Планирование воспитательно- образовательной работы. Тема недели: «Мир природы!»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Кусярбаева Нургуль Фатиховна

Задачи:

-Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение представлений о живой и неживой природе.

-Закрепление знаний детей о деревьях, травянистых и комнатных растениях, их названиях, знакомить со способами ухода за ними.

-Расширение знаний о взаимодействии живой и неживой природы, о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx52.24 КБ

Предварительный просмотр:

Декабрь, 5.12.2022г.-9.12.2022г.

Тема недели: «Мир природы!»

Задачи: 

-Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение представлений о живой и неживой природе.

-Закрепление знаний детей о деревьях, травянистых и комнатных растениях, их названиях, знакомить со способами ухода за ними.

-Расширение знаний о взаимодействии живой и неживой природы, о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных.

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Групповая, подгрупповая

 Индивидуальная работа

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Р,

П,

Ф,

С-К.

-Беседа: «Что такое мир природы» Цель: Способствовать формированию знаний о мире природы.

-Утренняя гимнастика. Комплекс №18. (картотека утренних гимнастик)

-Д/.И. «Зачем и почему у животных?»

Цель: развивать логическое мышление, общую эрудицию, речь(по набору картинок)

-Утренний круг. Создать положительный настрой на предстоящий день. (Картотека)

Дежурство – «Мы дежурим по столовой» (закреплять навыки - сервировка стола, уборка посуды).

Работа в уголке природы: полив и опрыскивание растений

(Ксюша, Коля)

 Ситуативная беседа « Будь вежливым» - напомнить о правилах хорошего тона, приветствовать друг друга и взрослых в уважительной форме.

 -трафареты и книжки - раскраски, с изображением животных, растений, плодов;

 -модели: «Правила обращения с животными и насекомыми», «Модели ухода за животными»;

Поговорить с родителями о самочувствии детей.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

ООД

Р,

Х-Э,

П,

Ф.

Развитие речи. Чтение рассказа Б.Житкова «Как я ловил человечков». Цель: помочь детям вспомнить известные им рассказы; Познакомить с рассказом Б.Житкова «Как я ловил человечков».

(В.В.Гербова. Развитие речи. Стр.57)

Конструирование. Катер. Цель: учить выделять в постройке ее функциональность части (борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы); совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части.

(Лего- конструирование в детском саду. Е.В.Фешина. стр.71)

Физкультура по плану инструктора по физической культуре.

Прогулка

П,

Ф,

Р.

Наблюдение за сезонными изменениями

Цельформировать представления  об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает); учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.

Подвижные игры: «Попади в обруч», «Парный бег»  

Цель: продолжать учить бегать парами, кидать снежки в цель. 

«Ледяная карусель»  

Цель: закреплять навык катания друг друга на санках. 

«Выложи сам» 

Цель:  выкладывание рисунка по замыслу из пластмассовых пробок.

Упражнения на скольжение  

Цель: учить с разбега скользить по ледяным дорожкам.

(Эмир, Ислам, Алина)

 Игра- ситуация «Будь опрятным!»- продолжать воспитывать  привычку следить за чистотой тела.

Трудовая деятельность:  Засыпка корней деревьев снегом. 

Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.

Работа перед сном

Р,П.

КГН:формирование умения насухо вытирать руки полотенцем и аккуратно вешать его на свое место.

Чтение р.н.с. «Рукавичка»

Вечер

Ф,

Х-Э,

П,

Р.

Гимнастика после сна. Комплекс №11. (Картотека)

Беседа-рассуждение «Почему нужно бережно относиться к природе?»

Цель: Учить высказывать предположения,

приучать к самостоятельности суждений.

Чтение экологической сказки Казанцевой Е. Н. «Родничок»

Цель: Формировать знания о нормах и правилах поведения в природе.

Вечерний круг: Д/и «Назови ласково».

Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Инд. работа по ИЗОупражнять в рисовании зимнего дерева.

(Алиса, Витя, Тимур)

«Расскажи, что изображено на картинке».

Цель: закрепить умение видеть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) в изображении предметов окружающей действительности и называть их.

