Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности: «Волшебство магнита» с детьми старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бабушкина Наталья Михайловна

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.

Задачи:

- систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; через какие материалы и вещества может воздействовать магнит;                                                                                                                                                - развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;  - развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность;                                                                                                                                                                                    - - воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре; развивать коммуникативные навыки, взаимопомощи, желание изготовить игрушку для группы .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebstvo_magnita.doc597 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №185 «Юбилейный» общеразвивающего вида

Ленинского района города Барнаула

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности: «Волшебство магнита»

С детьми  старшей группы

                                                                                                                                                                                   

Разработчик:

 Бабушкина Н.М.

                                                                                                                                                                               

 

Барнаул, 2021 г.

Тема: «Волшебство магнита»

Концептуальные основы занятия:

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.

Задачи:

- систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; через какие материалы и вещества может воздействовать магнит;                                                                                                                                                                                                                                                                                                     - развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;                                                                                                                                                                    - развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность;                                                                                                                                                                                           - воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре; развивать коммуникативные навыки, взаимопомощи, желание изготовить игрушку для группы .

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое", "Труд".

Предварительная работа: цикл занятий по экспериментальной деятельности.

Дидактическое обеспечение занятия (наглядность): магниты, подносы с магнетическими (кнопки, гвозди, скрепки, шурупы, детали конструктора и др. ) и немагнетическими (бумага, картон, пластик, ткань, деревянные пластины) предметами. Стаканы прозрачные с водой. Для изготовления игры «Рыболов»: картинки с изображением рыб, картинки  для динамической паузы, скрепки, веревочки, деревянные палочки, маленькие магниты. Варежка с магнитом внутри, и конверт с письмом .

Методы и приемы:  - создание проблемной ситуации, ситуаций успешности детей, сюрпризный момент, интригующее начало, эффект удивления;

- экспериментирование

-  беседа,

- словесный (вопросы к детям, индивидуальные и хоровые ответы детей, использование художественного слова в ходе занятия);

- наглядный;

- объяснительно-иллюстративный;

- продуктивная деятельность.

Содержание занятия:

- Уважаемые гости сегодня мы пригласили вас на занятие «Волшебный камень магнит». Мы с ребятами на познавательных  занятиях  знакомились с магнитом, изучали свойства магнита, исследовали магнит,  и сегодня мы покажем наш результат.

Организационная  часть

Создание положительной атмосферы на занятии.

Установление контакта между воспитателем  и детьми.

«Приветствие»

Дети сидят на ковре в кругу.

Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я:  (Показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!» ( Выпрямить руки в стороны).

Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, Родина моя!  (Взять друг друга за руки).

Воспитатель: Здравствуйте,  ребята, к нам сегодня пришли гости, поздороваемся.

Основная часть

Формы и методы работы:  

Беседа, сюрпризный момент, интригующее начало.

Интеграция образовательных областей:

Познание, коммуникация,

речевое развитие.

1.Постановка проблемы.

1.Посылка от почтальона.

- Ребята, на пороге в ваш детский сад я повстречала почтальона, он передал посылку для детей старшей группы "Карусель"

(Дети сидят на ковре и рассматривают содержимое посылки.)

Воспитатель удивляется необычным  камням   и предлагает прочитать письмо.

Письмо от Лунтика.

«Здравствуйте, ребята! Однажды на тропинке я нашел эти  камни. Мои друзья сказали, что они не простые, а волшебные. Я знаю, что вы много занимаетесь и многое уже умеете. Помогите мне узнать, как называются эти камни , почему их называют «волшебным» и зачем они нужены. Жду вашего ответа. Ваш Лунтик».

- Ребята, как мы сможем помочь Лунтику?

- Я предлагаю вам исследовать камни Лунтика, все о них  узнать и отправить ему такое же  письмо.

-Давайте внимательно рассмотрим камни, присланные  Лунтиком. Как они называются?(Ответы детей)    

(Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики)

- Скажите, что такое магнит?  

Магнит это камень, который умеет притягивать металлические предметы. У магнита есть северный и южный полюс. Даже если разломить магнит, у него все равно будет северный и южный полюсы.  Магнит притягивает только предметы, сделанные из железа и стали. Область вокруг магнита называется магнитным полем. Это зона, в которой действует сила его притяжения. Сила которая притягивает предметы, называется силой магнита.

История магнита:

- Воспитатель: Ребята, а кто помнит , откуда появился магнит? Одну старинную легенду о появлении  магнита нам расскажет Костя.

Легенда о появлении  магнита  

- В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

Воспитатель: На один вопрос Лунтика мы уже ответили – этот камень называется магнит. 

 

Активизация и обогащение словаря.

Учить отделять магнетические предметы от немагнетических.

Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы,  осуществлять эксперимент;

Закрепление знаний о свойствах магнита, развитие творческой активности.

Развитие творческих способностей. Развитие двигательной активности.

Воспитывать в детях доброжелательность, умение работать в паре; развивать навыки взаимопомощи, желание изготовить игрушки для малышей;

Формы и методы работы:  

Беседа;

Проблемное общение;

Экспериментирование;

Эффект удивления;

Метод алгоритма;

Продуктивная деятельность.

Интеграция образовательных областей:

Познание, коммуникация,

речевое развитие, труд.

2.Экспериментальная деятельность детей:

А чтобы ответить на второй вопрос Лунтика «Почему камень называют волшебным» предлагаю поэкспериментировать.

Но прежде вспомним правила работы на занятиях по экспериментированию .

Нельзя шуметь и толкаться, так как в ней много стеклянных хрупких предметов, которые могут разбиться и вы можете пораниться.

В лаборатории надо работать дружно.

Игра-опыт № 1.

«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание.

«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).

- «Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба). Такие предметы называются магнетическими.

- «А какие не притянул?» (Платок, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик). это немагнетические предметы. Свойство магнитов, притягивать предметы, называется магнитной силой.

«Какой можно сделать вывод?»

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

Игра-опыт №2 «Действует ли магнит через другие материалы?»(дети проводят эксперимент и делают вывод).
Для опыта предложены: бумага, ткань, пластмасса, полиэтилен.
Вывод: магнит может действовать через другие материалы.

Вывод: кто скажет, что мы узнали из этого опыта. Правильно, магнитная сила может проходить через предметы - преграды: бумагу, ткань, пластик, дерево.

Игра-опыт №3.  Фокусы. .«Достань скрепку»

Воспитатель: А сейчас я хочу вас позабавить.

(Воспитатель демонстрирует ёмкость с водой, в которую опускает скрепку).

Я загадаю вам одну очень интересную загадку: « Как, не намочив руки, достать скрепку из воды?»

Для того чтобы достать скрепку из воды, нужно прислонить магнит к стеклу на уровне скрепки. После того как она приблизится к стенке стакана, медленно двигать магнит вверх. Скрепка следует за магнитом. Её можно легко достать, не замочив руки.

Значит у магнита есть  сила, он действует сквозь стекло и воду. Так происходит из – за подводного магнетизма. Магнитная сила действует также под водой.

Вывод: что мы узнали из этого опыта? Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.

Воспитатель: «Пришло время отдохнуть! Выходите, ребята ко мне, встаем в круг.»

3. Динамическая пауза «Волшебный камень»

- А сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем.

(Воспитатель предлагает образовать круг и сообщает детям, что он будет в роли магнита. Показывая карточку с изображением металлического предмета, дети подбегают к воспитателю, а если воспитатель показывает карточку с изображением другого предмета – дети отбегают от него).

7.Беседа с детьми об использовании магнита  в группе

Ребята, знаете ли вы, в каких предметах используется магнит  у нас в группе?

8.Изготовление игры «Рыбалов»

- Мы с вами  своими умелыми ручками можем самостоятельно изготовить игру-забаву с применением магнита. Она называется «Рыболов». Мы сможем отправить лунтику  и его друзьям . Посмотрите на материалы, лежащие на столе, и скажите, как мы их можем использовать для изготовления игры.

(Конструирование: дети высказывают свои версии, обсуждаем последовательность работы, приступаем к изготовлению игры)

Заключительная часть

- подведение итогов занятия.

- описание положительных действий детей.

- определение перспективы полученных знаний. Предполагаемый результат: научить детей видеть и решать проблему; выдвигать гипотезы и предположения;  анализировать объект или явление;  осуществлять эксперимент; делать выводы

4.Итог - Что мы сегодня делали?  Ребята, вы довольны своими опытами? Какие новые слова узнали? Сможем написать ответ лунтику? Ответили на все вопросы Лунтика: как называются  эти «волшебные камни», почему их называют волшебным.

 Для чего магнит необходим нам в группе ?

5. Рефлексия. Ребята спасибо, мне очень понравилось с вами заниматься. Вы настоящие помощники.

Приложение

        

Письмо от Лунтика

        

Письмо от Лунтика.

«Здравствуйте, ребята! Однажды на тропинке я нашел эти  камни. Мои друзья сказали, что они не простые, а волшебные.

Я знаю, что вы много занимаетесь и многое уже умеете. Помогите мне узнать, как называются эти камни , почему их называют «волшебным» и зачем они нужены. Жду вашего ответа. Ваш Лунтик».

Увеличиваем и обклеиваем коробку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старшего дошкольного возраста Тема: «Безопасная прогулка»

Конспектинтегрированного занятияпо познавательно-исследовательской деятельностидля старшего дошкольного возрастаТема: «Безопасная прогулка» Разработали:Соколова Наталия Викторовна,старший воспита...

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе ДОУ. «ЧТО ТАКОЕ ШОКОЛАД? УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ КАЖДЫЙ РАД»

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе ДОУ.  «ЧТО ТАКОЕ ШОКОЛАД? УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ КАЖДЫЙ РАД»Цель занятия:...

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе: «Колесо истории» с использованием ИКТ

Цель:Расширить знания о государственном празднике  России – 23 февраля.Программное содержание:Образовательные задачи:Формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны.С...

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности и речевому развитию "Хочу все знать!"

Конспект с различными игровыми заданиями на развитие логики, мышления, коммуникативных навыков и основ экологического образования....

Конспект интегрированного занятия по познавательно исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему: «Домашние животные»

Конспект интегрированного занятия по познавательно исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему: «Домашние животные»Автор: Сунгатуллина А.Р.Цели: - уточнит...

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе ДОУ.

«ЧТО ТАКОЕ ШОКОЛАД? УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ КАЖДЫЙ РАД»Цель занятия:  Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность....