Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Путешествие к мастерам Хохломы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дисенбаева Анара Хусаеновна

А.А.Вахрушев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по познанию в старшей группе по теме «Путешествие к мастерам Хохломы»

Доминирующая ОО: познавательное развитие.

Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие

Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, интеллектуально-познавательная, двигательная.

Программное содержание

Цель:  познакомить детей с особенностями и этапами изготовления хохломских изделий, историей возникновения этого промысла; воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

Материалы и оборудование: географическая карта, изделия городецких мастеров, картинки изделий городецких и хохломских  мастеров; музыка для физкультминутки «Ложки» (народная); пособие на детей 5-6 лет, цветные карандаши на каждого ребёнка.

Предварительная работа:  Рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде, быте. Разучивание пословиц, народных игр, хороводов, как на занятиях так и в повседневной жизни. Знакомство детей с изделиями хохломской росписи. Проводили беседы и расписывали изделия из хохломы.

Планируемый результат: дети знакомы  с особенностями и этапами изготовления хохломских изделий, историей возникновения этого промысла.

Структура занятия

1.Вводная часть

Игра «Накрой на стол»

Затруднение, проблемная ситуация.

3 мин

2.Основная часть

Рассказ воспитателя, подводящий к решению проблемы

Физкультминутка «Ложки»

Работа с пособием.

20 мин

3.Заключительная часть

Подведение итога занятия. Вопросы по пройденной теме

 2 мин

Длительность занятия 25 мин

Ход занятия

1.Вводная часть.

-У кого в гостях мы побывали в прошлый раз? (У городецких мастеров)

-Чем они славятся? (славятся они росписью по дереву)

-Какие деревянные изделия расписывают городецкие мастера? (прялки, детские игрушки, короба, разделочные доски, мебель)

-Вспомните, что ещё люди делала раньше и теперь делают из дерева? Посуду. Деревянная посуда с древних времён была в повседневном употреблении. Какой деревянной посудой пользовались? Деревянную ложку и миску можно было увидеть на столе богатого человека, и в избе бедного крестьянина, и в царском обиходе.

Требовалось такой посуды много. Как вы думаете, почему? Дерево быстро изнашивалось, а есть и пить надо было каждый день., да и не один раз. Поэтому посуду делали на продажу и привозили на рынки сотнями и тысячами штук, на нескольких возах сразу. Посуды надо было так много, что всё Поволжье стало как бы единой мастерской по её изготовлению.

-Как вы думаете, почему именно в этих местах зародился такой промысел? (эти места богаты лесом).

Детей можно разбить на группы из 4-5 человек и предложить им накрыть на стол так, как это делалось в старину. На отдельном столе находятся деревянные ложки (по количеству детей), большие деревянные миски (по количеству групп), солонки, миски их городецких и хохломских мастеров. Поставить посуду  нужно из одного набора.

-Подумайте, какой посуду нужно было больше всего.. Ложек. Ведь в старину вся семья ела из одной большой миски, а без своей ложки не мог обойтись никто. Ёмкость ложки имела большое значение: больше зачерпнёшь, больше достанется!

Много делали чаш,  в которой подносили еду для всей семьи. Делались они глубокими и широкими. Для чего? Семьи в старину были большими, и за столом во время обеда собиралась вся семья.

Миски служили для вторых блюд и для питья.

Праздничной посудой считалось блюдо. Его делали пслоским и подавали на нём блины, пирогои и «заедки» - пряники, орехи.

-Как вы понимаете слово «заедки»?

-Какая посуда была самой почётной на столе? Солонка.

Вспомните пословицы о хлебе и соли. «Хлеб-соль ешь, а правду режь». «Без соли, без хлеба – худая беседа».

Соль в те времена была дорогая, её очень берегли. Хлебом солью встречали дорогих гостей, а нежеланным гостям соль на стол не ставили. Отношение к соли отразилось и на её хранилище – солонке. Делали её резной, нарядной.

-Где сделали эти наборы посуды? (один – городецкая посуда, другой –не знаем.)

Возникло затруднение. Дети не знают, где делается такая посуда.

-Хотите узнать? (да)

2.Основная часть.

Рассказ воспитателя подводит к решению проблемы.

-Есть такая легенда.

Говорят, что давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол на лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал сыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и её угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это, конечно легенда, но при окраске изделия Хохломы, как по волшебству, из обычных белых деревянных превращаются в блестящие, словно позолоченные.

Мы уже не раз говорили о том, что человек стремился украсить всё, что его окружает: и мебель, и прялки, и посуду.

Но, кроме красоты, посуда должна обладать и прочностью. Народная смекалка и изобретательность эту задачу решили. Так появилась посуда с хохломской росписью.

Давайте, снова заглянем в прошлое.

Деревни где вытачивали и красили посуду, располагались по соседству – ведь они были связаны одним делом.

Жизнь деревянной чашки, самого старинного по форме изделия, начиналось у токаря. Токарни строили водяные, наподобие мельниц. Помещение освещалось маленькими волоковыми (тип окна, при котором деревянная доска, закрывавшая окно, двигалась, волочилась по пазам) оконцами, а для обогрева помещений зимой ставили печку, которая отапливалась по-чёрному, без трубы. Помещение небольшое 4 на 4м. Кроме печи и токарных столов, приводимых  в движение водоналивным колесом, на стенах устраивались полки для готовых изделий. Печь была повёрнута к устоям двери, чтобы быстрее выходил дым.

