Конспект НОД по теме "Путешествие в лабораторию весомых измерений"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Зотева Надежда Леонидовна

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_laboratoriyu_vesovyh_izmereniy.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по теме:
«Путешествие в лабораторию весовых измерений»

 

Цель: познакомить детей с понятием веса, с измерительным прибором - весами, с историей возникновения весов.

Задачи:

  1. Создать условия для экспериментальной деятельности, развивать познавательный интерес.
  2. Знакомство с понятием «Вес», «Весы».
  3. Знакомство с историей развития технологии взвешивания.
  4. Развивать умения делать выводы на основе опыта, развивать интерес к физическим явлениям и закономерностям.
  5. Воспитывать дружеские отношения и взаимодействия в парах.
  6. Развивать монологическую и диалогическую речь детей.

 

Ход НОД:

Воспитатель: Мы с вами живем на планете Земля и сегодня поговорим о   силе земного притяжения. Благодаря земному притяжению мы знаем, где верх, а где низ. И не только мы, а все звери, птицы и даже растения. Потому-то деревья и растут корнями вниз. Ну, и все упавшие предметы летят вниз. Только надо помнить, что Земля – это шар. И предметы падают не вниз, а по направлению к центру Земли.

Воспитатель: Покажите на глобусе, как стоим мы и как стоят полярники в Антарктиде? (Воспитатель дает по фигурке человека двум детям. Они приклеивают их к глобусу.)

Дети: И мы стоим ногами к центру Земли, и полярники в Антарктиде стоят ногами к центру Земли, хотя по отношению к "нашему" верху стоят ногами.

Воспитатель: Раскроем подробнее, как эта загадочная сила действует на Земле.

Опыт «Книга на руке»

Вот мы кладем книгу на руку - она нам кажется тяжелой, мы скажем "у нее большой вес". Вес - это то давление, которое чувствует наша рука, преграждая книге путь к Земле. Мы уберем руку - книга упадет на пол. Пока она будет падать - веса у нее не будет. А когда книга упадет на пол, она опять станет весить. Потому что книга станет упираться в пол, который загораживает книге путь к центру Земли. В тот момент, когда книга падала, она была в невесомости! Потому что не имела веса и не давила своей массой на опору или подвеску.

Воспитатель: Итак, что называют весом? (ответы детей).

Вес – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.

Какие предметы быстрее падают на Землю, легкие или тяжелые? (ответы детей).

Правильно, тяжелые. Говорят: на предметы действует сила тяжести. Вес – это сила тяжести.

Что произойдет, если исчезнет вес? (Возникнет невесомость.)

Состояние отсутствия веса называется невесомостью.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами две гантели. Что вы можете сказать о них? (На вид, они одинаковые - и цветом, и размером)

Воспитатель: Возьмите их в руки. Что теперь скажете? (Одна тяжелее, другая легче)

Воспитатель: Совершенно, верно! Мы знаем, что одни предметы могут быть

легкими, а другие тяжелыми. Отчего это зависит? (Это зависит от размера и материала из которого они сделаны.) Когда мы говорим «легкий» или «тяжелый» мы говорим о весе предметов, а на сколько точно они различаются мы можем узнать при помощи…. Отгадайте загадку:

Фрукты на качелях покачаться сели.

Стоит им лишь прекратить,

Нам придется заплатить? (Весы.)

Воспитатель: Верно! При помощи весов! А что такое весы?

Весы - прибор для измерения веса предметов. (Показывает.) А как пользоваться весами? Например, на одну чашу весов кладут гирьку весом 10 грамм, а на другую чашу весов такое количество кубиков, чтобы эти весы уравновесить между собой (использует детальки от конструктора лего)

Воспитатель: А какие бывают весы? (Демонстрирует на доске слайды с изображением весов.)

