Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ (условия необходимые для роста и развития растений)»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД в подготовительной к школе группе
на тему: «ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ (условия необходимые для роста и развития растений)»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: "ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ " | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
в подготовительной к школе группе
на тему: «ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ (условия необходимые для роста и развития
растений)»
Программное содержание:
- Дать детям обобщенное представление о знакомых растениях (живое существо, у которого есть корни, чтобы держаться, питаться; стебель, чтобы доставать питательные вещества из земли другим органам; листья, чтобы улавливать свет, дышать; для роста и развития нужны почва, влага, свет, тепло).
- Вызвать у детей познавательный интерес к проведению опытов с растениями, желание наблюдать за изменениями растений в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта.
- Продолжать воспитывать интерес к растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
Методические приемы: беседа, художественное слово, вопросы к детям, демонстрация опытов, игра, сюрпризный момент.
Пособия: комнатные растения, карточки с частями растений, халаты на всех детей, пособия необходимые для демонстрации опытов.
Предварительная работа: рассматривание комнатных растений, замачивание и посадка семян разных культур, наблюдение за ростом семян, лука в разных условиях.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель в костюме феи:
- Здравствуйте ребята! Меня зовут фея Природа. Я по земле хожу и за порядком слежу, только мне одной трудно – ведь наша планета очень большая. Смотрю – то ветка сломана, то гнездо разорено, то цветы помяты. Вот и решила я себе подыскать помощников – пошла по земле в поисках удачи. Шла, шла и набрела на ваш детский сад, заглянула и вижу: цветов видимо – невидимо. Наверное, думаю, в этом саду живут добрые и заботливые дети, которые любят растения и ухаживают за ними. Так ли это, ребята?
Дети: «Да!»
- Вот по этому я и хочу предложить вам стать моими помощниками. Но для этого нужно много знать и уметь. Вы готовы пройти испытания?.. Тогда вперед!
Сад зеленый на окошке
Средь зимы у нас растет,
Посмотрите – это крошки,
Вон гигант большой растет.
Как нежны у них цветы
Стебли чудной красоты.
- О чем это стихотворение? ( о комнатных растениях ).
- Да, сегодня мы поговорим о комнатных растениях, и даже будем проводить опыты, чтобы выяснить условия в которых растениям комфортно жить. Но вначале давайте выясним сколько частей имеет каждое растение. Я буду показывать карточку с изображением части растения, а вы будете называть ее.
( корень, стебель, лист, цветок, плод )
- Для чего нужен растению корень?
- Стебель?
- Листья?
- Цветок?
- Плод?
- А теперь из частей нужно собрать целое растение.( дети собирают растение на доске ).
- Посмотрите на эту таблицу, что здесь перепутано? Будет ли жить такое растение? ( воспитатель показывает детям самодельную таблицу, на которой изображено растение, состоящее из несовместимых частей, хорошо знакомых детям ). Из частей каких растений состоит это растение? (ответы детей).
- Теперь давайте рассмотрим настоящие растения и назовем их.
(Дети встают, обходят помещение группы, рассматривают и называют растения).
- Как называются некоторые растения в простонародье?
( зигокактус – «декабрист»; бальзамин – «Ванька мокрый», «огонек»; сансевьера –« щучий хвост»; пуансеттия – «рождество»).
- Какие стебли бывают у комнатных растений?
( прямостоячие, свисающие, вьющиеся).
- Назовите растения с прямостоячим стеблем (герань, бальзамин, фикус); с вьющимся (циссус); с свисающим (аспарагус, традесканция).
- У каких растений не видно стебля (бегония, хлорофитум и др.)?
- У какого растения пахнут не только цветы, но и листья (герань)?
- У какого растения самые большие листья (фикус)? А самые маленькие (аспарагус)?
- Молодцы, растения, растущие у вас в группе, вы знаете хорошо, теперь предлагаю вам поиграть.
ИГРА «Раз, два, три до цветка беги».
После игры воспитатель предлагает детям отправиться в лабораторию и провести несколько опытов, чтобы выяснить условия необходимые для нормального роста и развития растений:
- Итак, мы превращаемся в ученых.
- Мы с вами уже сказали, что растения живые, а всё живое растет и дышит. Что растения растут - мы видим, наблюдая за ними. А как узнать дышат ли растения? Мы начали проводить опыт с цветком Маранта, кто опишет его?
(Горшок с цветком поливают, ставят в большую банку и плотно закрывают крышкой. На стенках банки появляются капли воды).
- Давайте сделаем вывод из опыта.
(Дети делают вывод: растение дышит.)
- Давайте опишем опыт, который поможет нам узнать, с какой стороны листа в растение проникает воздух.
Идет описание опыта. Вывод: воздух в растение проникает с нижней стороны листа.
