Сценарий "Уменьшаем, разделяем, используем повторно"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Тетье занятие из цикла "Экологическая культура" посвящено теме уменьшения мусора, его повторнлму использованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_umenshaem_razdelyaem_ispolzuem_povtorno.docx | 165.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие третье из цикла «Экологическая культура»
«Уменьшаем, разделяем, используем повторно».
.
Занятие разработано для подготовительной к школе группе.
Цели:
- Заложить основы формирования экологической культуры.
- Развитие устойчивого желания соблюдать нравственные принципы в процессе взаимоотношений с природой и при использовании природных ресурсов.
- Заложить основы целенаправленного освоения экологических знаний и практического использования природоохранных навыков.
Задачи:
- Формирование мотивов, привычек и потребностей в экологическом поведении.
- Формирование представлений об экологических правилах обращения с мусором: о необходимости уменьшать его количество, сортировать мусор и отправлять его на повторную переработку.
- Формирование представлений об использовании природных ресурсов и улучшении состояния окружающей среды.
Предварительная работа.
Проведение занятий «Мы – друзья природы!» и «Помогаем природе все вместе», ежедневная работа с «Календарем живой природы», издательство «Малыш», 2021г.
Материалы и оборудование.
1. Ноутбук, проектор, экран;
2. Подготовленные презентации и мультимедийные файлы;
3. Сделанный ранее вместе с детьми планшет по экологии, одна сторона которого посвящена привалам поведения на природе, вторая сторона рассказывает о необходимости экономить электроэнергию и беречь водные ресурсы. Третья сторона подготовлена для проведения настоящего занятия (приложение 1). Если занятие проводится отдельно, без проведения двух предыдущих занятий, то можно просто нарисовать подобный плакат, с которым потом будут работать дети;
4. Мольберт, бумага, фломастер, магниты;
5. Распечатанные материалы по правилам обращения с мусором;
6. Предметы для одноразового использования: посуда, бахилы, медицинские маски, пакеты для продуктов и покупок, пластиковая бутылка с водой;
7. Аналогичные по назначению предметы для многоразового использования.
8. Дидактическое пособие по сортировке мусора: контейнер для несортированного мусора, в котором находятся карточки с изображениями различного мусора, 6 контейнеров для сортировки мусора (для пластика, металла, стекла, бумаги, органических и опасных отходов);
9. Фишки 6 цветов по количеству детей для деления на команды. Оборотная сторона у всех фишек одного цвета.
Воспитатель предлагает детям обратить внимание на планшет, посвященный экологии. Дети вспоминают, как они его создавали и повторяют правила экологичного поведения на природе и дома. Педагог обращает внимание детей на оборотную сторону планшета, которая раньше была чистой.
- Смотрите, ребята, здесь появилось дерево. Это значит, что нам можно подумать, что еще полезного мы можем сделать для природы. Есть у вас какие-нибудь идеи?
Ответы детей.
- Посмотрите, вот на дереве какой-то знак. Не приходилось ли вам видеть его раньше?
Ответы детей. Если есть дети, которые знают этот знак, то они говорят, а педагог дополняет их слова, демонстрируя слайды. Если дети не знают знак «Вторичная переработка», педагог демонстрирует на экране фотографии.
-Давайте посмотрим, вот здесь этот знак на картонных коробках, а здесь на мусорных баках. И на этой фотографии он в окружении бутылочек, крышек и жестянок. С чем может быть связан этот знак?
Дети подводятся к идее о том, что этот знак связан с мусором.
- Да, этот знак называется «Вторичная переработка». И он означает, что продукт пригоден для повторной переработки или уже сделан из переработанного сырья. Итак, давайте разберемся, куда девается мусор. Ведь каждый из жителей России за год производит (если можно так сказать) и выбрасывает почти 500 килограммов мусора.
Воспитатель выставляет на мольберт иллюстрацию (приложение 2).
- Много это или мало? Это примерно в 20 раз больше, чем весит каждый из вас. И столько мусора выбрасываете вы, и каждый из членов вашей семьи, и я тоже. Куда же потом девается эта огромная гора мусора?
Просмотр видео «Куда уходит мусор?»
