Конспект занятия По «Социально-коммуникативному развитию» Тема: " Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода»
план-конспект занятия (средняя группа) по теме
Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.
Задачи:
- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).
-обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.).
-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.
Оборудование: мультимедийная установка, слайды с изображением избы, макеты избы с предметами быта (печь, лавки, стол, забор, старинная посуда, прялка и др.), сундучок с пословицами и загадками, схема-таблица и изображения предметов избы .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsilizatsiya.docx | 422.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад №125»
Конспект ОД
По «Социально-коммуникативному развитию»
Тема «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода»
Группа общеразвивающей направленности детей 4-5лет
группа «Смешарики»
Подготовила:
Семина Анна Юрьевна, воспитатель высшей квалификационной категории
г. Оренбург, 2018 г.
Конспект занятий по теме : «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода».
Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.
Задачи:
- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).
-обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.).
-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.
Оборудование: мультимедийная установка, слайды с изображением избы, макеты избы с предметами быта (печь, лавки, стол, забор, старинная посуда, прялка и др.), сундучок с пословицами и загадками, схема-таблица и изображения предметов избы .
Критерии оценки деятельности детей на занятии:
- Ребёнок задаёт вопрос
- Активно участвует в продуктивной деятельности
- Проявляет самостоятельность
- Обращается за помощью к взрослому
- Сопереживает
- Эмоционально реагирует
- Соподчиняет мотивы
- Проявляет волевое усилие
- Аргументирует самооценку
План ОД
Часть задания | Длительность |
Вводная | 2мин |
Основная | 15мин |
Заключительная | 3мин |
Длительность занятия | 20мин |
Ход образовательной деятельности.
Части ОД | Содержание | Области |
Вводна часть. Создание проблемной ситуации | Добрый день, дорогие ребята! Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с далёким прошлым наших предков. Тема нашего занятия - внутреннее убранство русской избы. Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столица была в Киеве, а не в Москве как сейчас. - Ребята, скажите, пожалуйста, что такое «старина»? (ответы детей). Правильно, это то, что было до нас в далёкие времена. Умный сильный наш народ Свою землю бережёт. А преданья старины Забывать мы не должны! И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом. - Для чего нужен дом человеку? Как мы себя чувствуем дома? (ответы детей) - Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше» (ответы детей) - Трудно уменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага. - Русская народная пословица гласит: «Не дом хозяина красит, а хозяин дом». Как вы думаете, ребята, в чём смысл этого высказывания? Ответы детей. - Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! - Что же мы видим в избе?(ответы детей) Перед вами схема, на которой написаны названия предметов русского быта и картинки, которые соответствуют названиям. Ваша задача – во время нашей беседы карточки размещать на схеме. А я буду говорить вам, когда нужно это делать. - Ребята, обратите внимание на карточки, которые располагаются перед каждым из вас. Как вы думаете, что такое «Красный угол»? (ответы детей) Покажите карточку с изображением красного угла. Красный угол от слова «красивый» – духовный центр дома – располагался в переднем углу. В нем божница, где на особой полочке - иконы в окладах, украшенные ткаными или вышитыми полотенцами, сухими целебными травами. В доме два очага: духовный – красный угол и земной – огонь в печи. Положите на схему. Печь была своеобразным центром избы, символом добродетели и тепла. Располагалась печь в противоположном красного углу, на западе. В одной избе она белоснежная, а в другой – вся расписная. Её украшали особенно тщательно. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Тепло, которым дышала печь, было сродни теплу душевному. Найдите и покажите, пожалуйста, карточку с изображением печки. Положите на схему - Все в избе деревянное, кроме печи. Пространство у печи – женская половина, «бабий кут». Здесь всё, чем заведовала женщина, хозяйка дома: Ребята, я буду читать четверостишия, а вы – расположите карточки с изображением на схеме. Вот старинные кувшины, Сделаны они из глины. Варили в них пищу на целый день, Кушай кашу кому не лень. У печи стояли важно, Как стойкие солдаты. Из печи горшочки с кашей Тянут железные ухваты. Перед вами утюг, Бабушкин старинный друг. Грелся он в то время на углях И жил во всех дворах. Коромысло с утра я беру, За прозрачной водичкой иду. Буду кушать готовить, стирать, Буду маме своей помогать. Ты помощница моя, Прялочка родная. Напрядешь ты пряжи мне, Что не видно края. - Вы успели положить предметы из бабьего кута на схему? (пройти и посмотреть) А теперь для вас загадка. Ножек четыре, Шляпок одна, Нужен, коль станет Обедать семья. (Ответ: Стол) Стол – одна из основных частей избы. «Божья ладонь» называли его, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы. Непременным элементом всех праздников и торжеств являлось ЗАСТОЛЬЕ: семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство. «Когда семья вместе, и душа на месте», - говорили наши предки. Найдите на ваших карточках стол и положите на схему. - От двери до боковой стены избы – широкая лавка. На лавке мужчины занимались хозяйственными работами, работали женщины за прялкой, за вышиванием, за вязанием. Расположить карточку на схеме. Рядом с лавками стояли сундуки, украшенные разными узорами. В сундуках не только хранили одежду, бельё, ценные вещи. Лавки и сундуки служили и спальными местами, ведь не всем хватало места на печи. Расположить карточку на схеме. - Для работы нужен свет. Чем, по вашему мнению, освещалась комната вечером? (ответы дете ) Найдите нужную карточку. В сумерки избу освещал кованый светец. В него вставлялась деревянная палочка, которую поджигали. Она называлась лучина. Положите карточку с изображением на схему. Какае карточка у вас осталась? (Ответы детей). Любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Итак, вы все заполнили свои схемы, познакомились с основными предметами быта, их предназначением, узнали некоторые новые слова. Сейчас мы ещё раз вспомним все предметы, о которых говорили. У меня есть сундучок, в котором загадки о предметах быта, я предлагаю вам их отгадать. Летом спит Зимой горит Рот открывает, Что дают – глотает (печь). Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает, Что схватит – отдаёт, А сам в угол идёт (ухват). Воду дед носил с утра, Каждый раз по два ведра, На плечах дугой повисло Держит ведра…(коромысло). Выпускает жаркий пар Древний чайник…(самовар). Ребята, мы познакомились со старинной русской избой. В старину не было ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? (ответы) Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая игра. Коли народ невесел Низко голову повесил Знаю я, нужна игра: Распотешится пора. Я предлагаю вам немного поиграть. (3 раза с ускорением) Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача – повторять за мной. За дровами мы идём И пилу с собой несём, Вместе пилим мы бревно, Очень толстое оно. Чтобы печку протопить, Много надо напилить! Чтоб дрова полезли в печку, Их разрубим на дощечки! Молодцы! «Делу - время, потехе - час»- говорили наши предки. Сейчас мы разделимся на три группы и попробуем сами в макетах домиков расставить предметы убранства русской избы. (Предлагаются макеты избы со старинными предметами) Молодцы.. - Что нового вы сегодня узнали на занятии? (ответы детей) Мы с вами продолжим знакомство с внутренним убранством русской избы. Я желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками. Хочу посоветовать вам обсудить эти пословицы дома, в своей семье. Всего доброго! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Знакомство детей с русской избой и с предметами быта»
Цель:— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.Задачи:• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи...
Конспект занятий по теме «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода».
Конспект занятий по теме «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода»....
ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ. ТЕМА: «Знакомство детей с основными органами артикуляционного аппарата и их основными движениями»
ТЕМА: «Знакомство детей с основными органами артикуляционного аппарата и их основными движениями»...
Конспект занятий по теме : «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода».
Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи....
Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода».
Предметы народного быта...
«Знакомство детей с русской избой и с предметами быта»
Формирование представления о строении русской избы и предметами быта в старину....
Конспект занятия с детьми среднего дошкольного возраста «Знакомство детей с русско-народной сказкой "Петушок и бобовое зёрнышко"
Познакомить детей со сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко».Уточнить и закрепить знания детей о звуке «Ц»...