Конспект занятия По «Социально-коммуникативному развитию» Тема: " Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода»
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Сёмина Анна Юрьевна

Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Задачи:

- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).

-обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.).

-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.

Оборудование: мультимедийная установка, слайды с изображением избы, макеты избы с предметами быта (печь, лавки, стол, забор, старинная посуда, прялка и др.), сундучок с пословицами и загадками, схема-таблица и изображения предметов избы .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsilizatsiya.docx422.54 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад  №125»

Конспект ОД

По «Социально-коммуникативному развитию»

Тема «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода»

        Группа общеразвивающей направленности детей 4-5лет

группа «Смешарики»

                              Подготовила:                                                                                                      

 Семина Анна Юрьевна,                                                                    воспитатель высшей                                                                                     квалификационной категории

г. Оренбург,  2018 г.

  Конспект  занятий по  теме : «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода».

Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Задачи:

- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).

-обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.).

-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.

Оборудование: мультимедийная установка, слайды с изображением избы, макеты избы с предметами быта (печь, лавки, стол, забор, старинная посуда, прялка и др.), сундучок с пословицами и загадками, схема-таблица и изображения предметов избы .

Критерии оценки деятельности детей на занятии:

  1. Ребёнок задаёт вопрос
  2. Активно участвует в продуктивной деятельности
  3. Проявляет самостоятельность
  4. Обращается за помощью к взрослому
  5. Сопереживает
  6. Эмоционально реагирует
  7. Соподчиняет мотивы
  8. Проявляет волевое усилие
  9. Аргументирует самооценку

План ОД

Часть задания

Длительность

Вводная

2мин

Основная

15мин

Заключительная

3мин

Длительность занятия

20мин

Ход  образовательной деятельности.

Части ОД

Содержание

Области

Вводна часть.

Создание проблемной ситуации

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с далёким прошлым наших предков.

Тема нашего занятия - внутреннее убранство русской избы.

Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столица была в Киеве, а не в Москве как сейчас.

- Ребята, скажите, пожалуйста, что такое «старина»? (ответы детей). Правильно, это то, что было до нас в далёкие времена.

Умный сильный наш народ

Свою землю бережёт.

А преданья старины

Забывать мы не должны!

И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом.

- Для чего нужен дом человеку? Как мы себя чувствуем дома? (ответы детей)

- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше» (ответы детей)

- Трудно уменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага.

- Русская народная пословица гласит: «Не дом хозяина красит, а хозяин дом». Как вы думаете, ребята, в чём смысл этого высказывания? Ответы детей.

- Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!

- Что же мы видим в избе?(ответы детей)

Перед вами схема, на которой написаны названия предметов русского быта и картинки, которые соответствуют названиям. Ваша задача – во время нашей беседы карточки размещать на схеме. А я буду говорить вам, когда нужно это делать.

- Ребята, обратите внимание на карточки, которые располагаются перед каждым из вас. Как вы думаете, что такое «Красный угол»? (ответы детей)

Покажите карточку с изображением красного угла.

Красный угол от слова «красивый» – духовный центр дома – располагался в переднем углу. В нем божница, где на особой полочке - иконы в окладах, украшенные ткаными или вышитыми полотенцами, сухими целебными травами. В доме два очага: духовный – красный угол и земной – огонь в печи. Положите на схему.

Печь была своеобразным центром избы, символом добродетели и тепла. Располагалась печь в противоположном красного углу, на западе. В одной избе она белоснежная, а в другой – вся расписная. Её украшали особенно тщательно. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Тепло, которым дышала печь, было сродни теплу душевному. Найдите и покажите, пожалуйста, карточку с изображением печки. Положите на схему

- Все в избе деревянное, кроме печи. Пространство у печи – женская половина, «бабий кут».

Здесь всё, чем заведовала женщина, хозяйка дома: Ребята, я буду читать четверостишия, а вы – расположите карточки с изображением на схеме.

Вот старинные кувшины,

Сделаны они из глины.

Варили в них пищу на целый день,

Кушай кашу кому не лень.

У печи стояли важно,

Как стойкие солдаты.

Из печи горшочки с кашей

Тянут железные ухваты.

Перед вами утюг,

Бабушкин старинный друг.

Грелся он в то время на углях

И жил во всех дворах.

Коромысло с утра я беру,

За прозрачной водичкой иду.

Буду кушать готовить, стирать,

Буду маме своей помогать.

Ты помощница моя,

Прялочка родная.

Напрядешь ты пряжи мне,

Что не видно края.

- Вы успели положить предметы из бабьего кута на схему? (пройти и посмотреть)

А теперь для вас загадка.

Ножек четыре,

Шляпок одна,

Нужен, коль станет

Обедать семья. (Ответ: Стол)

Стол – одна из основных частей избы. «Божья ладонь» называли его, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы. Непременным элементом всех праздников и торжеств являлось ЗАСТОЛЬЕ: семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство. «Когда семья вместе, и душа на месте», - говорили наши предки. Найдите на ваших карточках стол и положите на схему.

- От двери до боковой стены избы – широкая лавка. На лавке мужчины занимались хозяйственными работами, работали женщины за прялкой, за вышиванием, за вязанием. Расположить карточку на схеме.

Рядом с лавками стояли сундуки, украшенные разными узорами. В сундуках не только хранили одежду, бельё, ценные вещи. Лавки и сундуки служили и спальными местами, ведь не всем хватало места на печи. Расположить карточку на схеме.

- Для работы нужен свет. Чем, по вашему мнению, освещалась комната вечером? (ответы дете ) Найдите нужную карточку. В сумерки избу освещал кованый светец. В него вставлялась деревянная палочка, которую поджигали. Она называлась лучина. Положите карточку с изображением на схему.

Какае карточка у вас осталась? (Ответы детей). Любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара.

Итак, вы все заполнили свои схемы, познакомились с основными предметами быта, их предназначением, узнали некоторые новые слова.

Сейчас мы ещё раз вспомним все предметы, о которых говорили. У меня есть сундучок, в котором загадки о предметах быта, я предлагаю вам их отгадать.

Летом спит

Зимой горит

Рот открывает,

Что дают – глотает (печь).

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват).

Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло

Держит ведра…(коромысло).

Выпускает жаркий пар

Древний чайник…(самовар).

Ребята, мы познакомились со старинной русской избой. В старину не было ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? (ответы)

Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая игра.

Коли народ невесел

Низко голову повесил

Знаю я, нужна игра:

Распотешится пора.

Я предлагаю вам немного поиграть. (3 раза с ускорением) Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача – повторять за мной.

За дровами мы идём

И пилу с собой несём,

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить!

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки!

Молодцы! «Делу - время, потехе - час»- говорили наши предки.

Сейчас мы разделимся на три группы и попробуем сами в макетах домиков расставить предметы убранства русской избы. (Предлагаются макеты избы со старинными предметами)

Молодцы..

- Что нового вы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)

Мы с вами продолжим знакомство с внутренним убранством русской избы. Я желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками. Хочу посоветовать вам обсудить эти пословицы дома, в своей семье. Всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Знакомство детей с русской избой и с предметами быта»

Цель:— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.Задачи:• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи...

Конспект занятий по теме «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода».

Конспект  занятий по  теме  «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода»....

Конспект занятий по теме : «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода».

Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи....

«Знакомство детей с русской избой и с предметами быта»

Формирование представления о строении русской избы и предметами быта в старину....

Конспект занятия с детьми среднего дошкольного возраста «Знакомство детей с русско-народной сказкой "Петушок и бобовое зёрнышко"

Познакомить детей со сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко».Уточнить и закрепить знания детей о звуке «Ц»...