Конспект образовательной деятельности "Путешествие в незабудковую сказку"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7 Семицветик» г. Гурьевск
Конспект
Образовательной деятельности в старшей группе
Тема: «Путешествие в незабудковую гжель»
подготовила
Воспитатель: Подузова О.Н.
16.03.23
г. Гурьевск
2022г.
Цель: Закрепление знаний о Гжельском промысле.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить название элементов Гжельской росписи. Познакомить с росписью на изделиях Гжели. Формировать умение находить и выделять характерные особенности видов народного декоративно-прикладного творчества (роза, листок, веточка, капелька, сеточка.) Учить приемам рисования кистью декоративных элементов гжельской росписи. Закрепить навык работы с палитрой.
Развивающие: Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.
Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, аккуратность при работе с палитрой.
Предварительная работа:
Чтение сказки «Нежно-голубое чудо»; беседы с детьми о народном творчестве; рассматривание иллюстраций, открыток, картинок, альбомов по мотивам декоративно-прикладного искусства. Музыкальный диск с записями народных мелодий «Тройка», «Славянские гусли». П. Синявский «Гжель». Подготовка шаблонов, организация выставки гжельской посуды, подготовка дидактического материала для игры.
Материалы и оборудование: материалы и оборудование мини-музея, дидактический материал для выкладывания гжельского узора; бумажный шаблон, ёмкости для воды, синяя и белая гуашь, палитры, широкие и тонкие кисти на каждого ребёнка. Картинки, фото с изображением предметов гжельской росписи; наглядно-дидактическое пособие «Гжель» (под редакцией А. Дорофеевой, издательство «Мозаика-Синтез», г. Москва, 2007г.); гжельская посуда, предметы, украшенные гжельской росписью (вазы, шкатулки, копилки и т.д.)
Содержание организованной деятельности:
Организационный момент: Звучит тихая музыка (народная мелодия «Тройка»)
Воспитатель: В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, среди полей и лесов стоит городок «Гжель». Давным-давно жили там смелые и умелые, веселые и красивые мастера и мастерицы. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную белую, и решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник, - носик в виде головки петуха. Другой – слепил красивую вазу, а третий – тарелочки чудесные. А расписывали мастера свою посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры: гжельские розы, цветы, листочки, завитки, сеточки. Очень затейливая и нарядная получилась гжельская роспись. Полюбилась людям красивая посуда и стали называть её ласково «нежно-голубое чудо». И так хороши были эти изделия, что слава о гжельских мастерах разнеслась не только у нас в стране, но и далеко в других странах. По сей день стоит недалеко от Москвы городок Гжель. Работают в нем внуки и правнучки знаменитых мастеров.
Воспитатель: Вот я и решила пригласить вас в страну «Синей гжели». А как вы думаете где в нашей группе находиться такая сказка. (Ответы детей)
Воспитатель: Да, сине голубая сказка находиться на полках нашего музея «Народные промыслы». (Дети проходят к мини-музею.)
Воспитатель:
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители - небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой!
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашечку легко перенесла.
Воспитатель: Назовите мне экспонаты гжельского промысла? (Дети называют экспонаты)
Воспитатель: За что же гжель так нравится людям? (Ответы детей)
Воспитатель: Каким цветом рисуют мастера свои узоры? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, прежде всего своим цветом и дивными чудными узорами.
По белому фону ведёт рука художника кисточку с краской. То сильнее, то слабее нажимает на неё и всё, чего коснется кисть становится, синим и голубым. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получается роспись.
Обратите внимание на узоры. (Рассматривание)
Воспитатель: Какими узорами украшены изделия? (Ответы детей)
Изделия расписаны различными узорами из сеточек, полосок, люди и птицы, трава, цветы. Но самый излюбленный узор – гжельская роза.
Воспитатель: Как называется этот узор? (Ответы детей)
Иногда она изображена крупно широкой кистью, а иногда мелкая – тоненькой кистью.
Воспитатель: Где расположен узор? (В центре, в середине) (Ответы детей)
То мы видим букет из нескольких роз в самом центре (середине), то цветы разбросаны по всей поверхности предмета.
Гжельские мастера большие фантазёры. Каждый придумывает свои вазы, маслёнки, чайники. Делают гжельские мастера и часы, и форма у них не простая, расписаны сверху донизу узорами. (Рассматривание.)
Воспитатель: А сейчас закройте на минуту глаза и представьте, что вы гжельские мастера, и вам нужно порадовать людей – расписать посуду. Итак, закрыли все глаза. Представили? Открываем глаза, и вот вы уже в гжельской мастерской. (Рассматривание образца)
Дети, давайте рассмотрим с Вами тарелку, которую я сама украсила гжельской росписью. Воспитатель: Что изображено в середине тарелки? (Ответы детей)
Воспитатель: А из чего нарисованы лепестки? (Ответы детей)
Воспитатель: А посмотрите, что нарисовано вокруг этого цветка? (Ответы детей)
Воспитатель: А чем украшена тарелка по краям? (Ответы детей)
Воспитатель: А от этих листочков что отходит? (Ответы детей)
Вот такой получился поднос у меня. А вы свою посуду можете украсить по-своему, также элементами гжельской росписи.
Показ воспитателя с объяснениями: Ребята, посмотрите, как я буду рисовать завитки - петельные линии. Я держу кисть у железного наконечника, наклонно, набираю синюю краску, лишнюю снимаю и веду плавные линии сверху вниз, делаю гжельский завиток и опять возвращаюсь вверх, и снова вниз, плавно, неотрывно, всей кисточкой. А лепестки и узоры рисую дугообразными линиями. Они изображаются наоборот – снизу-вверх, плавно загибаю их и возвращаюсь вниз, и так рисую все остальные линии.
Давайте возьмем кисточки и в воздухе нарисуем сначала гжельский завиток (дети выполняют), а затем лепестки – дугообразными линиями.
Берем в руки волшебные кисточки и начинаем творить чудеса. В добрый путь, юные мастера гжели!
Воспитатель:
Физкультминутка «Цветок»
Раз-два – спит цветок
Три – раскрыли лепесток
Раз – сомкнулись
Два – проснулись
Дружно к солнцу потянулись!
Пальчиковая гимнастика:
Продуктивная деятельность детей: Звучит песня Н. Филатова «Незабудковая Гжель». В процессе работы воспитатель проводит индивидуальную работу.
Рефлексия:
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые тарелки у вас получились, как будто у настоящих гжельских мастеров, настоящее нежно-голубое чудо! У каждого получился свой, неповторимый узор.
Воспитатель: А какой узор понравился больше вам, и почему? (Предполагаемые ответы детей: Красиво выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки.)
Воспитатель: В заключение мне хочется сказать, что очень приятно пить чай из гжельского чайника, кушать из гжельской посуды, а как красиво смотрятся цветы в гжельской вазе! Бело-синее чудо приносит в наши дома синеву гжельского неба и свежесть цветов! Предлагаю добавить синеву неба на полки нашего мини-музея.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_nezabudkovuyu_skazku.docx | 819.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7 Семицветик» г. Гурьевск
Конспект
Образовательной деятельности в старшей группе
Тема: «Путешествие в незабудковую гжель»
подготовила
Воспитатель: Подузова О.Н.
16.03.23
г. Гурьевск
2022г.
Цель: Закрепление знаний о Гжельском промысле.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить название элементов Гжельской росписи. Познакомить с росписью на изделиях Гжели. Формировать умение находить и выделять характерные особенности видов народного декоративно-прикладного творчества (роза, листок, веточка, капелька, сеточка.) Учить приемам рисования кистью декоративных элементов гжельской росписи. Закрепить навык работы с палитрой.
Развивающие: Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.
Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, аккуратность при работе с палитрой.
Предварительная работа:
Чтение сказки «Нежно-голубое чудо»; беседы с детьми о народном творчестве; рассматривание иллюстраций, открыток, картинок, альбомов по мотивам декоративно-прикладного искусства. Музыкальный диск с записями народных мелодий «Тройка», «Славянские гусли». П. Синявский «Гжель». Подготовка шаблонов, организация выставки гжельской посуды, подготовка дидактического материала для игры.
Материалы и оборудование: материалы и оборудование мини-музея, дидактический материал для выкладывания гжельского узора; бумажный шаблон, ёмкости для воды, синяя и белая гуашь, палитры, широкие и тонкие кисти на каждого ребёнка. Картинки, фото с изображением предметов гжельской росписи; наглядно-дидактическое пособие «Гжель» (под редакцией А. Дорофеевой, издательство «Мозаика-Синтез», г. Москва, 2007г.); гжельская посуда, предметы, украшенные гжельской росписью (вазы, шкатулки, копилки и т.д.)
Содержание организованной деятельности:
Организационный момент: Звучит тихая музыка (народная мелодия «Тройка»)
Воспитатель: В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, среди полей и лесов стоит городок «Гжель». Давным-давно жили там смелые и умелые, веселые и красивые мастера и мастерицы. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную белую, и решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник, - носик в виде головки петуха. Другой – слепил красивую вазу, а третий – тарелочки чудесные. А расписывали мастера свою посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры: гжельские розы, цветы, листочки, завитки, сеточки. Очень затейливая и нарядная получилась гжельская роспись. Полюбилась людям красивая посуда и стали называть её ласково «нежно-голубое чудо». И так хороши были эти изделия, что слава о гжельских мастерах разнеслась не только у нас в стране, но и далеко в других странах. По сей день стоит недалеко от Москвы городок Гжель. Работают в нем внуки и правнучки знаменитых мастеров.
Воспитатель: Вот я и решила пригласить вас в страну «Синей гжели». А как вы думаете где в нашей группе находиться такая сказка. (Ответы детей)
Воспитатель: Да, сине голубая сказка находиться на полках нашего музея «Народные промыслы». (Дети проходят к мини-музею.)
Воспитатель:
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители - небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой!
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашечку легко перенесла.
Воспитатель: Назовите мне экспонаты гжельского промысла? (Дети называют экспонаты)
Воспитатель: За что же гжель так нравится людям? (Ответы детей)
Воспитатель: Каким цветом рисуют мастера свои узоры? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, прежде всего своим цветом и дивными чудными узорами.