Сначала мастер, вращая на колесе бревно, снимает с него кору, выравнивает его.

Затем заготовку делит на нужное количество чашек. Обработав наружную поверхность, мастер ножками-крючками выбирает её внутреннюю часть. М вот на ваших глазах за считанные минуты из куска дерева получается чашка безукоризненной формы. За день опытный мастер мог выточить до сотни чашек.

Отработанное временем мастерство было и у ложкаря. Взяв, определённой величины кусок дерева – баклушу, ложкарь разрубал её на то количество кусков, сколько, по его мнению могло получиться ложек. Ещё несколько ударов и перед вами почти готовая ложка. Затем предстоит окончательная отделка.

Над выделкой ложек трудились всей семьёй, и здесь наметилось твёрдое разделение труда: самые ответственные операции (пока обрубок не обрёл чёткую форму ложки) входили в обязанность мужчин. Отделывали поверхность ложек женщины и дети, а окончательно их подправляли снова мужчины.

Процесс изготовления хохломских изделий начинался с просушки. Белая посуда точилась из сырого дерева, поэтому 12-15 суток выдерживалась при комнатной температуре.

Затем изделия грунтовали, обмазывали глиной. Дело в том, что древесина очень пористый материал, и чтобы закрыть все поры, создать водонепроницаемый слой, её нужно промазать.

Хорошим материалом для этого оказалась простая глина, которая и сейчас в большом количестве добывается на берегах Волги. Прежде её покупали из такого расчёта: пуд муки – пуд глины.

Глину растворяли в тёплой воде, получая раствор определённой густоты. Затем свёрнутый лоскуток овечьей шерсти опускали в раствор и смазывали стенки изделий толстым слоем. После этого изделие на время оставляли – раствор должен был впитаться в древесину.

Затем смазывали снова. Изделие с образовавшейся коркой ставили на доски, где оно должно было высохнуть.

Высохшее изделие пропитывали льняным невареным маслом при помощи кусочков шерсти. Некоторое время его снова выдерживали, чтобы слой глины смешался с маслом, а затем шлифовали, протирая всю поверхность изделия мочалом и окончательно – отходами при обработке льна. Цель шлифовки  - вогнать в поры дерева промасленную массу и удалить песчинки. После шлифовки изделие ставили для просушки на досках в истопленную печь и держали там 4-5 часов.

Затем шпаклёвка – заделка всех неровностей и сучков.

Следующая обработка – заделка олифой для создания на изделии масляной плёнки. Состав олифы мастера держали в секрете. Олифой изделие покрывали 3 раза, каждый раз в промежутках просушивая, и лишь после этого ставили в печь при температуре 80-90 градусов.

Только теперь, на пятой операции, изделие лудили - обмазывали оловянным порошком, чтобы оно стало сначала серебряным, а потом, под олифой – золотым.

Наступала очередь расписывать золотую посуду. Предварительно контур не наносится, художник сразу рисует растительный орнамент.

В зависимости от заинтересованности и подготовленности детей можно не так подробно останавливаться на технологии изготовления хохломских изделий.

Физкультминутка «Ложки»

Детям предлагается под народную музыку подыграть на ложках. Воспитатель показывает движения.

Работа с пособием на применение полученных знаний

Задание «С чего начинается и чем заканчивается изготовление деревянной посуды?»

Давайте поговорим,  с чего начинается и чем заканчивается изготовление деревянной посуды. Проведите стрелки и расположите в нужном порядке.

Задание «Раскрась»

Откуда приехала к нам эта посуда? Раскрасьте.

3.Заключительная часть.

Подведение итога занятия

Где мы побывали сегодня?

-Видели ли вы где-нибудь изделия хохломских мастеров?

-Кто может рассказать этапы изготовления ложки, чашки?

Спасибо большое вам за работу, вы большие молодцы!

На занятиях по эстетическому циклу (изодеятельность) дети знакомятся с хохломской росписью более подробно и могут  самостоятельно выполнять её элементы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в старшей группе по теме «Путешествие в страну математики».

Конспект составлен с использованием технологий развивающего обучения. С внедрением элементов технологии ТРИЗ.Тема: «Путешествие в страну математики». Цель. Систематизация математическ...

Конспект НОД "Познание" в подготовительной группе по теме "Путешествие в Антарктиду"

На данном занятии дети с помощью разных заданий в игровой форме отыскивают маму пингвиненка...

Конспект по познанию в старшей группе по теме " Солнечная система"

Дети на занятии отправляются в космическое путешествие. Начинается оно с Солнца. Дети узнают, что это не планета,как многие думают, а самая большая звезда. Далее, они знакомятся с каждой планетой,узна...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей группе на тему: «Путешествие в город профессий»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей группе на тему:«Путешествие в город профессий»Автор: Титко В.В. воспитатель ГБДОУ № 7 г. Санкт-ПетербургЗадачи:Образ...

Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Путешествие в тундру»

Доминирующая ОО: познавательное развитие.Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЦель: познакомить детей с...