Занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Что необходимо для роста и развития растения»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Гизатулина Вероника Валерьевна

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Что необходимо для роста и развития растения»

 

Прежде чем давать знания, надо

научить думать, воспринимать, наблюдать.

                                                   В. Сухомлинский

Введение

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей.

Данная исследовательская работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

У детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, может стать исследовательско - познавательный проект, суть которого – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.

Поэтому при разработке данного проекта использовали метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей.

Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.

Цель: Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Систематизировать и закреплять имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия.
  • Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.
  • Формирование умения прогнозировать будущие изменения.
  • Знакомить дошкольников с методами и приёмами простейших научных исследований.
  • Учить работе с дополнительной литературой, наглядным материалом.

Развивающие:

  • Развитие способности у детей подготовительного дошкольного возраста к исследовательской деятельности.
  • Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять биологические знания.
  • Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, эвристическую беседу.
  • Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость и т. д.
  • Расширять и обогащать практический опыт детей.

 

Воспитательные:

  • Воспитывать сознательное отношение к труду и эстетический вкус.
  • Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.

 

Предполагаемый результат:

  • доказательство того, что факторы неживой природы оказывают влияние на организм;
  • формирование практических умений в выращивании культурных растений;
  • формирование умения ухаживать за культурными растениями, используя полученные знания;
  • формирование умений наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью.
  • воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей природе.

К концу исследования воспитанники должны знать:

 

  • - названия абиотических факторов, их влияние на рост и развитие растений;
  • - основные понятия и термины изучаемых областей знаний;
  • - требования условий к посадке, технологию выращивания и уборки;

Должны уметь:

  • - применять технологию выращивания гороха;
  • - выполнять наблюдения за ростом и развитием гороха;
  • - сравнивать высоту растения, окраску листьев их размер и количество;
  • - анализировать и делать выводы по своим наблюдениям.

 

Объект исследования и методика исследования:

Для изучения были выбраны растения гороха. Неприхотливое растение, легко дающее всходы.

Семена удобные для изучения и исследования.

 

 

Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена:

  • на формирование у ребёнка практических умений и навыков;
  • на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие;
  • на стремление к самостоятельной работе;
  • на развитие личности в целом (умение анализировать, сравнивать, обобщать собственные наблюдения и делать выводы, видеть и понимать красоту окружающего мира, логически рассуждать, эмоционально переживать).

Основной механизм реализации исследовательской работы:

Работа построена на проведение серии спланированных экспериментов, наблюдений естественно - научного цикла. Результаты фиксировались в виде измерений и сравнений.

Предлагаемая форма работы обеспечивает личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Опыты и эксперименты подведут детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Ознакомление с ростом и развитием растений осуществлялось в весенний период, выращивая в помещении детского сада растения гороха из семян, используя для этого огород на окне.

Изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы. Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.

Предварительная работа:

  • Прочитать книги о растениях;
  • Рассмотреть иллюстрации с изображением растений;
  • Понаблюдать и расспросить маму или бабушку, как и где правильно использовать овощи;
  • Вырастить растения в огороде на окне.

Практическая часть:

  • Рассматривание семян гороха
  • Знакомство с алгоритмом действий по посадке
  • Выдвижение гипотезы "Что нужно для прорастания семян и роста растений"
  • Исследовательская деятельность "Подготовка семян гороха к посадке" (Приложение №1)
  • Исследовательская деятельность "Подготовка условий для прорастания и роста семян" (Приложение№2)
  • Выполнения трудовых действий. Наблюдение за результатами и отметки в Дневнике наблюдений. (Приложение№3)
  • Опытно-экспериментальная деятельность: «Что нужно для прорастания семян и роста растений» (Приложение №4)

Опыт 1

Нужна вода и свет для прорастания семян?

Одни семена оставили сухими и в темное место, а другие семена поместили во влажную землю и поливали водой регулярно, света достаточно.

Вывод: Вода и свет растениям необходимы. Без нее они плохо растут.  Для прорастания семян нужна вода. Для прорастания семян свет не нужен, но для роста растений обязателен! (Приложение №5)

Опыт 2

Где может расти растение?

Приготовили два вида субстрата: земляной грунт и песок. Высадили в них семена гороха. Наблюдали за развитие растения гороха в каждом субстрате. Отмечали в дневнике наблюдений. Измеряли высоту растений. Подсчитывали количество листочков, сравнивали величину.

Вывод: для роста лучше всего подходит удобренная земля, а песок можно использовать для проращивания семян. (Приложение №6)

 

ВЫВОД: таким образом, на основании проведенных опытов, можно сделать вывод, что растения — это живые организмы, которым для развития требуется воздух, тепло, солнечный свет, вода и минеральные вещества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Опыты с растениями»

Введение

С познавательно-исследовательской деятельностью необходимо углубленно знакомить дошкольника подготовительной группы. Воспитание гуманного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания.

Цель: развитие познавательной активности и способностей дошкольников в процессе экспериментирования.

Задачи:

  • Образовательные: расширять и обогащать представления детей о растениях, их свойствах через экспериментирование.
  • Развивающие:
  • способствовать стимулированию исследовательской активности детей посредством действий с дидактическими пособиями, природным материалом.
  • Формировать у детей процессы познания, вовлекая их в совместную исследовательскую деятельность, умению самостоятельно делать выводы, гипотезы.
  • Поддерживать самостоятельную познавательную активность дошкольников.
  • Развивать мышление, познавательные способности, речь, мелкую и крупную моторику рук.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать умение действовать в коллективе, учитывать мнение партнера.
  • Воспитывать бережное отношение к растениям.

Методы и приемы:

  • Словесный метод: рассказ, объяснение, обсуждение, беседа.
  • Наглядный метод: показ.
  • Метод поощрения: оценка деятельности детей, похвала.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о растениях.

Чтение стихотворения Н. Нищева «В нашей группе на окне».

Чтение рассказа А. Лопатина «Почему у земли платье зеленое?»

Рассматривание энциклопедий о комнатных растениях.

Оборудование: лейкопластырь, стаканчики с водой и землей.

Ход занятия:

Вводная (информационно-познавательная) часть.

Послушайте стихотворение:

Сад зеленый на окошке

Средь зимы у нас растет,

Посмотрите – это крошки,

Вон гигант большой растет.

Как нежны у них цветы

Стебли чудной красоты.

- О чем это стихотворение? (о комнатных растениях).

- Да, сегодня мы поговорим о комнатных растениях, и даже будем проводить опыты, чтобы выяснить условия, в которых растениям комфортно жить. Но вначале давайте выясним сколько частей имеет каждое растение. Я буду показывать карточку с изображением части растения, а вы будете называть ее. (корень, стебель, лист, цветок, плод)

- Для чего нужен растению корень?

- Стебель?

- Листья?

- Цветок?

- Плод?

Теперь давайте рассмотрим настоящие растения и назовем их.

(Дети встают, обходят помещение группы, рассматривают и называют растения).

- Как называются некоторые растения в простонародье? (зигокактус – «декабрист»; герань; глоксиния, фикус).

- Какие стебли бывают у комнатных растений? (прямостоячие, свисающие, вьющиеся).

- Назовите растения с прямостоячим стеблем (герань, фикус); с вьющимся (циссус); со свисающим (декабрист).

- У каких растений не видно стебля (бегония, хлорофитум и др.)?

- У какого растения пахнут не только цветы, но и листья (герань)?

- У какого растения самые большие листья (фикус)? Приложение 1

- Молодцы, растения, растущие у вас в группе, вы знаете хорошо, теперь предлагаю вам поиграть.

ИГРА «Раз, два, три до цветка беги».

После игры воспитатель предлагает детям отправиться в лабораторию и провести несколько опытов, чтобы выяснить условия необходимые для нормального роста и развития растений:

- Итак, мы превращаемся в ученых.

Опыт 1.

 Мы с вами уже сказали, что растения живые, а всё живое растет и дышит. Что растения растут - мы видим, наблюдая за ними. А как узнать дышат ли растения? Мы начали проводить опыт с цветком Каланхоэ, кто опишет его? (Горшок с цветком поливают, ставят в большую банку и плотно закрывают крышкой. На стенках банки появляются капли воды). Приложение 2

- Давайте сделаем вывод из опыта. Дети делают вывод: растение дышит.

Опыт 2.

Давайте сейчас проверим, что будет, если на часть листа не будет падать свет (часть листа будет светлее). Предположения детей проверяются опытом: часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают. Дети делают вывод: без света питание в растениях не образуется. Приложение 3

Опыт 3.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что листья растений повернуты в одном направлении. Устанавливают растение к окну, помечая сторону горшка символом. Обращают внимание на направление поверхности листьев (во все стороны). Через три дня обращают внимание, что все листья потянулись к свету. Поворачивают растение на 180 градусов. Отмечают направление листьев. Продолжают наблюдение еще дня три, отмечают изменение направление листьев (они опять повернулись к свету). Дети делают вывод, что растение ищет свет. Приложение 4

Опыт 4.

Воспитатель предлагает детям посадить черенки герани в воду и в почву. И посмотреть, где быстрее появятся корни. Вывод: Корни появились быстрее в воде. Их больше. Приложение 5

Рефлексия.

- Ребята вам понравилось проводить опыты?

-Расскажите, что мы сегодня хотим узнать о растениях?

-Молодцы ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы сегодня были настоящими учеными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАНЯТИЕ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ТАКОЙ НЕОБХОДИМЫЙ ВОЗДУХ»

конспект занятия-экспериментирования, для развития любознательности детей...

Что необходимо для роста и развития растений

подвести детей к пониманию того, что для жизни растениям необходимы благоприятные условия (почва, влага, свет, тепло)....

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ (условия необходимые для роста и развития растений)»

Конспект НОД в подготовительной к школе группена тему: «ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ         (условия необходимые для роста и развития растений)»...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «ТАКОЙ НЕОБХОДИМЫЙ ВОЗДУХ».

Цель: Совершенствовать представления детей о свойствах воздуха через детское экспериментирование....

Презентация для детей 5-6 лет "Что необходимо для роста и развития растений"

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, умение наблюдать за  ростом и развитием растений....

ЗАНЯТИЕ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ»

ВведениеС познавательно-исследовательской деятельностью необходимо углубленно знакомить дошкольника подготовительной группы. Воспитание гуманного отношения детей к природе, формирования у них основ эк...