Конспект ООД по математическому развитию на тему "Измерение длины"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Конспект ООД по математическому развитию на тему "Измерение длины"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_po_matematicheskomu_razvitiyu_po_teme_22izmerenie_dliny22.docx | 140.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по математическому развитию в старшей группе на тему «Измерение длины»
Дата: 21.03.2019
Подготовил: Нагд-Али Юлия Игоревна
Цель: сформировать представление о том, что сравнивать по длине можно только тогда, когда измерения ведутся одинаковой меркой
Задачи:
- Тренировать умение измерять длину предметов с помощью мерки, пользуясь алгоритмом, закрепить представления о зависимости результата измерения длины от величины мерки
- Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода
- Закрепить представления детей о числовом ряде, сравнении чисел с помощью знаков >, <, =, тренировать счетные умения
- Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, инициативность, творческие особенности, коммуникативные качества.
Материалы к занятию:
- Набор прямоугольников – «простынок» и полосок – мерок
- Для одной половины детей – голубой прямоугольник размером 18 см х 7 см и красная полоска 6 см х 1,5 см (на каждого)
- Для второй половины – белый прямоугольник размером 21 см х 7 см и красная полоска 7 см х 1,5 см (на каждого)
- Набор прямоугольников – «простынок» и полосок – мерок
- для одной половины детей – красный прямоугольник 15 см х 7 см, зеленый прямоугольник 18 см х 7 см, белая полоска 5 см х 1,5 см (на каждого)
- для второй половины детей – желтый прямоугольник 15 см х 7 см, синий прямоугольник 10 см х 7 см, белая полоска 5 см х 1,5 см (на каждого)
- карандаши
- набор карточек с числами от 1 до 10 ( по одной карточке на каждого ребенка)
Ход занятия.
- Введение в игровую ситуацию.
Собираю детей около себя.
- Ребята, вам нравится ходить в детский сад? Давайте представим, что в нашем районе построили новый детский сад. Что необходимо купить для того, чтобы дети могли начать ходить в сад? (мебель, игрушки, посуду, постельное белье и т.п.)
- Работники детского сада попросили детей помочь купить простынки.
- Хотите сходить в магазин за простынками?
- Сможете совершить такую покупку?
- Актуализация знаний.
Игра «Покупки»
Одна половина детей садится за один стол, другая – за второй стол. На столах лежат прямоугольники на каждого на каждого ребенка – это «простыни». На первом столе «простыни» голубые и имеют размер 7 см х 18 см, на втором столе «простыни» белые и имеют размер 7 см х 21 см. Кроме этого, на первом столе находятся мерки – полоски шириной 1,5 см и длиной 6 см, полоски на втором столе имеют такую же ширину и длину 7 см. Цвет всех полосок одинаковый.
- Заведующая детским садом просила купить простынки одинаковой длины.
За покупками половина детей отправилась в один магазин (сидят за одним столом), вторая половина – в другой ( за другим столом).
- Как можно выбрать простыни одинаковой длины? (в одном магазине простыни можно приложить друг к другу. Если простыни продаются в разных магазинах, то можно длину простыней измерить меркой и результаты сравнить)
Каждый ребенок измеряет длину «простынки» меркой. Перед началом измерения проговаривается алгоритм:
- Прикладываем мерку к стороне простынки и совмещаем один край
- Карандашом отмечаем конец мерки
- Перемещаем мерку так, чтобы ее край совпал с карандашной отметкой
- Считаем, сколько раз мерка уместилась в стороне простынки
После этого дети работают самостоятельно в течении 1 минут. За обоими столами результат измерения получился одинаковый – 3 мерки.
- Что можно сказать о длине простыней, если при измерении получился одинаковый результат?
Как правило, дети говорят, что длина простыней одинаковая.
- Ребята, давайте «купим простыни» и привезти их в детский сад – на отдельный стол.
- Затруднение в игровой ситуации.
Игра «Покупки» (продолжение)
Дети кладут «простынки» на стол.
- Заведующая просит вас сложить простынки одну на другую, чтобы они занимали меньше места.
Дети складывают прямоугольники стопкой, и оказывается, что белые прямоугольники длиннее голубых.
