ЗАНЯТИЕ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Введение
С познавательно-исследовательской деятельностью необходимо углубленно знакомить дошкольника подготовительной группы. Воспитание гуманного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания.
Цель: развитие познавательной активности и способностей дошкольников в процессе экспериментирования.
Задачи:
- Образовательные: расширять и обогащать представления детей о растениях, их свойствах через экспериментирование.
- Развивающие:
- способствовать стимулированию исследовательской активности детей посредством действий с дидактическими пособиями, природным материалом.
- Формировать у детей процессы познания, вовлекая их в совместную исследовательскую деятельность, умению самостоятельно делать выводы, гипотезы.
- Поддерживать самостоятельную познавательную активность дошкольников.
- Развивать мышление, познавательные способности, речь, мелкую и крупную моторику рук.
- Воспитательные:
- Воспитывать умение действовать в коллективе, учитывать мнение партнера.
- Воспитывать бережное отношение к растениям.
Методы и приемы:
- Словесный метод: рассказ, объяснение, обсуждение, беседа.
- Наглядный метод: показ.
- Метод поощрения: оценка деятельности детей, похвала.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о растениях.
Чтение стихотворения Н. Нищева «В нашей группе на окне».
Чтение рассказа А. Лопатина «Почему у земли платье зеленое?»
Рассматривание энциклопедий о комнатных растениях.
Оборудование: лейкопластырь, стаканчики с водой и землей.
Ход занятия:
Вводная (информационно-познавательная) часть.
Послушайте стихотворение:
Сад зеленый на окошке
Средь зимы у нас растет,
Посмотрите – это крошки,
Вон гигант большой растет.
Как нежны у них цветы
Стебли чудной красоты.
- О чем это стихотворение? (о комнатных растениях).
- Да, сегодня мы поговорим о комнатных растениях, и даже будем проводить опыты, чтобы выяснить условия, в которых растениям комфортно жить. Но вначале давайте выясним сколько частей имеет каждое растение. Я буду показывать карточку с изображением части растения, а вы будете называть ее. (корень, стебель, лист, цветок, плод)
- Для чего нужен растению корень?
- Стебель?
- Листья?
- Цветок?
- Плод?
Теперь давайте рассмотрим настоящие растения и назовем их.
(Дети встают, обходят помещение группы, рассматривают и называют растения).
- Как называются некоторые растения в простонародье? (зигокактус – «декабрист»; герань; глоксиния, фикус).
- Какие стебли бывают у комнатных растений? (прямостоячие, свисающие, вьющиеся).
- Назовите растения с прямостоячим стеблем (герань, фикус); с вьющимся (циссус); со свисающим (декабрист).
- У каких растений не видно стебля (бегония, хлорофитум и др.)?
- У какого растения пахнут не только цветы, но и листья (герань)?
- У какого растения самые большие листья (фикус)? Приложение 1
- Молодцы, растения, растущие у вас в группе, вы знаете хорошо, теперь предлагаю вам поиграть.
ИГРА «Раз, два, три до цветка беги».
После игры воспитатель предлагает детям отправиться в лабораторию и провести несколько опытов, чтобы выяснить условия необходимые для нормального роста и развития растений:
- Итак, мы превращаемся в ученых.
Опыт 1.
Мы с вами уже сказали, что растения живые, а всё живое растет и дышит. Что растения растут - мы видим, наблюдая за ними. А как узнать дышат ли растения? Мы начали проводить опыт с цветком Каланхоэ, кто опишет его? (Горшок с цветком поливают, ставят в большую банку и плотно закрывают крышкой. На стенках банки появляются капли воды). Приложение 2
- Давайте сделаем вывод из опыта. Дети делают вывод: растение дышит.
Опыт 2.
Давайте сейчас проверим, что будет, если на часть листа не будет падать свет (часть листа будет светлее). Предположения детей проверяются опытом: часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают. Дети делают вывод: без света питание в растениях не образуется. Приложение 3
Опыт 3.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что листья растений повернуты в одном направлении. Устанавливают растение к окну, помечая сторону горшка символом. Обращают внимание на направление поверхности листьев (во все стороны). Через три дня обращают внимание, что все листья потянулись к свету. Поворачивают растение на 180 градусов. Отмечают направление листьев. Продолжают наблюдение еще дня три, отмечают изменение направление листьев (они опять повернулись к свету). Дети делают вывод, что растение ищет свет. Приложение 4
Опыт 4.
Воспитатель предлагает детям посадить черенки герани в воду и в почву. И посмотреть, где быстрее появятся корни. Вывод: Корни появились быстрее в воде. Их больше. Приложение 5
Рефлексия.
- Ребята вам понравилось проводить опыты?
-Расскажите, что мы сегодня хотим узнать о растениях?
-Молодцы ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы сегодня были настоящими учеными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_opytno-eksperimentalnoy_deyatelnosti_opyty_s_rasteniyami_s_foto_-_kopiya.docx | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Опыты с растениями»
Введение
С познавательно-исследовательской деятельностью необходимо углубленно знакомить дошкольника подготовительной группы. Воспитание гуманного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания.
Цель: развитие познавательной активности и способностей дошкольников в процессе экспериментирования.
Задачи:
- Образовательные: расширять и обогащать представления детей о растениях, их свойствах через экспериментирование.
- Развивающие:
- способствовать стимулированию исследовательской активности детей посредством действий с дидактическими пособиями, природным материалом.
- Формировать у детей процессы познания, вовлекая их в совместную исследовательскую деятельность, умению самостоятельно делать выводы, гипотезы.
- Поддерживать самостоятельную познавательную активность дошкольников.
- Развивать мышление, познавательные способности, речь, мелкую и крупную моторику рук.
- Воспитательные:
- Воспитывать умение действовать в коллективе, учитывать мнение партнера.
- Воспитывать бережное отношение к растениям.
Методы и приемы:
- Словесный метод: рассказ, объяснение, обсуждение, беседа.
- Наглядный метод: показ.
- Метод поощрения: оценка деятельности детей, похвала.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о растениях.
Чтение стихотворения Н. Нищева «В нашей группе на окне».
Чтение рассказа А. Лопатина «Почему у земли платье зеленое?»
Рассматривание энциклопедий о комнатных растениях.
Оборудование: лейкопластырь, стаканчики с водой и землей.
Ход занятия:
Вводная (информационно-познавательная) часть.
Послушайте стихотворение:
Сад зеленый на окошке
Средь зимы у нас растет,
Посмотрите – это крошки,
Вон гигант большой растет.
Как нежны у них цветы
Стебли чудной красоты.
- О чем это стихотворение? (о комнатных растениях).
- Да, сегодня мы поговорим о комнатных растениях, и даже будем проводить опыты, чтобы выяснить условия, в которых растениям комфортно жить. Но вначале давайте выясним сколько частей имеет каждое растение. Я буду показывать карточку с изображением части растения, а вы будете называть ее. (корень, стебель, лист, цветок, плод)
- Для чего нужен растению корень?
- Стебель?
- Листья?
- Цветок?
- Плод?
Теперь давайте рассмотрим настоящие растения и назовем их.
(Дети встают, обходят помещение группы, рассматривают и называют растения).
- Как называются некоторые растения в простонародье? (зигокактус – «декабрист»; герань; глоксиния, фикус).
- Какие стебли бывают у комнатных растений? (прямостоячие, свисающие, вьющиеся).
- Назовите растения с прямостоячим стеблем (герань, фикус); с вьющимся (циссус); со свисающим (декабрист).
- У каких растений не видно стебля (бегония, хлорофитум и др.)?
- У какого растения пахнут не только цветы, но и листья (герань)?
- У какого растения самые большие листья (фикус)? Приложение 1
- Молодцы, растения, растущие у вас в группе, вы знаете хорошо, теперь предлагаю вам поиграть.
ИГРА «Раз, два, три до цветка беги».
После игры воспитатель предлагает детям отправиться в лабораторию и провести несколько опытов, чтобы выяснить условия необходимые для нормального роста и развития растений:
- Итак, мы превращаемся в ученых.
Опыт 1.
Мы с вами уже сказали, что растения живые, а всё живое растет и дышит. Что растения растут - мы видим, наблюдая за ними. А как узнать дышат ли растения? Мы начали проводить опыт с цветком Каланхоэ, кто опишет его? (Горшок с цветком поливают, ставят в большую банку и плотно закрывают крышкой. На стенках банки появляются капли воды). Приложение 2
- Давайте сделаем вывод из опыта. Дети делают вывод: растение дышит.
Опыт 2.
Давайте сейчас проверим, что будет, если на часть листа не будет падать свет (часть листа будет светлее). Предположения детей проверяются опытом: часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают. Дети делают вывод: без света питание в растениях не образуется. Приложение 3
Опыт 3.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что листья растений повернуты в одном направлении. Устанавливают растение к окну, помечая сторону горшка символом. Обращают внимание на направление поверхности листьев (во все стороны). Через три дня обращают внимание, что все листья потянулись к свету. Поворачивают растение на 180 градусов. Отмечают направление листьев. Продолжают наблюдение еще дня три, отмечают изменение направление листьев (они опять повернулись к свету). Дети делают вывод, что растение ищет свет. Приложение 4
Опыт 4.
Воспитатель предлагает детям посадить черенки герани в воду и в почву. И посмотреть, где быстрее появятся корни. Вывод: Корни появились быстрее в воде. Их больше. Приложение 5
Рефлексия.
- Ребята вам понравилось проводить опыты?
-Расскажите, что мы сегодня хотим узнать о растениях?
-Молодцы ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы сегодня были настоящими учеными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Сладкие опыты"
Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Каждый день дети видят на столе хорошо знакомый продукт. Предлагаю удивить детей, предложив им провести опыты с сахаром! Проведенные...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Сладкие опыты"
Задачи:1. Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значении для человека.2. Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар)...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Сладкие опыты"
Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Каждый день дети видят на столе хорошо знакомый продукт. Предлагаю удивить детей, предложив им провести опыты с сахаром! Проведенные...
Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Сладкие опыты"
Цель. Способствовать развитию у детей познавательной активности и любознаткльности....
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности « Воздух» Опыты и эксперименты .
Предметная область: Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.Программное содержание:- развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования;- развив...
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Что необходимо для роста и развития растения»
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Что необходимо для роста и развития растения» Прежде чем давать знания, надонаучить думать, воспринимать, наблюдать....
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Разноцветные растения» в старшей группе
Занятие предназначено для детей 5-6 лет ( старшая группа) Цель занятия в игровой форме дать представления о том как питаются растенияЦель: Дать детям элементарные представления о питании растений. Под...