Конспект ООД по познавательно - исследовательской деятельности детей в подготовительной группе « Удивительный мир магнита»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Колотова Надежда Анатольевна

Конспект ООД по познавательно - исследовательской деятельности детей в подготовительной группе

« Удивительный мир магнита»


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_magnity.docx88.21 КБ
Файл samoanaliz_zanyatiya_udivitelnyy_mir_magnitov.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №2 «Рябинушка»

МР Калтасинский район РБ

Конспект ООД по познавательно - исследовательской деятельности детей в подготовительной группе

« Удивительный мир магнита»



hello_html_73593f00.jpg












Подготовила и провела

воспитатель Колотова Н.А.


                                                                с. Калтасы 2020

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита через экспериментальную деятельность. 

 Задачи:

Образовательные:

  1.  Познакомить с понятием «магнетизм», «магнетические». Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова; притягивать, примагничивать, магнетизм, магнетические, немагнетические, магнитное поле.
  2. Продолжать формировать умение самостоятельно принимать решение в экспериментальной деятельности, проверять эти решения, делать выводы с результатом этой проверки, делать обобщение.

Развивающие:

  1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.

Методы:         

Словесные – беседа, объяснение.

Наглядные – показ картинок, приемов работы;

Практические – игровые упражнения, физ. минутка, самостоятельная работа

Предварительная работа: игры с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами, дидактическая игра рыбалов.

Материал: магниты, манная крупа, пластмассовые тарелки, камни, деревянный кирпичик, скрепки, болтики, стакан с водой,  гайки,  лоскуток ткани, картон, пластмассовые игрушки, резиновые ластики.

Оборудование для ребенка: Железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы; лоскуток ткани, магниты разного вида,  тарелки для раздаточного материала, картонные «трассы», стаканы с водой, тарелка с манной крупой, скрепки, манеты.


Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. 

Воспитатель: Сегодня я хочу познакомить вас с удивительным миром магнитов и его свойствами. А для того, чтобы познакомится с магнитом нам нужно отправится в волшебную лабораторию. Ребята, что проводят в лаборатории. Ответы детей ( опыты и эксперименты). Сегодня я предлагаю вам стать учеными. Хотите.   Ответы детей ( да) .Чтобы  попасть в лабораторию  нужно всем вместе крепко взяться за руки, улыбнуться друг другу и произнести волшебные слова: Сила знаний проявись, Дверь в науку отварись!

Ход опытов:

Воспитатель: Ну, вот мы с вами в волшебной лаборатории.  Проходите занимайте свободное место.

Воспитатель: Магнит – это природный камень, который имеет свойства притягивать к себе предметы из железа. Это явление называется - магнетизмом, материалы магнетическими. Материалы, которые не притягивает магнит называются немагнетическими. Магнит имеет два полюса, северный и южный. Магнитная сила имеет свойства проходить через различные материалы картон, стекло, сыпучие, воду. Магнит широко используется в медицине, в науке, в быту.

 Воспитатель: Перед тем как к приступить к опытам, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

1.Внимательно слушай

2. Не кричи

3.Четко выполнять указания.

4 Не пробовать на вкус

5. Работать только на своем месте.

6. Соблюдать осторожность.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим магнит.

 Какой он, холодный или теплый, (дети-холодный), твердый или мягкий. (дети- твердый).

Опыт №1 «Магнитные полюса».

Воспитатель:  У каждого из вас на столе лежит 2 магнита.  Давайте возьмем их притянем друг к другу. Посмотрим, что будет. А теперь переверните один магнит и попробуйте соединить их. Что происходит?

Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.

Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный»

Опыт №2. «Всё ли притягивает магнит?» 

Ребята, посмотрите, что вы видите на столе (Ответы детей – бумага, скрепки, болт, шайба, ластик, дерево…) Правильно ребята, здесь лежат предметы из разных материалов. Можете назвать, из каких материалов они сделаны? Дети: ( ответы детей) «Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». (Дети выполняют задание)

«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» (Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).

«Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба  – они называются магнетическими).

«А какие не притянул?» ( игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик – они называются немагнетическими)

Магниты притягивают к себе некоторые предметы. Это свойство называется - магнетизмом, а предметы магнетическими.

