Конспект НОД "Познание" в подготовительной группе по теме "Путешествие в Антарктиду"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
На данном занятии дети с помощью разных заданий в игровой форме отыскивают маму пингвиненка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dlya_konkursa.docx | 37.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия НОД «Познание» в подготовительной группе «Возвращение пингвиненка Ло-ло».
Цель: развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе ознакомления детей с миром природы.
Образовательные задачи:
1) дать детям представления об особенностях географического положения, природы Антарктиды;
2) формировать представления о флоре, фауне Антарктиды, о связи организмов со средой обитания.
Развивающие задачи:
1) развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
2) развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, наблюдательность, познавательный интерес;
3) развивать речь, обогащать словарь (слова: айсберг, Антарктида, поморник, морской леопард, косатка);
4) формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство совокупности.
Воспитательные задачи:
1) воспитывать бережное отношение к природе;
2) воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы.
Коррекционно-профилактические задачи:
1) формировать потребность в двигательной активности;
2) развивать мимические мышцы.
Оборудование и материалы:
- картонное яйцо;
- глобус;
- макет Антарктического материка;
- удочки, рыбки с разными узорами на магнитиках;
- «осколки» картонного яйца с цифрами;
- панно с перечнем морских обитателей;
- видео-и аудиосопровождение;
- перья птиц, жир.
Ход занятия:
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка, в которой я обнаружила яйцо.
Домик круглый, домик белый,
И на вид вполне он целый.
Когда же треснул, наконец,
На волю выскочил птенец!
(яйцо разбивается, из него выглядывает птенец)
Воспитатель:
Я недавно из яйца,
И похож я на птенца.
Что за птица моя мать?
Где ее мне отыскать?
Я не гусь и не павлин.
Догадайтесь! Я...
Дети: Пингвин.
Воспитатель: А действительно ли пингвин птица, а не животное? Давайте рассмотрим схему, из чего же состоит птица.
Дети:
1. У всех птиц есть голова, где расположены глаза, острый клюв.
2. У них есть туловище, покрытое перьями.
3. На туловище расположены крылья.
4. У птиц две ноги, один хвост.
5. Все птицы откладывают яйца.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Пингвин – это птица.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что у него есть крылья, клюв, туловище, покрытое перьями, две ноги, хвост, он появляется из яйца.
Воспитатель: Ребята, я хочу предложить вам решить задачу. Послушайте ее внимательно и скажите, что верно, а что нет.
Все птицы имеют крылья. Верно?
Дети: Верно.
Воспитатель: Пингвин – это птица, значит, у него есть крылья. Верно?
Дети: Верно.
Воспитатель: Хорошо. Все птицы имеют крылья. Верно?
Дети: Верно.
Воспитатель: У бабочки есть крылья, значит бабочка – птица. Верно?
Дети: Нет, неверно. Бабочка – это насекомое, потому что у нее нет клюва, хвоста, перьев, поэтому бабочка не птица.
Воспитатель: Правильно! А какой можно сделать вывод из решенной нами задачи?
Дети: Не все у кого есть крылья, являются птицами.
Воспитатель: А теперь вернемся к нашему пингвиненку.
Его папа – пингвин и мама – пингвин. У них настоящая семья пингвинов. Ребята, а где же нам искать маму пингвиненка?
Дети: Маму пингвиненка нужно искать в Антарктиде.
Воспитатель: Для того, чтобы проверить и узнать точное место, я предлагаю собрать из осколков целое яйцо (дети подходят к мольберту)
Яйцо заскрипело, яйцо затрещало,
И вмиг все скорлупки свои растеряло.
Если скорлупки в яйцо соберем,
Место узнаем и карту прочтем.
Скорлупки яйца надо собирать, соблюдая последовательность чисел от 1 до 10. Если задание выполните верно, то на обратной стороне получится карта, которая укажет место нахождения мамы пингвиненка.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Ребята, кто из вас догадался, какой материк изображен на карте?
Дети: На карте изображен материк, который называется Антарктида.
Ребенок:
Антарктида, Антарктида,
Холодна ты даже с виду.
Ты на глобусе цветном,
Ледяным лежишь пятном.
Воспитатель: Ребята, давайте на глобусе найдем Антарктиду. На каком полюсе находится этот материк?
Дети: Антарктида находится на Южном полюсе.
Воспитатель: А каким цветом она обозначена?
Дети: Антарктида на карте обозначена белым цветом.
Воспитатель: А что обозначает белый цвет?
Дети: Белый цвет обозначает снег и лед.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю отправиться в Антарктиду на поиски родителей пингвиненка. А заодно мы с вами исследуем этот материк. Вы готовы? Тогда в путь. Пройдите на корабль. Звучит запись гудков корабля) Чтобы быстро попасть в Антарктиду, нужно сказать слова:
Волшебный глобус я кручу,
В Антарктиду я хочу!
(Видеофрагмент о проплывающих айсбергах)
Воспитатель:
Под промерзшим небосводом
Ледники сползают в воду,
И плывут вдали
Ледяные корабли.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение?
Дети: Об айсбергах.
Воспитатель: Почему айсберги плывут?
Дети: Айсберги плывут, потому что их подгоняет ветер и течения.
Воспитатель: Верно. Что еще вы знаете об айсбергах?
Дети:
- У айсбергов основная часть льда находится под водой, и мы ее не видим.
- Поэтому они очень опасны для кораблей.
Воспитатель: А что происходит, когда глыбы льда попадают в теплые течения?
Дети: Они начинают подтаивать.
(Ребенок смотрит в подзорную трубу)
Воспитатель:
Ой, смотрите!
Вот видна уж с корабля
Сквозь трубу подзорную
«Ледовитая» земля –
Берега просторные.
Малый ход! Машина стоп!
Вместе: Здравствуй, Антарктида!
(Дети выходят с корабля. Звучит фрагмент ветра)
Мед. сестра:
Как же холодно в Антарктиде!
Мы с вами идем вперед,
Очень удивляемся:
Слева – лед, и справа – лед,
Даже перед нами лед.
Где же он кончается?
Чтобы мы не замерзли, давайте выполним следующие упражнения:
Три пингвина шли домой
(Дети шагают на месте вперевалочку)
Папа был большой-большой,
(Поднимают руки над головой)
Мама с ним пониже ростом,
(Руки на уровне груди)
А сынок Малышка просто.
Очень маленький он был,
(Приседают)
Еле-еле сын ходил,
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.
Идут себе вразвалочку,
Ступают вперевалочку
Пингвин-папа,
Пингвин-мама
И сынишка пингвинишка
В черном фраке и манишке.
Пингвин наклоны делать рад,
Вправо, влево, вперед, назад.
Много-много раз подряд,
Влево, вправо, вперед, назад.
Пингвин все время закаляется,
В ледяной воде купается.
Воспитатель: В Антарктиде много снега и льда.
Здесь птицы не поют никогда.
Есть ли там реки, леса?
Бродит ли по берегу лиса?
Растут ли деревья вокруг?
И кто у пингвина друг?
Воспитатель: В Антарктиде растут деревья, кустарники, леса? Почему?
Дети: Растения не растут, потому что земля в Антарктиде покрыта мощным слоем льда, который никогда не таит.
Воспитатель: А могут ли жить в Антарктиде люди?
Дети: Нет, там нет городов.
Воспитатель: Правильно, здесь не строят города, но есть научные станции, на которых живут полярники, которые изучают Антарктиду.
Воспитатель: Кто у пингвина друг?
Дети: Другие пингвины и человек.
Воспитатель: Люди в Антарктиде животных не обижают, не охотятся на них, не пугают, не дразнят, - такой здесь строгий закон. Поэтому пингвины относятся к человеку с доверием.
Воспитатель: Помимо друзей у пингвинов есть и враги. Кто они?
Дети: поморник, морской леопард и касатка.
Воспитатель: (показывает слайд) Смотрите, ребята, в небе какая-то птица, похожая на чайку, только крупнее и крепче. На вид – ничего особенного! Обыкновенная птица! А оказывается – нет. Это знаменитый поморник, один из самых свирепых хищников среди птиц. Он никого не боится, даже людей. Беда пингвину, если он попадется на глаза поморнику – налетит и, как пикой, пронзит тело пингвина острым клювом.
Воспитатель: (показывает слайд) Это морской леопард. На добычу морские леопарды нападают в воде и там же убивают
Воспитатель: (показывает слайд) Еще один враг пингвинов – касатка. Ее любимый охотничий прием – используя рельеф местности, прятаться и охотиться из засады
Воспитатель: В. Животные эти очень опасны. Как же быть пингвинам? Как им спасаться? Что они делают, когда видят опасность на суше?
Дети: Пингвины беспокоятся, тревожно верещат, размахивают короткими крыльями- ластами и торопливо уводят пингвинят подальше. Или прыгают в воду.
Воспитатель: А если опасность в воде?
Дети: Они наоборот выпрыгивают из воды.
