Конспект ООД по математическому развитию на тему "Измерение длины"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Конспект ООД по математическому развитию на тему "Измерение длины"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по математическому развитию в старшей группе на тему «Измерение длины»

Дата: 21.03.2019

Подготовил: Нагд-Али Юлия Игоревна

Цель: сформировать представление о том, что сравнивать по длине можно только тогда, когда измерения ведутся одинаковой меркой

Задачи:

  • Тренировать умение измерять длину предметов с помощью мерки, пользуясь алгоритмом, закрепить представления о зависимости результата измерения длины от величины мерки
  • Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода
  • Закрепить представления детей о числовом ряде, сравнении чисел с помощью знаков >, <, =, тренировать счетные умения
  • Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, инициативность, творческие особенности, коммуникативные качества.

Материалы к занятию:

  1. Набор прямоугольников – «простынок» и полосок – мерок
  • Для одной половины детей – голубой прямоугольник размером 18 см х 7 см и красная полоска 6 см х 1,5 см (на каждого)
  • Для второй половины – белый прямоугольник размером 21 см х 7 см и красная полоска 7 см х 1,5 см (на каждого)
  1.  Набор прямоугольников – «простынок» и полосок – мерок
  • для одной половины детей – красный прямоугольник 15 см х 7 см, зеленый прямоугольник 18 см х 7 см, белая полоска 5 см х 1,5 см (на каждого)
  • для второй половины детей – желтый прямоугольник 15 см х 7 см, синий прямоугольник 10 см х 7 см, белая полоска 5 см х 1,5 см (на каждого)
  1. карандаши
  2. набор карточек с числами от 1 до 10 ( по одной карточке на каждого ребенка)

Ход занятия.

  1. Введение в игровую ситуацию.

Собираю детей около себя.

  • Ребята, вам нравится ходить в детский сад? Давайте представим, что в нашем районе построили новый детский сад. Что необходимо купить для того, чтобы дети могли начать ходить в сад? (мебель, игрушки, посуду, постельное белье и т.п.)
  • Работники детского сада попросили детей помочь купить простынки.
  • Хотите сходить в магазин за простынками?
  •  Сможете совершить такую покупку?
  1. Актуализация знаний.

Игра «Покупки»

Одна половина детей садится за один стол, другая – за второй стол. На столах лежат прямоугольники на каждого на каждого ребенка – это «простыни». На первом столе «простыни» голубые и имеют размер 7 см х 18 см, на втором столе «простыни» белые и имеют размер 7 см х 21 см. Кроме этого, на первом столе находятся мерки – полоски шириной 1,5 см и длиной 6 см, полоски на втором столе имеют такую же ширину и длину 7 см. Цвет всех полосок одинаковый.

  • Заведующая детским садом просила купить простынки одинаковой длины.

За покупками половина детей отправилась в один магазин (сидят за одним столом), вторая половина – в другой ( за другим столом).

  • Как можно выбрать простыни одинаковой длины? (в одном магазине простыни можно приложить друг к другу. Если простыни продаются в разных магазинах, то можно длину простыней измерить меркой и результаты сравнить)

Каждый ребенок измеряет длину «простынки» меркой. Перед началом измерения проговаривается алгоритм:

  • Прикладываем мерку к стороне простынки и совмещаем один край
  • Карандашом отмечаем конец мерки
  • Перемещаем мерку так, чтобы ее край совпал с карандашной отметкой
  • Считаем, сколько раз мерка уместилась в стороне простынки

После этого дети работают самостоятельно в течении 1 минут. За обоими столами результат измерения получился одинаковый – 3 мерки.

  • Что можно сказать о длине простыней, если при измерении получился одинаковый результат?

Как правило, дети говорят, что длина простыней одинаковая.

  • Ребята, давайте «купим простыни» и привезти их в детский сад – на отдельный стол.
  1. Затруднение в игровой ситуации.

     Игра «Покупки» (продолжение)

Дети кладут «простынки» на стол.

  • Заведующая просит вас сложить простынки одну на другую, чтобы они занимали меньше места.

Дети складывают прямоугольники стопкой, и оказывается, что белые прямоугольники длиннее голубых.

  • Одинаковой ли длины простынки вы купили? (нет)
  • Смогли вы помочь работникам детского сада? (нет)
  • Почему не смогли? (мы не знаем, почему длины всех простыней равны 3 меркам, а они имеют длину)
  • А раньше мы могли сравнить длины с помощью мерки? (да)
  • Значит, что нам надо узнать? (надо узнать, когда можно сравнить по длине с помощью мерки, а когда нельзя)
  1. Открытие нового знания.

