Конспект открытого занятия по основам науки и естествознанию для старшей группы. Тема: «Откуда хлеб пришел?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель:
- дать знания детям о хлебе как одном из величайших богатств на Земле
- уточнить и систематизировать знания детей о том, как на наших столах появляется хлеб
- привить детям бережное отношение к хлебу.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о том, что прежде, чем попасть на стол, хлеб проходит много разных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий.
Развивающие:
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
- активизация словаря детей по теме
- формирование грамматически правильной речи
- формирование умения делать выводы после сравнения
- развивать любознательность, желание научить выполнять трудовые операции, мелкую мускулатуру рук и логическое мышление
- образование существительных из единственного числа во множественное.
Воспитательные:
- формировать бережное отношение к продуктам человеческого труда.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по основам науки и естествознанию для старшей группы. Тема: «Откуда хлеб пришел?»
Составила и провела: Воспитатель Леженникова Антонина Михайловна.
Цель:
- дать знания детям о хлебе как одном из величайших богатств на Земле
- уточнить и систематизировать знания детей о том, как на наших столах появляется хлеб
- привить детям бережное отношение к хлебу.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о том, что прежде, чем попасть на стол, хлеб проходит много разных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий.
Развивающие:
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
- активизация словаря детей по теме
- формирование грамматически правильной речи
- формирование умения делать выводы после сравнения
- развивать любознательность, желание научить выполнять трудовые операции, мелкую мускулатуру рук и логическое мышление
- образование существительных из единственного числа во множественное.
Воспитательные:
- формировать бережное отношение к продуктам человеческого труда.
Оборудование: поднос , рушник, хлеб, соль; хлебобулочные изделия (хлеб, батон, сушки, пирожки, круасаны), магнитная доска, интерактивная доска, ноутбук, презентация «Откуда хлеб пришёл», серия картинок «Откуда хлеб пришел», музыкальный центр с записями «звуки природы», стихотворение С.Михалкова «Булка», ящики с землёй, детские грабли, зёрна пшеницы, лейка, влажные салфетки, микрофон.
Предварительная работа: ежедневно обращать внимание детей на то, что хлеб – необходимый продукт питания, его надо беречь; отгадывание загадок о хлебе; объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе; чтение сказок и рассказов: марийская народная сказка «Лепешка», белорусская сказка "Легкий хлеб"; М. Пришвин "Лисичкин хлеб"; стихотворений Ю. Жадовской «Нива, моя нива», А. Мусатова «Как хлеб на стол пришел», С. Шуртакова «Зерно упало в землю», Я. Аким «Хлеб», С. Дрожжина «Каравай».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В: Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие, к нам пришли гости, давайте поздороваемся! А как на Руси в древние времена встречали гостей?
Д: Хлебом и солью.
В:Хлебом и солью до сих пор русские люди встречают и провожают дорогих гостей которым желают оказать почтение. В: Давайте и мы наших гостей встретим с хлебом и солью.
Встреча гостей хлебом и солью.
Ребёнок: Если мы хотим кого – то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Отдаёт гостям поднос с хлебосолью.
В: - Ребята, сегодня мы с вами побеседуем, а о чем попробуйте догадаться послушав загадку:
Отгадать легко и быстро
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый
А бывает подгорелый. (хлеб)
Воспитатель: Правильно. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? Он самый главный на нашем столе. Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?
Ответы детей…
Воспитатель: Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?
Ответы детей: Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный.
2. Основная часть.
- Ребята, давайте подойдем к столу. Посмотрите на него и скажите, что на нем лежит? (хлеб, батон, сушки, бублик, пирожок)
Игра «Назови ласково».
Как можно назвать это все одним словом? (хлебобулочные изделия)
Ребята, хлеб – это самый ценный дар Матушки Земли. С хлебом встречали гостей дорогих, потому что он считался самым главным блюдом на земле: в старину за стол без хлеба не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен.
-Сейчас нам ребята прочитают стихотворения о хлебе.
Вот он – хлебушек душистый
С хрупкой корочкой витой
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал, пришел
В нем – здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
- Ребята, а какие вы знаете пословицы о хлебе?
- Без хлеба не наешься.
- Хлеб – наше богатство.
- Хлеб – всему голова.
- Хлеб – это сила, жизнь, здоровье.
- Без хлеба – нет обеда.
- Не шуба греет, а хлеб.
- Хлеб батюшка, вода матушка.
- Воспит.: Ребята, а у хлеба какой цвет и запах?
- Дети: Хлеб белый и ржаной. Запах ароматный, душистый.
- Воспит.: А как хлеб попадает на наш стол?
- Вот сегодня мы с вами поговорим о том, откуда берется хлеб и сколько энергии тратит человек, чтобы, на столе у нас всегда лежал свежий, душистый хлеб.
- Как вы думаете, что нужно для того, чтобы вырастить хлеб?
- Дети: Земля, солнце, дождик, удобрение, зерно, люди, техника.