Воспитатель: Ребята, а что можно сказать о пингвинах, какие они?
Дети: Пингвины очень красивые в своих черно- белых шубках, важные, будто в Антарктиде они самые главные, умные, любопытные, ловкие и быстрые в воде, медлительные на суше, крепкие, упитанные, похожие на человечков.
Воспитатель: Все, как один...
Дружно прыгают в воду,
... - никогда не летают,
... - в море страха не знают,
... - в море быстро плывут,
... - стаей дружно живут.
... - Фраки черные носят,
... - лучшей жизни не просят,
... - любят снежные льдины.
Воспитатель: Есть очень интересная особенность, пингвины боятся заходить в воду, так как их там поджидают многочисленные хищники, морские леопарды, морские котики, морские львы, акулы, касатки, и порой они собираются огромной толпой на побережье. При этом могут стоять в ожидании до получаса, пока кто-нибудь не прыгнет в воду первым и следом за ним вся стая устремляется в воду. В воде они так же держатся стаей, вместе охотятся и на сушу выбираются тоже сообща. Выскакивая на берег, пингвины могут выпрыгнуть из воды на высоту до двух метров.
Воспитатель: Антарктида является самой холодной областью в мире. И пингвины в таком суровом климате высиживают яйца. Ребята, как вы думаете, почему пингвины не мерзнут и выходят из воды сухими?
Дети:
- Перья пингвинов маленькие, плотные и гладкие.
- Они покрыты слоем жира, поэтому и не дают намокнуть теплому пуху, который греет их в холодной воде.
Воспитатель: для того, чтобы убедиться в этом, проведем опыт. Подойдите к столу. Для проведения опыта нам понадобятся перья, смазанные жиром, и сосуд с водой. Возьмите перья в руки и опустите их в воду, затем выньте и посмотрите, что происходит с капельками воды.
Дети: капли воды стекают с пера, и оно остается сухим.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод.
Дети: Пингвины не мерзнут и выходят из воды сухими, потому что их перья покрыты слоем жира.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что же, пришло время отыскать маму и нашего пингвиненка. Для этого поиграем в игру «Мама Ло-ло». На слайде размещены пингвины разного размера, с разными клювами, с хохолками и без хохолков. Я назову вам приметы мамы и папы Ло-ло, а вы внимательно посмотрите, и назовите ее номер. Не маленькая, и не большая, с красным клювом и с хохолком. А папа – самый умный
(Ответы детей)
Заключительная часть:
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Помогли нашему пингвиненку найти маму и вернуться в семью. За вашу помощь семь пингвинов дарит вам свою фотографию, но она черно-белая, а вы сможете ее раскрасить. Теперь пора и нам возвращаться в детский сад.
Волшебный глобус кручу,
В детский сад попасть хочу!
До свиданья Антарктида!
Здравствуй дом, родная земля!
Сколько нового и интересного мы узнали об Антарктиде. Ребята, а что вам больше всего понравилось на нашем занятии?
(Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия (подготовительная группа) по теме: «Веселые матрешки»
Цели занятия: • Познакомить детей с историей русской матрешки. • Дать представление о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. • Привить интерес к народному творчеству. • Познак...
Конспект занятия. Подготовительная группа. ОО Познание (формирование элементарных математических представлений).
Тема: "В гостях у друзей"Программное содержание: закрепить понятие соотношение количество предметов с цифрой, обозначающей это количество. Закрепить счет в пределах 10 (прямой и обратный)....
Конспект в подготовительной группе "Путешествие по сказкам"
Сказкатерапия для детей подготовительной группы....
План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Загадки с грядки (осеннее развлечение для детей старшей подготовительной группы)
Познакомить детей с культурой и традициями своего народа, устным народным творчеством (поговорки, пословицы, припевки, песни и т. д.) и прикладным народным творчеством (вышивка)....
Конспект непосредственно образовательной деятельности Познавательное развитие (окружающий мир) Подготовительная группа Тема: «Путешествие по Антарктиде»
Конспект непосредственно образовательной деятельностиПознавательное развитие (окружающий мир)Подготовительная группаТема: «Путешествие по Антарктиде»...
Летнее развлечение в подготовительной к школе группе «ЭКО-ВОДНЫЕ ЭСТАФЕТЫ» план-конспект занятия (подготовительная группа)
Летнее развлечение в подготовительной к школе группе «ЭКО-ВОДНЫЕ ЭСТАФЕТЫ»план-конспект занятия (подготовительная группа)Цель:- формирование экологической культуры подрастающего поколения...