Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «ТАКОЙ НЕОБХОДИМЫЙ ВОЗДУХ».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Генрих Ирина Владимировна воспитатель

Цель: Совершенствовать представления детей о свойствах воздуха через детское экспериментирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «ТАКОЙ НЕОБХОДИМЫЙ ВОЗДУХ».

Цель: Совершенствовать представления детей о свойствах воздуха через детское экспериментирование. 

Задачи:

Образовательные: 

1.Дать представление о том, что воздух обладает свойствами (невидим, прозрачен, а также дать представление о том, что ветер это движение воздуха).

2.Подвести к понимаю того, что воздух есть вокруг и внутри нас.

3.Учить определять свойства воздуха с помощью элементарных опытов.

4.Способствовать формирования у детей познавательного интереса.

5.Обобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха.

6.Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов. 

7.Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.

8.Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей.

Развивающие задачи:

 1.Развивать любознательность, наблюдательность.

 2.Развивать память, речь, зрительное и слуховое восприятие. 

 3.Развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.

4.Развивать умение детей решать проблемные задачи. 

5.Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

2.Воспитывать любознательность, познавательное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

3.Воспитывать бережное отношение к природе.

4.Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. 

5.Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с воздухом.

Оборудование и материалы:

Полиэтиленовые пакеты (по количеству детей, пластиковые стаканчики с водой, трубочки для коктейля, горошины), ткань для физкультминутки , салфетки, иллюстрации- схемы о свойствах воздуха, аудиозапись, воздушные шары, музыка, телевизор и компьютер.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: атмосфера, лаборатория, ученые, прозрачный, невидимый, опыты, эксперименты, экология. 

Предварительная работа: Беседа: «Чистый воздух»; «Для чего нужен воздух и кому», рассказ «Где живет воздух», загадки про явления природы,

рассматривание иллюстраций в энциклопедии. Загадывание загадок, обсуждение с детьми, что они знают о воздухе, чтение рассказов, сказок познавательного характера, опыты. 

Методические приёмы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей.

Мотивационно-побудительный этап:

• Упражнение на эмоциональный заряд перед занятием.

• Введение в игровую ситуацию (сюрпризный момент); создание ситуации занимательности.

Организационно – поисковый этап:

• Актуализация знания: познавательная и практическая мотивация.         

• Затруднение в игровой ситуации: постановка проблемы.

• Открытие нового знания: наглядный (показ образца, демонстрация), практический (эксперименты, игровые упражнения, сравнение), словесный (напоминание, беседа, рассказ, вопросы поискового характера, пояснение, индивидуальные ответы детей).

Ход занятия. 

1. Организационный момент.

Воспитатель приглашает детей войти в группу:

 

Проходите, ребятишки,

И девчонки, и мальчишки!

Прошу в круг всех встать,

За руки друг друга взять.

Друг на друга посмотрите

И улыбки подарите!

Я пришла к вам не одна –

Гостей в группу привела!        

Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. (Дети здороваются с гостями). 

«Друг к другу лицом повернулись

И друг другу улыбнулись.

Руку правую подали,

Руку левую пожали

И друг друга мы обняли.

Отошли. И поклонились.

И немного покружились.

Все готовы заниматься,

Будем очень мы стараться!»

 

2. Основная часть.

Сук в дверь. Входит  клоун.

 Воспитатель: Ребята, кто-то к нам еще  в гости пожаловал.

Воспитатель: Здравствуй, клоун, а почему ты такой грустный?

Клоун: Ребята, мне подарили два шарика, я с ними играл, нам было весело, и вдруг я увидел, что один шарик загрустил, стал совсем худой и невеселый, что с ним произошло?

Воспитатель: Ребята, поможем клоуну разобраться, что стало с его шариком.

Как Вы думаете, ребята, почему второй шарик стал худым и грустным?

Дети предлагают разные версии

 1.Вывод: шарик сдулся, в нём нет воздуха.

Воспитатель: А как вы считаете, что надо сделать, чтобы он стал снова круглым и веселым?

Дети: Надо его посильнее надуть.

Воспитатель: Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Откуда же берётся в шарике воздух?

Дети: Мы его выдыхаем.

Воспитатель: А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем?

Дети предлагают свои варианты.

Воспитатель: Правильно, молодцы, воздух нас окружает. Мы им дышим. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри нас. Но как он к вам попадает?

Дети: мы его вдыхаем через нос.

