Конспект ООД по основам науки и естествознания в старшей группе «Книга- наш друг»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: познакомить детей с историей возникновения современной книги, сформировать у детей понятие, что книга - это источник информации знаний.
Задачи:
Образовательные: познакомить с историей возникновения книги.
Развивающие: развивать нравственные чувства детей, умение выражать свои мысли словами, логическое мышление, развитие воображения и творческого подхода.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение детей к книге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №25»
394010, Воронежская область, город Воронеж, улица Артамонова, дом 38/2
Конспект ООД по основам науки и естествознания в старшей группе «Книга- наш друг»
Выполнил воспитатель Токарева М.А.
Воронеж 2021г
Конспект ООД по основам науки и естествознания в старшей группе «Книга- наш друг»
Цель: познакомить детей с историей возникновения современной книги, сформировать у детей понятие, что книга - это источник информации знаний.
Задачи:
Образовательные: познакомить с историей возникновения книги.
Развивающие: развивать нравственные чувства детей, умение выражать свои мысли словами, логическое мышление, развитие воображения и творческого подхода.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение детей к книге.
Оборудование: книги, презентация, аудиозапись физминутки, заготовки для изготовления «Книжки-малышки», кисти, клей, карандаши.
Предварительная совместная деятельность:
- Беседа по темам: «Книга»
- Рассматривание иллюстраций по теме.
Ход совместной образовательной деятельности:
Организационный момент: Здравствуйте, ребята! Встанем в круг, возьмёмся за руки, и улыбнёмся друг другу! Посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
Вместе: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!"
"Доброе утро!" солнцу и птицам.
"Доброе утро!" улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Ребята! Послушайте внимательно мою загадку и попробуйте отгадать, чему же будет посвящено наше занятие!
Есть листок, есть корешок,
Но не куст то, не цветок.
Не имеет лап и рук,
Но приходит к нам, как друг!
На коленки тихо ляжет,
Обо всем вокруг расскажет.
Говорит она беззвучно,
С нею не бывает скучно.
Если дружить будешь с ней,
Станешь вчетверо умней.
Д.: Книга
Презентация
В.: Молодцы! Совершенно верно – это книга! Вот посмотрите (слайд 1) сейчас я вам расскажу, из каких частей состоит книга. Книга состоит из обложки. Обложка- это лист плотной бумаги, картона, который защищает книгу от повреждений и информирует о том, что это за книга, и кто ее автор. Корешок- это полоска ткани, кожи, соединяющая части обложки и защищающая переплет страницы. Титульный лист- заглавная страница книги, где размещены общие сведения о книге. Страница -одна сторона листа бумаги в книге, где находятся текст, иллюстрации.
Ребята, а как вы думаете, всегда ли книга выглядела вот так?
Д.: ответы детей.
В.: Давайте мы с Вами отправимся в прошлое книги и посмотрим, как же выглядели первые книги. (слайд 2) Давным – давно, когда книг еще на свете не было. Люди общались друг с другом при помощи рисунков, чтобы передать друг другу информацию, предупредить об опасности они рисовали на стенах пещер. Например, нарисуют озеро и рядом огромную рыбу – это означает память об удачной ловле рыбы. А если много мешков, то это означает, что человек собрал хороший урожай.
Игра «Расшифруй послание»
Давайте и мы с вами попробуем прочитать послание: (слайд 3).
Д.: рассуждение детей.
В.: Но вот беда, не всё можно передать в таком рисунке. Один может понять по-своему, другой иначе.
Так как бумаги в те времена ещё не было, и люди изображали все эти события так же каменных плитах. (слайд 4) Такие плиты могли храниться очень долго. Позже рисунки немного видоизменились, упростились, и постепенно превратились в знаки, которые стали называться иероглифы, обозначающие отдельные слова и даже целые предложения. Существовали целые библиотеки из таких каменных плиток. (слайд 5)
(слайд 6) Позже человек стал рисовать на глиняных дощечках. На влажной глиняной дощечке писали острой палочкой. Потом глину сушили и обжигали в печах. Получались глиняные таблички, очень прочные. Каждая книга состояла из нескольких десятков и даже сотен плиток, как наша книга из многих страниц.
(слайд 7) Позднее Египтяне изобрели папирус. Папирус – речное растение с высоким и толстым стволом. Папирус, очень похожий на бумагу, но тонкий и длинный. Сделанный из папируса лист нельзя было складывать или перегибать. Страницы склеивались в длину и свёртывались в свитки.
(слайд 8) В Древней Руси писали на бересте.
В.: А вы знаете, что такое береста?
Д.: ответы детей
В.: Береста- это кора березы. Но этот материал был не удобен и не практичен в использовании, так как не мог долго храниться.
(слайд 9) На смену папирусу пришел новый материал – пергамент. В древнем городе Пергаме был придуман материал для письма. Пергамент сделан из шкур молодых животных – телят, коз, овец, кроликов. Для изготовления этого материала шкуру животных тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, придавали ей ровную поверхность. Из шкур получался белый, тонкий чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нём можно было писать с обеих сторон. Пергамент был дороже, чем папирус, зато более прочен.
