«Путешествие в страну Хвойных деревьев»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Лунегова Ирина Леонидовна

Цель: Учить детей различать хвойные деревья, находить общие и отличительные признаки;

Углубить знания детей о пользе деревьев и бережное отношение к ним;

Закрепить умение делать простейшие умозаключения и отвечать на вопросы.

Развивать речь, обогащать словарь детей по теме: сосновый бор, еловый лес, хвойные деревья;

Продолжать развивать познавательный интерес к экспериментальной

деятельности, развивать любознательность, наблюдательность;

Воспитывать любовь к растениям, умение общаться с природой как с живым организмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_komi_nedeli_21god.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии «Путешествие в страну Хвойных деревьев» средняя группа

Тема«Путешествие в страну Хвойных деревьев»

Цель: Учить детей различать хвойные деревья, находить общие и отличительные признаки;

Углубить знания детей о пользе деревьев и бережное отношение к ним;

Закрепить умение делать простейшие умозаключения и отвечать на вопросы.

Развивать речь, обогащать словарь детей по теме: сосновый бор, еловый лес, хвойные деревья;

Продолжать развивать познавательный интерес к экспериментальной

деятельности, развивать любознательность, наблюдательность;

Воспитывать любовь к растениям, умение общаться с природой как с живым организмом.

Предварительная работа: наблюдения за елью, рассматривания альбома «Деревья нашего участка», чтение художественной литературы про деревья; рисование «Наша елочка»; исследовательская деятельность «Что такое хвоинки»; поисковая деятельность: «Какая ель, какая сосна?»; беседа: «Как люди оберегают деревья зимой?»«Как использует человек деревья?»; д\и «Что растет в лесу?»; Акция «Елочка зеленая иголочка».

Материалы: волшебное письмо с запахом елью; игра «Собери картинку»; модуль - схема строение дерева; музыкальное произведение «Сказочный лес»; ели и сосны для сравнения, лупы на каждого ребенка; сувенир подарок.

Давайте ребята поздороваемся с нашими гостями.

Ход:

Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и подарим свои улыбки.

Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята кто мне скажет, как называется наша Малая родина где мы живем?

Дети: Республика Коми сл 2

- Послушайте одно хорошее стихотворения

Я иду землёю Коми,

А вокруг стоят леса.

Край огромный, край богатый –

Наша гордость и краса.

Среди тайги на севере России,

Вдоль древних гор Уральского хребта,

На сотни вёрст от Воркуты до Летки

Раскинулась Республика моя.

Воспитатель: Чем богата наша республика Коми? (лесом) сл 3

 - И сегодня мы поговорим свами про деревья нашего края. Сл4

-Давайте вспомним какие деревья растут в лесу?

Сл 5 Восп: нам письмо прислали, на конверте написано детям детского сада. Прочитаем?

Сл 6

- Ребята поможем разобраться зеленой красавице?

- С чего же мы начнем? (отправимся в лес)

- Да, нужно отправится в лес, нас ждет впереди интересное путешествие. Но как же нам попасть сказочный лес? На чем мы можем добраться?

- А может нам, нам сегодня поможет музыка. Вы согласны? Сл7

- Закрывайте глазки и представите, что вас понесла волшебная музыка.

- Вот ребята мы в лесу

- Ребята, что нужно сделать, чтобы помочь колючей красавице? (нужно сравнить, определить, рассмотреть)

- Правильно, попробуем определить где сосна, а где ель сл 8

 Сосна и ель похожи друг на друга? Чем?

Дети: У них есть корень, ствол, ветки, иголки, шишки и они круглый год зеленые.

Воспитатель: Да правильно ребята, у ели и сосны много общего. Но все-таки они разные. Скажите, как растут ветки у ели?

Дети: Снизу до макушки, снизу длиннее, сверху короче. Похожа на пирамидку, на треугольник, конус.

Воспитатель: Правильно у ели ветки растут равномерно по всему стволу, как вы сказали снизу до макушки.

А у сосны?

Дети: наверху

Воспитатель: Это потому, что сосна очень любит солнечный свет, поэтому ее ветки растут поближе к солнцу.

Сейчас рассмотрим веточки сосны и ели.

Я нашла, веточки чтобы показать вам. А можно без надобности ломать ветви? Что может произойти? (слайд-Экологический знак) сл 9

Дети: Нет рвать и ломать ветви нельзя, потому что дерево может погибнуть.

Воспитатель: в нашем случае наши деревья не погибнут, потому что корни и ствол не повреждены.

Подойдите к моему столу. Посмотрите вот это веточка ели. Потрогайте ее, какая она?

Дети: колючая.

Воспитатель: Почему?

Дети: у нее есть иголочки

Воспитатель: А как называются иголочки у ели по другому?

Дети: Хвоинки или хвоя.

Воспитатель: Какие хвоинки у ели?

Дети: острые

Воспитатель: Правильно ребята. С помощью хвоинок деревья дышат, берут у солнца свет и тепло, они не боятся холода. Какого они цвета?

Дети: темно-зеленого

Воспитатель: Хвоинки никогда не меняют своего цвета. Посмотрите в окно, все деревья стоят голые, только елочка одна весела и зелена.

Теперь давайте рассмотрим веточку сосны. Потрогайте ее, какая она на ощупь.

Дети: колючая

Воспитатель: Почему?

Дети: У нее есть иголочки (хвоинки)

Воспитатели: Какого цвета?

Дети: зеленого

Воспитатель: А теперь посмотрите внимательно и скажите, а чем отличаются веточки сосны и ели?

Дети: У ели иголочки короткие, а у сосны длинные. Хвоинки у ели зеленого цвета, а у сосны темно-зеленого. У ели иголочки растут по одной, а у сосны по две (парой сдвоенные хвоинки).

У ели иголочки жестче, а у сосны мягче.

Воспитатель: А для того, чтобы хорошо различать их. Выучим поговорку.

Елочка – короткая иголочка, сосна – длинная игла.

(повторяем)

Какие плоды у ели и сосны?

Дети: шишки

Воспитатель: Правильно, на ели и сосне растут шишки. Давайте их рассмотрим.

Вот это шишка ели. Какая она?

Дети: Овальная, удлиненная, мягкая, коричневого цвета.

Воспитатель: Это шишка сосны. Какая шишка?

Дети: круглая, твердая, темно-коричневого цвета.

Воспитатель: Когда шишки созревают, они падают на землю, из упавших шишек высыпаются на землю семена. Там, где упадут семена, вырастают новые сосны и ели.

Сл 10 Физминутка

Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули- Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем- Крылья сложили назад.

Воспитатель: Скажите, как называются иголки у ели и сосны?

Дети: Хвоинки

Воспитатель: а деревья, на которых растут хвоинки?

Дети: Хвойные

Воспитатель: Поэтому лес, где растут сосны и ели называются хвойным.

Сейчас проходит акция «Елочка зеленая иголочка». И я вам предлагаю сегодня побыть волонтёрами.

Практическая часть: «Посадим Ель»

(слайд 11)

Стихотворение А. Барто «Я у мальчиков спросил»

Я у мальчиков спросил

«Это что за деревце?»

Говорят они – «Осина»

Только мне не вериться

Даже елки мы вначале

От сосны не отличали

Раз растут иголочки

Значит это елочки

А когда на ветку ели

Мы поближе посмотрели

Оказалась, что она

Не такая как сосна.

- Мы научились определять ель от сосны теперь, когда вы пойдете в лес, вы будите правильно называть деревья. Мы помогли нашей красавице? Кто она ель или сосна?

Сл 12 - Нам пора возвращается домой, закрывайте глазки, и музыка нас вернет обратно в детский сад.

 Сл. 13 Воспитатель: - А кто мне скажет, какую пользу приносят деревья? (они очищают воздух, плодами деревьев питаются животные, птицы, насекомые, люди, они украшают нашу землю)

Воспитатель: Правильно, Ель и сосна, верные помощники человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину из которой строят дома и делают разные необходимые вещи, и даже лекарства. Семена, хвоя и шишки обладают целебными свойствами, из них делают лекарства, чтобы мы были здоровыми. Но ель и сосна не только помогают людям, а также приносят пользу для птиц и животных, которые живут в лесу.

- Давайте приставим, что деревья вдруг исчезли, что произойдет? (погибнут птицы, потому что им нечем будет питаться, людям нечем будет дышать)

- А что мы можем сделать, чтоб это не случилось? (нельзя ломать ветки, лазать по деревьям, можем помочь взрослым сажать деревья, за ними ухаживать)

- Что мы с вами нового узнали? (чем отличается ель от сосны)

- Для чего мы с вами это узнавали? (мы помогали зеленой елочке)

- Как вы думаете, мы помогли колючей красавице? (да)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое учебное пособие "Хвойное дерево -ель"

Мультимедийное пособие для воспитателей, родителей о деревьях...

"Зимние забавы". "Хвойные деревья"- методические материалы по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Материалы по расширению словарного запаса, различные загадки, дидктические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, чтение литературы, работа с родителями. Составлени...

Консультация для родителей по лексической теме "Лиственные и хвойные деревья" подготовительная группа.

консультация поможет родителям закрепить с детьми материал по лексической теме....

Мини-парк хвойных деревьев

В статье   "Мини-парк хвойных деревьев" описан опыт работы в мини-парке  МБДОУ "Дульдургинский детский сад "Теремок"....

Конспект НОД по квесту на тему "Путешествие в страну волшебных деревьев"

Интегрированное занятие - квест по развитию речи на тему "Путешествие в страну волшебных деревьев" с ипользование ЭОР (презентации)....