Воспитатель: Ребята, весы изобрели торговцы очень давно. Но сначала весы использовали для взвешивания денег. На одну чашу весов клали гири с изображением товара, а на другую кусок серебра или золота. Так определяли стоимость товара. Если бы люди не придумали весы и гири, торговать и взвешивать было бы невозможно. Например, в одной стране взвешивали бы бананами, а в другой ракушками. Поэтому люди договорились, что единицей измерения будет килограмм.

А сколько это - килограмм? Возьмите и все подержите в руках мешочек сахара весом в 1 кг. Почувствовали, какой он тяжелый?

Просмотр мультфильма «Фиксики «Весы»»

Воспитатель: Дети, а сейчас я вам предлагаю превратиться в настоящих ученых - лаборантов, хотите попробовать? Тогда за мной! Проходим в лабораторию весовых измерений и посмотрим, что нас ждет. Но прежде, чем начать работу, мы наденем специальную одежду. Эта такая одежда, в которой проводятся эксперименты и опыты (дети надевают халаты и шапочки). Присаживайтесь. Ученым-лаборантам приходится работать с мелкими предметами, поэтому нужно размять наши ручки и пальчики, они наши помощники (воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Апельсин»):

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа.

Эта долька для чижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят.

Эта долька для бобра,

А для волка - кожура.

Он сердит на нас, беда,

Разбегайся кто куда.

Воспитатель: Лаборанты должны быть очень внимательны. Вы готовы?

Перед вами картинки. Вам нужно определить, кто же на картинках самый легкий. И обвести в кружок. А кто самый тяжелый – зачеркнуть!

Воспитатель: А теперь приступим к самому главному - к взвешиванию. Дети, на столах у вас стоят весы. Есть и предметы, вес которых нужно сравнить.

Первый стол взвешивает камни и песок. А второй стол взвешивает бобы и сахар.

А теперь посмотрим, как вы справились с заданием. (Дети рассказывают, какие предметы они брали и что наблюдали.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы настоящие лаборанты!

Воспитатель. А теперь, ребята, внимание на экран. Симка приготовила для нас задания. Вы готовы с ней поиграть? Приступаем.

Онлайн – игра

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания верно.

Вам понравилось работать в научной лаборатории?

(Ответы детей.)

Воспитатель: А что вам больше всего понравилось делать?

(Ответы детей: взвешивать, решать задачи и т.д.)

Давайте вспомним, что же такое притяжение?

Ребята, а что такое вес? Весы?

А что такое  невесомость?

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по мактематике на тему: "Измерение объема сосудов с помощью переливания жидкости."

Задачи: • Сформировать представление о непосредственном сравнении сосудов по объему с помощью переливания и об измерении объема сосудов с помощью мерной кружки. • Сформировать опыт самостоятельного ...

«Лаборатория весовых измерений»

Занятие по ФЭМП в старшей группе детского сада. На тему "Лаборатория весовых измерений". Занятие начинается с сюрпризного момента,на занятие дети познакомятся со всеми видами весов....

Конспект занятия по математике в старшей группе «Измерение длины»

Познакомить с элементарными способами измерения, сравнения величины двух предметов. - Формировать умение устанавливать и отражать в речи закономерности между величиной условной мерки и резу...

Конспект ООД по математическому развитию на тему "Измерение длины"

Конспект ООД по математическому развитию на тему "Измерение длины"...

Конспект по математике в подготовительной группе Тема: Измерение длины

Конспект по математикев подготовительной группеТема: Измерение длины...

Конспект образовательной деятельности в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения лаборатория «Пульс» Тема: «Сердце» С детьми 4 лет

Цель - познакомить детей с главной мышцей нашего организма - сердцем.Задачи: - учить детей заполнять ментальную карту;- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам;- ра...

Конспект образовательной деятельности в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения лаборатория «Пульс» Тема: «Пульс» С детьми 4 лет

Тема «Пульс»Цель - познакомить детей с цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии».Задачи: - учить измерять пульс человека разными способами;- Учить фиксировать результа...