Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в группе старшего возраста «Куклы-обереги»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Чтобы у детей был устойчивый интерес к народному творчеству и искусству, сформировалось уважение к труду и таланту мастеров, воспитывались чувства причастности детей к наследию прошлого, и позволяло бы с ним соприкоснуться – необходимо знакомить детей с традициями и культурой нашего края. Достижение положительных результатов в этой работе возможно, когда педагог использует разнообразные формы и методы работы с детьми. Особенно эффективна организация работы в форме совместной деятельности, когда в непринужденной обстановке дети узнают новое о своих предках, прикасаются к их культуре и быту.
Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Кукла появилась очень давно. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к тряпичной кукле, дети не осознают её важного места в русской культуре и не воспринимают как привлекательную игрушку. Интересная непосредственно-образовательная деятельность позволит показать историческую ценность кукол, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков, мотивирует детей к изготовлению кукол своими руками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy.docx | 332.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Центр развития ребенка – детский сад № 28 “Огонек” г. Бердск
Методическая разработка
Конспект интегрированного занятия
по познавательному развитию в группе старшего возраста
«Куклы-обереги»
Разработала и провела:
воспитатель высшей кв.категории
Шерер Н.В.
2023 г.
Актуальность:
Чтобы у детей был устойчивый интерес к народному творчеству и искусству, сформировалось уважение к труду и таланту мастеров, воспитывались чувства причастности детей к наследию прошлого, и позволяло бы с ним соприкоснуться – необходимо знакомить детей с традициями и культурой нашего края. Достижение положительных результатов в этой работе возможно, когда педагог использует разнообразные формы и методы работы с детьми. Особенно эффективна организация работы в форме совместной деятельности, когда в непринужденной обстановке дети узнают новое о своих предках, прикасаются к их культуре и быту.
Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Кукла появилась очень давно. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к тряпичной кукле, дети не осознают её важного места в русской культуре и не воспринимают как привлекательную игрушку. Интересная непосредственно-образовательная деятельность позволит показать историческую ценность кукол, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков, мотивирует детей к изготовлению кукол своими руками.
Развивающая среда: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, образцы тряпичных кукол;
Раздаточный материал на каждого ребёнка: разноцветные кусочки ткани ярких оттенков для туловища куколки; красный лоскут для платка; полоска светлой ткани; красная нить; красные ленты.
Цель: создание условий для формирования научно – исследовательской деятельности.
Задачи:
- формирование основ элементарных естественно – научных представлений средствами исследовательской деятельности;
- расширить представления детей о семейных традициях по средством изготовления кукол-оберегов;
- развитие практических навыков при создании кукол – оберегов.
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические, исследовательские.
Предварительная работа: беседа «Культура и традиции русского народа». Защита проектов на темы: «Что такое традиции?», «Русские народные традиции и обычаи», «Семейные традиции», «Русское гостеприимство-посиделки», «Тряпичная кукла - оберег». Рассматривание иллюстраций «Игрушки прошлых лет», разучивание русской народной игры «У Маланьи», сюжетно-ролевая игра «Семья», дидактические игры «Было - стало».
Ход занятия:
I. Орг.момент
- Добрый день, гости званые, желанные!
Рады мы гостям из всех групп,
Всех ждём, встречаем!
Счастья и мира вам всем желаем!
А мы вам столько интересного и нового расскажем!
А если понравится, то и делать научим!
- Ребята сегодня мы с вами поговорим об игрушках, подойдите к столу, посмотрите и скажите, пожалуйста, какие это игрушки и из какого материала они сделаны?
(Дети подходят к столу, на столе современные игрушки накрытые, открывают и рассматривают).
- Как вы думаете, а откуда берутся игрушки?
- А знаете ли вы, какие игрушки были раньше (в старину)? Из чего их делали?
- Сегодня мы с вами станем этнографами – учеными по изучению быта, жизни, фольклора наших предков и проведём небольшое исследование. Узнаем, ещё об одной семейной традиции – изготовление кукол – оберегов. Как и когда они появились. Какими были и для чего предназначались.
