Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности "Свойства Магнита"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
- Расширять и уточнять знания детей о свойствах магнита.
- Познакомить детей с понятиями магнитная сила –притяжение – «магнетизм».
- Продолжать учить предлагать и принимать решения в ходе экспериментальной деятельности, проверять предположения опытным путем и делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
С использованием цифровой лаборатории 'Наураша" | 36.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия для старших дошкольников.
Познавательно-исследовательская деятельность
"СВОЙСТВА МАГНИТА"
с использованием цифровой лаборатории
"Наураша в стране Наурандии"
модуль "Магнитное поле"
Возрастная группа: 5-6 лет старшая/подготовительная группа.
Подготовила: воспитатель Сазанова Алла Владимировна.
Тема: «Свойства магнита».
Форма проведения: подгрупповая.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Виды деятельности: познавательно- исследовательская.
Используемые технологии: игровая, ИКТ, опытно-экспериментальная деятельность.
Методы, приёмы, формы работы:
- Наглядный (показ способов действий).
- Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).
- Игровой (включение и использование игры).
- Практический (экспериментирование).
Предварительная работа:
знакомство с деревянными и стеклянными, пластмассовыми предметами; просмотр мультфильма «Малышарики» серия 50 про «Магнитик», мультфильм «Фиксики» серия «Магнит».
Опытно-экспериментальная деятельность в мини- лаборатории группы; Дидактические игры: «Магнитная азбука», «Рыболов»; «Геометрическая мозаика» и т.п.
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи:
Обучающие:
- Расширять и уточнять знания детей о свойствах магнита.
- Познакомить детей с понятиями магнитная сила –притяжение – «магнетизм».
- Продолжать учить предлагать и принимать решения в ходе экспериментальной деятельности, проверять предположения опытным путем и делать выводы.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.
- Способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
- Развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к экспериментированию.
- Воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников, умение работать в паре, договариваясь об очередности выполнения эксперимента.
Словарная работа: лаборатория, магнитная сила, притяжение, магнетизм.
Оборудование и материалы: Железные, пластмассовые, деревянные, резиновые, бумажные, стеклянные предметы, магниты 8шт., два подноса для демонстрационного материала, подносы для раздаточного материала 16шт., карточки-схемы магнетических предметов 8 шт., простые карандаши 8шт. Картон-«полянка» 8шт., бабочки с магнитами 8шт. Контейнеры с песком 8шт., железные гвозди, болты, гайки, булавки, скрепки. Стаканчики пластиковые с водой 8шт., змейки-скрепки 8шт. Детские халаты 8 шт. Цифровая лаборатория "Наураша" «Магнитное поле», ноутбук, программное обеспечение.
Ход образовательной деятельности.
Организационный момент.
Воспитатель приглашает детей войти в группу:
Воспитатель: - Проходите, ребятишки,
И девчонки, и мальчишки!
Прошу в круг всех встать,
За руки друг друга взять.
Друг на друга посмотрите
И улыбки подарите!
Я пришла к вам не одна
Гостей в группу привела!
Поздоровайтесь, ребята.
Дети: - Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку. Ответ на загадку лежит в коробке, которую я держу в руках.
Этот жадный предмет
Все железо хватает.
Для него нормы нет,
Прилипанием страдает.
Дети: — Это магнит.
Воспитатель открывает коробку, достает магнит.
Воспитатель: — Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
Воспитатель: Какое свойство магнита мы уже знаем?
Дети: Он притягивает металлические предметы
Воспитатель: - Хотите еще больше узнать о магните?
Дети: Да. Хотим.
Воспитатель: - Скажите, где мы можем проводить свои исследования и эксперименты?
Дети: - Исследования и эксперименты мы можем проводить в лаборатории.
Воспитатель: - Кто из вас помнит, как называются профессии людей, которые работают в лаборатории?
Дети: - Ученые, исследователи, лаборанты
Воспитатель: - Верно. Сейчас я приглашаю вас в нашу лабораторию, где вы станете маленькими учеными, исследователями.
Вспомним, какие правила нужно соблюдать, находясь в лаборатории?
Дети: - Вести себя нужно спокойно. Аккуратно обращаться с приборами и другими предметами, чтобы ничего не сломать, не пролить и рассыпать. Незнакомые предметы и вещества не брать в руки без разрешения, не пробовать на вкус и запах. Работу выполнять по заданию старшего в лаборатории.
В лаборатории всегда тихо и чисто. Лаборанты работают в белых халатах. Предлагаю надеть халаты.
(Дети проходят в импровизированную лабораторию, надевают халаты, шапочки, занимают за столами свои места).
- Опыт №1 «Всё ли притягивает магнит?»
(Железные, пластмассовые, деревянные, стеклянные, резиновые предметы, бумажные, магниты)
Воспитатель: Уважаемые коллеги, предлагаю подойти к столу и рассмотреть предметы, которые лежат на подносе. На подносе лежат предметы из разных материалов.
Как узнать, какие предметы дружат с магнитом, а какие нет? Что же нужно сделать?
(ответы детей).
Воспитатель: Возьмите каждый себе по магниту. Выберите один предмет, который притягивается к магниту и переложите на пустой поднос.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, предмет, который вы переложили на пустой поднос и почему?
Дети: Я переложил (металлический) ключ, потому что он притягивается к магниту.
(ответы детей: ножницы, крючок, линейка, гвоздь, пуговица, булавка и т.д.)
Воспитатель: Что можно сказать про эти предметы? Из какого материала они сделаны?
Дети: Они все из металла, металлические.
Воспитатель: остались предметы, которые магнит не притянул, давайте их рассмотрим. (рассматривают)
Воспитатель: Из какого материала остались предметы? (из пластмассы, из дерева, из стекла, резины, бумаги). Что об этом можно сказать?
Дети: Магнит не притягивает пластмассу, дерево, стекло, бумагу, резину.
Воспитатель: Так какой же вывод мы сделаем?
Дети: Магнит притягивает только металлические предметы.
Вывод: Совершенно верно! Магнит притягивает только металлические предметы. Это свойство называется магнитной силой - магнетизм.
Повторите вместе со мной «Свойство магнита притягивать только металлические предметы называется магнитной силой- магнетизм.
Воспитатель: Возьмём собой магниты, они нам понадобятся для следующих экспериментов. Приглашаю вас пройти к столам, занять места.
- Заполнение карточки-схемы «Магнит притягивает – не притягивает»
(Карточки-схемы, карандаши)
Воспитатель: Положите магниты на край стола. Сейчас работаем с карточками- схемами.
Воспитатель: Рассмотрите карточки. Изображены предметы из различных материалов.
- Задание детям 5-6 лет: Вам нужно провести линию от магнита к тому предмету, который он примагнитит к себе.
- Задание детям 6-7 лет.: - Вам поставить «+» возле предметов, которые примагничиваются к магниту.
Дети выполняют работу самостоятельно.
Воспитатель: Обменяйтесь карточками и проверьте друг друга в правильности выполнения задания.
По окончании работы дети высказывают свое мнение.
«Действие магнита через другие материалы»
Воспитатель: -Юные исследователи, как вы считаете, если магнит притягивает металлические предметы, действует ли его сила через преграду? Например, картон?
Дети: - Да! Нет!
Воспитатель: - Давайте это проверим.
- Опыт № 2 «Танцующая бабочка».
(Картон- «полянка», бабочки с магнитом, магниты)
На столе лежит цветочная поляна сделана из картона. Бабочка, на брюшке, которой расположен маленький магнит. Магнит, который помогает нам сегодня в наших экспериментах.
Возьмите в руки картонную полянку, расположите на ней бабочку, а магнит приложите с низу нашей картонной полянке и подвигайте магнитом по картону. Что, вы видите?
Воспитатель: Двигая магнит, мы можем заметить, что бабочка повторяет все его движения. Посадите бабочку на цветок с помощью магнита.
Воспитатель: - Какой вывод мы с вами можем сделать?
Дети: - Магнит действует через картон.
- Опыт №3 «Что спрятано в песке?»
(лотки с песком, железные гвозди, болты, гайки, скрепки, магниты)
Воспитатель: На столе у каждого контейнер с песком на подносе, придвиньте его к себе ближе.
Воспитатель: - Следующий эксперимент - действует ли магнит через песок?
В песке спрятан металлический предмет, который надо достать без помощи пальцев рук, не касаясь песка. Подумайте: каким способом можно это сделать?
(ответы, предположения детей)
Воспитатель: медленно проведите магнитом над песком.
Дети проводят над песком магнитом и к нему притягиваются железные предметы, спрятанные в песке.
Воспитатель: - Расскажите, что вы сделали и что получили?
Ответы детей: - Я провёл магнитом над песком и к нему примагнитил (притянулся) гвоздь (гайка, скрепка, булавка) спрятанный в песке
Вывод: Значит магнитные силы - магнетизм проходят сквозь песок.
Воспитатель: - Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам:
- Физминутка Игра «Притягивает – не притягивает».
Воспитатель называет любые предметы, если магнит притягивает предмет, дети хлопают в ладоши, а если не притягивают - приседают.
Воспитатель: Отдохнули. Проходите на свои рабочие места.
Воспитатель: - Продолжаем наши эксперименты со свойствами магнита, но теперь с водой.
- Опыт №3 «Как достать скрепку из воды, не намочив пальцы рук?»
(Стаканы пластиковые с водой, скрепки в стакане, магнит).
Воспитатель: - У вас у каждого стоят стаканчики пластиковые с водой на подносе, в которых лежат скрепки. Аккуратно придвиньте к себе поближе.
- Можно ли достать из стаканчика скрепки, не намочив ни пальцы рук, ни магнита? (предположительные ответы детей)
Воспитатель: - Давайте попробуем. Приложите магнит к стенке стакана на уровне скрепки. Как только скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит вверх.
Воспитатель: - Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось?
Ответы детей: - Я приложил магнит к стенке стакана с водой, скрепки примагнитили. Медленно двигал магнитом вверх и достал скрепки, не намочив пальцев рук и магнита.
Вывод: Значит, магнитные силы, магнетизм действуют на металлические предметы, даже если они разделены с ними водой и пластиком.
Воспитатель: - Ребята, сегодня в лаборатории с нами на связь хочет выйти юный исследователь, с которым вы уже знакомы – Наураша из страны Наурандия. Он в своей лаборатории тоже изучает свойства магнита, силу магнетизма. Для вас Наураша тоже приготовил задание.
Расстояние до магнита, сложение магнитов.
Задания на сравнительные измерения по инструкции «Наураша»
При работе в цифровой лаборатории дети делают вывод на основе результатов замеров:
Расстояние до магнита:
Дети: - Гирьки поднялись, примагнителись к магниту, когда датчик соприкасался с магнитом.
В первый раз поле магнитное было сильнее, т.к. датчик касался магнита.
Магнит отодвинулся от датчика:
Дети: - Второе измерение – датчик отодвинули от магнита, поле ослабло в дали от магнита, гирьки не поднялись на экране.
Вывод: Рядом с магнитом – сильное поле, чем дальше магнит от предмета, тем сила магнита магнетизм слабеет.
Сложение магнитов:
Дети: - При сложении магнитов гирьки тоже поднимались вверх и крепко держались.
Вывод: Два магнита дают более сильное магнитное поле.
Воспитатель: - Молодцы, мы отлично справились.
Воспитатель: Спасибо, Наураша, до свидания, до новых экспериментов в твоей лаборатории.
Воспитатель: - И так давайте вспомним, что мы делали, что узнали нового о магните?
Ответы детей: - Магнитные силы притягивают металлические предметы.
Свойство Магнита - магнетизм проходит через картон, песок, воду и пластик.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Магнетизм действует через препятствия.
Итог занятия:
Воспитатель: — Как быстро летит время. К сожалению, нам пора заканчивать. Вам было интересно? Что было для вас трудно? А что больше всего понравилось? Какой силой обладает магнит?
Ответы детей: - Притяжением – магнетизмом.
Воспитатель: А где в нашей группе можно встретить магнит? А дома?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, юные учёные! И в заключении наших экспериментов хочу вам подарить магнитики – смайлики, которые помогут вам проделать опыты дома вместе с родителями.
Воспитатель: Нам пора возвращаться из лаборатории в группу и стать снова ребятами.
Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в подготовительной группе "Испытание магнита"
Занятие-эксперимент "Испытание магнита"...
конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебные свойства магнита"
Развиваем познавательный интерес, любознательность,расширяем знания об окружающем мире, развиваем желание исследовать,и наблюдать....
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Этот удивительный мир магнита»
Образовательная область: Познавательное развитие.Раздел: Познавательно-исследовательская деятельность.Тема: «Этот удивительный мир магнита»Возрастная группа: старшаяЦель занятия: Разв...
Конспект мастер-класса по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита на металл».
Свойства магнита на металл...
Конспект ООД по познавательно - исследовательской деятельности детей в подготовительной группе « Удивительный мир магнита»
Конспект ООД по познавательно - исследовательской деятельности детей в подготовительной группе« Удивительный мир магнита»...
Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности: «Волшебство магнита» с детьми старшей группы
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.Задачи:- систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предмет...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе "Свойства магнита".
Цель: создать условия для знакомства детей со свойствами магнита, его назначением....