 2015 г

Цель: систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, организации детского экспериментирования, совершенствование педагогического мастерства.

Форма проведения: устный журнал

                                           

1. Страница 1. Вступление.

Развитие познавательного интереса и исследовательской активности детей дошкольного возраста.

                                                                                  Педагог-психолог Шворнева Т.Ю.

2. Страница 2: Методическая

Итоги тематического контроля «Работа ДОУ по организации детского экспериментирования»

 Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе  Козаева Л. М.

3. Страница 3.Педагогический ринг.

Объяснялки. Вопросы и ответы.

Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе  Козаева Л. М.

                  Страница 1 :Вступление.

                              Психологический этюд « Доброе сердце»

                     ( игра проводится с присутствующими педагогами)

Цель: формирование эмоционального благополучия и сплоченности в коллективе.

Педагог-психолог: "Уважаемые коллеги, давайте прислушаемся к своему сердцу, послушаем и ощутим, как оно бьется, излучая свою доброту всему окружающему. А теперь, давайте, возьмемся за руки и частичку своей доброты подарим друг другу. Видите, какое хорошее настроение теперь у всех вас! На лицах появились улыбки. С таким настроением теперь мы можем начать нашу работу.

«Развитие познавательного интереса и исследовательской активности детей дошкольного возраста»

Познавая мир, ребёнок делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом. 

В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и поляризации. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы.Поэтому важно включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.

Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.

 Мне бы хотелось, чтобы вы следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недостаточное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что узнал».

     Суть экспериментальной деятельности заключается в том, что воспитатель должен создать проблемную  ситуацию и предоставить детям возможность изыскать средства ее решения, используя заранее усвоенные знания и умения

Например:

Проблемная ситуация «Как понюхать воздух?»

Решение проблемы

На столе в вазочку поставили букет цветов. Прошло несколько минут, и вся комната наполнилась душистым запахом. Это невидимка – воздух разнёс по комнате крошечные капельки пахучего вещества, которое выделяется из цветов.

Сам воздух ничем не пахнет, но он, словно губка, впитывает в себя разные запахи, и тогда, понюхав его, можно узнать, где побывал наш невидимка.

Проблемная ситуация.

К детям пришла кукла Катя и попросила завязать ей бантик из бумажной ленты.

Как вы думаете, получится из бумажной ленты бантик или нет?

Решение проблемы

Воспитатель начинает завязывать бант из бумажной ленты, сильно тянет за концы так, чтобы лента порвалась.

- Что произошло с лентой? (Она порвалась)

- Почему порвалась бумажная лента? (Сильно потянули, другие предложения детей)

- Бумажная лента порвалась, потому что она непрочная, она рвётся.

Воспитатель и дети предлагают кукле Кате завязать бант из капроновой ленты.

                  Страница 2: Методическая

Итоги тематического контроля «Работа ДОУ по организации детского экспериментирования»

В соответствии с годовым планом работы МКДКОУ «Детский сад №8 г. Беслана» в период с 9 ноября по 23 ноября 2015 года был проведён тематический контроль по теме : «Работа ДОУ по   организации детского экспериментирования ».

Цель контроля: определить эффективность образовательной работы ДОУ по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками

Проверку осуществляли:

А.В. Арсагова-заведующий детского сада

Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе  Козаева Л. М.

Тематический контроль был осуществлён во 2 младшей, средней, старшей группах.

Содержание контроля состояло из 5 разделов:

- обследование у детей навыков экспериментальной деятельности

- уровень профессионализма воспитателей

- создание условий в группе

- планирование работы

-  формы взаимодействия с родителями

1.Работая над годовой задачей, педагоги повысили уровень теоретических знаний и практических умений, участвуя в мастер-классе «Развитие детского экспериментирования дошкольников». Для педагогов была подготовлена консультация на тему «Развитие познавательно- исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования».

В ДОУ проводился тематический контроль, в процессе которой использовались такие формы и методы, как:

  • Посещение НОД;
  • Обследование у детей навыков экспериментальной деятельности
  • Анализ профессиональных навыков педагогов
  • Анализ развивающей среды
  • Анализ планирования воспитательно-образовательного процесса по экспериментальной деятельности
  • Анализ взаимодействия с родителями по данной теме

Дети первых младших групп вместе с воспитателями исследуют различные объекты, включаются в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.

Во второй младшей группе дети учаться обобщённым способом исследовать различные объекты с помощью перцептивных действий. Педагоги стараются включить детей в совместные практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.

В средней группе дети получают сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.

Дети старшей группы устанавливают функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий.Самостоятельно используют действия экспериментального характера для выявления скрытых свойств.

Дети младшего возраста отличаются любопытством и любознательностью, НОД с элементами экспериментирования с детьми среднего возраста часто строится на стремлении вызвать удивление от открытий; дети старшего возраста задают много вопросов: " Отчего? "," Почему ? ", " Зачем ? "в этом возрасте работа направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимозависимости объектов и явлений.

Дошкольники учатся в процессе НОД ставить цели, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Посещение НОД, беседы с детьми с целью выявления деятельностно-субъектных проявлений, связанных с активностью и инициативностью ребенка в экспериментировании показали, что дети, проводившие  опыты,  считают их полезными  и интересными хотели бы проводить их  снова, некоторые рассказали как возобновляли эксперимент в домашних условиях.

2.Профессиональные умения воспитателя отслеживались в проведении НОД, режимных моментах, проведением открытых показов. Педагогами активно используется опытно-исследовательская деятельность (проектная деятельность, НОД и совместная деятельность с детьми. Активно используется в ходе проведения опытно-исследовательской деятельности демонстрационный, раздаточный, коллекционный материал.В ходе просмотра исследовательской деятельности отмечен продуманный выбор оборудования педагогами, удобное его размещение в зоне исследования. Дети находились в ситуации поиска, имели возможность выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения.Во время проведения открытых мероприятий использовались разнообразные методы обобщения и фиксирования полученных результатов в соответствии с возрастными особенностями детей.

 Анализ НОД  проводился по следующим критериям:

  • Наличие мотива
  • Алгоритм экспериментальной деятельности

- постановка исследовательской задачи
-  уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления  экспериментирования.
- уточнение плана исследования.
выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
-анализ, обобщение и фиксирование полученных результатов экспериментирования.

  • Учет дифференцированного и индивидуального подхода
  • Создание ситуации успешности
  • Соответствие методического обеспечения поставленным задачам

В ходе НОД по детскому экспериментированию педагоги  использовали игровые приёмы, сюжетные, которые увлекали и заинтересовывали детей, обеспечивали хороший результат экспериментальной  деятельности.  

Очень насыщенной, интересной была деятельность детей младшего дошкольного возраста (вторая младшая группе). Воспитатель Караева З.К. взяла достаточно сложное направление – исследовательскую и экспериментальную деятельность с водой с детьми младшего дошкольного возраста. Формы работы были адекватны возрасту детей, тон воспитателя – эмоциональный, спокойный, взаимоотношения – партнерские.
Дети продемонстрировали хорошие  и начальные экспериментально-исследовательские навыки.
Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе  на тему «Волшебница - Вода» ( 4 -5 лет) носила познавательный характер. Воспитатель  - Малдзигова А. Н. методически грамотно  продумала непосредственно образовательную деятельность, отмечена большая подготовительная работа, большое количество наглядного материала. Воспитатель организовала экспериментальную деятельность в тесном контакте с детьми. Высокий интерес сохранялся на протяжении всей НОД. Непосредственно-образовательная деятельность оказалась насыщенной, познавательной.

