Технологическая карта занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Тема: «Путешествие в Арктику и Антарктику»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
t.k._arktika_i_antarktika.docx | 32.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка технологической карты
Технологическая карта должна предусматривать все элементы образовательной деятельности и подготовки к ней. Конспект как таковой может входить в технологическую карту, но это не обязательно. Алгоритм составления технологической карты не является незыблемым, универсального рецепта нет, но есть общие моменты, вот они:
∙ Определение темы
∙ Постановка цели
∙ Формулирование задач
∙ Определение этапов ООД, их целей и промежуточных результатов
∙ Примерный хронометраж этапов
∙ Наполнение содержанием, подбор материала
∙ Выбор методов и приемов
Технологическая карта занятия
Титульный лист
Вид занятия: ПИД, Речевое развитие
Тема: «Путешествие в Арктику и Антарктику»
Форма работы с детьми: фронтальная
Цель: Создание условий для развития познавательного интереса в процессе ознакомления детей с миром природы Арктики и Антарктики.
Задачи:
Образовательная: Актуализировать знания детей о Северном и Южном полюсах.
Развивающая: Совершенствовать умение составлять уменьшительную форму слова, обогащать лексический запас.
Воспитательная: Продолжать формировать умение работать в команде.
Планируемы результат: Обогащение словарного запаса детей на основе полученных знаний, получение представлений о климатических условиях в Арктике и Антарктиде.
Оборудование: глобус, картинки животных Антарктиды, Арктики, аудиозаписи, пазлы, игры на развитие логического мышления.
Подготовительная работа: Распечатка изображений из презентаций про Арктику и Антарктиду, скачивание аудио файлов, изготовление пазлов, подготовка игр на логическое мышление.
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе 2 «Путешествие в Арктику и Антарктику» Воспитатель: Щеголева Елена Сергеевна |
№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, либо просто сконцентрировать внимание детей любым способом, эмоционально-психологический настрой. Мотивация (процесс вовлечения в деятельность): Что-то внести, чтоб большинство детей заинтересовалось; Эффект неожиданности (стук...); Раздается стук в коридоре. Воспитатель отправляет одного ребенка посмотреть что случилось, ребенок находит на полу конверт с письмом. Проблемная ситуация: Ребята вместе читают письмо, в котором лежит фото с изображением памятника Героям Арктики и Антарктики. В письме Знайка просит рассказать им с Незнайкой об этом памятнике побольше. | Дети проявляют любознательность, интерес к появлению письма Совместное прочтение письма, удивление детей. Строим предположения как оно к нам попало | 5 мин |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам занятия. |
Воспитатель предлагает детям побольше узнать об этом памятнике и Северном и Южном полюсе. Выясняем у детей кто видел этот памятник, где он находиться и как зазывается. Вблизи здания Арктического и антарктического научно-исследовательского института, который расположен на углу Наличной улицы и улицы Беринга, открыт первый в России памятник полярникам. Монумент представляет собой двухметровую фигуру человека в меховой одежде. У подножия притихли две собаки — постоянные участники всех полярных экспедиций. Высечена надпись: «Тем, кто шел первым, тем, кто идет сейчас, тем, кому еще предстоит пройти». Памятник находится прямо перед зданием НИИ Арктики и Антарктики в котором исследуют жизнь на полюсах, составляют карты, отправляют экспедиции , делают прогнозы погоды и многое другое. Предлагаю нам тоже отправиться в экспедицию! Звучит музыка «Где- то на белом свете» «Где-то на белом свете Там, где всегда мороз, Трутся спиной медведи, О земную ось. Мимо плывут столетья, Спят подо льдом моря. Трутся спиной медведи – Вертится Земля». Сегодня мы отправимся с вами туда, Где царит царство холода, снега и льда! Звучит мелодия «Вьюга». Воспитатель: Ребята, послушайте, какой звук вы слышите? (ответы детей) Если мы слышим звук вьюги, значит наступила…. (зима) Воспитатель: А вы знаете о том, что на свете есть такие места, где зима длится очень долго, а лето совсем короткое. Кто может назвать – как называются эти места? (ответы) Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Сначала мы полетим в Арктику, а потом посетим Антарктиду. Чтобы нам в нашем путешествии не заблудиться, нам надо отыскать эти места на глобусе. И на карте | Дети с интересом прослушивают информацию и смотрят распечатанные картинки. Коментируют Рассматривают глобус, карту вспоминают что они знают о расположении южного и северного полюсов | ||
3. | Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) | Арктика находится на северном полюсе. Здесь всегда мороз, снег, холодно. Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности Земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Поверхность Арктики покрыта льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. Это самое суровое место на Земле. Зимой наступает такое время, когда солнце вообще не всходит. Длится полярная ночь. На зимнем арктическом небе можно видеть полярное сияние, одно из чудеснейших явлений природы. На смену полярной ночи приходит полярный день. И днём и ночью светит солнце. Только четыре месяца в году температура поднимается выше нуля градусов. Наступает короткое лето. Антарктида включает в себя Южный полюс, добраться до неё можно на самолете или ледоколе. Люди там не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных. В Антарктиде проживают животные, которые смогли приспособиться к холодным климатическим условиям, в основном это пингвины и тюлени.) Рассматривание изображений животных Арктики и Антарктики с пояснениями. Ребята, вы молодцы, а сейчас отгадайте мои загадки Я недавно из яйца, и похож я на птенца. Что за птица моя мать? Где ее мне отыскать? Я не гусь и не павлин. Догадайтесь - я ...(пингвин) В Антарктиде кто живет, обожает снег и лед? Вместо плюшек и конфет рыбку кушает в обед. Ловит он ее весь день. С легкостью! Ведь он - …(тюлень) В синем море бьёт фонтан! Чудо - юдо великан. Наберёт водички в рот и фонтан из моря бьёт! От волны он не бежит, обитает в море... (синий кит) Затем воспитатель предлагает перейти из-за столов на ковер, где разложены обручи с пазлами внутри. Ребята давайте закрепим знания о животных которые проживают в Арктике и Антарктике и соберем их изображения. Посмотрим у кого это быстрее получиться. Молодцы, вы отлично справились с задачей! Возвращаемся за столы. | Слушают рассказ воспитателя Отгадывают загадки Разбиваются на команды кто за каким столом сидел, тот идет к обручу нудного цвета и в нем находит пазлы в конверте. Соревнуются чья команда быстрее соберет пазлы | 20 мин |
Я сейчас буду показывать вам картинки с изображением животного, а вы будете называть детеныша. Медведь - медвежонок; Тюлень – тюленёнок; Морж – моржонок; Кит – китенок; Пингвин – пингвиненок; и тд. Итог занятия. Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы побывали с вами на полюсах нашей Земли. Узнали много нового. | Образуют ласкательные формы существительного | |||
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. Рефлексия | Ребята а как же мы с вами покажем Знайке и Незнайке все что мы узнали нового и интересного? Выслушиваем предложения детей. Подводим их к решению отправить видео письмо по электронной почте. Ребята вы сегодня просто молодцы, справились с задание и надеюсь узнали много интересного. В заключение хочу подарить вам логическую игру по Арктике и Антарктике. А так как я знаю как вы любите соревноваться командами, то игру я сделала на каждый стол отдельную. Думаю вам понравиться. Подведение итогов с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, обобщение полученного опыта. В завершение, воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Что узнали?», «Кому помогли?». Оцениваем свое отношение к прошедшей деятельности. Воспитатель предлагает выставить свою фишку с фотографией на смайлик с нужной эмоцией (довольный или озадаченный), выразив этим свое отношение к занятию. | Предлагают различные варианты по поводу передачи знаний Знайке и Незнайке, приходят в выводу что оптимально это отправить видео письмо с нашим занятием по электронной почте Оценивают насколько понравилось прошедшее занятие, выставляя свою фишку с фото на нужный смайлик | 5 минут |
Образовательные области по ФГОС ДО
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлено пять направлений развития воспитанников (или образовательных областей).
1. Социально-коммуникативное развитие
2. Познавательное развитие
3. Речевое развитие
4. Художественно-эстетическое развитие
5. Физическое развитие
Традиционные занятия и их классификация
Классификацию традиционных занятий логично осуществлять на основе выбранных задач и используемых видов деятельности для их реализации. Учитывая психологические особенности дошкольника, анализируя методические рекомендации к современным программам, нецелесообразно выделять отдельным типом занятия по изучению нового материала, развитию и совершенствованию знаний и умений, так как на каждом из занятий происходит повторение, закрепление и расширение представлений детей.
Классификация занятий приводит к смешению типов занятий с методами и приемами обучения. Авторы современных программ представляют классификацию занятий для каждого вида деятельности. Например, информационные; практикумы; итоговые; беседы; познавательные рассказы; экскурсии.
Формы организованной образовательной деятельности
В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.
Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Групповая (подгрупповая) форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, трудовая (элементы самообслуживания), музыкально-художественная, восприятие художественного слова и творчества, двигательная.
ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ МЕРОПРИЯТИЮ:
1. Форма образовательного мероприятия - интегрированное занятие, игра-путешествие, мини-проект, викторина и т. д. должна быть прописана.
2. Тип образовательного мероприятия - обобщающее, закрепляющее, развивающее.
3. Цель – конкретная, реалистичная, достижимая в данный период времени. (Если цель представлена не в полной мере, либо совсем отсутствуют, соответственно результативность образовательного мероприятия отсутствует.). Цель всегда одна.
4. Задачи должны носить триединый характер, т. е. должны включать обучающую, развивающую, воспитательную направленность. При этом самих задач может быть более трех. (Очень много задач не отработать в полной мере.)
Формулирование образовательных (обучающих) задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола. (Образовательная задача – повышать уровень развития ребенка - ЗУН).
Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер ООД Вы планируете: по сообщению нового знания, тренировочный или итоговый.
Примерные формулировки образовательных задач ООД по сообщению нового знания:
«Актуализировать знания детей о …», «Формировать знания о …»
«Мотивировать детей к самостоятельному изучению …»
«Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о …»
«Сформулировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения», «Учить…», «Познакомить…», «Формировать….»
Примерные формулировки образовательных задач НОД тренировочного и итогового характера:
«Актуализировать знания детей о …»
«Расширить знания детей … через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности»
«Дать возможность применить на практике полученные знания о…»
«Закрепить в самостоятельной деятельности умение …»
«Отрабатывать навыки детей….»
Развивающие задачи направлены, как правило, на развитие высших психических функций (мышление, память, воображение, внимание, воля, общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация, речевого дыхания, познавательного интереса, творческих способностей. Формулирование развивающих задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола. В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:
- если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «начать работу по развитию…», «способствовать….» и т. д. ;
- если функция недостаточно сформирована, либо необходимо закрепить какой – либо навык, то выбор будет следующий «продолжать формировать…», «продолжать развивать …», «совершенствовать …» и т. д.
- развивать опыт деятельности (игровой, двигательной, музыкальной и т. д.)
Воспитательные задачи направлены, как правило, на развитие ценностных установок, личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы. Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола. В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство, над которым Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:
- если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «воспитывать …» и т. д.
- если качество (свойство) недостаточно сформировано, либо необходимо его закрепить, то выбор глагола будет следующий «продолжать формировать …», «продолжать воспитывать …», «совершенствовать …» и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик» план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик»план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)...
Технологическая карта занятия. Тема занятия: Звено летящих самолетов.
Художественное эстетическое развитие (приоритетная обл.), интеграция: соц. коммуникативное развитие....
Технологическая карта занятия по развитию математических представлений. Тема занятия: «Геометрические фигуры»
Образовательная область: Познавательно-исследовательскаяТема занятия: «Геометрические фигуры»Возрастная группа: старшая группаЦель занятия: &sh...
Технологическая карта занятия в старшей группе Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»
Технологическая карта занятия Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»Возрастная группа: Старшая группаОбразовательная область: «Развитие речи» В процессе...
Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)
Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...
Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)
Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)...