Вывод:  свойство магнита - притягивать, примагничивать предметы. Оно называется магнетизм, магнит притягивает только железные предметы, они называются магнетическими.

Опыт № 3  «Волшебные машинки»

- Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду? Например, картон, с Ответы детей (Да! Нет!) - Хорошо. Давайте проверим.

- Первой преградой у нас будет лист обыкновенного картона с нарисованной автомобильной трассой. И мы сейчас попробуем по этим дорожкам провести железный предмет ( скрепку) с помощью магнита через преграду - картон. Дети берут со стола листы картона с нарисованной на них трассой и скрепку

 - Представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – гонщики. Установите свой «автомобиль» на старте сверху, а магнит приложите снизу. Нужно двигать скрепку с помощью магнита как можно точнее, не выскакивая на обочину.

- Готовы? - На старт, внимание, марш! - Видите, автомобиль двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном.

  - Отчего так происходит?  

Ответы детей (Магнит действует на металлическую скрепку через преграду - картон…)

Воспитатель:- Совершенно верно. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические скрепки  и вынуждает их следовать за магнитом. Это значит, что сила магнита действует через преграду. - Какой вывод мы можем сделать?

 Вывод: Магнит сохраняет свое свойство и действует через преграду – картон.

Опыт № 4 «Магнит преграды не боится»

- Ребята, а как вы считаете, если магнит действует через преграду - картон, действует ли он через другие преграды, например – стекло.

Ответы детей (Да! Нет!) - Давайте проверим.

- У вас на столах стоят стаканы с водой. Бросьте в него скрепку и представьте, что это затонувший корабль.

 - Как вы думаете, можем ли мы с помощью магнита через стекло достать затонувший корабль со дна моря?

 Ответы детей (Да! Нет!)

Воспитатель: - Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх. - Что мы видим? Ответы детей (Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх...)

- Может магнит притягивать через преграду - стекло?

Ответы детей (Да!)

Воспитатель: - Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через преграду – стекло.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Чударики- самолет» (музыкальная).

Опыт №5 «Кладоискатели»

  У нас на столе стоят тарелки с манной крупой, я предлагаю вам поиграть в кладоискателей. С помощью чего мы можем отыскать клад?

Что было спрятано в манной крупе?

Ответы детей. Просеять, на ощупь, или с помощью магнита.

Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через преграду- манную крупу.

Опыт № 6  «Цепочка из скрепок»

 Продолжим опыты с магнитом. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно цепочка не разорвалась. Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами, но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время. Магнит может быть не только постоянным, но и временным. Дети повторяют опыт - Какой вывод мы можем сделать?

 Вывод:  Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.

Опыт № 7 - А сейчас давайте проверим, действует ли магнит через преграду - воду.  Давайте представим, что перед вами пруд. Который необходимо очистить от мусора. Роль мусора будут играть металлические предметы – скрепки, болтик, гайки, Наша с вами задача, попробовать  очистить  этот пруд от мусора с помощью магнита и выяснить, сохраняет ли магнит свои свойства притягивать металлические предметы через преграду - воду. Я беру  магнит и опускайте его в воду. Что же мы видим?

Ответы детей (Предметы примагничиваются через воду…)

- Вот так с помощью магнита мы сделали доброе дело и очистили пруд! - Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?

Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через воду

Итог опытно-экспериментальной деятельности.

Давайте вспомним: - С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились?

 (Магнитом)

- Какие предметы притягивает магнит?

(Металлические) –

Как называется свойство притягивать к себе предметы? (Магнетизм, от слова магнит, а предметы магнетическими)

- Какие свойства магнита вы запомнили? (Магнит притягивает только металлические предметы; Магнит действует через препятствие – картон, стекло, воду Сколько полюсов у магнита? (Два - северный и южный) - Где в окружающей нас обстановке можно увидеть магниты? Ответы детей (Магниты на доске для удержания картинок, буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами…) - Ребята, а вы знаете, где еще используются магниты? Ответы детей (В медицине, в различных приборах, для очистки водоемов, в качестве поисковиков, при строительстве и ремонте подводных сооружений, так как с их помощью удобно держать инструменты) Если дети затрудняются ответить, то воспитатель им помогает - Молодцы, вы хорошо сегодня поработали, много нового узнали об удивительном камне магните. Вы были настоящими исследователями. Спасибо, вам, за вашу научную работу. Давайте попрощаемся с нашими гостями. Прощаются.



Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №2 «Рябинушка»

МР Калтасинский район РБ

Самоанализ организованно - образовательной деятельности по познавательно- исследовательской деятельности детей подготовительной группы.

Тема: «Удивительный мир магнита».

Проводит: воспитатель Колотова Н. А.  

с. Калтасы 2020г.

Самоанализ организованно - образовательной деятельности по познавательно- исследовательской деятельности детей подготовительной группы.

Тема : «Удивительный мир магнита». 

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита через экспериментальную деятельность. 

 Задачи:

Образовательные:

  1.  Познакомить с понятием «магнетизм», «магнетические». Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова; притягивать, примагничивать, магнетизм, магнетические, немагнетические, магнитное поле.
  2. Продолжать формировать умение самостоятельно принимать решение в экспериментальной деятельности, проверять эти решения, делать выводы с результатом этой проверки, делать обобщение.

Развивающие:

  1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.

Методы:         

Словесные – беседа, объяснение.

Наглядные – показ картинок, приемов работы;

Практические – игровые упражнения, физ. минутка, самостоятельная работа

Предварительная работа: игры с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами, дидактическая игра рыбалов.

Материал: магниты, манная крупа, пластиковые тарелки, камни, деревянный кирпичик, скрепки, болтики, стакан с водой,  гайки,  лоскуток ткани, картон, пластмассовые игрушки, резиновые ластики.

Оборудование для детей: Железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы; лоскуток ткани, магниты разного вида,  тарелки для раздаточного материала, картонные «трассы», стаканы с водой, тарелка с манной крупой, скрепки, монеты.

Методы:

Словесные – беседа, объяснение.

Наглядные – показ картинок, приемов работы;

Практические – игровые упражнения, физ. минутка, самостоятельная работа

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом ФГОС ДО. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами образовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.

На каждый момент занятия были использованы наглядные пособия и раздаточный материал из различных материалов, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

На занятии использовалась музыкальная физкультминутка, которая способствовала снятию эмоционального напряжения в процессе занятия. Организационный прием «Приветствие» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между воспитателем  и детьми.

Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа о магните его свойствах и использовании, перемещение по группе во время экспериментальной деятельности, разнообразие опытов в течении занятия позволили избежать утомляемости детей.

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей Познание: Закрепляла умение описывать магнит, его свойства;

Коммуникация: дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая воспитателя, сверстников. Активизировала словарь детей за счет  новых слов магнетизм, немагнетическикие, магнетические, магнитные полюса, магнитные силы.

Физическая культура: развивала двигательную активность и координацию движений.

 Использование магнитов, помогло в интересной игровой форме реализовать  поставленные задачи - формирование представления детей  о магните и его свойствах.

В каждом моменте занятия я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.

Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе.  Детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.

Во время занятия старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

Итог занятия был организован в виде вопрос- ответ. Я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЗНОВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ...

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе ДОУ. «ЧТО ТАКОЕ ШОКОЛАД? УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ КАЖДЫЙ РАД»

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе ДОУ.  «ЧТО ТАКОЕ ШОКОЛАД? УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ КАЖДЫЙ РАД»Цель занятия:...

План-конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе

План-конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности  детей в старшей группе Тема «Сюрприз от Королевы Математики»...

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе ДОУ.

«ЧТО ТАКОЕ ШОКОЛАД? УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ КАЖДЫЙ РАД»Цель занятия:  Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе "Свойства магнита".

Цель: создать условия для знакомства детей со свойствами магнита, его назначением....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «ПУТЕШЕСТВИЕ С АПЕЛЬСИНОМ»

Конспект познавательно – исследовательской деятельности  «Путешествие с апельсином» разработан для детей старшей  группы. Данный материал адресован молодым специалистам и п...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Удивительные вещества » Образовательная область: познавательное развитие

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотнош...