Занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Что необходимо для роста и развития растения»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Что необходимо для роста и развития растения»
Прежде чем давать знания, надо
научить думать, воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
Введение
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Данная исследовательская работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
У детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, может стать исследовательско - познавательный проект, суть которого – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.
Поэтому при разработке данного проекта использовали метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей.
Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.
Цель: Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Систематизировать и закреплять имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия.
- Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.
- Формирование умения прогнозировать будущие изменения.
- Знакомить дошкольников с методами и приёмами простейших научных исследований.
- Учить работе с дополнительной литературой, наглядным материалом.
Развивающие:
- Развитие способности у детей подготовительного дошкольного возраста к исследовательской деятельности.
- Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять биологические знания.
- Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, эвристическую беседу.
- Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость и т. д.
- Расширять и обогащать практический опыт детей.
Воспитательные:
- Воспитывать сознательное отношение к труду и эстетический вкус.
- Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
- доказательство того, что факторы неживой природы оказывают влияние на организм;
- формирование практических умений в выращивании культурных растений;
- формирование умения ухаживать за культурными растениями, используя полученные знания;
- формирование умений наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью.
- воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей природе.
К концу исследования воспитанники должны знать:
- - названия абиотических факторов, их влияние на рост и развитие растений;
- - основные понятия и термины изучаемых областей знаний;
- - требования условий к посадке, технологию выращивания и уборки;
Должны уметь:
- - применять технологию выращивания гороха;
- - выполнять наблюдения за ростом и развитием гороха;
- - сравнивать высоту растения, окраску листьев их размер и количество;
- - анализировать и делать выводы по своим наблюдениям.
Объект исследования и методика исследования:
Для изучения были выбраны растения гороха. Неприхотливое растение, легко дающее всходы.
Семена удобные для изучения и исследования.
Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена:
- на формирование у ребёнка практических умений и навыков;
- на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие;
- на стремление к самостоятельной работе;
- на развитие личности в целом (умение анализировать, сравнивать, обобщать собственные наблюдения и делать выводы, видеть и понимать красоту окружающего мира, логически рассуждать, эмоционально переживать).
Основной механизм реализации исследовательской работы:
Работа построена на проведение серии спланированных экспериментов, наблюдений естественно - научного цикла. Результаты фиксировались в виде измерений и сравнений.
Предлагаемая форма работы обеспечивает личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Опыты и эксперименты подведут детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Ознакомление с ростом и развитием растений осуществлялось в весенний период, выращивая в помещении детского сада растения гороха из семян, используя для этого огород на окне.
Изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы. Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.
Предварительная работа:
- Прочитать книги о растениях;
- Рассмотреть иллюстрации с изображением растений;
- Понаблюдать и расспросить маму или бабушку, как и где правильно использовать овощи;
- Вырастить растения в огороде на окне.
Практическая часть:
- Рассматривание семян гороха
- Знакомство с алгоритмом действий по посадке
- Выдвижение гипотезы "Что нужно для прорастания семян и роста растений"
- Исследовательская деятельность "Подготовка семян гороха к посадке" (Приложение №1)
- Исследовательская деятельность "Подготовка условий для прорастания и роста семян" (Приложение№2)
- Выполнения трудовых действий. Наблюдение за результатами и отметки в Дневнике наблюдений. (Приложение№3)
- Опытно-экспериментальная деятельность: «Что нужно для прорастания семян и роста растений» (Приложение №4)
Опыт 1
Нужна вода и свет для прорастания семян?
Одни семена оставили сухими и в темное место, а другие семена поместили во влажную землю и поливали водой регулярно, света достаточно.
Вывод: Вода и свет растениям необходимы. Без нее они плохо растут. Для прорастания семян нужна вода. Для прорастания семян свет не нужен, но для роста растений обязателен! (Приложение №5)
Опыт 2
Где может расти растение?
Приготовили два вида субстрата: земляной грунт и песок. Высадили в них семена гороха. Наблюдали за развитие растения гороха в каждом субстрате. Отмечали в дневнике наблюдений. Измеряли высоту растений. Подсчитывали количество листочков, сравнивали величину.
Вывод: для роста лучше всего подходит удобренная земля, а песок можно использовать для проращивания семян. (Приложение №6)
ВЫВОД: таким образом, на основании проведенных опытов, можно сделать вывод, что растения — это живые организмы, которым для развития требуется воздух, тепло, солнечный свет, вода и минеральные вещества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_opytno-eksperimentalnoy_deyatelnosti_opyty_s_rasteniyami_s_foto_-_kopiya.docx | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Опыты с растениями»
Введение
С познавательно-исследовательской деятельностью необходимо углубленно знакомить дошкольника подготовительной группы. Воспитание гуманного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания.
Цель: развитие познавательной активности и способностей дошкольников в процессе экспериментирования.
Задачи:
- Образовательные: расширять и обогащать представления детей о растениях, их свойствах через экспериментирование.
- Развивающие:
- способствовать стимулированию исследовательской активности детей посредством действий с дидактическими пособиями, природным материалом.
- Формировать у детей процессы познания, вовлекая их в совместную исследовательскую деятельность, умению самостоятельно делать выводы, гипотезы.