Присаживайтесь на стульчики и внимательно послушайте.
(Садятся, смотрят презентацию).
II. Основная часть
Просмотр презентации (Слайд 1)
- Всё, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным и часто жестоким и пугающим. (Слайд 2)
- С неба лилась вода, и падал стрелами огонь (дождь и молния). Вода, если это был сильный ливень, смывало и уносило жилища, людей, посевы. Солнце тоже не всегда ласково согревало человека и землю. (Слайд 3)
- И человек задался вопросом: кто это всё делает? Конечно, это были, какие-то высшие и могущественные существа – боги. Люди начали создавать скульптуры богов, дали им имена, и теперь человеку было, у кого просить помощи и защиты, было, к кому поклоняться. Чаще всего богов делали в виде человеческих фигур. Наверное, это и были самые первые куклы.Так первые куклы облегчили жизнь первых людей. (Слайд 4)
- В древности славяне к ним относились вполне серьезно. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности». Большинство отождествлялось с образом женских божеств. (Слайд 4)
- Русское слово «кукла» родственное греческому «киклос-круг», и означает свернутый пучок соломы, который девочки с незапамятных времен пеленали и баюкали, подражая своим матерям. Славянские самодельные куклы – обереги всегда играли значимую роль в жизни людей на Руси. Помимо их основного предназначения – охранять и оберегать, с куклами играли дети, ими украшали убранство дома. Наши предки были уверены в том, что куклы – обереги имеют влияние на жизнь, здоровье, судьбу и благополучие людей. Поэтому куколки изготавливались как символы обряд и хранительницы домашнего очага, их часто преподносили и в качестве подарков. (Слайд 5)
- Куклы – обеги на Руси выполнялись из природного материала, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома Главная черта куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз, такие куклы назывались безликими. Потому что по старинным поверьям считалось, что «если не нарисуешь лицо, то не вселиться нечистая сила и не принесет ни ребёнку, ни взрослому человеку вреда». (Слайд 6-7)
- Делая куколки – обереги, наши предки использовали разнообразные техники, приёмы и различные направления. У каждой такой поделки – свое значение. Какие-то предметы обегают здоровье человека, какие-то защищают от сглаза и порчи, а некоторые могут привлекать хорошие вести. Известно только, что первая кукла была сделана из золы. В печи брали золу, смешивали с водой, скатывали шарик и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба- женское божество. Эта кукла была оберегом женщины. Она передавалась по наследству от матери к дочери в день свадьбы. (8-9)
- Как вы понимаете выражение: кукла была оберегом? (оберегала, защищала)
- Да, куклы обереги охраняли, спасали, помогали в трудную минуту. Таких кукол любили и берегли.
- Когда девочке исполнялось 5 лет, она должна была мастерить кукол сама. С давних пор совместное изготовление игрушек считалось семейной традицией.(Слайд 10)
- В старину на Руси существовало очень много видов кукол-оберегов. Их делали для разных случаев и изготавливали их только своими руками. При изготовлении кукол – оберегов иголку, ножницы не использовали, нужны были только лоскутки ткани и нить. Для наряда куклы подбирали красивые лоскутки. Для изготовления лица брали белую или светлую ткань. (слайд 11)
А в наши дни игрушка, сделанная своими руками, может служить сувениром и быть хорошим подарком. (слайд 12)
- Познакомимся подробнее с некоторыми куклами – оберегами:
1 кукла – оберег Кукла - Крупеничка. (слайд 13 )
Такую куколку было необходимо изготовить самой хозяйке дома, чтобы обеспечить сытость и материальное благополучие своих близких. Делалась из мешочка с зерном осеннего урожая. Ее обшивали, одевали и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был очень хорошим, богатым.
