Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию "Платок, колпачок - русские народные уборы"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Приобщение детей к первоначальным представлениям социального характера с некоторыми старинными головными уборами посредством художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
platok_kolpachok.docx | 943.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 города Красноармейска Саратовской области»
Саратовская область г. Красноармейск, ул 1 Мая. д. 8 «а»
Телефон 2 - 46 - 48
Конспект
образовательной деятельности
во второй младшей группе
Воспитатели
Аржанухина С.К.,
Горбунова Ю.В.
г. Красноармейск
2023 год
«Платок, колпачок – русские головные уборы»
Образовательная область: социально - коммуникативное развитие.
Вид детской деятельности: игровая, познавательная, речевая.
Возрастная группа: 2 младшая.
Тема: «Колпачок, колпачок…»
Форма: ОД.
Форма организации детей: подгрупповая, индивидуальная.
Цель: приобщение детей к первоначальным представлениям социального характера с некоторыми старинными головными уборами посредством художественной литературы.
Задачи.
Образовательная: познакомить детей с некоторыми русскими головными уборами, особенностями их применения.
Развивающая: развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки.
Воспитательная: воспитать интерес и уважение к русской культуре.
Словарная работа: платок, колпачок, узоры, расписной, кисти, старина.
Предварительная работа: ОД «Одежда. Головные уборы. Обувь»; знакомство с русскими народными хороводными играми; просмотр познавательной передачи.
Материал: платки, колпачки.
Методы и приемы: наглядные (показ, демонстрация); словесные (беседа, вопрос-ответ); практические (чтение стихов, игры).
Педагогические технологии: личностно - ориентированная, исследовательская, игровая.
Ход.
- Вводная часть - организационный момент.
(Дети стоят полукругом, здороваемся с гостями).
Здравствуйте, дорогие гости.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
2 . Основная часть - практическая часть.
2.1. - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о русских головных уборах. Какие головные уборы вы знаете? (Ответы детей).
- Молодцы, отгадайте загадку.
Носят женщины, старушки,
Носят малые девчушки -
К уголочку - уголок
Сложен красочный… (платок).
- Про платок сложено много песен, частушек, стихотворений, пословиц и поговорок.
Стихотворение.
Твоя бабушка повяжет, А потом тебе расскажет -
Что за головной убор Знает, любит с давних пор.
Даст материи кусочек – Повяжи себе платочек.
- Давным - давно, в старину все женщины, девушки и девочки носили платки. На праздники они повязывали узорчатые, красочные, нарядные платки. (Показ 2 платков).
- Посмотрите и скажите, чем украшен этот платок? (Ответы детей - цветами, листьями, ягодами).
- А этот платок? (Ответы детей).
- Чем они похожи и чем отличаются друг от друга? (Они квадратной формы. Один большой, другой маленький. Отличаются еще узором).
- Правильно, ребята. А еще один платок украшен кистями, а у другого их нет, но они оба праздничные.
- Но не только в праздники носили платки, но и когда работали в садах, огородах, полях, ходили в лес. (Показ 2 платков). Они украшены намного проще, чем праздничные. Вам какой больше платок нравится и почему? (Индивидуальная работа).
- В стариннные времена платок был самым желанным подарком. Платок - не просто головной убор, а символ любви и красоты. С ним люди водили хороводы, играли в игры.
Игра «Наш платочек расписной».
Наш платочек расписной,
Поиграть хотим с тобой.
Ты беги платок по кругу,
Выбирай скорее друга!
Покружись, попляши,
И платочек покажи!
(Дети по кругу передают платок. По окончании слов закрывают глаза, накрываю кого - нибудь платком и говорю: «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?» Ребята открывают глаза и угадывают, кто находится под платком. Игра проводится 3 раза).
Пословицы и поговорки про платок. (Проговаривают воспитатели).
На чужой роток, не накинешь платок.
Больной голове платок не спасенье.
И новый платок наденешь, да половина Москвы не проведает.
Бабы бранятся, так платки с голов валяться.
Купил бы жене платок по лету, да денег нету.
Даже самый красивый платок не может утолить голод.
На зависть платок не купишь.
Не торопись, девушка, надевать платок: пойдут дети, пойдут заботы.
2.2. В выходные дни и в праздники люди любили веселиться и часто их развлекали скоморохи, клоуны, шуты. И главным элементом их костюма были колпаки. Они были сшиты из мягкой, цветной ткани и состояли из нескольких конусов, а концы их украшали бубенцы. Позже стали делать из бумаги. (Показ 2-3 колпаков). В наше время день рождения колпака празднуют 5 марта.
Чистоговорки.
Чок - чок - чок - мы надели колпачок.
Чка - чка - чка - нет у нас колпачка.
Чки - чки - чки - мы украсим колпачки.
Приглашаем гостей в хороводную игру «Колпачок».
(Выбираем водящего, который стоит в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют):
«Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!»
3. Заключительная часть - итог.
(Наряжаем детей в платки и колпачки, они идут по кругу за воспитателем под чтение стихотворения).
Все народные уборы
Нас в историю зовут.
Все уборы для народа
Смысл и важность в них несут.
Изучайте, берегите
Вы историю свою.
И, конечно, же, носите,
А быть может, создадите
Новую модель свою!
(Предлагаем воспитателям спеть частушки про платок). (Приложение 1).
- И в наше время эти головные уборы тоже есть. О чем говорили мы? Кто носит платки? Какие платки бывают? А кто носит колпачки? Что делают скоморохи, шуты, клоуны? Спасибо! Молодцы! На следующем занятии мы украсим платки и колпачки.
(Угощенье - конфеты - петушки).
(Приложение 1)
На платочке у меня
Розы распускаются.
Не могу стоять на месте,
Пчелы все слетаются.
Я платочком помашу,
Покружусь немножко.
Пусть посмотрит на меня
Озорник Сережка.
Свой платочек подарю
Я соседу Саше.
Чтобы съел на завтрак
За меня всю кашу.
Мы девчата боевые,
Не видали вы таких.
А платки на нас какие –
В ярких красках расписных.
Гармонисту на гармошку
Я платочек повяжу.
Веселей играй, гармошка –
Гармонисту прикажу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию "Бабушка приехала".
Занятие способствуют развитию логического мышления, внимания, памяти....
Конспект НОД по социально – коммуникативному развитию по теме: «Народные умельцы»
Образовательные задачи: Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей русского народа, о его быте, обычаях, гостеприимстве.Познакомить детей с некоторыми видами ремесел (кузнечье, ...
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию и этическому воспитанию «Русское гостеприимство»
Цель: формирование основ социального поведения, этических и нравственных принципов, норм культурного поведения в гостях....
Конспект занятия По «Социально-коммуникативному развитию» Тема: " Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода»
Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.Задачи:- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русс...
Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию. Тема: «Хорошо у нас в саду»
Цель: содействие нравственному развитию детей.Задачи:— конкретизировать первоначальные представления о правилах поведения в группе детского сада;— способствовать развитию интереса к с...
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию «Родословная»
Цель: формирование ценностного отношения к себе.Задачи:— конкретизировать представления детей о происхождении имен;— дифференцировать представления о близких и дальних родственниках, об их...
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе Тема занятия: «Путешествие в сказочную страну Доброты»
Тема занятия: «Путешествие в сказочную страну Доброты»Цель: создание условий для формирования нравственных взаимоотношений дошкольников через формирование...