Исследовательская работа с детьми старшего дошкольного возраста «Движение корней»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
В данной работе представлен материал: Конспект спонтанно познавательно - ислледовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Спонтанная исследовательская деятельность детей
подготовительной к школе группы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Огонёк», город Новый Уренгой, ЯНАО
Подготовила: воспитатель подготовительной к школе группы
Сироткина Ирина Анатольевна
Тема: «Движение корней»
Программное содержание:
Цель: развитие познавательно – исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные: способствовать обогащению знаний детей о росте корней растений в разных условиях (направление движения корней растений под воздействием внешних факторов - вода, камни, холод).
стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей;
учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности;
Развивающие: развивать поисково – познавательную деятельность детей, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
Воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств;
воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи,
вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов.
Объект исследования: корни растений
Предмет исследования: направление движения корней растений под воздействием внешних факторов - вода, камни, холод.
Цель исследования: исследовать направление движения корней растений воздействием внешних факторов - вода, камни, холод.
Гипотеза: корни растений изгибаются и растут в стороны от препятствий и холода или по направлению к воде.
Методы исследования: эксперимент, наблюдение, сравнение, анализ,
Материалы и оборудование: лотки с землей, проросшие семена гороха с корнями, модель роста растений, схема «Для чего растению корень?», камни, холод (лед), картинки с изображением карликовой березы, полярной ивы, верблюжьей колючки, дневники наблюдений
Ход деятельности:
Проблемная ситуация: на прогулке дети обнаружили корень в песке
Воспитатель: Ребята, что это?
Ответы детей: корень и др.
Воспитатель: откуда он здесь появился, ведь рядом нет ни растений, ни
деревьев.
Ответы детей: привезли, посадили, закопали, вырос и др.
Воспитатель: да, возможно это корни растений, которые растут рядом с детским садом, за калиткой. Мы знаем, что корень - это нижняя часть растения, которая растет вниз. Что же мешает корню расти вниз?
Ответы детей: камни, холод и др.
Воспитатель: ребята, вы предположили, что корням помещало расти вниз что то твердоё, например камни, которые находятся в почве, или холод, ведь мы живем на Севере, и у нас вечная мерзлота.
Я предлагаю нам это проверить. .
1 опыт.
Воспитатель: ребята, чтобы проверить, могут ли камни мешать корням расти вниз, нам нужно посадить горох в лоток с песком c камнями.
2 опыт.
Воспитатель: чтобы проверить, прячутся ли корни от холода и поэтому не растут в низ, посадим горох в два лотка с песком. Один поставим в лоток со льдом.
Подготовка и проведение опытов.
Ведение наблюдений.
Фиксация результатов наблюдений.
Анализ полученных результатов.
Сделать выводы.
Воспитатель: ребята, что у нас получилось?
Дети: в результате наших наблюдений мы пришли к выводу, что камни не мешают корням расти вниз, а вот холода они бояться и поэтому вырастают очень маленькими.
Воспитатель: верно, есть такие деревья, как карликовая берёза, полярная ива, которые растут у нас, на Севере, у них корни очень короткие, маленькие, и сами они низкорослые. (показ картинки)
Воспитатель: тогда все - таки по какой причине корни растут так далеко? Ответы детей: может быть корни что- то ищут? к чему - то ползут? Ведь они живые. Например: воду.
Воспитатель: ребята, вы предположили, что корни ищут воду, потому что растение питаться водой и питательными веществами через корни, и возможно поэтому они меняют своё направление и растут так далеко в стороны, в поисках воды.
Я предлагаю нам это проверить , так это или нет.
3 опыт.
Воспитатель: чтобы проверить, могут ли корни менять своё направление и расти в сторону, где есть вода, посадим горох в два лотка для сравнения, один росток будем поливать в корень растения, а другой рядом.
Подготовка и проведение опытов.
наблюдение.
фиксация результатов наблюдений.
Анализ полученных результатов.
Сделать выводы.
Воспитатель: Ребята, что у нас получилось?
Ответы детей: в результате наших наблюдений мы пришли к выводу, что корень ищет воду и поэтому меняет своё направление и растет в стороны в поисках воды.
Воспитатель: верно, например в пустыне растет такое растение верблюжья колючка, у которого корни растут в глубину очень далеко в поисках воды.
(показ картинки)
Воспитатель: Ребята, какой можно сделать вывод в результате всего нашего исследования за ростом корня в разных условиях?
Ответы детей: камни не мешают расти корням вниз, а вот холода они бояться, и вырастают маленькими. Корень мог оказаться на участке детского сада в песке потому, что он «движется » к воде и поэтому растет так далеко в стороны в поисках влаги.
Итог работы. Мы с ребятами поставили цель узнать направление движения корней растений под воздействием внешних факторов - вода, камни, холод.
В ходе исследовательской работы, по результатам опытов мы выявили причину направления движения корней растений под воздействием внешних факторов - воды.
Получили результат, что корни растений изгибаются и растут по направлению к воде.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута. Выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема проведения познавательно – исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе цикла лексических тем весенней тематике «Как весна приходит к нам»
Целью разработки тематического плана познавательно – исследовательской работы развитие познавательно - коммуникативных навыков и личностной активности детей с нарушением зрения.Данная методическая раз...
«Исследовательская работа с детьми старшего дошкольного возраста и использованием разных видов календарей»
Сообщение из опыта работы....
Опыт работы " Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через использование палочек Кюизенера".
Использование развивающего материала палочек Кюизенера с целью развития познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста....
Презентация - Применение элементов проектной и исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Актуальность. Современная социальная и экономическая сфера ставит перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями задачу чрезвычайной важности: добиться того чтобы каждый ребенок вырос...
Работа с детьми старшего дошкольного возраста по организации исследовательской деятельности с использованием микроскопа
Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по организации исследовательской деятельности с использованием микроскопа....
Организация исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта "Мой любимый город Кузнецк"
Наш Кузнецк великий городТак и будь всегда таким,Кузнечанам вечно дорогНе бывать тебе другим! ...
Опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. С презентацией.
Опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. На тему "Детское экспериментирование в домашних условиях"А так же мастер-класс для педагог...