«Исследовательская работа с детьми старшего дошкольного возраста и использованием разных видов календарей»
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа) на тему

Валькова Л.В.

Сообщение из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshcheneiz_opyta_raboty.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы:

«Исследовательская работа с детьми старшего дошкольного возраста и использованием разных видов календарей»

Подготовил:

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Частного детского сада

№65 ОАО «РЖД»

2016г.

Исследовательская работа с детьми старшего дошкольного возраста и использованием разных видов календарей.

Человек не должен позволять часам и

календарю ослеплять себя и забывать о том,

 что каждый момент жизни и таинство.
Герберт Уэльс. 

Актуальность темы бесспорна, поскольку формирование временных представлений, к которым относится календарь, у детей старшего дошкольного возраста создают основу для дальнейшего умственного развития личности, влияет на воспитание таких качеств как: организованность, целенаправленность, умение планировать свою деятельность, осознанно интересоваться явлениями социальной жизни. Дети знакомиться с окружающим миром в котором все события протекают во времени, а старший дошкольник –это ребенок, который в скором бедующем станет школьником и эти качества являются необходимыми условиями для подготовки детей к школе.

Цель: приобщение детей к социальному миру через исследование различных видов календарей.

Задачи:

  • Познакомить с разными видами календаря;
  • Учить пользоваться календарем;
  • Активизировать исследовательскую деятельность детей путем использования полученных знаний из разных видов календарей;
  • Готовить к продуктивному взаимодействию к социуму;
  • Воспитывать чувство гордости за прошлое и настоящее своей страны.

Все что происходит в жизни совершается во времени и пространстве. В дошкольном детстве формируются первые представления о времени, наполненном жизнью и трудом.

 Руководствуясь требованиями ФГОС, рекомендующими комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в работе с детьми, я решила использовать в своей работе календари разных видов, так как считаю одним из наиболее сложных разделов программы( «От рождения до школы») познание ребенком многообразия окружающего мира, формирование у детей представлений о предметах, окружающей природе и явлениях социального мира. Для более успешного усвоения образовательного материала календари помогают знакомить детей с неизвестными, знакомыми и интересными событиями. Основной целью моей работы является активизация познавательной деятельности детей к явлениям соиальной жизни.

С использованием календаря появляется возможность провести то или иное занятие как маленькое исследование, как поиск чего-то нового и неизвестного. Специально подготовленная информация для календарей является носителем доступной информации для ребенка, она может быть предложена в различной форме: на занятии, в процессе игры, во время беседы. Полученные знания являются двигателем к элементарной исследовательской деятельности.

Работа с  использованием календаря природы, народным календарем, событийным и другими (именной календарь, календарь цветов…) это повод познакомить детей с чем-то занимательным и увлекательным. Это возможность знакомства с интересными историческими событиями, государственными и народными праздниками, которые случились в определенный день (Дни рождения знаменитых людей: писателей, по этому, музыкантов, художников).

Этапы работы с календарями:

  1. Этап познавательной деятельности:

- ознокомление с изучаемым объектом;

-формирование развернутой систематизированной характеристики объекта;

2. Этап переживательной деятельности:

-поиск образной, эмоционально-эсетической ассоциации с изучаемой темой;

-оформление найденной идеи образа с помощью музыкальных, изобразительных, пластических или иных средств;

3. Этап оценочной деятельности: результатами этапа служит развитие познавательного интереса детей, умения общаться в социуме.

Данный цикл работы расчинан на 2 года (старшую и подготовительную группу).

В старшей группе дети познакомились с народным календарем и с удовольствием свключиись в исследовательскую деятельность.

С большим интересом они узнавали, что народ вел свой дневник природы, по которому крестьянин смотрел на погоду во дворе, следил за явлениями природы и проговоривал пословицами какой будет предстоящий урожай, а значит когда и как готовятся к работам на огороде и в поле. Такой дневник природы получил название «народный календарь», который из поколения в поколение передавал народные знания о природе.

Месяцеслов народного календараяэто богатый источник информации о приметах каждого дня. Мудрости наших предков.

Народный календарь хорошо использовать в процессе знакомства детей с временами года, животным и растительным миром. Все проводится в естественных условиях, чтобы дети могла видеть настоящие цветы, траву, кустарники, все виды сезонных работ, которые проводятся в детском саду, совместный труд на огороде и цветнике.

В нашем детском саду ежегодно организуется :

  • выставка работ из природного материала, выполненных детьми совместно с родителями;
  • озеленение участков собственно-выращенной в уголках природы рассадой цветов;
  • конкурс на лучший урожай, выращенный на грядке детского сада.

Данные виды деятельности закладывают фундамент для опытно-экспериментальной деятельности, воспитывают наблюдательность и любовь к родной природе.

Дети и родители в нашем детском саду с большим нетерпением ждут народные праздники(осеннюю ярмарку,«Луков день» (20 сентября), «Зинькин день» (12 октября), «Васильева коляда» (13 января), «Татьянин день» (25 января), «Сороки» (22 марта), Пасхальные игры, «Праздник русской березки».

И дети и взрослые являются активными участниками этих ярких событий: собирают информацию, готовят костюмы, ищут соответствующие атрибуты, подбирают и заучивают заклички, пословицы, поговорки, загадки из русского фольклора. В конце каждого праздника дети гости получают обрядовые угощения или подарок-оберег (жаворонки, яйца, куклы и пояса обереги, блины. Таким образом дети приобщаются к истокам русской народной культуры через исследовательскую деятельность, сбор информации о русских народных праздников, обычаях.

В рамках реализации программы проводится цикл занятий по О.Дыбиной «Что было до», в которых описывается прошлое предметов быта.

В подготовительной группе дети знакомятся с событийным календарем. При его составлении я выбирала наиболее доступные и значимые для детей даты. Мы познакомились с его обозначениями и поставили его в книжный уголок. Листок событийного календаря обозначает целый месяц и все отмеченные события можно сразу увидеть и обсудить. К каким-то требуется готовиться заранее, собрать информацию, подготовить выставку. А некоторые можно обсудить в течении одного дня.(День защиты животных, день театра, день матери, день города, день библиотеки, день животных)

Использование календаря очень облегчает планирование работы и организует детей. Работа с календарем затрагивает все области, заложенные в ФГОС.

Опыт показывает, что к моменту выпуска из школы знания детей приобретают осмысленный и более глубокий характер, у детей вырабатывается чувство принадлежности и любви к своей стране и народу, в них закладывается потребность в поиске новой информации, получению более углубленных знаний и использовании их в дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через использование развивающих игр блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»

Данный обогащённый опыт даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память, активизирует  мыслительные процессы, учит рассуждать и аргументировать собственные у...

Мастер-класс для педагогов «Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием микроскопа»

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием современных средств обучени...

Опыт работы " Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через использование палочек Кюизенера".

Использование развивающего материала палочек Кюизенера с целью развития познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста....

Статья: «Развитие творческого конструирования с детьми старшего дошкольного возраста с использованием различных видов конструкторов».

Конструирование из строительного материала  и конструкторов полностью отвечают интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Благодаря э...

Массер - класс для педагогов. "Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием микроскопа".

Повысить профессиональную компетентность педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием современных средств обучения....