- Воспит.: Сегодня я расскажу вам, что же еще нужно для того, чтобы мы могли каждый день, есть вкусный хлеб, булочки, торты и другие вкусные изделия. Давайте отправимся в путешествие на поле, где собираются вырастить хороший урожай хлеба.
- Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …
- Дети:Управляет трактором тракторист.
- (СЛАЙД 1)
- Воспитатель: Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. Поле вспахано, комья большие, крупные, а зёрнышки маленькие, им неуютно там будет. Что нужно сделать с землёй?
- Дети: В земле нужно разбить комки, разрыхлить, размять её.
- (СЛАЙД 2)
- Воспитатель: Землю рыхлят бороной. Её можно сравнить с большой железной расчёской, которая разбивает комья.
- (СЛАЙД 3)
- Воспитатель: Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.
- Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
- Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
- Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (присядьте). Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосьями (медленно поднимайте руки). Колосья тянутся к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище, опуститесь на пол). Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле росли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу).
- (СЛАЙД 4)
- Воспитатель: Все лето созревают зёрна в колосьях. За будущим урожаем тщательно следит агроном (дети повторяют слово хором и индивидуально, он следит за здоровьем растений, оберегает их от вредителей.
- (СЛАЙД 5)
- Воспитатель: Ну вот, зёрна созрели в колосьях. Поле в это время очень красивое.
- -Давайте рассмотрим колос, из чего же он состоит? Показ колоска.
- Дети: Колосок состоит из зёрнышек, покрытых чешуйками, усиков-остьев, стебелька - соломы.
- Воспитатель:Правильно, ребята, посмотрите на колосья настоящие, с поля. Обратите внимание, что у пшенички остья- короткие, а у ячменя – длинные.
- (СЛАЙД 6)
- Воспитатель: Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
- Дети: На комбайне работает комбайнёр.
- Воспитатель: Что же делает комбайн?
- Дети: Он собирает колосья.
- Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайна сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Давайте посмотрим видео.
- (7 ВИДЕО)
- Воспитатель: Далее машины везут зерно на элеваторы для хранения зерна.
- Давайте представим, что мы с вами на машине везём зерно на элеватор.
- Дети встают перед стульчиками.
- Воспитатель: Ой, а что случилось, почему наша машина не едет? Ребята, да у неё же спущены колёса, возьмём насос и накачаем их.
- Дыхательная гимнастика Стрельниковой «Насос».
- Ну что, поехали! Ехали, ехали,
- На кочку наехали
- С горки съехали
- На элеватор приехали.
- (СЛАЙД 8)
- Воспитатель: на элеваторе сушат, сортируют и хранят зерно.
- - А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
- Дети: На мельницу.
- (СЛАЙД 9).
- Воспитатель: Правильно, и там зерно перемалывают в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
- Дети: На хлебозавод, пекарню.
- (СЛАЙД 10)
- Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе пекари сначала замешивают тесто.
- (СЛАЙД 11)
- Воспитатель: Дома мы приготавливаем тесто в маленьких ёмкостях. А вот на хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба.
- (СЛАЙД 12)
- Воспитатель: И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь.
- (СЛАЙД 13)
- Воспитатель: Хлеб готов - пора его везти в магазины.
- (СЛАЙД 14)
- Воспитатель: А что еще пекут из муки кроме хлеба?
- Дети:Булочки, печенье, торты, пироги, сухари…
- Воспитатель: А как все эти продукты называются одним словом?
- Дети:Хлебобулочные изделия.
- Воспитатель: Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Чтобы на нашем столе всегда был свежий душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди разных профессий. Работа эта трудная тяжелая, поэтому к хлебу надо относиться бережно. Ведь не зря говорят, что хлеб – всему голова! Хлеб, раньше, в старину называли «жито», от слова «жить». По старинному русскому обычаю, нечаянно выпавший из рук хлеб, надо не только поднять и бережно обтереть, попросить у него прощения.
- .Рассказ детей по схеме « Откуда хлеб пришел?»
- Схема: сеют зерна, убирают комбайном выращенное зерно, отвозят на мельницу, полученную муку везут на пекарню, где пекут хлебобулочные изделия. Дети по схеме составляют рассказ. По ходу рассказа воспитатель задает детям уточняющие проблемы вопросы:
- -кто сеет хлеб?
- -труден ли труд хлебопашца?
- -как получают муку?
- Воспитатель: Хлеб является основным продуктом питания. А как же необходимо обращаться с хлебом?
- Ребята, послушайте стихотворение С. Михалкова «Булка»
- Ребенок:
- Три паренька по переулку
- Играли, будто бы в футбол,
- Туда – сюда гоняли булку,
- И забивали ею гол.
- Шёл мимо незнакомый дядя
- Остановился и вздохнул.
- И на ребят совсем не глядя,
- К той булке руку протянул.
- Потом, насупившись сердито,
- Он долго пыль с неё сдувал.
- И вдруг, спокойно и открыто
- При всех её поцеловал.
- «Вы кто такой?» - спросили дети,
- Забыв на время про футбол
- «Я пекарь» - человек ответил
- И с булкой медленно ушёл.
- И это словно пахло хлебом,
- И той особой теплотой,
- Которой налиты под небом
- Поля пшеницы золотой.
- Воспитатель: Как вы думаете, хорошо ли поступили мальчики? (Ответы детей)
- Воспитатель: Почему незнакомый прохожий поднял и поцеловал булку? (Ответы)
- Сколько людей разных профессий трудятся над тем, чтобы хлеб к нам пришел на стол!
- Необходимо всегда всем помнить, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей. Труд хлебороба тяжелый и длительный труд. Учитесь ценить труд других.
Посадка пшеницы.
Воспитатель:
- Ребята, хотите ли вы сами вырастить злаки? Тогда давайте все подойдём к столу. В: А перед тем как приступить к работе, давайте сделаем гимнастику.
Рос сперва на воле в поле, Дети слегка покачивают руками,
Летом цвел и колосился, поднятыми вверх.
А потом обмолотили, Постукивают кулаками друг о друга.
Он в зерно вдруг превратился. Выполняют упражнение «Пальчики здороваются»
Практическая работа детей с воспитателем.
Вот дети у нас маленькое поле. Я сделаю грабельками бороздки, а вы разложите свои зернышки в эти бороздки. Молодцы. А сейчас я прикрою зернышки землей. Как вы думаете, что поможет нашим зернам прорости?
Дети:
Солнце – свет, дождь – вода. (Демонстрация слайда).
Воспитатель:
Правильно, возьмите лейку и обильно полейте наш посев. А это поле останется у вас в группе. Вы будете за ним ухаживать, наблюдать. И не забывайте поливать…
В:Ну вот, наше путешествие подошло к концу. И теперь вы знаете, какой долгий путь прошёл наш хлеб.
Ой, а что это за шум у нас за дверью?!(Воспитатель выглядывает за дверь, наряжается в журналиста(и несколько детей) , подведение итога воспитателем в роле журналиста с микрофоном).
-Здравствуйте ребята. Мы журналисты и делаем репортажи о детских садах. В какой д/ с мы попали? А чем вы сейчас здесь занимаетесь, что вы делаете? Что у вас здесь? …
- Ребята, что же вы сегодня узнали о хлебе? (что он проходит длинный путь, пока попадет к нам на стол)
- Почему же хлеб всему голова? (это главный продукт на нашем столе).
Вопросы по занятию.
В: Ребята и в заключении нашей съемки, глядя в камеру, скажите, пожалуйста, какие правила обращения с хлебом вы бы рекомендовали детям др. д/садов.
В хлебе – судьбы многих людей и большой труд.
- Не бросайте где попало недоеденный кусок.
- Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.
- Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.
- Хлеба к обеду в меру бери! Хлеб – драгоценность! Им не сори!
Воспитатель: Дети, я думаю, вы вырастите трудолюбивыми, заботливыми, ценящими труд людей. Спасибо за ваше интервью и репортаж. До свидания.
Воспитатель: И так ребята, наше путешествие подошло к концу и в заключении я хотела бы подарить вам раскраски о хлебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию диалогической речи в старшей группе Тема"Медведь-символ России"
Цель: Включить детей в активный диалог со сверстниками, воспитать интерес и любовь к природе через образ бурого медведя, расширять знания о семействе медвежьих.Задачи: приобщать к правилам ведения диа...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: « Волшебный воздух»
Открытое занятие по экспериментально познавательной деятельности поможет педагогам ДОУ сформировать знания детей о свойствах воздуха....
Конспект открытого занятия - экспериментирования по познавательному развитию в старшей группе Тема: "Жизнь растений".
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования....
Конспект открытого занятия по художественному творчеству (лепка) в старшей группе . Тема: «Светофорики»
Конспект открытого занятия по художественному творчеству (лепка) в старшей группе .Тема: «Светофорики»Цель : привлечь детей к изображению светофора из пластилина; применять прием отщипыван...
Конспект открытого занятия по нетрадиционной изобразительной деятельности в старшей группе. Тема: «Цветик - семицветик» (Пластилинография)
Конспект открытого занятия по нетрадиционной изобразительной деятельности в старшей группе.Тема: «Цветик - семицветик»(Пластилинография)...
Конспект ООД по основам науки и естествознания в старшей группе Тема: «Дикие животные наших лесов»
Конспект ООД по основам науки и естествознания в старшей группеТема: «Дикие животные наших лесов»Цель: создание условий для расширения представлений детей о многообразии животного мира.Зад...
Конспект ООД по основам науки и естествознания в старшей группе Тема: «Дикие животные наших лесов»
Конспект ООД по основам науки и естествознания в старшей группеТема: «Дикие животные наших лесов»Цель: создание условий для расширения представлений детей о многообразии животного мира.Зад...