Конспект занятия по теме «Весна» в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Уточнять и расширять знания детей о признаках весны. Развивать умение использовать свои знания в предметно-практической и игровой деятельности. Формировать доброе отношение к природе, растениям, воспитывать защитников природы, дать экологические знания. Научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору и фауну, бережно распоряжаться её богатствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vesna.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Уточнять и расширять знания детей о признаках весны. Развивать умение использовать свои знания в предметно-практической и игровой деятельности. Формировать доброе отношение к природе, растениям, воспитывать защитников природы, дать экологические знания. Научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору и фауну, бережно распоряжаться её богатствами.

Задачи:

1. Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, перелётных птицах, весенних цветах. Развивать интерес к окружающему миру природы и познавательную активность.

2. Уточнить и закрепить представления детей о первых весенних цветах – многолетниках, занесённых в Красную книгу.

3. Расширять, активизировать и закреплять словарь по теме.

4. Воспитывать доброе, милосердное отношение к природе. Формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

5. Формировать способность детей работать в коллективе.

Оборудование:

Иллюстрации на тему весна, письмо с загадками, игры«Посади клумбу»«Собери на лугу цветочки», голубая шифоновая ткань для имитации «весеннего ручейка», разноцветные обручи, цветы разного цвета из красочного картона.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправляемся на волшебный луг. На котором зеленеет травка, растут красочные цветы, дует тёплый ветерок, греет яркое солнышко. Давайте подарим хорошие слова солнышку, какое оно?

Дети: Яркое, тёплое, весёлое, лучистое, жёлтое, весеннее.

Воспитатель: Давайте улыбнёмся друг другу, как солнышко нам, подарим друг другу хорошее настроение. Ребята, очень долго длилась зима с морозами, сильными ветрами, снегом, серым, хмурым небом. Нам всем приходилось одевать тёплую одежду (тёплые куртки, шубы, шапки, зимние сапоги, валенки). Но в природе всё идёт своим чередом, и на смену суровой зиме приходит новое время года. А как оно называется, вы сейчас сами попробуете догадаться. (Взять конверт).

Воспитатель: Давайте, ребята, откроем конверт и отгадаем загадки:

Старый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса –

Это к нам пришла (весна)

В небе синем алый мяч

Он светел и горяч (солнце)

Белая морковка зимой растёт,

А солнышко пригреет –

Горько слёзы льёт (сосулька)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (подснежник)

У него морковный нос,

Очень любит он мороз,

В стужу он не замерзает,

А весна приходит – тает(снеговик)

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает – когда это бывает? (весной)

Воспитатель: Давайте подарим весне красивые слова. Какая весна?

Дети: Тёплая, красивая, солнечная, цветущая, звонкая, нежная, яркая, зелёная, шумная.

Воспитатель: Правильно, дети, это весна! Как называются весенние месяцы?

Дети: март, апрель, май.

Воспитатель: А что у нас происходит с приходом весны?

Дети: Снег тает, лёд, сосульки тоже тают, потому что солнышко светит ярко, текут ручейки, появляются проталинки, из тёплых краёв прилетают перелётные птицы и весело поют, радуясь яркому солнышку и весеннему теплу! И можно увидеть, как из-под земли появляются первые весенние цветы.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, как называются эти весенние цветы, которые появляются, когда ещё лежит снег?

Дети: Подснежники, первоцветы.

Воспитатель: Правильно, ребята! Давайте посмотрим на эти первые цветочки! Первоцветы – это многолетние цветы. Каждую зиму они спят, а весной просыпаются. Как исчезающие из наших лесов, эти цветы занесены в Красную книгу! Давайте рассмотрим иллюстрации первоцветов и подробнее узнаем о них.

Итак, один из первых цветков, который появляется из-под снега, это – морозник. Он зацветает рано, когда снежный покров сошёл ещё не полностью и трава не выросла – в самые первые мартовские дни или даже в конце февраля. Многолетнее растение, которое называют зимовником из-за способности стойко переносить заморозки. Морозник обитает в гористых местностях, предпочитает тенистые участки, соцветия у него широко раскрытые, пятилепестковые. Окрас имеет разнообразный – от белоснежного – до пурпурного.

Подснежник – многолетнее растение. Период цветения очень ранний, но короткий. Обычно в это время снег растаял ещё не весь – с середины марта. Цветут подснежники на лесных полянках и опушках леса, на лугах и склонах гор. Цветки очень изящные и утончённые, молочно-белого цвета.

Пролески – многолетнее растение. Первые цветочки, если весна выдалась тёплая, зацветают уже в середине марта месяца. Растут на равнинах и лугах, предпочитают тенистые места. Цветки одиночные или собранные в кисти из шести лепестков, чаще всего в сине-голубой гамме; морозостойкие.

Сон-трава - её нежные, синеватые, фиолетовые цветки покрыты нежным пухом. Поникшие в начале цветения, кажутся будто спящими. Отсюда, видимо и название. Первыми появляются из-под снега.

«С какою радостию чистой

Я вновь встречал в бору сыром

Кувшинчик синий и пушистый

С его мохнатым стебельком»

А. Толстой

Следует помнить, что все части растения ядовиты. Рвать их нельзя! А только любоваться. Сон-трава занесена в Красную книгу.

Крокус или второе название - шафран. Зацветает в конце марта или в начале апреля месяца, любит расти на открытых солнечных участках – лугах, степях. Цветок состоит из нескольких правильной формы овальных лепестков. Разнообразие красок у крокуса велико – бывает белого, жёлтого, оранжевого, синего, сиреневого цвета.

Воспитатель: Ребята, только цветы, которые растут в лесу и на лугах, рвать и уносить с собой домой нельзя! Ими можно только любоваться! А если вы хотите подарить цветы на День рождения или по другому торжественному поводу, то необходимо купить цветы в магазине. Срезать и дарить можно только те цветы, которые выращены человеком! Или посадить первоцветы у себя в саду или в вазоне на подоконнике и ухаживать за ними! Вы запомнили, ребята?

Дети: Хорошо. Обязательно так и сделаем!

Воспитатель: Поиграем в игру «Собери цветочки». Ребята, давайте представим, что мы находимся на лугу и нам необходимо собрать лепестки, серединки к ним, чтобы сложились одинаковые цветочки.

Дети: Находят на «лугу» и соотносят одинакового цвета лепестки и серединки цветов и раскладывают их вокруг.

Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами покажем, как растут цветы?

Физкультминутка«Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне (показать руками цветок).

Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук).

Всем лепесткам красоту и питанье (движение пальцами вместе-врозь).

Дружно дают под землёй корешки (ладони вниз, тыльной стороной друг к другу, пальцы развести).

Воспитатель: После какого времени года начинается весна?

ДетиВесна наступает после зимы.

Воспитатель: Ребята, а зима и весна похожи друг на друга?

Дети: Нет.

Игра «Скажи наоборот»

Зимой снег белый, а весной – серый;

Зимой снег чистый, а весной – грязный;

Зимой дни холодные, а весной – тёплые;

Зимой дни короткие, а весной – длинные;

Зимой солнце тусклое, а весной – яркое;

Зимой небо серое, а весной – голубое;

Зимой ветер холодный, а весной – тёплый.

Воспитатель: А какой ветер весной?

Дети: Тёплый, свежий.

Воспитатель: А какое весеннее небо?

Дети: Ясное, яркое, высокое, чистое.

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте разделимся на две команды и посадим на наши яркие клумбы весенние цветочки. В красный обруч – цветочки красного цвета, в голубой обруч – голубого цвета, в жёлтый обруч – жёлтого цвета, в оранжевый обруч – цветочки оранжевого цвета. Каждой команде нужно «посадить» по две клумбы цветов. Хорошо?

Дети: Да, мы постараемся! 9Дети по очереди берут цветок соответствующего его команде цвета и обручу и по очереди «сажают» на «клумбы».