Хорошо подготовленная непосредственно-образовательная деятельность была организована воспитателем старшей группы. Экспериментально-исследовательская деятельность прослеживалась на протяжении всей НОД. Образовательная деятельность была построена в форме фокусов, а все дети превратились в фокусников. Были проведены интересные опыты с водой,в которых дети познакомились со свойствами воды. Отмечен тесный контакт с детьми. Все дети были охвачены вниманием и вовлечены в непосредственно образовательную деятельность. Обобщение полученных знаний было проведено в различных форма, что явилось хорошим показателем результативности.

Для улучшения качества опытно-экспериментальной деятельности хотелось бы рекомендовать педагогам старших групп продумывать мотив деятельности экспериментирования- осознанный ребенком мотив (Для чего я это делаю, зачем мне это нужно?) который может обеспечить результат деятельности. При планировании  необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная), его практическое применение, использовать больше методов.

В группах на основе анализа реализуемой программы разработаны картотеки опытов и экспериментов, которые отражают цели, содержание, оборудование. Развивающая среда групп обеспечивает развитие  комплексно обследовать предмет, в связи с этим  педагогами пополнены центры экспериментирования: сериями картин с изображением природных сообществ; книгами познавательного характера, атласами; коллекциями  материалами  по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина".

Педагогам младших групп необходимо добавить момент заинтересованности — наличие персонажей, которые будут организовывать внимание детей.

.Педагогам  необходимо использовать материалы и продукты экспериментирования в уголках экспериментирования не только в процессе НОД, но и в самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.

3. Педагоги планируют и применяют различные формы экспериментальной деятельности. Анализ календарных планов за ноябрь позволил сделать следующие выводы. В рамках НОД планируется детское экспериментирование, но отследить можно только на этапе постановки исследовательской задачи или темы эксперимента. В некоторых группах в планах не прописываются ни оборудование, ни методы организации исследовательской деятельности, нет и обобщения результатов опытов и наблюдений в различных формах, таких как речевая, продуктивная. Во всех группах в режимных моментах (особенно на прогулке) активно используются наблюдение, простейшие опыты и эксперименты.

Следует обратить внимание на систему планирования, а не от случая к случаю, на планирование индивидуальной работы с детьми по данному направлению. Кроме того необходимо продумывать и планировать другие формы работы с дошкольниками по развитию познавательно-исследовательской деятельности

Педагогам при планировании НОД учитывать тематику недели, интеграцию ОО, прописывать оборудование, методы организации исследовательской деятельности, фиксацию и обобщение результатов опытов и наблюдений, а также организацию детских экспериментов и занимательных опытов в утренние и вечерние часы, в самостоятельной деятельности детей.

4. Работа с родителями по данной теме не отражена ни в «Уголках для родителей»(кроме младших групп), ни в планах учебно- воспитательной работы. Следует обратить внимание на систему планирования.

В рамках тематического контроля было проведено анкетирование родителей по данной теме . Активность родителей была не высокой – 28 %.Все родители отметили исследовательскую активность своих детей. Дети любят экспериментировать с бумагой, красками, водой, снегом. Многие отметили экспериментирование с природными материалами. Анализ системы работы МДКОУ «Детский сад №2 «Сказка» по организации детского экспериментирования показал, что работа по данной теме ведётся планомерно, в соответствии с программными требованиями.

На основании выше изложенного рекомендовать:

1.Продолжать создавать в ДОУ  условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту .

         

 2. Педагогам младших групп добавить в центр экспериментирования момент заинтересованности- продумать участие в исследовательской деятельности

определенных персонажей.

3. Педагогам при планировании НОД учитывать тематику недели, интеграцию ОО, прописывать оборудование, методы организации исследовательской деятельности, фиксацию и обобщение результатов опытов и наблюдений

4. Педагогам всех возрастных груп в планах учебно-воспитательной работы отразить работу с родителями по организации экспериментальной деятельности дошкольников.

              Страница 3 .Педагогический ринг.

Мы с вами провели большую работу по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей. А теперь закрепим наши знания через соревнование.

Все участники делятся на две команды.

Жюри: заведующий МКДКОУ –Арсагова А.В.

Педагог-психолог Шворнева Т.Ю.

Предлагаю вам немного поиграть

конкурс "Удивительные превращения"

Каждой группе предлагается серия вопросов по содержанию сказок.

Предлагаются вопросы, время на обдумывание не дается.

Вам нужно вспомнить в  кого превратились и были заколдованы герои сказок ?

Князь Гвидон?

(комара, муху, шмеля)

Одиннадцать братьев – принцев из сказки Г.Х. Андерсена. (в лебедей)

Во что превратилась снегурочка, после того, как прыгнула через костер.

(в облако).

Великан – людоед из сказки Ш. Перро? (в льва, в мышь)

Чудовище из сказки С. Аксакова?  (в принца)

Братец Иванушка из сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

(козленка).

конкурс Объяснялки от наших детей. (на проекторе).

1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожным, а еще там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Там работает дядя или тетя в белом халате. (Лаборатория)

2. Это такое дело, когда что-то хотят узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если все получилось, то говорят, что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравится это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (Эксперимент)…..

        Конкурс «Вопрос-ответ»

1 команда

2 команда

Что является объектом познания детей раннего возраста?

Рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы

Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет

Наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации

Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

Аквариум – «исследовательская лаборатория»: плавает – не плавает; мокрый – сухой; извлечение звуков; исследование поверхности предметов.

Объекты наблюдения для детей 3-4 лет.

Наблюдение за объектами и предметами своего непосредственного окружения, привлекающих их внимание

Формы работы с детьми раннего возраста по познавательному развитию.

Наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развивающие игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.

Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.

Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый

Любопытный – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям (праздное любопытство, спрашивать из любопытства, удовлетворить пустое любопытство)

Какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования?

Любознательный-активный, способный решать интеллектуальные задачи (проблемы) адекватные возрасту, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.

Самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания

Отличительная особенность в познании детей 3-4 лет.

Вижу- действую с предметами ближнего окружения и знакомыми явлениями

Новая форма познания у детей 4-5 лет.

Способны понимать слово воспитателя без наглядности

                                                          Проект решения:

1. Признать работу коллектива муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8 г. Беслана» по развитию познавательно- исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования — удовлетворительной.

2. Продолжать создавать в ДОУ  условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту .

           Ответственные: воспитатели.

           Дата: в течение года

 3. Педагогам младших групп добавить в центр экспериментирования момент      заинтересованности- продумать участие в исследовательской деятельности

определенных персонажей.

            Ответственные: воспитатели.

            Дата: в течение года

4.Педагогам при планировании НОД учитывать тематику недели, интеграцию ОО, прописывать оборудование, методы организации исследовательской деятельности, фиксацию и обобщение результатов опытов и наблюдений

         Ответственные: воспитатели.

         Дата: в течение года

5. Педагогам всех возрастных групп в планах учебно-воспитательной работы отразить работу с родителями по организации экспериментальной деятельности дошкольников.

            Ответственные: воспитатели.

           Дата: в течение года

Задание к следующему педсовету: всем группам подготовить и представить на следующем педсовете презентацию о проведении экспериментальной деятельности в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Экперементирование как основа познавательно-исследовательской деятельности дете дошкольного возраста"

Выступление по теме на августовском совещании работников дошкольного образования....

Мастер- класс для педагогов "Детское экспериментирование- основа поисково- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Николай Николаевич Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно - исследовательской (поисково...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Педсовет Тема: «Детское экспериментирование - основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Конспект Педагогического совета будет полезен начинающим  старшим воспитателям дошкольных учреждений...

Мастер-класс «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» (Программа «Step by Step», технология программы «Сообщество»)

    В основе философии программы лежит убеждение, что дети развиваются наилучшим образом при самостоятельности и увлечении процессом обучения, когда обучение становится осмысленно акт...