Педсовет Тема: «Детское экспериментирование - основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Абрамова Людмила Ивановна

Конспект Педагогического совета будет полезен начинающим  старшим воспитателям дошкольных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_eksperementirovanie.docx298.06 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет

Тема:  «Детское экспериментирование - основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Дата проведения: 09.12.2021 г.

Ростов

Тема: «Детское экспериментирование - основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Форма проведения: круглый стол, дискуссия

Дата проведения: 09.12.2021 г.

Цель: систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, совершенствование педагогического мастерства педагогов

План проведения Педсовета:

1. Основные направления деятельности педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (старший воспитатель)

2. Структура детского экспериментирования (старший воспитатель)

3. Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности в ДОУ (старший воспитатель)

4. Развитие познавательной деятельности как тема по самообразованию воспитателя в детском саду (старший воспитатель)

5. Игра для педагогов «ОБЪЯСНЯЛКИ»

6. Итоги тематического контроля «Состояние работы с дошкольниками по организации познавательной исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности» (старший воспитатель, педагоги)

7.Итоги смотра – конкурса среди педагогов МДОУ на  «Лучший центр по экспериментальной деятельности» (ВТГ №1)

8. Игра для педагогов  «Вопрос-ответ» (старший воспитатель, педагоги)

9. Подведение итогов Педагогического совета. Решение

Ход педсовета:

1.Основные направления деятельности педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста  (старший воспитатель)

- Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас на нашем Педагогическом совете №2 .

- И наш Педсовет хотелось бы начать со слов писателя, философа и публициста Ральфа Эмерсона:

 «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».

Исходя из данного высказывания,  темой нашего Педсовета будет: «Детское экспериментирование - основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

И говорить мы будем сегодня с  вами о познавательном развитии детей дошкольного возраста. Еще раз вспомним  понятия: познавательное развитие, познавательно – исследовательская  деятельность, разберем наиболее интересные формы (виды) познавательно – исследовательской деятельности и сами себе ответим, почему «Детское экспериментирование – является основой познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

- Чтобы перейти к основной части Педсовета, я предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности:

Сейчас Вам необходимо продолжить  фразу.

  • Для ребенка эксперимент это….. поставленный опыт, наблюдение в  специальных  условиях, позволяющих следить за ходом опыта или наблюдения; это метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.
  •  Наблюдая,  ребенок……развивается в этом сложном мире; обогащает свои  знания, о чем либо;
  •  Планируя  эксперимент  воспитателю важно…  продумать работу по обогащению детей соответствующими знаниями (подобрать методы, приёмы, направленные на активизацию познания),   тщательно  подобрать  материал - наглядность
  •  Родители, могут …..  поддерживать  интерес  ребёнка к опытам, поощрять (предлагать новые интересные объекты для исследований); не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения; стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Исследовать, наблюдать,  открывать, изучать  - значит делать шаги в неизведанное и  непознанное. А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы.

В период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий -  роняет, кидает, кусает, стучит.

Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности.

У старших дошкольников формируется интерес к собственно исследованию, развивается мотивация к проведению опытных действий.

Если мы обратимся  ФГОС ДО  то увидим, что

  • В ФГОС ДО в п. 1.4 сформулированы  Основные принципы дошкольного образования - отмечено, что одним из принципов является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Далее, ФГОС ДО трактует познавательное развитие как образовательную область.

  • Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т. д.
  • В п. 2.7 отмечено что, конкретное содержание образовательных областей может реализовываться в разных видах деятельности: в общении, игре, познавательно-исследовательской – как сквозных механизмах развития ребенка. Следовательно, что познавательное развитие может реализовываться в общении, игре, познавательно-исследовательской
  • Рассматривая Целевые ориентиры нужно отметить, что на этапе завершения дошкольного образования одним из пунктов прописано: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать, т.е. заниматься познавательно-исследовательской деятельностью, исследовать объекты окружающего мира.

Дети по природе своей исследователи.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать:

Например: наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами.

Почему же у большинства детей с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Да потому, что мы очень часто мы говорим малышу:

- «Отойди  от  лужи, испачкаешься!  