Игра «Покупки» (продолжение)

  • Как мы можем это узнать? (можно придумать ответ самим, а потом проверить себя по учебнику)
  • Как вы думаете, почему так получилось?

Выслушиваю все предположения детей, после чего приходим к выводу, что мерки отличаются длиной. Если дети не догадаются сами, то можно попросить их взять мерки в руки и сравнить.

  • Чем мерки отличаются? (длиной)
  • Если длина мерки изменяется, то результат остается таким же или изменяется? (изменяется)
  • Значит, какими должны быть две мерки, чтобы можно было с помощью измерения сравнить длину предметов? (мерки должны быть одинаковыми)
  • Откройте тетради и посмотрите образец.
  • Что можно сказать о длине мерок, которыми измеряли длину первого и второго стола?  ( мерки одинаковые)
  • Правильно, вы догадались, почему у нас получились разные длины простынок? ( да, мы измеряли разными мерками)

Делаю вывод: при сравнении предметов по длине нужно пользоваться только одинаковыми мерками.

Физкульминутка.

Будем прыгать и скакать! 
Раз, два, три, четыре, пять! 
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.) 
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.) 
Раз, два, три. 
Наклонился левый бок. 
Раз, два, три. 
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.) 
И дотянемся до тучки. 
Сядем на дорожку, (Присели на пол.) 
Разомнем мы ножки. 
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.) 
Раз, два, три! 
Согнем левую ножку, 
Раз, два, три. 
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.) 
И немного подержали. 
Головою покачали (Движения головой.) 
И все дружно вместе встали. (Встали.)

  1. Включение нового знания в систему знаний.

Раздаю детям одинаковые мерки (длина мерок – 5 см), акцентируя внимание на том, что мерки одинаковые, и говорит, что нужно купить простынки, длина которых равна 3 меркам.

Дети подходят к своим столам – магазинам, на которые воспитатель положил прямоугольники одинаковой ширины, но разной длины. Количество прямоугольников длиной 15 см равно количеству детей. Для удобства проверки эти прямоугольники имеют красный и желтый цвет. Кроме этого, на столах имеются прямоугольники длиной 10 см и 18 см синего и зеленого цвета.

Дети производят измерения, и каждый находит «простынку», длина которой равна 3 меркам. Все «простынки» дети приносят на один стол и складывают. Оказывается, что все они имеют одинаковую длину.

  • Сумели вы помочь работникам детского сада купить простынки? (да)
  • Молодцы! Почему вы смогли подобрать одинаковые простыни, хотя каждый измерял их своей меркой? (пользовались одинаковыми мерками)

Дети с помощью воспитателя еще раз проговаривает вывод о том, что при сравнении предметов по длине нужно пользоваться только одинаковыми мерками.

  1. Работа в тетради.
  2. Итог занятия.
  • Где вы сегодня побывали?
  • Кому и чем помогли?
  • Какие новые знания дали вам возможность купить простыни одинаковой длины?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по математическому развитию «Число и цифра 7, знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет, деление квадрата на 2, 4 части»

Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков, познакомить с цифрой 7, учить порядковому счёту....

Конспект ООД по речевому развитию «Короткие и длинные слова»

Конспект ООД по речевому развитию«Короткие и длинные слова»...

Конспект занятия по математическому развитию детей старшей группы на тему: «Измерения длины. Единица измерения длины»

Конспект занятия по математическому развитию детей старшей группы на тему: «Измерения длины. Единица измерения длины»Тема: «Измерения длины. Единица измерения длины»Програ...

Конспект занятия по математическому развитию В старшей группе Тема: «Сравнение предметов по длине».

Учить сравнивать предметы по длине путем складывания пополам и с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 5; учить сравнивать числа путем наложения без счета; учить увеличить число на одну...

Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе: Широкий-узкий, шире-уже, одинаковой длины.

Учить различать предметы по ширине, пользоваться терминами: широкий-узкий, шире-уже, одинаковой длины....

Конспект ИОС по математическому развитию детей среднего дошкольного возраста "Сравнение 5-и предметов по длине"

В конспекте занятия по математическому развитию детей 4-5 лет решаются задачи по обучению сравнивать предметы по длине в игровой форме по сюжету рассказа М. Горького....

конспект занятия по математическому развитию "Длинный- короткий"

Конспект занятия математическому развитию«Длинный — короткий, длиннее — короче, один, много, ни одного» во второй младшей группе Конспект занятия  во второй...