Конспект занятия по теме «Весна» в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Уточнять и расширять знания детей о признаках весны. Развивать умение использовать свои знания в предметно-практической и игровой деятельности. Формировать доброе отношение к природе, растениям, воспитывать защитников природы, дать экологические знания. Научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору и фауну, бережно распоряжаться её богатствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vesna.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
Уточнять и расширять знания детей о признаках весны. Развивать умение использовать свои знания в предметно-практической и игровой деятельности. Формировать доброе отношение к природе, растениям, воспитывать защитников природы, дать экологические знания. Научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору и фауну, бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи:
1. Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, перелётных птицах, весенних цветах. Развивать интерес к окружающему миру природы и познавательную активность.
2. Уточнить и закрепить представления детей о первых весенних цветах – многолетниках, занесённых в Красную книгу.
3. Расширять, активизировать и закреплять словарь по теме.
4. Воспитывать доброе, милосердное отношение к природе. Формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
5. Формировать способность детей работать в коллективе.
Оборудование:
Иллюстрации на тему весна, письмо с загадками, игры: «Посади клумбу», «Собери на лугу цветочки», голубая шифоновая ткань для имитации «весеннего ручейка», разноцветные обручи, цветы разного цвета из красочного картона.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправляемся на волшебный луг. На котором зеленеет травка, растут красочные цветы, дует тёплый ветерок, греет яркое солнышко. Давайте подарим хорошие слова солнышку, какое оно?
Дети: Яркое, тёплое, весёлое, лучистое, жёлтое, весеннее.
Воспитатель: Давайте улыбнёмся друг другу, как солнышко нам, подарим друг другу хорошее настроение. Ребята, очень долго длилась зима с морозами, сильными ветрами, снегом, серым, хмурым небом. Нам всем приходилось одевать тёплую одежду (тёплые куртки, шубы, шапки, зимние сапоги, валенки). Но в природе всё идёт своим чередом, и на смену суровой зиме приходит новое время года. А как оно называется, вы сейчас сами попробуете догадаться. (Взять конверт).
Воспитатель: Давайте, ребята, откроем конверт и отгадаем загадки:
Старый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса –
Это к нам пришла (весна)
В небе синем алый мяч
Он светел и горяч (солнце)
Белая морковка зимой растёт,
А солнышко пригреет –
Горько слёзы льёт (сосулька)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (подснежник)
У него морковный нос,
Очень любит он мороз,
В стужу он не замерзает,
А весна приходит – тает. (снеговик)
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает – когда это бывает? (весной)
Воспитатель: Давайте подарим весне красивые слова. Какая весна?
Дети: Тёплая, красивая, солнечная, цветущая, звонкая, нежная, яркая, зелёная, шумная.
Воспитатель: Правильно, дети, это весна! Как называются весенние месяцы?
Дети: март, апрель, май.
Воспитатель: А что у нас происходит с приходом весны?
Дети: Снег тает, лёд, сосульки тоже тают, потому что солнышко светит ярко, текут ручейки, появляются проталинки, из тёплых краёв прилетают перелётные птицы и весело поют, радуясь яркому солнышку и весеннему теплу! И можно увидеть, как из-под земли появляются первые весенние цветы.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, как называются эти весенние цветы, которые появляются, когда ещё лежит снег?
Дети: Подснежники, первоцветы.
Воспитатель: Правильно, ребята! Давайте посмотрим на эти первые цветочки! Первоцветы – это многолетние цветы. Каждую зиму они спят, а весной просыпаются. Как исчезающие из наших лесов, эти цветы занесены в Красную книгу! Давайте рассмотрим иллюстрации первоцветов и подробнее узнаем о них.
Итак, один из первых цветков, который появляется из-под снега, это – морозник. Он зацветает рано, когда снежный покров сошёл ещё не полностью и трава не выросла – в самые первые мартовские дни или даже в конце февраля. Многолетнее растение, которое называют зимовником из-за способности стойко переносить заморозки. Морозник обитает в гористых местностях, предпочитает тенистые участки, соцветия у него широко раскрытые, пятилепестковые. Окрас имеет разнообразный – от белоснежного – до пурпурного.