Организация игр по интересам детей в игровых уголках - формировать умение детей играть дружно.

Сюжетно-ролевая игра «Семья на пикнике»

Цель: способствовать возникновению игры на данную тему «Чистота в лесу после пикника-это важно»

Вечер

прогулка

Ф,

П.

Наблюдения за погодой

Цель: Сравнить состояние погоды днём и вечером.

Ситуативный разговор «Мы дружные ребята, не ссоримся совсем».

Цель: поощрение желание детей жить дружно, вместе пользовались игрушками, книгами.

Напомнить о дружелюбном отношении друг к другу.

Вторник

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Групповая, подгрупповая

 Индивидуальная работа

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Р,

П,

Ф,

С-К.

Беседа «Кто  заботится о диких животных?» Цель: расширить знания детей о профессии зоолог, дать понятия о заповедниках.

-Утренняя гимнастика. Комплекс №18. (картотека утренних гимнастик)

-Д/ и «Угадай, чьи следы », Цель: Формировать умения подбирать след к каждому персонажу.

«Узнай по описанию». Цель: Закрепить знания о характерных особенностях животных. 

 -Утренний круг. Создать положительный настрой на предстоящий день. (Картотека)

Дидактическая игра

 «Кто где живет?»  цель: формировать умение детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное.

(Алина, Надя)

Игровое упражнение «Покажем Зайке , как надо вытирать руки насухо» Цель: закрепить умение насухо вытирать своим полотенцем, вешать его на место.

В уголке природы выложить альбом: «Животные и птицы Антрактиды». Цель: способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира. 

Внести Математическую игру «Чудо - крестики» Цель: развитие логического мышления.

Поговорить с родителями о самочувствии детей в выходные дни 

Познакомить  с темой текущей недели: «Осторожно на дороге».

ООД

Р,

Х-Э,

Ф.

ФЭМП. Занятие №12.Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10; закреплять умение детей сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ближе… самый низкий ( и наоборот)

(ФЭМП. И.А.Помораева. стр.34)

Рисование по плану руководителя по ИЗОдеятельности

Прогулка

П,

Ф,

Р.

Наблюдение за снегом и льдом

Цель: формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Опыт «лед – силач» - налить воду в бутылку и  поставить в сугроб в конце прогулки рассмотреть бутылку она треснула – объем льда всегда больше, чем объем воды, из которой он получился; учить делать вывод.

Подвижные игры: «Затейники», «Пожарные на ученье»  

Цель: закреплять умение бегать, увертываться от ловушки, пролезать под препятствием. «Найди себе пару»

Цель: развивать ловкость, равновесие, выносливость, ориентировку в пространстве

Индивидуальная работа: Развитие движений  

Цель: учить метать снежки вдаль.

(Эльман, Катя, Рада)

Беседа

-«Как мы наводим порядок в шкафу для одежды».

-«Где и как можно играть на улице зимой» учить детей правильно выбирать безопасное место для игры.

Трудовая деятельность: Уборка участка от снега  

Цель: закреплять представления о защитных свойствах снега.

Игры по желанию детей

Работа перед сном

Р,П.

КГН: «Носовые платочки». Задача: формировать привычку следить за чистотой своего носа, по мере необходимости пользоваться носовым платком.

Познавательный рассказ «Ледоход». Наблюдение данного явления. Задача: предложить детям объяснить смысл сложного слова «ледоход», рассказать об этом явлении природы. Сформулировать вместе с детьми правила поведения у водоемов в период ледохода

Вечер

Ф,

Х-Э,

П,

Р.

Гимнастика после сна. Комплекс №11. (Картотека)

Беседа «Лес – многоэтажный дом»

Цель: дать детям понятие о том, что лес - это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу; углублять представление о лесе: живут разные животные (звери, птицы, насекомые), учить устанавливать причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания.

Работа с мнемотаблицами о взаимосвязях, существующих в природе, составление пищевых цепочек.

Вечерний круг: проводится в форме рефлексии-обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня.

Дидактическая игра «Зоологическое лото»;

Цель: Закрепляем знания о животных, их местах обитания.

(

Продолжить развивать желания играть в групповые игры, не обижаться, уметь радоваться за победителя. Развивать ловкость прыжка вверх с приземлением на две ноги, соблюдение осторожности в игре

Оформление в книжном уголке выставки «Сбереги все живое»

Цель: Вызвать интерес детей к теме.

Стимулировать познавательную активность.

Вечер

прогулка

Ф,

П.

Подвижная игра «Прятки». Задача. Предложить детям рассказать правила игры, пояснить, как нужно действовать игрокам, водящему, назначить судью, который будет организовывать игру и следить за соблюдением правил. Укреплять детский организм.

Среда

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Групповая, подгрупповая

 Индивидуальная работа

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Р,

П,

Ф,

С-К.

-Беседа: «Правила друзей леса» (с использованием моделей  Николаева  С. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников)

-Дидактические игры «Чей малыш» - закреплять название животных и их детенышей. Развивать память, речь, внимание. Воспитывать любовь к природе.

-Утренняя гимнастика. Комплекс №14. (картотека утренних гимнастик)

-Утренний круг. Создать положительный настрой на предстоящий день. (Картотека)

Д/.и. «Домашние и дикие животные». Закреплять знания названия и отличительные признаки диких и домашних животных; уметь делить животных на группы, используя обобщающие понятия.

Ситуативный разговор

«Как мы обращаемся с просьбами к взрослым и друзьям, к незнакомым людям в различных местах пребывания».

Цель: Воспитывать культуру общения.

 -оборудование для игр-экспериментов с водой, солнцем, песком;

-иллюстрации с изображением  животных;

Поговорить с родителями о самочувствии детей в выходные дни 

Консультации на тему: «Развитие у детей бережного отношения к природе»

ООД

Р,

Х-Э,

Ф.

Развитие речи. Пересказ рассказа В.Бианки. «Купание медвежат»

Цель: учить детей последовательно и логично пересказывать произведение.

(В.В.Гербова. стр.58)

Музыка по плану музыкального руководителя.

Физкультура по плану инструктора по физической культуре.

Прогулка

П,

Ф,

Р.

Наблюдение за птицами зимой

Цельформировать представление о жизни птиц зимой; воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.

Подвижные игры : «Ловкая пара»  

Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата.

«Попади в цель»  

Цель: учить следить за направлением летящего предмета, рассчитать и выполнить движения. «Мороз - Красный нос»  

Цель: учить ловко и быстро перебегать через площадку;

Индивид. работа по ФИЗОпрыжки на одной ноге на месте.

Рисование "Художник по снегу" - Краски можно разбрызгать на снегу и после слепить из него. Либо обрызгать уже готовые фигурки. Или просто нарисовать картину прямо на снегу.

Цель: развивать творческую фантазию и воображение

Напомнить детям о том, что после прогулки необходимо тщательно очистить себя от снега, помочь товарищу.

Индивидуальная работа: Метание снежков вдаль и в цель.

Цель: развивать координацию движений.

Игры по желанию детей

Работа перед сном

Р,П.

Самообслуживание.

цель: совершенствовать умения одевания и раздевания в соответствующем порядке.

Вечер

Ф,

Х-Э,

П,

Р.

Гимнастика после сна. Комплекс №11. (Картотека)

Чтение стихотворение С. Кирсанова «Что значишь ты без трав и птиц».

Цель: помочь детям понять смысл стихотворения, вызвать эмоциональный отклик.

 -Рассматривание альбома «Животные России, занесенные в Красную книгу»;

Свободная лепка по теме «Животный мир»;

Вечерний круг: проводится в форме рефлексии-обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня.

Дидактическая игра «Что можно, что нельзя».

Цель: Формировать правильное отношение к природе и её обитателям, расширять и закреплять знания детей о правилах поведения в лесу, лугу, поле, водоёме.

Дежурство по столовой: самостоятельно определить соответствующие количество столовых приборов для детей за каждым столом

Фотовыставка «Красота родной природы»

Модели: «Правила обращения с животными и насекомыми», «Модели ухода за животными»;

Вечер

прогулка

Ф,

П.

Наблюдение за продолжительностью дня – учить составлять рассказ, сделать выводу на основе наблюдения. Самостоятельные игры детей по их выбору. Игровое упр.: скольжение по ледяным дорожкам – развивать ловкость. П/И «Льдинка, ветер и мороз»-соблюдать правила игры.

Четверг

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Групповая, подгрупповая

 Индивидуальная работа

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Р,

П,

Ф,

С-К.

-Беседа: с детьми на тему: «Жизнь птиц весной». Способствовать развитию внимания, связной речи.

-Утренняя гимнастика. Комплекс №14. (картотека утренних гимнастик)

П/И «Бездомный заяц» - развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.

Д/И «Отгадай по описанию» - уточнить знания детей о природных явлениях, давать краткое описание; обогащать словарный запас.

-Утренний круг. Создать положительный настрой на предстоящий день. (Картотека)

Закрепление умения закрашивать изображение, не выходя

за контур предмета.

КГН, самообслуживание - продолжать учить детей соблюдать правила поведения во время приема пищи

Внести

Игру

«Ботаническое лото»

Картотеку загадок о птицах и животных

Поговорить с родителями о самочувствии детей в выходные дни 

Рекомендации родителям по семейному чтению в соответствии  с темой «Животные»

ООД

Р,

Х-Э,

Ф.

Безопасность жизнедеятельности. Тема « О правильном питании и о пользе витаминов».

(К.Ю.Белая. Формирование основ безопасности. Стр.35)

Музыка по плану музыкального руководителя.

Лепка «Котенок». Цель: учить детей лепить фигурку животного; закреплять умение лепить фигурку животного по частям, используя разные приемы: раскатывание глины между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединение частей путем прижимания и сглаживания мест соединения; учить передавать в лепке позу котенка.

(Т.С.Комапова. Изобразительная деятельность в детском саду. Стр.86)

Прогулка

П,

Ф,

Р.

Наблюдение за состоянием природы

Цель: учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях; закреплять умения воспринимать описание узоров на окне.

Подвижные игры

«Не оставайся на полу», «Встречные перебежки»

Цель: продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища.

«Медведи и пчелы»

Развитие движений - закреплять навыки хорошего отталкивания и мягкого приземления.

Ходьба широким шагом, ходьба змейкой.

Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища, культуру поведения в раздевалке.

Игры по желанию детей  – учить детей находить занятия по интересам.

Работа перед сном

Р,П.

Чтение стихотворения С. Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?»

Цель: расширять знания детей о роли леса в жизни человека, учить детей обсуждать содержание стихотворения, делать выводы, умозаключения.

Вечер

Ф,

Х-Э,

П,

Р.

Гимнастика после сна. Комплекс №11. (Картотека)

Чтение стихотворения А.Усачева «Мусорная фантазия» 

Цель: Формировать чувство бережного отношения к природе, любви к природе

Сюжетно – ролевая игра: «Путешественники»

Цель: закрепление понятий и представлений о странах мира, закрепление представление о профессии «путешественник», расширять словарный запас детей, совершенствовать навыки речевого общения, обогащать представления об окружающем.

Вечерний круг:

Игра с мячом «Кто знает больше вежливых слов».

ФИЗО:

Развитие прыжков.

Цель: закреплять умение прыгать на одной ноге

Развивающая ситуация «Чистая вода – богатство страны» - расширять представление детей о видах, в которых существует вода в окружающей среде, знание детей о роли воды  в жизни человека. Трудовая деятельность: уборка участка, подкормка птиц.

Внести раскраски по теме недели

Вечер

прогулка

Ф,

П.

Наблюдение за погодой.

Беседа «Взаимопомощь»

Ц: объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.

Пятница

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Групповая, подгрупповая

 Индивидуальная работа

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Р,

П,

Ф,

С-К.

-Беседа: «Что такое мир природы» Цель: Способствовать формированию знаний о мире природы.

Д/.И. «Зачем и почему у животных?»

Цель: развивать логическое мышление, общую эрудицию, речь(по набору картинок)

-Утренняя гимнастика. Комплекс №14. (картотека утренних гимнастик)

-Утренний круг.

Создать положительный настрой на предстоящий день. (Картотека)

Д/И «Времена года» - закреплять знания детей о временах года, сезонных изменениях в природе.

Дежурство по столовой - побуждать ответственно относиться к поручению, доводить начатое дело до конца, воспитывать самостоятельность и ответственность.

Предложить детям мешочек с игрушками для определения материала, из которого сделаны игрушки.

Поговорить с родителями о самочувствии детей в выходные дни 

Беседа с родителями о соблюдении правил дорожного движения, о соблюдении режима дня в выходные дни.

ООД

Р,

Х-Э,

Ф.

Ознакомление с окружающим миром.Пернатые друзья. Цель: формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую деятельность. Формировать у детей желание заботиться о птицах.

(О.А.Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Стр.49)

Физкультура на воздухе.

ИЗО по плану руководителя ИЗОдеятельности.

Прогулка

П,

Ф,

Р.

Наблюдение за воробьём

Цель: продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.

Подвижные игры

«Два мороза», «Кони»

Цель: учить выполнять характерные движения по содержанию игры; развивать ловкость, быстроту.

«Наперегонки»

Цель: развивать  ловкость, выносливость и скорость

Индивидуальная работа

«Кто дальше?»

Цель: упражнять в метании снежков правой и левой рукой в определенном направлении.

Беседа «Почему нужно сушить мокрые вещи?»

Организовать самостоятельную деятельность детей с выносным материалом (ведёрки, лопатки)

Работа перед сном

Р,П.

Питание: Закреплять умение есть второе блюдо, держа нож в правой, а вилку в левой руке. Беседа «Как правильно есть второе блюдо».

Релаксация перед сном: Прослушивание музыкальной композиции «Колыбельная» - А Лядов

Вечер

Ф,

Х-Э,

П,

Р.

Гимнастика после сна. Комплекс №11. (Картотека)

П/И «Бездомный заяц» -совершенствовать умение правильно выполнять игровые действия, следить за осанкой; развивать быстроту, ловкость.

С- р игра «В лесу». Цель: Воспитывать культуру поведения на природе. Развивать диалогическую речь детей, память, наблюдательность, воображение. Учить играть по ролям.

Вечерний круг: проводится в форме рефлексии-обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня.

Индивидуальная работа. Отгадывание загадок - продолжать знакомить с признаками зимы, учить объяснять, по каким признакам угадали.

Уборка в групповой комнате - воспитывать желание соблюдать порядок в групповой комнате, самостоятельно поддерживать его.

Создать условия для сюжетно-ролевой игры (маски, декорации, музыкальная колонка)

Вечер

прогулка

Ф,

П.

Наблюдение- рассматривание зимней одежды.

Ц: развивать предпосылки наблюдательности, интереса к взаимосвязи  явлений природы и жизни людей.

П/И «Вейся венок»

Ц: научить детей водить хоровод.

Самостоятельные игры детей

Труд : Собрать игрушки после игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ тема недели "Перелетные птицы"

Цель: Обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц в лесу весной. Воспитывать доброе от...

Планирование воспитательно-образовательной работы Тема недели: «Бытовые электроприборы»

Планирование воспитательно-образовательной работы в детском саду...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема недели «Сад: фрукты.»

Тема недели «Сад: фрукты.»Цели: Расширять, обобщать активизацию и актуализацию словаря по теме «Фрукты»;            совер...

Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема недели "Неделя доброты и вежливости"

Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема недели "Неделя доброты и вежливости"...

Планирование воспитательно-образовательной работы Тема недели: «Зимушка Хрустальная».

Планирование воспитательно-образовательной работыТема недели: «Зимушка Хрустальная»....

Планирование воспитательно – образовательной работы. Тема недели: «Музыкально-театральная неделя»

Планирование воспитательно – образовательной работы для детей 6 – 7 лет....