Физкультминутка:

Солнышко, солнышко (дети идут по кругу, взявшись за руки, Золотое донышко. Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей (бегут по кругу).

Прилетело сто грачей («летят» по кругу.

А сугробы тают, тают (медленно приседают).

А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки вверх).

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто к нам приносит весну?

Дети: Солнышко.

Воспитатель: Конечно, солнышко. Солнышко помогло появиться ручьям, звонкой капели, почкам на деревьях, первой травке, первым листочкам. Самый главный признак весны – ласковое весеннее солнце, которое ярко светит и согревает землю.

Воспитатель: А какое у вас настроение, когда нет солнышка?

Дети: Грустное, плохое, печальное.

Воспитатель: Покажите, какие вы, когда грустные. А какое настроение, когда светит солнышко?

Дети: Весёлое, радостное.

Воспитатель: Покажите, какие вы, когда весёлые. В русских народных потешках говорили:

Веснавесна красная!

Приди весна ясная!

Приди весна с радостью,

Приди весна с милостью,

С солнцем горячим,

С дождём обильным,

Принеси урожай

В наш счастливый край!

У всех много забот весной. Птицы вьют гнёзда, высиживают птенцов. Звери заботятся о своём потомстве. И у человека весной горячая пора. Поле надо вспахать, пшеницу посеять. Огороды засадить овощами. И всё надо сделать в своё время. Недаром говориться в народе«Весенний день – год кормит».

Грач на горе – весна на дворе.

Зима весну пугает, а сама тает.

Весна красна цветами, а осень – пирогами.

Воспитатель: О каком времени года мы сегодня говорили?

Дети: О весне.

Воспитатель: Какие приметы весны вы запомнили?

Дети: Солнце пригревает, тает снежок, появляются ручейки, сосульки свисают с крыш и тают, проталины появляются на полях, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, люди надели лёгкую одежду, дует тёплый ветер.

Воспитатель: Ребята, ответьте, пожалуйста на вопросы:

1) Почему первоцветы так называются?

2) В какую книгу записывают исчезающие виды?

3) Первоцветы – это многолетние или однолетние растения?

4) Какие правила мы вместе с вами можем придумать, чтобы сохранить их?

Давайте определим и запишем следующие Правила:

1) Нельзя рвать цветы в лесу, на лугу!

2) Цветы можно срезать толь ко те, которые выращены человеком.

3) Посади первоцветы у себя в саду или в вазоне на подоконнике и ухаживай за ними!

Воспитатель: Все сегодня старались. Молодцы, дети! А теперь нам необходимо возвращать в детский сад, но чтобы вернуться туда, вам необходимо перепрыгнуть через весенние ручейки.

Дети: С радостью и удовольствием перепрыгивают через ручейки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему "Подарки мойдодыра" средняя группа

Занятие на тему: "Подарки Мойдодыра"Цель: продолжать укреплять и охранять здоровье детей; совершенствовать культурно-гигиенические навыки; развивать речь детей, обогащать словарь; закреплять умения вы...

Конспект занятия на тему «Домашние животные» (средняя группа)

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе. Цель:- Расширять представления о домашних животных;- Познакомить с особенностями внешнего вида, поведения, передвижения;- Обратить вни...

конспект занятия на тему "Зима" для средней группы

интегрированное занятие для средней группы д/с...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: "ЯГОДЫ" В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: "ЯГОДЫ" В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ...

Конспект занятия «Времена года — весна» в средней группе.

Конспект занятия «Времена года — весна» в средней группе.Цель: систематизировать представления детей о времени года – веснаЗадачи:Образовательные:1. Уточнить характер...

Конспект занятия "Дикие животные весной" для средней группы

Конспект занятия "Дикие животные весной" для средней группы...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Весна» в средней группе компенсирующей направленности в рамках психологического месячника.

Конспект занятия учителя-логопеда по теме «Весна» в средней логопедической группе в рамках психологического месячника....