Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Этот удивительный мир магнита»
план-конспект занятия по окружающему миру по теме
Образовательная область: Познавательное развитие.
Раздел: Познавательно-исследовательская деятельность.
Тема: «Этот удивительный мир магнита»
Возрастная группа: старшая
Цель занятия: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с понятием «магнитное поле». Сформировать представление о свойствах магнита. Пополнить знания детей об использовании свойств магнита человеком. Продолжать учить самостоятельно, осуществлять возможные решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки. Продолжать учить делать обобщения. Активизировать в речи детей слова: притягивает, магнитное поле. Обогащать словарь детей словосочетанием магнитное поле. Формировать умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.
Развивающие: Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита: речь, внимание, логическое мышление, любознательность.
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность и инициативность.
Оборудование: Плакат схема «Правила безопасного поведения в лаборатории», магниты, металлические предметы, деревянные и резиновые предметы, крупа, картон, стакан с водой, скрепки, елочка настроения и шарики настроения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3» ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Конспект занятия
по познавательно-исследовательской деятельности
в старшей группе на тему:
« Этот удивительный мир магнита»
Воспитатель:
Козырева Анна Николаевна
станица Суворовская
2018 год
Образовательная область: Познавательное развитие.
Раздел: Познавательно-исследовательская деятельность.
Тема: «Этот удивительный мир магнита»
Возрастная группа: старшая
Цель занятия: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с понятием «магнитное поле». Сформировать представление о свойствах магнита. Пополнить знания детей об использовании свойств магнита человеком. Продолжать учить самостоятельно, осуществлять возможные решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки. Продолжать учить делать обобщения. Активизировать в речи детей слова: притягивает, магнитное поле. Обогащать словарь детей словосочетанием магнитное поле. Формировать умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.
Развивающие: Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита: речь, внимание, логическое мышление, любознательность.
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность и инициативность.
Оборудование: Плакат схема «Правила безопасного поведения в лаборатории», магниты, металлические предметы, деревянные и резиновые предметы, крупа, картон, стакан с водой, скрепки, елочка настроения и шарики настроения.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Давайте с Вами познакомимся. Меня зовут Анна Николаевна (предлагает каждому ребенку назвать свое имя). Ребята сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на Вас белые халаты. Посмотрите вокруг, куда мы сейчас попали? Да, мы пришли в лабораторию волшебников. Кто из Вас уже бывал в лаборатории? Так как никто из Вас не был, я познакомлю Вас с правилами поведения в лаборатории. Проводится беседа «Как нужно вести себя в научной лаборатории». Изучают правила
И сегодня мы познакомимся с одним предметом. А вот с каким, вы постарайтесь отгадать.
(Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника. Так как он уже побывал в данной лаборатории. И знает, чем интересным здесь можно заняться. Детям предлагаются роли младших лаборантов. Воспитанники одевают халаты).
Коробка, она закрыта.
Воспитатель: Сегодня к нам привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать что это? (чтение загадки)
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий непременно
Найдет иголку в стоге сена.
Дети: Дают ответ
Воспитатель: Перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит, наша задача познакомится поближе с этим удивительным камнем. Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Я с удовольствием вам расскажу. Много-много лет назад люди нашли в горах минерал-камень черного цвета с красивым металлическим блеском. Назвали его магнетит. Ученые считают, что название «магнетит» произошло от названия города Магнезия, вблизи которого его нашли. Люди стали делать из него украшения: серьги, браслеты, бусы. Даже считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы. Так же они обнаружили необычные свойства магнетита. А вот какие это свойства нам сейчас и предстоит выяснить. Кусочки магнетита называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путем и использовать их для разных целей.
Воспитатель: Магниты бывают разных форм и размеров.
Воспитатель: Мы сегодня проведем исследование, которое назовем «Этот удивительный мир Магнита».
Предлагаю с помощью опытов выяснить и узнать полезные свойства магнита.
Воспитатель: Вот на нашем первом столе лежат предметы (металлические, деревянные, пластмассовые) и так наш первый опыт.
Опыт №1. « Какие предметы притягивает магнит»
Воспитатель: Беру магнит и провожу над предметами (металлические, деревянные, пластмассовые) Затем это проделывают дети по очереди.
Воспитатель: Расскажите, что вы делали? И что получилось?
Вывод: Магнит притягивает металлические предметы и не притягивает пластмассовые, деревянные, бумажные предметы.
Какие вы, молодцы узнали первое свойство магнита.
Воспитатель: Магнит не только притягивает предметы, он еще умеет, и передвигать (двигать) предметы.
Опыт №2 «Поможем Золушке перебрать крупу»
На тарелочках гречка, внутри скрепки, кнопки, гаечки. С помощью магнита все из гречки убираем.
Воспитатель: Расскажите, что вы сделали и что получили?
Дети: Я провел магнитом над крупой и к нему притянулся гвоздь, спрятанный в ней. Значит, магнитные силы проходят сквозь крупу.
А теперь внимание! Ребята нам написала письмо Золушка. Она просит нас помочь ей перебрать крупу, в которую просыпались металлические предметы. Давайте подумаем, как мы сможем помочь Золушке.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы правильно. А теперь сами достаньте предметы, попавшие в крупу. Приступайте.
Опыт №3 «Танец бабочек».
На картон посадить бабочку, под картоном магнит. Движения магнита заставляют двигаться бабочку.
Магнитное поле – это пространство вокруг магнита, в котором магнитное притяжение влияет на движение металлических предметов. Попадая туда, бабочки притягиваются к магниту - чем ближе, тем сильнее. Что с ними произошло?
Воспитатель: Сегодня вы узнали, что у магнита есть магнитное поле это его второе свойство.
Физминутка «Магнетизм». Воспитатель – магнит, называет предмет и протягивает руки детям. Дети берутся за руки воспитателя, если предмет притягивается магнитом. Если нет, то прячут руки за спину и приседают.
Воспитатель: Продолжаем наши эксперименты со свойствами магнита, но теперь в воде.
Опыт №4 «Как достать скрепку из воды, не намочив рук»
У каждого ребенка стакан с водой. В стакане находится скрепка. Ребенок по внешней стороне стакана снизу вверх ведет магнит. Скрепка «тянется» за магнитом.
Как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как детям удается вытащить скрепки из воды, с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы в воде.
Воспитатель: Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось?
Вывод: магнитные силы проходят через воду.
Воспитатель: И так давайте вспомним, что мы делали, что узнали нового о магнитных силах?
1 ребенок: Магнитные силы притягивают металлические предметы.
2 ребенок: Свойства Магнитного поля – магнитные силы проходят через картон.
3 ребенок: Магнитные силы проходят через крупу.
4 ребенок: Магнитные силы проходят через воду.
Воспитатель: Так что же мы узнали о магнитных силах?
Дети: Магнитные силы проходят через разные материалы.
Рефлексия «Ёлочка настроения»
Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.
Воспитатель: Мне очень понравилось с вами сегодня заниматься. Мы хорошо и плодотворно поработали. На этом наша лаборатория закрывается, а вам на память вот эти магнитики с символом Нового года.
Самоанализ ОУД познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе
Образовательная область: Познание
Раздел: Естествознание
Тема: Этот удивительный мир – Магнита
Краткая характеристика группы: общее количество детей в группе 22, дети
5 – 6 лет, старшей группы, присутствовало на занятии 10 детей.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская.
Готовясь к данной образовательной учебной деятельности, я ставила перед собой цель занятия и следующие задачи:
Цель занятия: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы». Сформировать представление о свойствах магнита. Пополнить знание детей об использовании свойств магнита человеком. Продолжать учить самостоятельно, осуществлять возможные решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки. Продолжать учить делать обобщения. Закреплять умение осторожно обращаться с острыми и колющими предметами. Активизировать в речи детей слова: притягивает, примагничивает, магнитные силы; обогащать словарь детей словосочетанием: магнитное поле.
Развивающие: Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита; речь, внимание, логическое мышление, любознательность.
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность и иициативность.
ОУД проводила во время, отведённое в режиме дня. У детей группы сформированы навыки образовательной деятельности, они легко идут на контакт с воспитателем. Умеют слышать и слушать воспитателя. ОУД проводила в соответствии с конспектом. Составляя конспект, учитывала возрастные, психологические и индивидуальные способности детей.
В начале ОУД было приветствие детей, затем сюрприз – коробка с магнитами и загадка .Всё это усилило эмоциональный настрой детей, вызвало большой интерес к предстоящей деятельности.
Наметила цель, задачи, содержание ОУД. Определила форму проведения, методы и приёмы, необходимые для получения положительных результатов. ОУД построила в форме опытно – исследовательской деятельности детей. Анализируя деятельность детей, хочется отметить: дети проявили познавательную активность на протяжении всего занятия, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности. Дети были заинтересованы, внимательны, раскрепощены, чувствовали себя комфортно. На предлагаемые детям вопросы, они сами находили ответ, делали соответствующие выводы, через экспериментальную деятельность. Считаю, что выбранная форма организации ОУД была достаточно эффективной, что позволило видеть конечный результат в конкретной деятельности.
Взаимосвязь и взаимообусловленность элементов ОУД, выполнение практических заданий помогли создать положительный, эмоциональный фон процесса деятельности, сохранять интерес на протяжении всего времени. Дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу. Индивидуализация обучения проявилась в оказании затрудняющимся детям при выполнении опытов помощи, напоминания, дополнительного объяснения. Детей постоянно хвалила, подбадривала, чтобы закрепить ситуацию успеха. Пособия были красочные, яркие. Использовала наглядные, словесные и практические методы, которые были направлены на применение познавательных, речевых, двигательных умений и навыков, их совершенствование, на развитие внимания, воображения, памяти, речи. Дети постоянно проявляли любознательность, интересовались причинно – следственными связями, пытались самостоятельно придумывать объяснения, способны наблюдать, экспериментировать. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по познавательно – исследовательской активности в старшей группе на тему: «Такая разная бумага»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально–коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. ...
Познавательно-исследовательский проект для старшей группы детского сада «Этот загадочный Космос»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14 города Крымска муниципального образования Крымский район...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Этот удивительный песок»
Программные задачи:...
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Этот удивительный песок»
Конспект непрерывной непосредственнообразовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Этот удивительный песок»Программные...
календарно тематическое планирование воспитательно - образовательной работы в старшей группе по теме "Этот удивительный космос"
Формировать представления о деятельности людей по освоению космоса (профессии космонавта, его личностные качества.) Расширять знания детей о космических кораблях, ракетах и другой космической техники....
Конспект НОД познавательно-исследовательского характера в средней группе на тему: "Удивительное рядом"
Из цикла познавательных исследований : "Удивительное рядом. Знакомство с интересными данными из "жизни" фонтанов города"...
Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе на тему "Этот удивительный космос"
С целью повышения интереса и расширения знаний детей о космическом пространстве ребятам было предложено выполнить коллективную лепку "Этот удивительный космос"...