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Давайте мы вместе с вами вдохнём воздух через нос и выдохнем его. Клоун, попробуй вместе с нами. Что вы почувствовали? (Ответы детей). 

Воспитатель: А воздух  что это? (Ответы детей).        

Показ презентации.

 Воспитатель: Поможет ответить на это вопрос Младший научный сотрудник Маргарита:        

Слайд №1

Отгадайте загадку:        

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

(Ответы детей).

Слайд №2

Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

Слайд №3

Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

Слайд №4

Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого.

Слайд №5-6

Животные и растения тоже дышат, им необходим воздух, как людям.

Слайд №7

Растворенным в воде воздухом дышат обитатели воды: рыб и водных растений.

Слайд №8

Люди используют воздух при работе  насоса, пылесоса, фена, вентилятора, вытяжки, ветреных мельниц.

Слайд №9

При полете на воздушном шаре и запускании бумажных фонарей.

Слайд №10

Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

Слайд №11

Дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы автомобилей, пыль, дым сигарет загрязняет воздух.

Слайд №12

Чтобы воздух оставался чистым нужно на заводах и фабриках ставить специальные фильтры для очистки воздуха,  поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль.

Физкультминутка про воздух

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Выходи гулять! («зовут»)

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)        

Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)

Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)

Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)

Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)

Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)        

(И. Лебедева)

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в нашу лабораторию «Всезнайка».  

Ребята, а вы же знаете, что такое лаборатория?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: лаборатория-это помещение, где работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты. Но прежде, чем мы окажемся в лаборатории, нам нужно вспомнить правила поведения: 

Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения.

Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.

Правило №3.Ничего не пробовать на вкус.

Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на место.

Правило №5. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

 Готовы! Вместе со мной произносим слова: 

Хлопни, топни, повернись        

И в учёных превратись!

Воспитатель: Вот мы и в лаборатории.

Опыт 1.С полиэтиленовым пакетом  «Поймай воздух в пакет».

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз.  Какой он? Дети: (ответы детей) Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что произошло? Дети: (ответы детей)   Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.        

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод? Дети: (ответы детей)  Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

 Воздух с вами мы искали

И в пакет его поймали!

Посмотрели, посветили

И на волю отпустили!

Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают. Для чего? Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов. Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и эти его свойства обозначим вот такими карточками: зачеркнутое цветное пятно и зачеркнутый глаз.  На доску выставляются карточки–символы.                                                                                                                                                          

Воспитатель: Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой. Когда воздух мы выпустили?

Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух? Ответы детей: Мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка.      

Опыт № 2. Движение воздуха        

Воспитатель: Давайте мы вместе с вами вдохнём воздух через нос и выдохнем его через рот в ладошку. Клоун, попробуй вместе с нами. Что вы почувствовали?

Дети: Ветерок.

Воспитатель: А ветерок – это что? Дети: (ответы детей)  Движение воздуха.

Воспитатель: Воздух изо рта передвинулся к вам на ладонь. Воздух движется.

Вывод: воздух движется. На доску выставляется карточка–символ. Воздух движется.                                                                                                                                                     

Клоун: Так хочет увидеть воздух, что же мы можем сделать?

Воспитатель: Ребята, как же решить эту проблему? (дети предлагают варианты)

Опыт№3. «Воздух в человеке». На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктейльные палочки.

Воспитатель: Что вы видите в стаканчиках? Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками. Что делают горошины? (лежат на дне стаканчика). Хотите оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь? Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки). Что происходит? Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку). Вывод: сейчас мы убедились, что в человеке есть воздух! Мы им дышим! Ребята, а вы умеете правильно дышать?

Дети: Умеем!

Воспитатель: Покажите! Молодцы! Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот. Запишем результаты опыта с помощью карточки: изображение человека.     

Физ. минутка:

-У меня для вас сюрприз.

Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани.

Ткань, какая? (спрашиваю 2-3 детей)

-Она легкая, воздушная.

-А вы знаете, кто такие парашютисты? (спрашиваю 2-3 детей)

-А что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? (спрашиваю 2-3 детей)

-Давайте мы, тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом воздух. (Предлагаю встать детям в круг и взяться за петли на краях ткани).

Дружно мы все встали в круг

Игра с воздухом «Парашют».

Дружно мы все стали в круг (встают)

Будем делать парашют (берутся за ткань)

Друг за другом мы идём

Парашют в руках несём (идут по кругу)

Руки вверх мы поднимаем (поднимают руки)

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут (опускают на пол).

Здорово мы поиграли с воздухом! Вам понравилось?         

Опыт 4.Показ картинки с воздушным шаром        или заменить Воздух можно услышать. Подуть в трубочку, пробирку, спустить надутый шарик.

Рассмотрим  картинку с воздушным шаром.

Как вы думаете, почему под шаром расположена  горелка?

С помощью эксперимента, мы узнаем, что происходит с воздухом при нагревании.

для этого нам понадобится 2 контейнера  с горячей и холодной водой, пустая бутылка и воздушный шарик.

Одеваем на бутылку шарик и опускаем ее в контейнер с горячей водой.

Воздух в бутылке нагревается, расширяется,  и шарик начинает надуваться.

Теперь  посмотрим, что же произойдет, если мы опустим бутылку в контейнер с холодной водой.

Воздух начинает охлаждаться, сжиматься  и наш шарик начинает сдуваться.

Вывод: При нагревании воздуха шарик надувается, а при охлаждении шарик  сдувается. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

 На доску выставляется карточка–символ: воздушный шар с горелкой и мяч. 

Опыт 5. «Пахнет ли воздух?»

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет. Воспитатель: Давайте проверим, распыляем дезодорант и духи.

Вывод:  Воздух не имеет запаха, а  переносит запахи. На доску выставляется карточка–символ: зачеркнутый нос.

    Опыт 6. «Что легче: вода или воздух?»

 Воспитатель предлагает перейти детям к столу. На столе емкость с водой и пустая банка.

Воспитатель: как вы думаете. Ребята. Воздух легкий или тяжелый? Как мы можем это узнать (ответы детей). Попробуем ответить на этот вопрос, проведя следующий опыт. Как вы думаете, есть ли воздух в банке? (Есть). Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось? (Пузыри). Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей. Теперь мы с вами убедились. Что вода тяжелее воздуха и может его вытеснять.      

     Вывод: Воздух легче воды. На доску выставляется карточка–символ: картинка перышко и капелька воды.                                                                                                                                         

Воспитатель: Много опытов мы проделали, а про  грустный шарик, который принес нам Клоун, забыли, скажи мне, пожалуйста, что надо сделать, чтобы у Клоуна шарик стал круглым, упругим и веселым?

Дети: Надуть шарик воздухом.

Воспитатель надувает шарик.        

Клоун: Спасибо, ребята, за помощь и за то, что я узнал много интересного о воздухе, спасибо за мой шарик, теперь он стал снова веселым. А я вам дарю на память, вот эти мыльные пузыри, вы их надуете и поиграете с ними.

Клоун уходит. 

Заключительная часть:

Воспитатель: Вам понравилась работа в нашей лаборатории? Что мы делали? Что узнали о воздухе в нашей лаборатории? (ответы детей).

 -Воздух – прозрачный, он не имеет цвета.

-Он невидимый.        

-Воздух движется.

- Что в человеке есть воздух. 

-Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

- Воздух не имеет запаха, а  переносит запахи. 

-Что вода тяжелее воздуха и может его вытеснять.      

Ну что, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Готовы! Вместе со мной произносим слова:

Хлопни, топни, повернись

И в группе окажись!

Воспитатель: Вот мы и в группе. Возьмите мыльные пузыри и поиграйте с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: « Волшебный воздух»

Открытое занятие по экспериментально познавательной деятельности поможет педагогам ДОУ сформировать знания детей о свойствах воздуха....

ЗАНЯТИЕ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ТАКОЙ НЕОБХОДИМЫЙ ВОЗДУХ»

конспект занятия-экспериментирования, для развития любознательности детей...

Конспект открытого занятия по экспериментально - познавательной деятельности в старшей группе " Удивительные свойства воздуха"

Это занятие позволяет познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения . Развивает познавательную активность в процессе эксперементирования ....

Конспект открытого занятия по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе «Полезные витамины от дедушки Корнея»

В ходе занятия актуализируются знания детей об овощах и создается проблемная ситуация "как из луковиц получить зелёные стрелки лука?". Занятие является частью проекта "Огород на подоконнике" + дополни...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе МБДОУ д/с №37 г. Ельца Тема: "Путешествие по стране пожарной безопасности"

Программные задачи:·        Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности,о пожароопасных предметах и ситуациях, которые могут угрожать жизни и здо...

Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Знакомство свойствами воздуха (не имеет цвета, запаха, вкуса, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах  обнаружения....