Педсовет Тема: «Детское экспериментирование - основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
методическая разработка
Конспект Педагогического совета будет полезен начинающим старшим воспитателям дошкольных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskoe_eksperementirovanie.docx | 298.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет
Тема: «Детское экспериментирование - основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Дата проведения: 09.12.2021 г.
Ростов
Тема: «Детское экспериментирование - основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Форма проведения: круглый стол, дискуссия
Дата проведения: 09.12.2021 г.
Цель: систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, совершенствование педагогического мастерства педагогов
План проведения Педсовета:
1. Основные направления деятельности педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (старший воспитатель)
2. Структура детского экспериментирования (старший воспитатель)
3. Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности в ДОУ (старший воспитатель)
4. Развитие познавательной деятельности как тема по самообразованию воспитателя в детском саду (старший воспитатель)
5. Игра для педагогов «ОБЪЯСНЯЛКИ»
6. Итоги тематического контроля «Состояние работы с дошкольниками по организации познавательной исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности» (старший воспитатель, педагоги)
7.Итоги смотра – конкурса среди педагогов МДОУ на «Лучший центр по экспериментальной деятельности» (ВТГ №1)
8. Игра для педагогов «Вопрос-ответ» (старший воспитатель, педагоги)
9. Подведение итогов Педагогического совета. Решение
Ход педсовета:
1.Основные направления деятельности педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (старший воспитатель)
- Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас на нашем Педагогическом совете №2 .
- И наш Педсовет хотелось бы начать со слов писателя, философа и публициста Ральфа Эмерсона:
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».
Исходя из данного высказывания, темой нашего Педсовета будет: «Детское экспериментирование - основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».
И говорить мы будем сегодня с вами о познавательном развитии детей дошкольного возраста. Еще раз вспомним понятия: познавательное развитие, познавательно – исследовательская деятельность, разберем наиболее интересные формы (виды) познавательно – исследовательской деятельности и сами себе ответим, почему «Детское экспериментирование – является основой познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».
- Чтобы перейти к основной части Педсовета, я предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности:
Сейчас Вам необходимо продолжить фразу.
- Для ребенка эксперимент это….. поставленный опыт, наблюдение в специальных условиях, позволяющих следить за ходом опыта или наблюдения; это метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.
- Наблюдая, ребенок……развивается в этом сложном мире; обогащает свои знания, о чем либо;
- Планируя эксперимент воспитателю важно… продумать работу по обогащению детей соответствующими знаниями (подобрать методы, приёмы, направленные на активизацию познания), тщательно подобрать материал - наглядность
- Родители, могут ….. поддерживать интерес ребёнка к опытам, поощрять (предлагать новые интересные объекты для исследований); не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения; стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Исследовать, наблюдать, открывать, изучать - значит делать шаги в неизведанное и непознанное. А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы.
В период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий - роняет, кидает, кусает, стучит.
Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности.
У старших дошкольников формируется интерес к собственно исследованию, развивается мотивация к проведению опытных действий.
Если мы обратимся ФГОС ДО то увидим, что
- В ФГОС ДО в п. 1.4 сформулированы Основные принципы дошкольного образования - отмечено, что одним из принципов является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Далее, ФГОС ДО трактует познавательное развитие как образовательную область.
- Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т. д.
- В п. 2.7 отмечено что, конкретное содержание образовательных областей может реализовываться в разных видах деятельности: в общении, игре, познавательно-исследовательской – как сквозных механизмах развития ребенка. Следовательно, что познавательное развитие может реализовываться в общении, игре, познавательно-исследовательской
- Рассматривая Целевые ориентиры нужно отметить, что на этапе завершения дошкольного образования одним из пунктов прописано: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать, т.е. заниматься познавательно-исследовательской деятельностью, исследовать объекты окружающего мира.
Дети по природе своей исследователи.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать:
Например: наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами.
Почему же у большинства детей с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Да потому, что мы очень часто мы говорим малышу:
- «Отойди от лужи, испачкаешься!
- Не трогай песок руками, он грязный!
- Выбрось эту гадость!
- Брось камень!
- Не бери снег!
- Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»
Значит мы, взрослые, в этом виноваты сами.
Мы взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям.
Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно:
- почему с деревьев опадают листья,
- где прячется радуга,
- откуда берётся дождь,
- почему не падают звёзды.
А знали ли Вы сами???
1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной? (красный цвет - сигнал опасности)
2. Есть ли у комара зубы? (есть и не мало, 22)
3. У кого уши на ногах? (у кузнечика)
4. Какие птицы зимой потомство выводят? (клесты и зимородки)
5. Чем скрепляют пчёлы и осы свои соты? (слюной)
6. Почему белые медведи не могут жить в лесу? (потому что питаются они только рыбой)
7. Чем ёж на медведя похож? (зимней спячкой)
8. Кто всю жизнь проводит в движении? (акула)
9. Сколько крыльев у жука? (2 пары)
10. У кого язык длиннее туловища? (у хамелеона)
11. Что у лягушки с языком не так? (он прикреплён задом наперёд)
12. Зачем кашляют рыбы? (очищают жабры от ила)
Скажите, Вам самим интересны были эти вопросы?
Тоже самое и у детей. Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать всё и вся.
- «Хочу всё познать!», – говорит ребёнок.
- «А я буду твоим проводником на этом пути», – должен сказать ему взрослый, будь то воспитатель, или родитель.
Задача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать поисковую, исследовательскую активность детей. А значит на естественное состояние ребенка, где он настроен на познание окружающего мира.
Основой познавательно - исследовательской деятельности, являются:
Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней).
Исследовательская активность – это стремление, желание исследовать, открывать, изучать – значит делать шаг в неизведанное; это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Основной формой развития познавательно-исследовательской деятельности в свете требований ФГОС ДО является экспериментирование.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности - это опыты.
Эксперименты влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей. Они дают детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе экспериментирования при помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания сами.
2. Структура детского экспериментирования (выступающий)
- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); Например, рисуя для бумажных кукол одежду задумались – а могут ли люди ходить в бумажной одежде?
- Выдвижение гипотезы – обладает ли бумага такими же свойствами как ткань?
- Поиск и предложение возможных вариантов решения: Составили план исследования. Рассмотреть, провести опыты.
- Сбор материала: Сначала решили выяснить - откуда появилась бумага и ткань. Рассмотрели иллюстрации из энциклопедии. Прочитали историю создания бумаги, историю получения шелка, рассказ Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Отгадывали загадки о тканях, бумаге. Рассмотрев, установили, что бумага и ткань бывают разной плотности и цвета, бумагу и ткань легко резать. Провели опыты: бумагу и ткань мяли, пробовали разорвать, опускали в воду, сушили.
- Обобщение полученных данных.
По результатам проведённого исследования делаем вывод:
- ткань состоит из ниток, а бумага нет;
- Бумага и ткань мнутся;
- Если намочить бумагу и ткань, то бумага легко рвется, а ткань остается целой;
- После высыхания у ткани остаются прежние свойства, а у бумаги нет.
- Таким образом, гипотеза подтвердилась – бумага и ткань обладают разными свойствами поэтому одежду шьют из ткани.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
3.Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности в ДОУ (старший воспитатель Абрамова Л.И.)
В рамках обозначенной темы речь идёт не о традиционно используемых на занятиях наглядных материалах - плакатах, иллюстрациях, карточках со схемами.
Исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы - документирование полученной информации.
Воспитатель должен обратить внимание ребят, что исследователи и изобретатели записывают свои наблюдения и выводы, в котором они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов.
Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:
- Исследовательские карточки. Ребята заполняют специальные бланки, которые затем составляются в картотеку наблюдений и опытов.
- Личный дневник наблюдений. Эта форма располагает большим простором для реализации творческих потребностей и выражения индивидуальности, чем карточки. Ребятам можно разрешить делать в дневнике пометки, зарисовки, схемы.
- Стенды. Фиксировать детское экспериментирование можно при помощи оформления стендов: вывешивания плана проведения опытов, диаграмм и фотографий с результатами.
- Лэпбуки — изготовленные своими руками книжки-раскладушки на тему проведённых исследований («Вода», «Погода», «Насекомые», «Свойства воздуха» и т. д.). Для создания подобных книжек могут быть использованы шаблоны. Будет замечательно, если помогать в оформлении лэпбуков ребятам будут родители.
4. Развитие познавательной деятельности как тема по самообразованию воспитателя в детском саду (старший воспитатель)
Работа по самообразованию воспитателя состоит из двух этапов:
- Теоретический этап самообразования.
- В первую очередь необходимо изучить нормативные документы и научно-методическую литературу, в которых говорится о значимости и способах организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы).
-Немаловажным является изучение практического опыта коллег по интересующей тематике: в педагогических журналах и информационных порталах по дошкольной педагогике широко представлены материалы по организации экспериментальной деятельности детей (проведение проектов в условиях ДОУ, конспекты отдельных занятий и прогулок исследовательской направленности).
- К теоретическому этапу относится также разработка тематического планирования: постановка общих целей и задач предполагаемого курса обучения конкретных занятий для каждой возрастной группы воспитанников.
2. Практический этап — внедрение в практику подготовленной базы. Педагогом организуются занятия по исследовательской деятельности в соответствии с учебным планом в первой половине дня или открывается кружок по дополнительному образованию.
Во время учебного года воспитатель проводит тематические собрания или консультации для родителей, в которых знакомит их с задачами экспериментальной деятельности и показывает достигнутые детьми результаты.
Педагог должен стремиться привлекать дошкольников к проектной деятельности, участию в городских и региональных конкурсах. О результативности работы воспитатель сообщает на педсоветах, семинарах и тематических круглых столах.
Картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности
Тема исследования | Задачи | Возрастная группа |
«Вода и её свойства» |
| Младшая |
«Волшебные губки» |
| Младшая |
«Лимон» |
| Младшая |
«Я исследователь. Камень» |
| Младшая |
«Почему растаял снеговик?» |
| Средняя |
«Молоко» |
| Средняя |
«Бюро находок» |
| Средняя |
«Удивительный шарик» |
| Средняя |
«Весёлый огород» |
| Средняя |
«Энергия. Ток бежит по проводам» |
| Старшая |
«Удивительный магнит» |
| Старшая |
«Подушка» |
| Старшая |
«Вулкан» |
| Старшая |
«Червячки» |
| Старшая |
«Соль» |
| Подготовительная |
«Термометр» |
| Подготовительная |
«Водолаз из Комарово» |
| Подготовительная |
«Человеческий зрачок» |
| Подготовительная |
5. Игра для педагогов «ОБЪЯСНЯЛКИ» (от детей)
1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ)
2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).
3. Это такой прибор, в который если смотришь на что-то очень-очень маленькое, оно становится большим. Он похож на бинокль, у меня дома и в детском саду они игрушечные, а в школе настоящие. (МИКРОСКОП)
4. Это такая стеклянная трубочка, в неё постоянно что-то наливают, добавляют какой-то порошок, в ней всё шипит, булькает и меняется цвет. С ней нужно быть очень осторожным. (ПРОБИРКА)
6.Итоги тематического контроля «Состояние работы с дошкольниками по организации познавательной исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности» (старший воспитатель Абрамова Л.И., педагоги)
7. Итоги смотра – конкурса среди педагогов МДОУ на «Лучший центр по экспериментальной деятельности» (ВТГ №1)
8. Игра для педагогов «Вопрос-ответ»
1 команда (педагоги, работающие с детьми раннего возраста) | 2 команда (педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста) |
Назовите формы работы с детьми раннего возраста по познавательному развитию Наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развивающие игры, встречи с природой, ситуативные разговоры. | Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет Наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации |
Что является объектом познания детей раннего возраста? Рукотворный мир (предмет и его признаки, строение, функции, форма, размер, цвет, назначение, свойства материала (хрупкий, ломкий, мнущийся, непрочный, бьющийся, прочный и т. п.; качество материала (сыпучий, твердый, мягкий, гладкий, шершавый, тонкий, толстый и т. п.); мир неживой природы, мир живой природы | Назовите объекты наблюдения для детей 3-4 лет Наблюдение за объектами и предметами своего непосредственного окружения, привлекающих их внимание |
Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет. «Плавает – не плавает»; «Мокрый – сухой»; «Исследование поверхности предметов». | Перечислите виды экспериментов с детьми 5-6, 6-7(8) лет «Воздух в стакане», «Послушный ветерок», «Ходит капелька по кругу» |
Назовите правила техники безопасности при исследовательской деятельности. - Перед началом работы надевать халаты, фартуки, нарукавники. - экспериментальная работа находится всегда под наблюдением взрослого; - после эксперимента убирать рабочее место | Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте. Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый Любопытный – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям (праздное любопытство, спрашивать из любопытства, удовлетворить пустое любопытство) |
8. Подведение итога Педсовета
«Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и педагогов».
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, детское экспериментирование - основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»:
- В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически естественным способом познания мира.
- Экспериментированию присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, следовательно, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.
РЕШЕНИЕ:
1. Педагогам МДОУ использовать в своей деятельности картотеку тем по познавательно-исследовательской деятельности, предложенную старшим воспитателем на Педагогическом совете №2 от 09.12.2021г.
2.Признать работу коллектива МДОУ «Детский сад №7» по развитию познавательно - исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования — удовлетворительной.
3. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Комнатные растения"
Проетк для дошкольников...
Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа
Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа...
Детско-взрослый познавательно- исследовательский проект для детей дошкольного возраста «Зачем кошке хвост?»
Проект для детей...
"Река времени" - как одна из современных технологий развития познавательно - исследовательских навыков у детей дошкольного возраста
Технологию построения игр-путешествий по карте и «по реке времени», можно изучить только в работах Коротковой Н. А.Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длин...
Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Что за чудо этот сок?!".
Данная работа посвящена познавательной, опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития по...
Мастер- класс для педагогов "Детское экспериментирование- основа поисково- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Николай Николаевич Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно - исследовательской (поисково...