КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: "ЯГОДЫ" В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Старосельцева Надежда Александровна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: "ЯГОДЫ" В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument.odt27.69 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: "ЯГОДЫ" В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Цель: 

-уточнить представления детей о значении леса в жизни людей; - познакомить детей с некоторыми свойствами древесины: горит, не тонет; - расширить представления детей о лесных грибах ягодах. Продолжить знакомить с особенностями их внешнего вида и местами и произрастания. 

Интеграция: 

О. о. «Безопасность»: 

- учить быть осторожными с неизвестными грибами; О. о. «Социализация» 

- воспитывать бережное отношение к природе; -способствовать эстетическому восприятию окружающего мира. 

О. о. «Коммуникация»: 

- развивать связную речь, умение отвечать на вопросы. 

Материал: 

иллюстрации с изображением лесного ландшафта, кукла старичок Лесовичок. Деревянные изделия, сосуд с водой. Грибы в лукошке (муляжи) : белый, подберезовик, лисички, сыроежки. Иллюстрации с изображением грибов и ягод в лесу. Словарь: горожане, кузовок, лукошко, грибник, кислород. Предварительная работа: заучивание стихотворений, поговорок, правил вежливости, чтение сказки В. Катаева «Дудочка и кувшинчик». 

Ход занятия: 1 часть. Создание эмоционального настроя на занятие. Воспитатель: Мы с вами уже не раз говорили о том, что люди живут в разных местах: в деревнях и городах. А где живем мы? Мы кто? А чем же город отличается от деревни? Правильно, дети. Это и разные дома, и дороги, и растительность. В деревнях зелени много, кругом леса, а в городах деревья специально сажают. Где? Вдоль улиц, на бульварах, в скверах и парках. Как вы думаете, почему горожане стараются уехать за город на выходные дни и на лето? Да, дети. Чтобы отдохнуть от городского шума, подышать свежим воздухом. Вы наверняка не раз слышали от взрослых: «Здесь совсем другой воздух». О каком же другом воздухе говорят люди? Давайте разберемся. Как вы думаете, дерево живое? Да, оно так же как и все живые существа растет, питается, спит и дышит (покажите как оно растет, как качается от ветра). Люди и животные тоже дышат, т. е. вдыхают и выдыхают воздух, (покажите). Дети выполняют. Вы замечали, что если долго находиться в комнате с закрытым окном, становится трудно дышать? Что мы делаем, когда у нас в группе душно? Правильно, мы проветриваем. А для чего? Мы вдыхаем «плохой» воздух. Нас в группе много, значит и «плохого» воздуха становится все больше и больше. Но этого почему -то не происходит. Куда же девается «плохой» воздух в группе? (ответы детей). Правильно, его вдыхают комнатные растения. А на улице? 

- Дети: Его вдыхают деревья и кустарники. Воспитатель: А выдыхают они «живой воздух», которым дышат люди и животные. Называется он кислород. Как вы думаете, где кислорода больше: в городе или в деревне? Почему? Зачем люди разводят комнатные растения? Почему в лесу хорошо дышится? (Ответы детей) Вот и выходит, что деревья и кусты, цветы и травы нам просто необходимы. Они наши друзья и помощники. - А для чего еще нужен лес? - Дети: чтобы отдохнуть, насладиться красотой леса, послушать музыку леса: шелест листьев на ветру, пение птиц, жужжание жуков. Воспитатель: что еще дает человеку лес? Вспомните, что делали люди в старину из дерева? Дети: Дома рубили, посуду вырезали, лодки долбили, игрушки для детей делали. Воспитатель: А в наши дни делают ли что- либо из дерева? Пройдите по группе и найдите деревянные предметы. (Дети находят). Воспитатель: Как вы думаете, какие предметы из дерева делать нельзя? Дети: Предметы, которые соприкасаются с огнем. Воспитатель: Почему? Дети: Потому что дерево горит. Воспитатель: И еще одним интересным свойством обладает дерево. Давайте вспомним сказку А. Толстого «Буратино». Что сделали полицейские собаки с Буратино? Дети: Они бросили Буратино в пруд и хотели, чтобы он утонул. Но он не утонул, потому что был сделан из дерева. Воспитатель: Правильно, дети. Дерево в воде не тонет. Мы сейчас это проверим. (Воспитатель опускает в воду два небольших предмета: один деревянный, другой металлический - предметы одинаковой формы) Воспитатель: Как вы думаете, какой из этих предметов из дерева? Где люди используют это свойство дерева? Дети: Делают лодки и корабли. 2часть «Путешествие в лес» Воспитатель: Мы говорили о том, зачем лес нужен человеку. А что может дать нам лес? (ответы детей) Сегодня мы отправимся в лес по грибы да по ягоды. Как мы оденемся? Дети: В куртку и сапоги. Воспитатель: Что возьмем с собой? Дети : корзинку. Воспитатель: А как можно ее еще назвать? Чтобы ответить на этот вопрос вспомните стихи и сказки, которые мы читали. Дети: В кузовки и лукошки собирали грибы да ягоды герои сказок. Воспитатель: а еще в лесу нужен нож. Для чего? Дети: Он нужен для того, чтобы срезать грибы. Воспитатель: А на чем мы поедем в лес? Представьте, что к платформе подали поезд с очень маленькими вагонами. (Дети садятся в поезд. Он сделан из стульев) Воспитатель: Ну поехали (физкультминутка) А когда надо отправляться в лес? 

Дети: Утром рано. 

Воспитатель: Да, дети, отправляться надо рано. Какие поговорки мы знаем про тех людей, кто рано встает? Дети: «Кто рано встает, тому бог подает» 

«Кто рано встает, тот грибы берет, а сонливый да ленивый идет после 

за крапивой» 

«Крепко поспал - грибы не видал». Воспитатель: Ну вот и приехали. Мы теперь с вами кто? Дети: Грибники. 

Воспитатель: Смотрите, дети, какой-то старичок сидит прямо на травке-муравке. Да это же старичок Лесовичок! Давайте с ним поздороваемся. Дети: Добрый день, дедушка! 

Лесовичок: День добрый! В гости в лес отправились? А правила вежливости не забыли? Знаете как вести себя в лесу? Воспитатель: Дети, мы знаем правила вежливости? Дети перечисляют: 

- Ветки не ломать, деревья не резать, ни травинку, ни лист зря не рвать. 

- Стараться не шуметь, а то лес испугается, затаится, не даст ни грибов, 

ни ягод. 

- Не обижать зверей- звери всякие нужны. Каждый из них делает в 

природе свое полезное дело. 

Лесовичок: Молодцы, знаете правила вежливости. Пропущу вас в лес. А 

назад пойдете, посмотрю. Что вы там нарвете. 

(Дети ходят по группе. Изображая сбор грибов, внимательно смотрят под 

ноги) . 

Воспитатель: Вот возле березы стоит грибок. Что это за гриб? Как вы 

догадались? Почему его так называют? 

(Дети отвечают) Ребенок читает стихотворение: 

Я родился в день дождливый Под березой молодой Круглый, гладенький, красивый С ножкой длинной и прямой. 

Воспитатель: А вот еще один. (Показать детям белый). Посмотрите, что это за гриб? А почему его назвали белым, ведь шляпка- то коричневая. Дети: Если отломить кусочек ножки, то можно увидеть. Что мякоть у этого гриба белая. 

Воспитатель: Давайте сравним белый гриб и подберезовик. Чем они похожи? Чем отличаются? Дети составляют небольшой сравнительно- описательный рассказ. Воспитатель: Идем дальше. А вот еще грибы. Кто знает как они называются? Дети называют, читают стихотворение. 

Вдоль лесных дорожек 

Много белых ножек 

В шляпках разноцветных, 

Издали приметных. 

Собирай, не межкай 

Это сыроежки. 

Воспитатель: Шляпки сыроежек бывают всех цветов радуги. Они как цветы, рассыпаны по всему лесу. А название грибов обманчивое. Ни в коем случае их нельзя есть сырыми. 

Дети идут дальше. 

Воспитатель: Вот стоит красавец (Показывает на мухомор) Вы знаете этот гриб? 

Дети: он ядовит, это мухомор, но сбивать его ногами, топтать нельзя, он нужен лосю и белке. Они им лечатся. А еще мы немного возьмем с собой, бабушке на растирку. 

Воспитатель: правильно, дети. В природе вообще нет ничего ненужного. Если что-то не нужно человеку. Это может быть необходимо другому. Устали мы гуляя по лесу. Давайте отдохнем. 

Дети садятся на ковер, а там их уже ждет старичок Лесовичок. Лесовичок: Видел, видел, как вы собирали грибы. Скажите- ка мне главное правило грибника. 

Дети: «Собирать можно только известные съедобные грибы» «Ядовитые грибы обходим стороной, не топчем их» «Собирая грибы, срезаем их ножом». Лесовичок: Ну молдцы, отправляйтесь дольше. 

Воспитатель: Дети, а что еще нам дарит лес? Давайте вспомним сказку В. Катаева «Дудочка и кувшинчик». Какие ягоды собирала девочка Женя? Дети: Землянику. (из предложенных картинок выбирают нужную). Ребенок читает стихотворение: 

Я капелька лета На тоненькой ножке Плетут для меня Кузовки и лукошки. 

Воспитатель: Весной на кустиках земляники появляются белые цветочки. Затем молодые зеленые ягоды. Растет земляника на солнечных полянах, тени не любит. Летом ягоды краснеют, поспевают. А можно есть зеленые ягоды? Дети: Нет. 

Воспитатель: Как вы думаете, почему эту ягоду назвали земляникой? Как получилось это слово? Дети: Ее название от слова «земля». 

Кто любит меня Тот и рад поклониться А имя дала мне родная землица. 

Воспитатель: (Показывает картинку, где нарисована черника) А вот эта маленькая ягодка называется черника. Как вы думаете, почему? 

Дети: Она растет в тени, солнца не любит. (Дети называют) 

Воспитатель: Ну, дети, пора ехать в детский сад. Занимайте свои места. 

Обобщение: где были, кого встретили. 

Дети подошли к «поезду», а там их ждет старичок Лесовичок. Лесовичок: Домой собрались, а главные правила ягодника теперь знаете? Дети: Собирать ягоды аккуратно, не повреждая кустиков. Не собирать ягоды все до одной. Не делать букеты из ягод. 

Лесовичок: Ну моложцы, дети, я за вас спокоен, вы лесу вреда не принесете. Приезжайте еще. До скорой встречи. Дети прощаются с Лесовиком, садятся в «поезд». 

3 часть. «Береги лес». 

Воспитатель: Ну вот и закончилось наше путешествие. Мы сегодня много говорили о лесе и побывали там. Мы должны запомнить: лес наш друг и помощник. Как мы к нему должны относиться? Дети: Бережно и внимательно, как к другу. Ребенок читает стихотворение: 

Будь здоров, зеленый лес, Стой в торжественном наряде Парты, книги и тетради Ты нам дал, зеленый лес. 

Чтоб не застили небес Тучи копоти и пыли Чтоб прозрачны реки были Будь здоров, зеленый лес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лепке в средней группе. Конспект занятия по лепке в средней группе «Медвежонок»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».

Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у  детей  осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Конспект занятия на тему: "Ягоды".

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на закрепление знаний о ягодах. Предлагаемые игры помогут закрепить и расширить представление о  ягодах, активизировать...

Конспект занятия по теме "ЯГОДЫ: лесные и садовые"

Конспект интегрированного  занятия в логопедической группе «Звёздочки»на тему:  «Ягоды: лесные и садовые» Цель занятия: познакомить детей логопедической группы с...