- Не трогай песок руками, он грязный!

- Выбрось эту гадость!  

- Брось камень!

- Не бери снег!

- Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»

Значит мы, взрослые, в этом виноваты сами.

Мы взрослые  – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям.

Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно:

- почему с деревьев опадают листья,

- где прячется радуга,

- откуда берётся дождь,

- почему не падают звёзды.

А знали ли Вы сами???

1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной? (красный цвет - сигнал опасности)

2. Есть ли у комара зубы? (есть и не мало, 22)

3. У кого уши на ногах? (у кузнечика)

4. Какие птицы зимой потомство выводят? (клесты и зимородки)

5. Чем скрепляют пчёлы и осы свои соты? (слюной)

6. Почему белые медведи не могут жить в лесу? (потому что питаются они только рыбой)

7. Чем ёж на медведя похож? (зимней спячкой)

8. Кто всю жизнь проводит в движении? (акула)

9. Сколько крыльев у жука? (2 пары)

10. У кого язык длиннее туловища? (у хамелеона)

11. Что у лягушки с языком не так? (он прикреплён задом наперёд)

12. Зачем кашляют рыбы? (очищают жабры от ила)

Скажите, Вам самим интересны были эти вопросы?

Тоже самое и у детей. Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать всё и вся.

- «Хочу всё познать!», – говорит ребёнок.

- «А я буду твоим проводником на этом пути», – должен сказать ему взрослый, будь то воспитатель, или родитель.

Задача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать поисковую, исследовательскую активность детей. А значит на естественное состояние ребенка,  где он настроен на познание окружающего мира.

Основой познавательно - исследовательской  деятельности, являются:

Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней).

Исследовательская активность – это стремление, желание исследовать, открывать, изучать – значит делать шаг в неизведанное; это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Основной формой развития познавательно-исследовательской деятельности в свете требований ФГОС ДО является  экспериментирование. 

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности - это опыты.

Эксперименты влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей. Они дают детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе экспериментирования при помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания сами.

2. Структура детского экспериментирования (выступающий)

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); Например, рисуя для бумажных кукол одежду задумались – а могут ли люди ходить в бумажной одежде?
  • Выдвижение гипотезы – обладает ли бумага такими же свойствами как  ткань?
  • Поиск и предложение возможных вариантов решения: Составили план исследования. Рассмотреть, провести опыты.
  • Сбор материала: Сначала решили выяснить - откуда появилась бумага и ткань. Рассмотрели иллюстрации из энциклопедии. Прочитали историю создания бумаги, историю получения шелка, рассказ Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Отгадывали загадки о тканях, бумаге. Рассмотрев, установили, что бумага и ткань бывают разной плотности и цвета, бумагу и ткань легко резать. Провели опыты: бумагу и ткань мяли, пробовали разорвать, опускали в воду, сушили.
  • Обобщение полученных данных.

По результатам проведённого исследования делаем вывод:

-  ткань состоит из ниток, а бумага нет;

- Бумага и ткань мнутся;

- Если намочить бумагу и ткань, то бумага легко рвется, а ткань остается целой;

- После высыхания у ткани остаются прежние свойства, а у бумаги нет.

- Таким образом, гипотеза подтвердилась – бумага и ткань обладают разными свойствами поэтому одежду шьют из ткани.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

3.Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности в ДОУ (старший воспитатель Абрамова Л.И.)

В рамках обозначенной темы речь идёт не о традиционно используемых на занятиях наглядных материалах - плакатах, иллюстрациях, карточках со схемами.

Исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы - документирование полученной информации.

Воспитатель должен обратить внимание ребят, что исследователи и изобретатели записывают свои наблюдения и выводы, в котором они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов.

Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:

  • Исследовательские карточки. Ребята заполняют специальные бланки, которые затем составляются в картотеку наблюдений и опытов.

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/01/1-600x450.jpg

  • Личный дневник наблюдений. Эта форма располагает большим простором для реализации творческих потребностей и выражения индивидуальности, чем карточки. Ребятам можно разрешить делать в дневнике пометки, зарисовки, схемы.

                                                               https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/01/4-600x450.jpg

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/01/3-600x396.jpg

  • Стенды. Фиксировать детское экспериментирование можно при помощи оформления стендов: вывешивания плана проведения опытов, диаграмм и фотографий с результатами.
  • Лэпбуки — изготовленные своими руками книжки-раскладушки на тему проведённых исследований («Вода», «Погода», «Насекомые», «Свойства воздуха» и т. д.). Для создания подобных книжек могут быть использованы шаблоны. Будет замечательно, если помогать в оформлении лэпбуков ребятам будут родители.

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/01/7.png

4. Развитие познавательной деятельности как тема по самообразованию воспитателя в детском саду (старший воспитатель)

Работа по самообразованию воспитателя состоит из двух этапов:

  1.  Теоретический этап самообразования.

- В первую очередь необходимо  изучить нормативные документы и  научно-методическую литературу, в которых говорится о значимости и способах организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы).

-Немаловажным является  изучение практического опыта коллег по интересующей тематике: в педагогических журналах и информационных порталах по дошкольной педагогике широко представлены материалы по организации экспериментальной деятельности детей (проведение проектов в условиях ДОУ, конспекты отдельных занятий и прогулок исследовательской направленности).

- К теоретическому этапу относится также  разработка тематического планирования: постановка общих целей и задач предполагаемого курса обучения конкретных занятий  для каждой возрастной группы воспитанников.

2.  Практический этап — внедрение в практику подготовленной базы. Педагогом организуются занятия по исследовательской деятельности в соответствии с учебным планом в первой половине дня или открывается кружок по дополнительному образованию.

Во время учебного года воспитатель проводит тематические собрания или консультации для родителей, в которых знакомит их с задачами экспериментальной деятельности и показывает достигнутые детьми результаты.

Педагог должен стремиться привлекать дошкольников к проектной деятельности, участию в городских и региональных конкурсах. О результативности работы воспитатель сообщает на педсоветах, семинарах и тематических круглых столах.

Картотека тем  по познавательно-исследовательской деятельности

Тема исследования

Задачи

Возрастная группа

«Вода и её свойства»

  • Формирование представления о воде как веществе, её свойствах;
  • знакомство со значением воды в природе и жизнедеятельности человека.

Младшая

«Волшебные губки»

  • Формирование умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине;
  • знакомство со способностью губки впитывать и отдавать воду.

Младшая

«Лимон»

  • Формирование умения проводить исследование различными способами: визуальным, обонятельным, кинетическим.

Младшая

«Я исследователь. Камень»

  • Проведение эвристической беседы с воспитанниками;
  • совершенствование умения определять свойства объекта при помощи различных органов чувств.

Младшая

«Почему растаял снеговик?»

  • Закрепление представлений детей о свойствах снега;
  • формирование способности анализировать, обобщать, делать выводы.

Средняя

«Молоко»

  • Расширение знаний детей о молоке и молочных продуктах;
  • формирование представлений о пользе молока для человеческого организма.

Средняя

«Бюро находок»

  • Совершенствование умения сравнивать предметы по форме, размеру, цвету;
  • закрепление способности сенсорного исследования предметов («волшебный мешок»).

Средняя

«Удивительный шарик»

  • Формирование представлений о свойствах резины в процессе исследовательской деятельности.

Средняя

«Весёлый огород»

  • Расширение знаний о культурных растениях и способах их выращивания.

Средняя

«Энергия. Ток бежит по проводам»

  • Расширение и обобщение знаний об электричестве и его использовании на производстве и в быту;
  • закрепление безопасного обращения с электроприборами.

Старшая

«Удивительный магнит»

  • Формирование представлений о свойстве магнита притягивать предметы;
  • расширение знаний об использовании магнита в жизни человека.

Старшая

«Подушка»

  • Развитие умения сравнивать, обобщать и делать выводы (на примере исследования подушек с различными наполнителями — синтепон, вата, пух, гречневая шелуха, солома).

Старшая

«Вулкан»

  • Совершенствование умения работать с различными материалами и веществами во время проведения опыта.

Старшая

«Червячки»

  • Расширение знаний о почве;
  • формирование представлений о пользе жизнедеятельности червяков для роста растений.

Старшая

«Соль»

  • Формирование представлений о свойствах соли (в т. ч. солёной воды) и их применении в производстве и быту.

Подготовительная

«Термометр»

  • Знакомство с функциями термометра;
  • формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении.

Подготовительная

«Водолаз из Комарово»

  • Формирование представлений о плавании тел, давлении воздуха и жидкостей.

Подготовительная

«Человеческий зрачок»

  • Знакомство со свойствами зрачка расширяться и сужаться в зависимости от освещения.

Подготовительная

5. Игра для педагогов «ОБЪЯСНЯЛКИ» (от детей)

1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ)

2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).

3. Это такой прибор, в который если смотришь на что-то очень-очень маленькое, оно становится большим. Он похож на бинокль, у меня дома и в детском саду они игрушечные, а в школе настоящие. (МИКРОСКОП)

4. Это такая стеклянная трубочка, в неё постоянно что-то наливают, добавляют какой-то порошок, в ней всё шипит, булькает и меняется цвет. С ней нужно быть очень осторожным. (ПРОБИРКА)

6.Итоги тематического контроля «Состояние работы с дошкольниками по организации познавательной исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности» (старший воспитатель Абрамова Л.И., педагоги)

7. Итоги смотра – конкурса среди педагогов МДОУ на  «Лучший центр по экспериментальной деятельности» (ВТГ №1)

8. Игра для педагогов  «Вопрос-ответ»

1 команда

(педагоги, работающие с детьми раннего возраста)

2 команда

(педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста)

Назовите формы работы с детьми раннего возраста по познавательному развитию

Наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развивающие игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.

Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет

Наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность,  конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации

Что является объектом познания детей раннего возраста?

Рукотворный мир (предмет и его признаки, строение, функции, форма, размер, цвет, назначение, свойства материала (хрупкий, ломкий, мнущийся, непрочный, бьющийся, прочный и т. п.; качество материала (сыпучий, твердый, мягкий, гладкий, шершавый, тонкий, толстый и т. п.);

 мир неживой природы, мир живой природы

Назовите объекты наблюдения для детей 3-4 лет

Наблюдение за объектами и предметами своего непосредственного окружения, привлекающих их внимание

Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

«Плавает – не плавает»; «Мокрый – сухой»; «Исследование поверхности предметов».

Перечислите виды экспериментов с детьми 5-6, 6-7(8) лет

«Воздух в стакане», «Послушный ветерок», «Ходит капелька по кругу»

Назовите правила техники безопасности при исследовательской деятельности.

- Перед началом работы надевать халаты, фартуки, нарукавники.

- экспериментальная работа находится всегда под наблюдением взрослого;
- все вещества необходимые для эксперимента брать только ложечкой;
- не брать руки в рот, грязными руками не трогать глаза.

- после эксперимента убирать рабочее место

Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.

Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый

Любопытный – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям (праздное любопытство, спрашивать из любопытства, удовлетворить пустое любопытство)


8. Подведение итога Педсовета

«Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и педагогов».

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, детское экспериментирование - основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»:

  1. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в  первые три года  - практически естественным способом познания мира.
  2. Экспериментированию присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, следовательно, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.

РЕШЕНИЕ:

1. Педагогам  МДОУ использовать  в своей деятельности  картотеку тем  по познавательно-исследовательской деятельности, предложенную старшим воспитателем на Педагогическом совете №2 от 09.12.2021г.

2.Признать работу коллектива  МДОУ «Детский сад №7» по развитию познавательно - исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования — удовлетворительной.

3. Продолжать создавать в ДОУ  условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту.

           

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа...

"Река времени" - как одна из современных технологий развития познавательно - исследовательских навыков у детей дошкольного возраста

Технологию построения игр-путешествий по карте и «по реке времени», можно изучить только в работах Коротковой Н. А.Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длин...

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Что за чудо этот сок?!".

Данная работа посвящена познавательной, опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития по...

Мастер- класс для педагогов "Детское экспериментирование- основа поисково- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Николай Николаевич Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно - исследовательской (поисково...