- Дети, скажите, пожалуйста, какого главного органа мы не видели на наших растениях (плод, корень)? Мы посадили семена разных культур (тыква, дыня, подсолнух, пшеница, лук) в прозрачные стаканы, для того чтобы понаблюдать за ростом корней. Давайте рассмотрим их и расскажем, как они росли.
(Дети описывают корни и делают вывод, что корни у разных растений разные.)
- Теперь давайте, определим, нужна ли растениям вода.
(На тарелке зерно замоченное и сухое)
Дети делают вывод: вода нужна семенам, для того чтобы прорости.
- Давайте опишем следующий опыт.
(семена находились во влажной атмосфере, они проросли, но через несколько дней корни начали загнивать);
Дети делают вывод: для того, чтобы семена проросли нужна вода, но для дальнейшего роста растений нужна земля.
- Теперь я покажу вам опыт, и вы увидите, как по корню к стеблю поднимается вода.
(Опыт с окрашенной водой и марлей).
- Ребята, а как вода поступают к листьям? Чтобы ответить на этот вопрос нужно рассмотреть следующий опыт.
(В подкрашенной воде стояли отростки комнатного растения, через несколько дней стебель растения разрезают вдоль, а потом поперек и рассматривают насколько высоко стебель окрасился).
Дети делают вывод: вода от корня по стеблю поступает к листьям.
- При помощи следующего опыта, определим, какое количество воды необходимо для растений.
(В трех стаканах выращена пшеница, далее 1- не поливают, 2- умеренно поливают, 3- заливают водой).
Вывод: растения, которые не поливали и залили водой через несколько дней погибают, а те, которые умеренно поливали, продолжали расти. Поэтому, для растений вреден как, недостаток,
так и избыток влаги.
- Теперь, давайте, определим, нужны ли для роста растения свет и тепло.
(В трех стаканах выращен лук – 1- на свету и в тепле; 2- в тепле и в темноте; 3- на свету и на холоде.)
Дети описывают опыт и делают вывод: для роста растений необходимы тепло и свет.
- Дети, давайте опишем еще один опыт, который поможет нам определить, как реагирует растение на недостаток света.
(Выращенную пшеницу ставят подальше от света. Стебли пшеницы нагнулись к свету, далее - делают метку и переворачивают растение. Через некоторое время, растения опять поворачиваются к свету).
Вывод: растения движутся к свету.
На этом наша опытническая работа окончена. Давайте сделаем общий вывод, какие же условия нужны растениям для роста и развития?
ВЫВОД: ДЛЯ РОСТА И РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЙ НУЖНЫ: ВОДА, ЗЕМЛЯ, СВЕТ И ТЕПЛО.
- Теперь снимаем халаты и из научных сотрудников превращаемся в обычных детей, а я в Фею Природу и возвращаемся в группу.
Подводится итог занятия.
- Я вами очень довольна! Вы теперь еще больше знаете о растениях и я, думаю, вы достойны быть моими помощниками!
Фея вручает детям медальоны «Люби и береги природу» и прощается.
Литература:
- Аксенова З.Ф.
Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Бондаренко Т.М.
Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ. «Учитель», 2002.
- Дошкольная педагогика №1, 2007; №1, 2008.
4. Иванова А.И.
Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Коломина Н.В.
Занятия по экологии в детском саду, - М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Николаева С.Н.
Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. и ст. групп детского сада: книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1999
7. Познание мира растений: занятия с детьми 4-7 лет /П. 47 авт. – сост. М.Н.Сигимова. – Волгоград: Учитель, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ОД в подготовительной к школе группе на тему: «Приятный сюрприз» Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие. ФЭМП. (по ФГОС).
Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие. ФЭМП»Тип ОД: - интегрируемая.Интеграция видов детской деятельности: коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, игров...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему «Комнатные растения»
Закрепить знания детей о комнатных растениях...
Методическая разработка: Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: "Зимние чудеса". Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие".
Цель данного занятия - формирование эстетического отношения к окружающему миру....
Конспект ОД в подготовительной к школе группе на тему: «Города Чувашии» (по областям «познавательное развитие» и «социально - коммуникативное развитие»)
Задачи:Образовательные:- формировать обобщенные представления о родном крае – республике Чувашия: культура, географическое положение;- продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в к...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе. Лексическая тема «Комнатные растения»
Активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения». Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах) Развити...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по теме «Красная книга Карелии» (животные, птицы, растения)
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по теме «Красная книга Карелии» (животные, птицы, растения)На занятии ребята смогут узнать новую информацию о "Красной книге К...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в страну 7 Я» (Образовательная область «Познавательное развитие»)
Занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну 7-Я" для формирования представлений о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, з...