(слайд 10) В Китае изобрели бумагу. Это был более дешевый материал. Китайцы 800 лет хранили тайну производства бумаги. Ни один писчий материал не получил такого признания, как бумага. Сейчас секрет изготовления бумаги известен всем, и на бумаге печатают замечательные книги. И жизнь без них мы не можем представить.
(слайд 11) Чем в древности писали книги? Уже на бумаге книги писали вручную гусиным пером и чернилами, специально обученные люди с красивым почерком. Их называли летописцы.
(слайд 12) Затем книгу украшали драгоценными камнями, золотом или серебром. Это конечно было красиво, но позволить себе такую книгу могли только богатые люди.
В.: Как вы думаете сколько времени нужно, чтобы написать эту книгу вручную?
Д.: ответы детей.
В.: Одну книгу писали очень долго, до нескольких месяцев, а иногда даже и не один год. Это был очень тяжёлый труд.
(слайд 13) И человек придумал печатный станок. С тех пор уже не нужно было записывать каждую букву. Основал книгопечатание на Руси Иван Фёдоров. Он так и вошёл в историю как первопечатник.
(слайд 14) Со временем способ изготовления книги всё более усовершенствовался и сейчас для изготовления книг применяют даже компьютер. Книг сейчас много, они очень разные и доступны для всех.
Воспитатель: Ребята, мы узнали много нового, а теперь пора немного отдохнуть! Приглашаю вас на физминутку.
Физкультминутка.
В.: А теперь давайте присядем на свои места! Закроем глазки и немного переместимся из нашего детского сада. (звучит музыка)
(слайд 15) Ребята? Кто же знает, что это такое перед нами?
Д.: ответы детей
В.: (слайд 16) А сейчас кто может ответить?
Д.: библиотека!
В.: Совершенно верно! Это Воронежская областная библиотека им. И.С. Никитина! Библиотека - самый большой книжный дом.
Давайте с вами посмотрим какие книги мы можем найти на полках библиотеки (демонстрация книг).
А теперь давайте снова закроем глазки и переместимся обратно в наш детский сад. (звучит музыка)
Творческая практическая работа.
В.: Ребята, посмотрите, у Вас на столе лежат заготовки из бумаги, давайте мы вместе с Вами изготовим книжки-малышки. Для этого нужно взять листочек бумаги и свернуть пополам, теперь другой! Затем взять кисть, окунуть в клей, и промазать внутри сгиб одной из заготовки! Теперь берём вторую заготовку и вкладываем её, совмещая сгибы! Посмотрите, какая у Вас получилась книжечка! Предлагаю Вам взять цветные карандаши и нарисовать обложку вашей книги! Вы сами можете придумать, как же её использовать. Это может быть блокнотик, записная книжка, Вы можете вклеить небольшие фотографии и получится- фотоальбом, либо придумать что- что ещё!
Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, были внимательны, работали дружно, сделали замечательные книжки. На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по основам науки и естествознанию для старшей группы. Тема: «Откуда хлеб пришел?»
Цель:дать знания детям о хлебе как одном из величайших богатств на Землеуточнить и систематизировать знания детей о том, как на наших столах появляется хлебпривить детям бережное отношение к хлебу.Зад...
Конспект занятия по основам науки и естествознания в старшей группе «Мой любимый детский сад»
Конспект занятия по основам науки и естествознания в старшей группе «Мой любимый детский сад»Цель: создание условий для формирования представлений у детей о детском саде как, дружном колле...
Конспект ООД по основам науки и естествознания в старшей группе «Моя семья»
Конспект ООД по основам науки и естествознания в старшей группе «Моя семья»Цель: создание условий для формирования у детей интереса к семье, членам семьи.Задачи:1) побуждать называть ...
Конспект ООД по основам науки и естествознания в старшей группе Тема: «Дикие животные наших лесов»
Конспект ООД по основам науки и естествознания в старшей группеТема: «Дикие животные наших лесов»Цель: создание условий для расширения представлений детей о многообразии животного мира.Зад...
Конспект ООД по основам науки и естествознания в старшей группе Тема: «Дикие животные наших лесов»
Конспект ООД по основам науки и естествознания в старшей группеТема: «Дикие животные наших лесов»Цель: создание условий для расширения представлений детей о многообразии животного мира.Зад...
Конспект по основам науки и естествознания в старшей группе «Пернатые друзья»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №29 «У Лукоморья» Конспект занятия по основам науки и естество...
КОНСПЕКТ Интегрированной ООД по речевому развитию и основам науки и естествознания в старшей группе на тему: «Там на неведомых дорожках…»
КОНСПЕКТ Интегрированной ООД по речевому развитию и основам науки и естествознания в старшей группе на тему: «Там на неведомых дорожках…»...