- Поддерживать самостоятельную познавательную активность дошкольников.
- Развивать мышление, познавательные способности, речь, мелкую и крупную моторику рук.
- Воспитательные:
- Воспитывать умение действовать в коллективе, учитывать мнение партнера.
- Воспитывать бережное отношение к растениям.
Методы и приемы:
- Словесный метод: рассказ, объяснение, обсуждение, беседа.
- Наглядный метод: показ.
- Метод поощрения: оценка деятельности детей, похвала.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о растениях.
Чтение стихотворения Н. Нищева «В нашей группе на окне».
Чтение рассказа А. Лопатина «Почему у земли платье зеленое?»
Рассматривание энциклопедий о комнатных растениях.
Оборудование: лейкопластырь, стаканчики с водой и землей.
Ход занятия:
Вводная (информационно-познавательная) часть.
Послушайте стихотворение:
Сад зеленый на окошке
Средь зимы у нас растет,
Посмотрите – это крошки,
Вон гигант большой растет.
Как нежны у них цветы
Стебли чудной красоты.
- О чем это стихотворение? (о комнатных растениях).
- Да, сегодня мы поговорим о комнатных растениях, и даже будем проводить опыты, чтобы выяснить условия, в которых растениям комфортно жить. Но вначале давайте выясним сколько частей имеет каждое растение. Я буду показывать карточку с изображением части растения, а вы будете называть ее. (корень, стебель, лист, цветок, плод)
- Для чего нужен растению корень?
- Стебель?
- Листья?
- Цветок?
- Плод?
Теперь давайте рассмотрим настоящие растения и назовем их.
(Дети встают, обходят помещение группы, рассматривают и называют растения).
- Как называются некоторые растения в простонародье? (зигокактус – «декабрист»; герань; глоксиния, фикус).
- Какие стебли бывают у комнатных растений? (прямостоячие, свисающие, вьющиеся).
- Назовите растения с прямостоячим стеблем (герань, фикус); с вьющимся (циссус); со свисающим (декабрист).
- У каких растений не видно стебля (бегония, хлорофитум и др.)?
- У какого растения пахнут не только цветы, но и листья (герань)?
- У какого растения самые большие листья (фикус)? Приложение 1
- Молодцы, растения, растущие у вас в группе, вы знаете хорошо, теперь предлагаю вам поиграть.
ИГРА «Раз, два, три до цветка беги».
После игры воспитатель предлагает детям отправиться в лабораторию и провести несколько опытов, чтобы выяснить условия необходимые для нормального роста и развития растений:
- Итак, мы превращаемся в ученых.
Опыт 1.
Мы с вами уже сказали, что растения живые, а всё живое растет и дышит. Что растения растут - мы видим, наблюдая за ними. А как узнать дышат ли растения? Мы начали проводить опыт с цветком Каланхоэ, кто опишет его? (Горшок с цветком поливают, ставят в большую банку и плотно закрывают крышкой. На стенках банки появляются капли воды). Приложение 2
- Давайте сделаем вывод из опыта. Дети делают вывод: растение дышит.
Опыт 2.
Давайте сейчас проверим, что будет, если на часть листа не будет падать свет (часть листа будет светлее). Предположения детей проверяются опытом: часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают. Дети делают вывод: без света питание в растениях не образуется. Приложение 3
Опыт 3.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что листья растений повернуты в одном направлении. Устанавливают растение к окну, помечая сторону горшка символом. Обращают внимание на направление поверхности листьев (во все стороны). Через три дня обращают внимание, что все листья потянулись к свету. Поворачивают растение на 180 градусов. Отмечают направление листьев. Продолжают наблюдение еще дня три, отмечают изменение направление листьев (они опять повернулись к свету). Дети делают вывод, что растение ищет свет. Приложение 4
Опыт 4.
Воспитатель предлагает детям посадить черенки герани в воду и в почву. И посмотреть, где быстрее появятся корни. Вывод: Корни появились быстрее в воде. Их больше. Приложение 5
Рефлексия.
- Ребята вам понравилось проводить опыты?
-Расскажите, что мы сегодня хотим узнать о растениях?
-Молодцы ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы сегодня были настоящими учеными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАНЯТИЕ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ТАКОЙ НЕОБХОДИМЫЙ ВОЗДУХ»
конспект занятия-экспериментирования, для развития любознательности детей...
Что необходимо для роста и развития растений
подвести детей к пониманию того, что для жизни растениям необходимы благоприятные условия (почва, влага, свет, тепло)....
Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ (условия необходимые для роста и развития растений)»
Конспект НОД в подготовительной к школе группена тему: «ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ (условия необходимые для роста и развития растений)»...
Что необходимо для роста и развития растений»
сценарий...
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «ТАКОЙ НЕОБХОДИМЫЙ ВОЗДУХ».
Цель: Совершенствовать представления детей о свойствах воздуха через детское экспериментирование....
Презентация для детей 5-6 лет "Что необходимо для роста и развития растений"
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, умение наблюдать за ростом и развитием растений....
ЗАНЯТИЕ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ»
ВведениеС познавательно-исследовательской деятельностью необходимо углубленно знакомить дошкольника подготовительной группы. Воспитание гуманного отношения детей к природе, формирования у них основ эк...