"Зимние забавы". "Хвойные деревья"- методические материалы по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Материалы по расширению словарного запаса, различные загадки, дидктические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, чтение литературы, работа с родителями. Составление описательных рассказав, придумывание загадок, рисование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimnie_zabavy.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ.
Дети должны знать:
Какое сейчас время года.
О сезонных изменениях в природе, связанных с зимой.
В какие игры дети любят играть зимой, что им нужно для зимних игр.
Какими видами спорта можно заниматься зимой.
Расширение словарного запаса:
Существительные: зима, забавы, игра, спорт, стадион, лыжи, лыжник, коньки, санки, баба , ком, хоккей, хоккеист, фигурист, крепость, снег, снежок., шайба , клюшка.
Прилагательные: зимние, спортивные, холодная, большая, быстрый, смелый, белая, чёрная, красные, румяные, морозные, блестящие, весёлые.
Глаголы: ехать, играть, бросать, лепить, скользить, катать, брать, кататься, съезжать, мчаться, строить.
Отгадать загадки:
Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (лыжник)
Мчусь как пуля я вперёд, лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки. Кто несёт меня ? (коньки)
Всё лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры – помчались с горы. (санки)
Меня не растили- из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку,
Глаза- угольки, губы- сучки.
Холодная, большая. Кто я такая? (снежная баба)
По снегу покатите- я подрасту,
На костре согреете- я пропаду. (снежный ком)
За верёвочку- узду,
Через двор коня веду
С горки вниз на нём лечу,
А назад его тащу. ( санки)
Два берёзовых коня по снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их…( лыжи).
Дидактические игры:
«Что нужно этим спортсменам?»- подобрать к каждому спортсмену спортивный инвентарь.
«Исправь ошибку»- (на логическое мышление) Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки.
Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.
Подг. Гр. «Почему так назван?»-образование сложных слов (конькобежец, лыжник, фигурист, хоккеист, лыжник,…)
О. А. Белобрыкина Дидактические игры.
Старшая группа: «Подбор прилагательных», «Что бывает?», «Пропущенные слова», «Дорисуй», «Рисунки по кругу», «Я хочу нарисовать», « Чудесные превращения», « Оживление», «Небылицы», « Странные рассказы», «Прямая трактовка», «Зарисовка наблюдений», « Я заметил», « Имитация».
Подготовительная группа: « Буквы и цифры», « Волшебные картинки», «Оживление», «Весёлые картинки», «Рассказы-каламбуры», «Цветные рассказы», «Странные рассказы», «Вопросы и ответы», «История, рассказанная с окончания», «Бесконечное предложение», «Рассказ от первого лица».
Физкультминутка:
Снег,снег,белый снег. Дети машут руками перед собой.
Осыпает он нас всех.
Дети все на лыжи встали «встают» на лыжи,
И по снегу побежали. «бегут».
Сегодня из снежного
Мокрого кома Дети идут по кругу, «катят»
перед собой воображаемый ком.
Мы снежную бабу
Слепили у дома. Рисуют руками в воздухе три
круга.
Стоит наша баба у самых
ворот.
Никто не пройдёт,
Никто не пройдёт. Грозят указательными
пальчиками.
Знакома она уже всей
детворе. Идут по кругу.
А Жучка всё лает: «Чужой во дворе».
Выучить стихотворение.
Я катаюсь на коньках, разгорелись ушки!
Рукавички на руках, шапка на макушке!
Раз, два- чуть не поскользнулся, раз, два- чуть не кувыркнулся.
Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех!
Дети все на лыжи встали и по снегу побежали.
Покатились санки вниз- крепче , куколка, держись!
Ты сиди, не упади- там канавка впереди.
Надо ездить осторожно, а не то разбиться можно!
Составление описательных рассказов.(использовать схему)
Тексты для чтения:В. Шварц «Работница», В. Осеева «На катке».
Речевое творчество.
Придумывание загадок.
Придумать начало к рассказу воспитателя «Снежный ком».
Рисование « Зимние забавы»- придумать рассказ по рисунку.
Экология- придумать рассказ « Какой снег?»
Сюжетно-ролевая игра: «Строим снежную крепость»- придумать сюжет игры.
П.г. Придумать правила для новой подвижной игры «Эстафета на санках».
Родителям рекомендуется: Сходить с ребёнком на зимний стадион, обратить внимание на зимние виды спорта. Вместе
с детьми поиграть в зимние виды спорта.
ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ
Дети должны знать :
-названия деревьев – хвойные;
- внешний вид ;
-названия частей дерева;
- понятие « Ёлка-дерево», отличие ели от сосны;
- о предназначении деревьев(красота, тень, прохлада, кислород для дыхания, плоды, древесина,…)
- вечнозелёные;
Расширение словарного запаса:
Существительные: деревья, ель, сосна, бор, шишка, ствол, ветка, лапа, иголки, хвоя, толщина ,высота, цвет.
Прилагательные: хвойные, сосновый, еловый, густой, тёмнозелёный, высокая, низкая, колючая, длинные, острые.
Глаголы: копать, сажать, поливать, расти, падать, зеленеть, наклоняться, спиливать, очищать, охранять, отдыхать, закрывать, колоться, наряжать.
Выучить загадки:
Зимой и летом одним цветом. (ель, сосна)
Что же это за девица? Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год. (ель, сосна)
Что за дерево: и зиму
И лето зелено? ( ель, сосна)
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год- я главная! (ель)
На первую ступеньку встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке пришел старик седой. (Новый год).
Дидактические игры:
« Кто(что) на ёлке, кто(что) под ёлкой?»- составление предложных конструкций.(шишки, грибы, белка, заяц, птица, ежик)
«Назови ласково»: ель- ёлочка, сосна-… .
«Один- много»- образование родительного падежа существительных ( одна ёлка- много ёлок,… )
« Назови -какой»- образование относительных прилагательных( лес(какой?) – еловый, сосновый, еловый: шишка(какая?)-…)
«Подбери признак к предмету»: ель(какая?)- …, сосна(какая?)-…, праздник(какой?)-…, ёлочные игрушки (какие?)-…, Дед Мороз (какой?)-…, Снегурочка(какая?)-…, ребята (какие?)-…, подарки (какие?)-… .
О.А. Белобрыкина .Дидактические игры.
Старшая группа: «Подбор прилагательных», «Узнавание», «Я хочу нарисовать», « Рисунки по кругу», « Оживление», «Ошибки», «Странные рассказы».
Подготовительная группа: «Пропущенные слова», «Распространение предложений», « Пропавшее слово», «Волшебные картинки», «Оживление», «Весёлые картинки», «Рассказы-каламбуры», «История , рассказанная с окончания».
Упражнение для пальчиков.
Под высокою сосной Одна рука-«сосна»(пальцы растопыре
Сидит заинька косой. ны , подняты вверх); на второй руке
указательный и средний пальцы
образуют «ушки» зайца, остальные
пальцы сжаты.
Ёлка быстро получается, Ладони от себя, пальчики
Если пальчики сцепляются. пропускаются между собой
Локотки ты подними, (ладони под углом друг к другу)
пальчики ты разведи. Пальчики выставить вперёд.
Локотки к телу не прижимать.
Составление описательных и сравнительных рассказов:
- что это?
-где растёт?
-какой внешний вид?
-в каких целях человек их использует?
Тексты для чтения: Л.Некрасова « Ёлка», К. Чуковский «Ёлка», Е. Карганова «Новогодние пожелания», В. Кудлачёв «Новогодние гости», Е. Трутнева «Ёлка».
Речевое творчество:
Составить описательную загадку о хвойном дереве по выбору.
Рисование « Хвойный лес»-придумать сюжет для рисования.
Экология «Береги лес»- рассказ о бережном отношении к лесу.
Составить рассказ по конструированию( оригами).
Придумать сказку по аналогии « Про ёлочку»
Родителям рекомендуется.
Во время прогулок в зимнем парке или в лесу показать ребёнку хвойные деревья(ель, сосна). Объяснить , почему называются хвойными, вечнозелёными. Потрогать ветки, рассмотреть крону ели и сосны. Рассказать для чего нужны деревья.
Рассказать детям, какой праздник скоро наступит. Рассмотреть дома новогоднюю ёлку, совместно с ребёнком украсить её, обратить внимание на ёлочные игрушки, рассказать о них. Посмотреть на большие ёлки, которые установлены на улицах и площадях города. Вспомнить, кто приходит в гости к ребятам на Новый год и приносит подарки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Овощи". Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...
Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...
Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...
"Осень", "Поздняя осень. Лиственные деревья.Грибы". "Зимующие птицы"- методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Представлен материал по расширению словарного запаса, грамматике, составлению описательных рассказов, придумыванию загадок, различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Материал по...
Методическое пособие по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема "Мебель"
Дети с нарушением речи в дошкольном возрасте имеют ограниченный словарный запас, у них наблюдается расхождение объёма активного и пассивного словаря, неточное употребление экспрессив...
«Развитие связной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нестандартных игровых средств и технологий»
Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников посредством нетрадиционных игровых средств и технологий....
Методические рекомендации по формированию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Новые приоритеты российского образования нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования , который декларирует необходимость создания условий для развит...