Подснежник – многолетнее растение. Период цветения очень ранний, но короткий. Обычно в это время снег растаял ещё не весь – с середины марта. Цветут подснежники на лесных полянках и опушках леса, на лугах и склонах гор. Цветки очень изящные и утончённые, молочно-белого цвета.
Пролески – многолетнее растение. Первые цветочки, если весна выдалась тёплая, зацветают уже в середине марта месяца. Растут на равнинах и лугах, предпочитают тенистые места. Цветки одиночные или собранные в кисти из шести лепестков, чаще всего в сине-голубой гамме; морозостойкие.
Сон-трава - её нежные, синеватые, фиолетовые цветки покрыты нежным пухом. Поникшие в начале цветения, кажутся будто спящими. Отсюда, видимо и название. Первыми появляются из-под снега.
«С какою радостию чистой
Я вновь встречал в бору сыром
Кувшинчик синий и пушистый
С его мохнатым стебельком»
А. Толстой
Следует помнить, что все части растения ядовиты. Рвать их нельзя! А только любоваться. Сон-трава занесена в Красную книгу.
Крокус или второе название - шафран. Зацветает в конце марта или в начале апреля месяца, любит расти на открытых солнечных участках – лугах, степях. Цветок состоит из нескольких правильной формы овальных лепестков. Разнообразие красок у крокуса велико – бывает белого, жёлтого, оранжевого, синего, сиреневого цвета.
Воспитатель: Ребята, только цветы, которые растут в лесу и на лугах, рвать и уносить с собой домой нельзя! Ими можно только любоваться! А если вы хотите подарить цветы на День рождения или по другому торжественному поводу, то необходимо купить цветы в магазине. Срезать и дарить можно только те цветы, которые выращены человеком! Или посадить первоцветы у себя в саду или в вазоне на подоконнике и ухаживать за ними! Вы запомнили, ребята?
Дети: Хорошо. Обязательно так и сделаем!
Воспитатель: Поиграем в игру «Собери цветочки». Ребята, давайте представим, что мы находимся на лугу и нам необходимо собрать лепестки, серединки к ним, чтобы сложились одинаковые цветочки.
Дети: Находят на «лугу» и соотносят одинакового цвета лепестки и серединки цветов и раскладывают их вокруг.
Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами покажем, как растут цветы?
Физкультминутка: «Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне (показать руками цветок).
Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питанье (движение пальцами вместе-врозь).
Дружно дают под землёй корешки (ладони вниз, тыльной стороной друг к другу, пальцы развести).
Воспитатель: После какого времени года начинается весна?
Дети: Весна наступает после зимы.
Воспитатель: Ребята, а зима и весна похожи друг на друга?
Дети: Нет.
Игра «Скажи наоборот»
Зимой снег белый, а весной – серый;
Зимой снег чистый, а весной – грязный;
Зимой дни холодные, а весной – тёплые;
Зимой дни короткие, а весной – длинные;
Зимой солнце тусклое, а весной – яркое;
Зимой небо серое, а весной – голубое;
Зимой ветер холодный, а весной – тёплый.
Воспитатель: А какой ветер весной?
Дети: Тёплый, свежий.
Воспитатель: А какое весеннее небо?
Дети: Ясное, яркое, высокое, чистое.
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте разделимся на две команды и посадим на наши яркие клумбы весенние цветочки. В красный обруч – цветочки красного цвета, в голубой обруч – голубого цвета, в жёлтый обруч – жёлтого цвета, в оранжевый обруч – цветочки оранжевого цвета. Каждой команде нужно «посадить» по две клумбы цветов. Хорошо?
Дети: Да, мы постараемся! 9Дети по очереди берут цветок соответствующего его команде цвета и обручу и по очереди «сажают» на «клумбы».
Физкультминутка:
Солнышко, солнышко (дети идут по кругу, взявшись за руки, Золотое донышко. Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей (бегут по кругу).
Прилетело сто грачей («летят» по кругу.
А сугробы тают, тают (медленно приседают).
А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки вверх).
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто к нам приносит весну?
Дети: Солнышко.
Воспитатель: Конечно, солнышко. Солнышко помогло появиться ручьям, звонкой капели, почкам на деревьях, первой травке, первым листочкам. Самый главный признак весны – ласковое весеннее солнце, которое ярко светит и согревает землю.
Воспитатель: А какое у вас настроение, когда нет солнышка?
Дети: Грустное, плохое, печальное.
Воспитатель: Покажите, какие вы, когда грустные. А какое настроение, когда светит солнышко?
Дети: Весёлое, радостное.
Воспитатель: Покажите, какие вы, когда весёлые. В русских народных потешках говорили:
Весна, весна красная!
Приди весна ясная!
Приди весна с радостью,
Приди весна с милостью,
С солнцем горячим,
С дождём обильным,
Принеси урожай
В наш счастливый край!
У всех много забот весной. Птицы вьют гнёзда, высиживают птенцов. Звери заботятся о своём потомстве. И у человека весной горячая пора. Поле надо вспахать, пшеницу посеять. Огороды засадить овощами. И всё надо сделать в своё время. Недаром говориться в народе: «Весенний день – год кормит».
Грач на горе – весна на дворе.
Зима весну пугает, а сама тает.
Весна красна цветами, а осень – пирогами.
Воспитатель: О каком времени года мы сегодня говорили?
Дети: О весне.
Воспитатель: Какие приметы весны вы запомнили?
Дети: Солнце пригревает, тает снежок, появляются ручейки, сосульки свисают с крыш и тают, проталины появляются на полях, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, люди надели лёгкую одежду, дует тёплый ветер.
Воспитатель: Ребята, ответьте, пожалуйста на вопросы:
1) Почему первоцветы так называются?
2) В какую книгу записывают исчезающие виды?
3) Первоцветы – это многолетние или однолетние растения?
4) Какие правила мы вместе с вами можем придумать, чтобы сохранить их?
Давайте определим и запишем следующие Правила:
1) Нельзя рвать цветы в лесу, на лугу!
2) Цветы можно срезать толь ко те, которые выращены человеком.
3) Посади первоцветы у себя в саду или в вазоне на подоконнике и ухаживай за ними!
Воспитатель: Все сегодня старались. Молодцы, дети! А теперь нам необходимо возвращать в детский сад, но чтобы вернуться туда, вам необходимо перепрыгнуть через весенние ручейки.
Дети: С радостью и удовольствием перепрыгивают через ручейки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему "Подарки мойдодыра" средняя группа
Занятие на тему: "Подарки Мойдодыра"Цель: продолжать укреплять и охранять здоровье детей; совершенствовать культурно-гигиенические навыки; развивать речь детей, обогащать словарь; закреплять умения вы...
Конспект занятия на тему «Домашние животные» (средняя группа)
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе. Цель:- Расширять представления о домашних животных;- Познакомить с особенностями внешнего вида, поведения, передвижения;- Обратить вни...
конспект занятия на тему "Зима" для средней группы
интегрированное занятие для средней группы д/с...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: "ЯГОДЫ" В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: "ЯГОДЫ" В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ...
Конспект занятия «Времена года — весна» в средней группе.
Конспект занятия «Времена года — весна» в средней группе.Цель: систематизировать представления детей о времени года – веснаЗадачи:Образовательные:1. Уточнить характер...
Конспект занятия "Дикие животные весной" для средней группы
Конспект занятия "Дикие животные весной" для средней группы...
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Весна» в средней группе компенсирующей направленности в рамках психологического месячника.
Конспект занятия учителя-логопеда по теме «Весна» в средней логопедической группе в рамках психологического месячника....