(ютубканал Надежды Ленник)
Во время просмотра видео можно делать паузы, чтобы акцентировать внимание детей на важных моментах:
- Куда увозят мусор?
- Что с ним делают на свалке?
- Как долго мусор лежит на свалке?
- Что нам предлагает сделать этот мультфильм?
- Это видео предлагает нам сортировать мусор, чтобы можно было отправлять его на переработку. И это очень хорошая идея! Ведь сданные на переработку 100 килограммов макулатуры спасают одно дерево. А всего лишь одна выброшенная в мусор батарейка загрязняет 20 квадратных метров земли – это половина нашей группы. А ведь в игрушках, фонариках и других приборах используется на одна, а две, три или даже четыре батарейки. Представьте себе, сколько земли мы спасем от загрязнения, если будем относить батарейки в специальные контейнеры, которые сейчас есть во многих магазинах. Ведь мы с вами очень хотим сберечь нашу планету! Давайте расскажем об этом.
Физкультминутка.
Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо… Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету! Я.Аким | Дети идут по кругу, держась за руки. Руки вверх, качаются как деревья на ветру. Машут руками, как птицы. Садятся на корточки и вырастают вверх, как цветы. Кружатся, руки вверх. Идут по кругу, держась за руки. |
- Итак, мусор надо разделять и отправлять на переработку. Но еще до этого каждый из нас может сделать одну очень важную вещь и этим сразу облегчить жизнь нашей планете.
Дети высказывают свои предположения.
- Давайте еще раз посмотрим на эту цифру «500 килограммов». А если бы каждый человек уменьшил количество своего мусора: не 500 килограммов, а 300 или даже 200? Что скажете?
- И наше первое правило: «Уменьшаем».
Педагог выставляет на мольберт табличку с правилом.
- Как же мы можем уменьшить количество мусора? Самое простое – это отказаться от одноразовых вещей. Вот, например, пакеты (воспитатель демонстрирует детям пакеты для продуктов и покупок). Их можно заменить многоразовыми сумками и мешочками (демонстрация). Такие сумки для покупок и мешочки для фруктов выглядят очень красиво, а использовать их можно много раз. Но даже, если вы купили что-то в обычно пакете, его необязательно сразу выбрасывать. Его тоже можно аккуратно сложить и использовать повторно и так до тех пор, пока он совсем не придет в негодность. Но очень часто они сразу отправляются в мусорное ведро.
Воспитатель убирает пакеты в контейнер для мусора.
- Или вот такой пример. Все знают, как людям нужна вода, и поэтому мы часто пьем воду и не только дома. И часто покупаем для этого бутылочки с водой (воспитатель демонстрирует обычную пластиковую бутылку с водой). А ведь продаются многоразовые бутылочки для воды (демонстрация), и они тоже очень красивые. И все, что нужно сделать – это налить дома воду и взять бутылочку с собой в дорогу. И так мы с вами сразу уменьшим наш мусор. А так…
Воспитатель убирает бутылку в контейнер для мусора.
- А еще, когда вы с родителями идете в поликлинику, вам приходится надевать на ноги бахилы, чтобы не оставлять на полу грязные следы. Но сути бахилы – это тоже одноразовый мешочек только для ног. (Демонстрация). Его используют полчаса-час, а потом он стразу отправляется в мусор. А ведь существуют многоразовые бахилы. (Демонстрация). Их не нужно каждый раз выбрасывать, но правда, когда вы придете домой, их нужно будет сполоснуть от пыли и грязи. И тоже самое происходит с масками, которые нам так часто приходилось надевать. (Демонстрируем одноразовую и многоразовую медицинские маски). Во время карантина у меня была многоразовая маска, я стирала ее, и мне не приходилось выбрасывать так много мусора.
Воспитатель убирает одноразовые бахилы и маску в контейнер для мусора.
- Еще очень хорошо будет, когда люди смогут отказаться от одноразовой посуды. (Демонстрация одноразовой посуды). Ведь, к сожалению, такая посуда не подлежит никакой переработке. И после единственного использования будет загрязнять нашу землю сколько лет? Кто помнит? Да, целых 500 лет.
Воспитатель убирает посуду в контейнер для мусора.
- Но самый простой способ уменьшить количество мусора – не покупать лишнего. Дети часто просят в магазине игрушки, не задумываясь, насколько им эта игрушка нужна. Или насколько качественно она сделана, сколько она вам прослужит. Конечно, есть игрушки, с которыми вы будете играть очень долго. Но если игрушка сломалась через неделю или стала неинтересна, что вы будете делать? Выкинете ее и увеличите мусор на нашей планете.
Воспитатель убирает в контейнер сломанные игрушки.
- И вот у нас уже почти полный контейнер для мусора! А ведь это все можно было бы не использовать, а значит и не выкидывать. Вернем эти вещи на стол, представим, что мы ими не воспользовались. Но какой-то мусор у нас здесь все же есть, хоть мы с вами и сильно уменьшили его количество. Надо подумать, что же сделать с тем, что мы все-таки решили выбросить?
Ответы детей.
- Да, мусор мы будем разделять, сортировать. Но как же мы будем его делить? По цветам? По размерам? Большое к большому, маленькое – к маленькому? Да, конечно! Мы будем сортировать мусор по материалам, из которого сделаны предметы. А какие вы знаете материалы?
Ответы детей, воспитатель, если надо, дополняет и объясняет детям, если что-то вызывает затруднения. Список материалов:
пластик
бумага
металл
стекло
бытовые отходы (остатки еды и другой неперерабатываемый мусор)
опасные материалы (батарейки, лампочки, электроника, градусники)
Список воспитатель записывает на листе бумаги, который находится на мольберте.
- Итак, наше второе правило: «Разделяем».
Воспитатель выставляет на мольберт табличку с правилом.
- Предлагаю потренироваться. Сейчас мы с вами разделимся на команды, и все рассортируем.
Проводится дидактическая игра «Сортируем мусор».
Дети при помощи фишек 6 цветов делятся на команды. Каждая команда получает контейнер с обозначенным на нем видом мусора. Карточки с изображением мусора из общего контейнера выкладываются на столе, и дети убирают в контейнеры соответствующий вид мусора. После того, как весь мусор будет убран, дети вместе с воспитателем проверяют, правильно ли мусор рассортировали.
- Спасибо большое, ребята. Вы – молодцы, все очень быстро и правильно разделили. Правда, у нас в городе мы не увидим столько контейнеров разных цветов. У нас стоят контейнеры желтого цвета. Кто знает для чего они?
Ответы детей.
Воспитатель подводит итог:
- Это универсальные контейнеры для сбора пластика, металла, бумаги и картона и стекла. И когда вы отправляете в них мусор нужно соблюдать определенные правила, которые несомненно знают ваши родители. Остатки еды складывают в обычные зеленые контейнеры, а батарейки нужно обязательно относить в специальные контейнеры. Сбор батареек у нас в стране проходит под девизом: «Сдай батарейку – спаси ежика». А другие опасные отходы: лампочки, старые телефоны, разные электроприборы собирают на переработку и захоронение специальные фирмы.
- Я думаю, что мы с вами прекрасно разобрались с нашим вторым правилом «Разделяем». И теперь мне интересно, что же дальше. И я предлагаю вам узнать об этом побольше.
Просмотр видеоролика «Интересные факты о переработке мусора»
(ютубканал Eco Qoldaý)
- Оказывается из переработанного мусора могут производить столько разных и нужных вещей! Не только новые стеклянные банки и новые тетради, но и строительные материалы, сумки и рюкзаки, одежду и даже мебель.
Эти слова можно дополнить демонстрацией фотографий предметов, сделанных из переработанного мусора.
- И теперь мы с вами знаем наше третье правило по отношению к мусору «Используем повторно».
Воспитатель выставляет на мольберт табличку с правилом.
- Но вы, конечно, можете сказать, что вы-то ничего повторно не используете, вы рассортировали и все, а используют заводы и фабрики. Но когда ваша семья покупает вещи, сделанные из переработанного мусора, а таких вещей с каждым голом становится больше, то, что можно сказать? Что вы следуете правилу «Используем повторно». На некоторых вещах можно увидеть надпись «Сделано из переработанных материалов», а на некоторых такой надписи нет, так что иногда вы даже не знаете, что ваша одежда, рюкзак, ручки или мебель сделано из переработанного мусора.
- Но иногда для того, чтобы использовать вещи повторно их даже не нужно перерабатывать. Что вы делаете с игрушками, которые вам больше не нужны, но они еще хорошие и ими можно продолжать играть? Отдаете другим детям или приносите в детский сад и оставляете здесь, чтобы все могли играть. У нас в группе очень много игрушек, которые вы нам принесли, и есть игрушки, которые принесли дети, которые ходили к нам в группу до вас. Сейчас они уже школьники, а их игрушки целы и продолжают нас радовать. Их не отнесли на мусорку, а подарили им вторую жизнь, можно так сказать?
- Или одежда, из которой вы выросли, неужели ваши родители выбрасывают ее? Конечно, нет, они находят, кому ее передать. А если какие-то вещи совсем износились? Полотенца или джинсы, другая одежда? Ведь посмотрите, среди наших сортировочных баков, нет такого, на котором написано «Ткани». Что же делать, неужели выкинуть?
Ответы детей.
- Есть такой замечательный проект «Вещеворот». Специальные контейнеры стоят в городе, и туда можно принести любые ненужные вещи из ткани. Хорошие вещи отправят в банк вещей и на благотворительные цели, плохие – отправят в переработку. И сделают из них, например, матрасы.
- А еще из ненужного мусора можно самим сделать очень интересные вещи. Вот наши подставки для карандашей, например, вы помните, из чего они сделаны? Да, это банки из-под чипсов. А наш участок украшают гирлянды с подвесками из пластиковых бутылок и кормушка для птиц. И на новый год мы с вами делали замечательный дом из картона, а ведь могли бы выбросить его в мусор, но не стали. И я предлагаю вам провести в нашей группе выставку поделок из ненужных материалов: из старых вещей, из пластиковых бутылок и картона, из крышек, упаковок от яиц и всего остального на ваше усмотрение. Я думаю, это будет очень интересно.
Воспитатель выставляет на мольберт объявление о выставке поделок из бытовых отходов.
- А сейчас я хочу поздравить вас с тем, что вы уже так много знаете о замечательной науке «Экология», о том, как надо охранять природу, беречь нашу планету. Я уверена, что вы будете применять все наши правила в жизни. И мы торжественно присваиваем каждому из вас звание «Юный эколог».
Для вручения удостоверений приглашаются заместитель заведующего по учебно-методической работе и старший воспитатель.
Звучит «Гимн экологии».
Приложение 1.
Приложение 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МБДОУ детский сад №1 п. Радченко Конспект по ознакомлению детей 2 младшей группы с художественной литературой ТЕМА: «Повторное чтение стихотворений про автомобили»
Цель: продолжать развивать у детей способность слушать литературные произведения, эмоционально реагировать на их содержание; конкретизировать представления, что машины бывают грузовые и л...
Технологическая карта НОД по образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Ознакомление с окружающим» в группе раннего возраста используя технологию ОТСМ-ТРИЗ
Цель –формирование у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения признаков у объектов, создание условий для развития логического мышления и речи детей....
Эко-Проект "РАЗДЕЛЯЙ И ИСПОЛЬЗУЙ"
Цель проекта: способствовать воспитанию у детей культуры ответственного потребителя....
Статья к ЭКО-ПРОЕКТУ «РАЗДЕЛЯЙ И ИСПОЛЬЗУЙ!»
Цель проекта: способствовать воспитанию у детей культуры ответственного потребителя....
Исследовательский проект «Нужно мусор разделять, чтоб использовать опять».
Республиканский конкурс исследовательских работ и творческих проектов детей «Мои первые шаги в науку»https://drive.google.com/file/d/1M0Cosh1JHWNhi0EXrAsEZU5AEgy_G4xW/view?usp=sharingНомин...
Эко-проект «Разделяй и используй!»
Экология и экологические вопросы в современном мире в основном сводятся к вопросу охраны окружающей среды. Все более ощутимы, становится последствия влияния человека на природу. Считается, что только ...
Детский исследовательский проект "Используем бумагу повторно"
Как-то раз моей старшей сестре нужно было собрать для школы ненужную бумагу (макулатуру). Я спросил у мамы для чего это нужно? Мама ответила: «Чтобы сохранить наш лес».Тогда у меня возникл...