- Одинаковой ли длины простынки вы купили? (нет)
- Смогли вы помочь работникам детского сада? (нет)
- Почему не смогли? (мы не знаем, почему длины всех простыней равны 3 меркам, а они имеют длину)
- А раньше мы могли сравнить длины с помощью мерки? (да)
- Значит, что нам надо узнать? (надо узнать, когда можно сравнить по длине с помощью мерки, а когда нельзя)
- Открытие нового знания.
Игра «Покупки» (продолжение)
- Как мы можем это узнать? (можно придумать ответ самим, а потом проверить себя по учебнику)
- Как вы думаете, почему так получилось?
Выслушиваю все предположения детей, после чего приходим к выводу, что мерки отличаются длиной. Если дети не догадаются сами, то можно попросить их взять мерки в руки и сравнить.
- Чем мерки отличаются? (длиной)
- Если длина мерки изменяется, то результат остается таким же или изменяется? (изменяется)
- Значит, какими должны быть две мерки, чтобы можно было с помощью измерения сравнить длину предметов? (мерки должны быть одинаковыми)
- Откройте тетради и посмотрите образец.
- Что можно сказать о длине мерок, которыми измеряли длину первого и второго стола? ( мерки одинаковые)
- Правильно, вы догадались, почему у нас получились разные длины простынок? ( да, мы измеряли разными мерками)
Делаю вывод: при сравнении предметов по длине нужно пользоваться только одинаковыми мерками.
Физкульминутка.
Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
- Включение нового знания в систему знаний.
Раздаю детям одинаковые мерки (длина мерок – 5 см), акцентируя внимание на том, что мерки одинаковые, и говорит, что нужно купить простынки, длина которых равна 3 меркам.
Дети подходят к своим столам – магазинам, на которые воспитатель положил прямоугольники одинаковой ширины, но разной длины. Количество прямоугольников длиной 15 см равно количеству детей. Для удобства проверки эти прямоугольники имеют красный и желтый цвет. Кроме этого, на столах имеются прямоугольники длиной 10 см и 18 см синего и зеленого цвета.
Дети производят измерения, и каждый находит «простынку», длина которой равна 3 меркам. Все «простынки» дети приносят на один стол и складывают. Оказывается, что все они имеют одинаковую длину.
- Сумели вы помочь работникам детского сада купить простынки? (да)
- Молодцы! Почему вы смогли подобрать одинаковые простыни, хотя каждый измерял их своей меркой? (пользовались одинаковыми мерками)
Дети с помощью воспитателя еще раз проговаривает вывод о том, что при сравнении предметов по длине нужно пользоваться только одинаковыми мерками.
- Работа в тетради.
- Итог занятия.
- Где вы сегодня побывали?
- Кому и чем помогли?
- Какие новые знания дали вам возможность купить простыни одинаковой длины?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по математическому развитию «Число и цифра 7, знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет, деление квадрата на 2, 4 части»
Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков, познакомить с цифрой 7, учить порядковому счёту....
Конспект ООД по речевому развитию «Короткие и длинные слова»
Конспект ООД по речевому развитию«Короткие и длинные слова»...
Конспект занятия по математическому развитию детей старшей группы на тему: «Измерения длины. Единица измерения длины»
Конспект занятия по математическому развитию детей старшей группы на тему: «Измерения длины. Единица измерения длины»Тема: «Измерения длины. Единица измерения длины»Програ...
Конспект занятия по математическому развитию В старшей группе Тема: «Сравнение предметов по длине».
Учить сравнивать предметы по длине путем складывания пополам и с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 5; учить сравнивать числа путем наложения без счета; учить увеличить число на одну...
Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе: Широкий-узкий, шире-уже, одинаковой длины.
Учить различать предметы по ширине, пользоваться терминами: широкий-узкий, шире-уже, одинаковой длины....
Конспект ИОС по математическому развитию детей среднего дошкольного возраста "Сравнение 5-и предметов по длине"
В конспекте занятия по математическому развитию детей 4-5 лет решаются задачи по обучению сравнивать предметы по длине в игровой форме по сюжету рассказа М. Горького....
конспект занятия по математическому развитию "Длинный- короткий"
Конспект занятия математическому развитию«Длинный — короткий, длиннее — короче, один, много, ни одного» во второй младшей группе Конспект занятия во второй...