2 кукла – оберег Кукла - Пеленашка. (слайд 14 )
Эту куклу – оберег маленькому малышу мама делала. Это самая первая кукла, которую делали для будущего ребенка. Ее клали в колыбель к малышу, чтобы она защищала его от злых сил, болезней сглаза. Когда малыш подрастал, куклу отдавали для игр.
3 кукла – оберег Кукла - Подорожница (слайд 15 )
Если близкий вам человек был вынужден отправиться в далекий путь, ему непременно следует смастерить своими руками куклу Подорожницу. Такой оберег делается в виде куколки с небольшим узелком в руках. Он способен защитить от всех неприятностей, которые могут повстречаться в пути, главное взять ее с собой.
Такая куколка имела совсем маленький размер (не более шести сантиметров), чтобы ей нашлось место в любой поклаже. В мешочек, который она держала в руках, клалась какая-то домашняя вещица: немного золы из домашнего очага или горсть земли со двора. Делалось это для того, чтобы путник вместе с куколкой нашел дорогу домой в любом случае.
4 кукла – оберег Кукла на счастье (слайд 16 )
Пожалуй, кукла на счастье – это одна из самых известных и любимых народных куколок. Маленькая, умещающаяся в ладошке ребенка, она никого не оставляет равнодушным. У куколки длинная толстая коса (как символ здоровья и долгой жизни), которая служит ей опорой. Кукла на счастье – игровая кукла, поэтому при изготовлении используется иголка для создания прически, а также можно и ножки пришить к туловищу для прочности, особенно если с куклой будут играть дети.
5 кукла - оберег Берегиня (слайд 17 )
Кукла Берегиня (от слов – «бережёт», «оберегает») – защитный амулет для оберегания домашнего очага и членов семьи от неприятностей, недобрых напастей и чего-либо злого. Кукла имела двойную смысловую нагрузку. Столб, служащий основой, символизировал мужскую силу, а юбка или сарафан – обозначал обволакивающую, оберегающую женскую силу. Так, кукла представляла собой объединение мужского и женского начал. Берегиня является основной куклой среди оберегов, она привлекает счастье и достаток в дом, а также защищает от порчи, колдовских наговоров и даже недоброго мысленного посыла.
- Вот столько много кукол – оберегов существовало в старину. Изготовление кукол – оберегов стало настолько популярным, что вошло в семейные традиции каждой семьи, а некоторые из кукол – оберегов передавались из поколения в поколения. (слайд 18 )
-Ну что вам было интересно, теперь вы знаете о том как появились куклы–обереги, для чего они предназначались. А вы бы хотели сами изготовить куклу – оберег?
Но перед работой нужно немного размяться, давайте сыграем в РНИ
«У Маланьи».
Физкультминутка
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (присесть, сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)
Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)
На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (Любое движение)
- Отдохнули, молодцы. Пройдем в мастерскую и попробуем изготовить куклу – оберег.
(дети проходят к столам)
- Изготовим мы с вами куклу – оберег «Северную Берегиню».
- Северная Берегиня — семейный оберег. Этого нельзя понять по названию куколки, но технология изготовления ляльки четко говорит о том, что такой талисман делали для всего семейства. Берегиню хранили в «красном углу». Для изготовления куклы брали лоскутки ткани из одежды всех членов семьи.В центральную часть куклы размещали кусочек материи из одежды того, кто больше всего нуждался в защите. Это мог быть ребенок или взрослый. Таким образом, мастерица укрепляла энергетику всей семьи и создавала круг защиты для самого слабого.
Показ изготовления куклы – оберега «Берегиня»
- Для изготовления Берегини нам потребуется:
- разноцветные кусочки ткани ярких оттенков для туловища куколки;
- красный лоскут для платка;
- полоска светлой ткани;
- красная нить;
- красные ленты.
Поэтапная инструкция:
- Семь отрезков ткани раскладываем на поверхности стола и складываем вдвое.
- Края каждого из лоскутков заворачиваем внутрь, к серединке.
- Собираем все «полосочки» вместе. Порядок их наложения одна на другую не имеет значения — комбинируя цвета исходя из своих предпочтений. Отложите заготовки в сторону, чтобы не мешали.
- Берем отрезок материи для лица и складываем пополам в ширину. А потом еще раз, но теперь уже в длину. Оставшийся кусочек закручиваем кругляшком. Получилось личико.
- Осторожно достаем заготовку из семи лоскутков и складываем ее посередине. Под местом сгиба размещаем белыйк ругляшок.
- Обвязываем нитью в области шеи. Должна получится фигурка, похожая на опущенный веер или щеточку.
- Делаем платочек. Квадратик красной ткани складываем пополам угол к углу. Торчащие по бокам кончики обвязываем ниточкой.
- Прикрепляем платок к куколке. Для этого накладываем его поверх головы так, чтобы треугольник материи оказался сзади.
- Опускаем ткань за спину и еще раз подвязываем головку нитью.
- Поверх нити красивым бантиком завязываем ленточку.
- Прежде чем приступить к изготовлению оберега, нужно подготовить наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
«Наши игрушки»
Полюбуйся на игрушки: — воспитанники энергично хлопают в ладоши;
Самолеты, сабли, пушки, — быстро сжимают, затем разжимают пальчики;
Для девчонок — мягкий мишка, — обнимают себя, обхватив руками в районе плечевого пояса;
А бинокль —всем парнишкам, — складывают пальцы так, чтобы руки образовали бинокль;
Кубики и книжки,
Шахматы и фишки. — хлопают в ладоши при назывании каждой очередной игрушки, соблюдая ритм;
Все игрушки хороши,
Играем с ними от души. — встряхивают расслабленными кистями.
Продуктивная деятельность (Самостоятельное изготовление куклы – оберега).
- Какие замечательные куклы – обереги у вас получились.
- Давайте попробуем сравнить, чем отличаются куклы, в которые вы играете и куклы старины:
- Куклы старины сделаны из природного материала, а современные куклы сделаны из резины и пластмассы;
- куклы старины были «безликими», а современные куклы с лицами;
- у кукол-оберегов был только один наряд и их нельзя было мыть; у современных кукол есть много нарядов и их можно мыть, некоторые из них умеют говорить простые слова.
III. Заключительная часть
- Ребята, наше занятие подошло к концу.
- Скажите, про что вы сегодня узнали?
- Что вам запомнилось?
- Каких кукол – оберегов запомнили и для чего они нужны?
- Чему вы научились на занятии?
- Что для вас было трудным?
- Спасибо большое вам за работу. Вы все молодцы, спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план -конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста " Мой маленький друг-паучок"
Данный конспект позволит развивать познавательную активность и способствовать расширению знаний детей о насекомых , о внешнем виде паука, о повадках, дать понятие о том , что в природе нет вредн...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в группе старшего возраста на тему:"Народные промыслы на весёлой ярмарке"
Продолжение знакомства дошкольников с народными промыслами, история их возникновения на Руси....
Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего возраста "Школа фокусников"
Данный конспект помогает организовать и провести занятие по познавательному развитию , в процессе которого дети активно отвечают на вопросы о свойствах воды, бумаги; самостоятельно проводят...
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста на тему: "Зимушка - зима" с использованием ИКТ
Конспект предназачен для детей старшего возраста. Разработан в игровой форме с применением интерактивной доски....
Примерный план-конспект ННОД по познавательному развитию для детей старшего возраста.
"Не сорим, а творим"...
Конспект открытого занятия, познавательного развития, для детей старшего возраста с игровыми технологиями на тему: «Играем с Машей и Медведем».
Конспект занятия "Играем с Машей и Медведем"....
Конспект ООД (ОО «Познавательное развитие») для детей старшего возраста группы кратковременного пребывания «Особый ребенок» для детей с ТМНР. Тема: «Кошка»
Представлен конспект НОД для детей с ТМНР....