По белому фону ведёт рука художника кисточку с краской. То сильнее, то слабее нажимает на неё и всё, чего коснется кисть становится, синим и голубым. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получается роспись.
Обратите внимание на узоры. (Рассматривание)
Воспитатель: Какими узорами украшены изделия? (Ответы детей)
Изделия расписаны различными узорами из сеточек, полосок, люди и птицы, трава, цветы. Но самый излюбленный узор – гжельская роза.
Воспитатель: Как называется этот узор? (Ответы детей)
Иногда она изображена крупно широкой кистью, а иногда мелкая – тоненькой кистью.
Воспитатель: Где расположен узор? (В центре, в середине) (Ответы детей)
То мы видим букет из нескольких роз в самом центре (середине), то цветы разбросаны по всей поверхности предмета.
Гжельские мастера большие фантазёры. Каждый придумывает свои вазы, маслёнки, чайники. Делают гжельские мастера и часы, и форма у них не простая, расписаны сверху донизу узорами. (Рассматривание.)
Воспитатель: А сейчас закройте на минуту глаза и представьте, что вы гжельские мастера, и вам нужно порадовать людей – расписать посуду. Итак, закрыли все глаза. Представили? Открываем глаза, и вот вы уже в гжельской мастерской. (Рассматривание образца)
Дети, давайте рассмотрим с Вами тарелку, которую я сама украсила гжельской росписью. Воспитатель: Что изображено в середине тарелки? (Ответы детей)
Воспитатель: А из чего нарисованы лепестки? (Ответы детей)
Воспитатель: А посмотрите, что нарисовано вокруг этого цветка? (Ответы детей)
Воспитатель: А чем украшена тарелка по краям? (Ответы детей)
Воспитатель: А от этих листочков что отходит? (Ответы детей)
Вот такой получился поднос у меня. А вы свою посуду можете украсить по-своему, также элементами гжельской росписи.
Показ воспитателя с объяснениями: Ребята, посмотрите, как я буду рисовать завитки - петельные линии. Я держу кисть у железного наконечника, наклонно, набираю синюю краску, лишнюю снимаю и веду плавные линии сверху вниз, делаю гжельский завиток и опять возвращаюсь вверх, и снова вниз, плавно, неотрывно, всей кисточкой. А лепестки и узоры рисую дугообразными линиями. Они изображаются наоборот – снизу-вверх, плавно загибаю их и возвращаюсь вниз, и так рисую все остальные линии.
Давайте возьмем кисточки и в воздухе нарисуем сначала гжельский завиток (дети выполняют), а затем лепестки – дугообразными линиями.
Берем в руки волшебные кисточки и начинаем творить чудеса. В добрый путь, юные мастера гжели!
Воспитатель:
Физкультминутка «Цветок»
Раз-два – спит цветок
Три – раскрыли лепесток
Раз – сомкнулись
Два – проснулись
Дружно к солнцу потянулись!
Пальчиковая гимнастика:
Продуктивная деятельность детей: Звучит песня Н. Филатова «Незабудковая Гжель». В процессе работы воспитатель проводит индивидуальную работу.
Рефлексия:
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые тарелки у вас получились, как будто у настоящих гжельских мастеров, настоящее нежно-голубое чудо! У каждого получился свой, неповторимый узор.
Воспитатель: А какой узор понравился больше вам, и почему? (Предполагаемые ответы детей: Красиво выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки.)
Воспитатель: В заключение мне хочется сказать, что очень приятно пить чай из гжельского чайника, кушать из гжельской посуды, а как красиво смотрятся цветы в гжельской вазе! Бело-синее чудо приносит в наши дома синеву гжельского неба и свежесть цветов! Предлагаю добавить синеву неба на полки нашего мини-музея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности "Путешествие по сказке Гуси - лебеди"
Конспект образовательной деятельности "Путешествие по сказке гуси - лебеди"...
Конспект образовательной деятельности «Как дети сказки Ганса-Кристиан Андерсена искали»
Воспитательные:-воспитывать любовь к сказкам Ганса-Христиан Андерсена;-воспитывать чувство сострадания к ближнему.Развивающие:-раэвивать речь детей-развивать дивергентное мышление при выборе способа д...
Конспект образовательной деятельности "Путешествие по сказкам"
Занятие по формированию элементарных матимотических представлений в форме проблемного путешесвия...
Конспект образовательной деятельности "Театрализованная деятельность. Сказка "Репка"" с детьми младшего дошкольного возраста
Инсценировка сказки "Репка" с детьми младшего дошкольного возраста...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (игра-викторина)
Дети очень любят играть. в данной игре-викторине дети вспомнят любимые сказки, научатся играть в команде, помогать друг другу в ходе совместного обсуждения...
Конспект образовательного события "Путешествие по сказке "Гуси лебеди""
Путешествие по сказке «Гуси лебеди»...
Конспект образовательной деятельности "Путешествие в сказку Цветик семицветик"
Формирование элементарных математических представлений...