«Исследовательская работа с детьми старшего дошкольного возраста и использованием разных видов календарей»
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы:
«Исследовательская работа с детьми старшего дошкольного возраста и использованием разных видов календарей»
Подготовил:
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Частного детского сада
№65 ОАО «РЖД»
2016г.
Исследовательская работа с детьми старшего дошкольного возраста и использованием разных видов календарей.
Человек не должен позволять часам и
календарю ослеплять себя и забывать о том,
что каждый момент жизни и таинство.
Герберт Уэльс.
Актуальность темы бесспорна, поскольку формирование временных представлений, к которым относится календарь, у детей старшего дошкольного возраста создают основу для дальнейшего умственного развития личности, влияет на воспитание таких качеств как: организованность, целенаправленность, умение планировать свою деятельность, осознанно интересоваться явлениями социальной жизни. Дети знакомиться с окружающим миром в котором все события протекают во времени, а старший дошкольник –это ребенок, который в скором бедующем станет школьником и эти качества являются необходимыми условиями для подготовки детей к школе.
Цель: приобщение детей к социальному миру через исследование различных видов календарей.
Задачи:
- Познакомить с разными видами календаря;
- Учить пользоваться календарем;
- Активизировать исследовательскую деятельность детей путем использования полученных знаний из разных видов календарей;
- Готовить к продуктивному взаимодействию к социуму;
- Воспитывать чувство гордости за прошлое и настоящее своей страны.
Все что происходит в жизни совершается во времени и пространстве. В дошкольном детстве формируются первые представления о времени, наполненном жизнью и трудом.
Руководствуясь требованиями ФГОС, рекомендующими комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в работе с детьми, я решила использовать в своей работе календари разных видов, так как считаю одним из наиболее сложных разделов программы( «От рождения до школы») познание ребенком многообразия окружающего мира, формирование у детей представлений о предметах, окружающей природе и явлениях социального мира. Для более успешного усвоения образовательного материала календари помогают знакомить детей с неизвестными, знакомыми и интересными событиями. Основной целью моей работы является активизация познавательной деятельности детей к явлениям соиальной жизни.
С использованием календаря появляется возможность провести то или иное занятие как маленькое исследование, как поиск чего-то нового и неизвестного. Специально подготовленная информация для календарей является носителем доступной информации для ребенка, она может быть предложена в различной форме: на занятии, в процессе игры, во время беседы. Полученные знания являются двигателем к элементарной исследовательской деятельности.
Работа с использованием календаря природы, народным календарем, событийным и другими (именной календарь, календарь цветов…) это повод познакомить детей с чем-то занимательным и увлекательным. Это возможность знакомства с интересными историческими событиями, государственными и народными праздниками, которые случились в определенный день (Дни рождения знаменитых людей: писателей, по этому, музыкантов, художников).
Этапы работы с календарями:
- Этап познавательной деятельности:
- ознокомление с изучаемым объектом;
-формирование развернутой систематизированной характеристики объекта;
2. Этап переживательной деятельности:
-поиск образной, эмоционально-эсетической ассоциации с изучаемой темой;
-оформление найденной идеи образа с помощью музыкальных, изобразительных, пластических или иных средств;
3. Этап оценочной деятельности: результатами этапа служит развитие познавательного интереса детей, умения общаться в социуме.
Данный цикл работы расчинан на 2 года (старшую и подготовительную группу).
В старшей группе дети познакомились с народным календарем и с удовольствием свключиись в исследовательскую деятельность.
С большим интересом они узнавали, что народ вел свой дневник природы, по которому крестьянин смотрел на погоду во дворе, следил за явлениями природы и проговоривал пословицами какой будет предстоящий урожай, а значит когда и как готовятся к работам на огороде и в поле. Такой дневник природы получил название «народный календарь», который из поколения в поколение передавал народные знания о природе.
Месяцеслов народного календараяэто богатый источник информации о приметах каждого дня. Мудрости наших предков.
Народный календарь хорошо использовать в процессе знакомства детей с временами года, животным и растительным миром. Все проводится в естественных условиях, чтобы дети могла видеть настоящие цветы, траву, кустарники, все виды сезонных работ, которые проводятся в детском саду, совместный труд на огороде и цветнике.
В нашем детском саду ежегодно организуется :
- выставка работ из природного материала, выполненных детьми совместно с родителями;
- озеленение участков собственно-выращенной в уголках природы рассадой цветов;
- конкурс на лучший урожай, выращенный на грядке детского сада.
Данные виды деятельности закладывают фундамент для опытно-экспериментальной деятельности, воспитывают наблюдательность и любовь к родной природе.
Дети и родители в нашем детском саду с большим нетерпением ждут народные праздники(осеннюю ярмарку,«Луков день» (20 сентября), «Зинькин день» (12 октября), «Васильева коляда» (13 января), «Татьянин день» (25 января), «Сороки» (22 марта), Пасхальные игры, «Праздник русской березки».
И дети и взрослые являются активными участниками этих ярких событий: собирают информацию, готовят костюмы, ищут соответствующие атрибуты, подбирают и заучивают заклички, пословицы, поговорки, загадки из русского фольклора. В конце каждого праздника дети гости получают обрядовые угощения или подарок-оберег (жаворонки, яйца, куклы и пояса обереги, блины. Таким образом дети приобщаются к истокам русской народной культуры через исследовательскую деятельность, сбор информации о русских народных праздников, обычаях.
В рамках реализации программы проводится цикл занятий по О.Дыбиной «Что было до», в которых описывается прошлое предметов быта.
В подготовительной группе дети знакомятся с событийным календарем. При его составлении я выбирала наиболее доступные и значимые для детей даты. Мы познакомились с его обозначениями и поставили его в книжный уголок. Листок событийного календаря обозначает целый месяц и все отмеченные события можно сразу увидеть и обсудить. К каким-то требуется готовиться заранее, собрать информацию, подготовить выставку. А некоторые можно обсудить в течении одного дня.(День защиты животных, день театра, день матери, день города, день библиотеки, день животных)
Использование календаря очень облегчает планирование работы и организует детей. Работа с календарем затрагивает все области, заложенные в ФГОС.
Опыт показывает, что к моменту выпуска из школы знания детей приобретают осмысленный и более глубокий характер, у детей вырабатывается чувство принадлежности и любви к своей стране и народу, в них закладывается потребность в поиске новой информации, получению более углубленных знаний и использовании их в дальнейшей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста с использованием разных видов театра.
умение инсценировать сказку с разными видами театра...
«Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через использование развивающих игр блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»
Данный обогащённый опыт даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память, активизирует мыслительные процессы, учит рассуждать и аргументировать собственные у...
Мастер-класс для педагогов «Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием микроскопа»
Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием современных средств обучени...
Опыт работы " Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через использование палочек Кюизенера".
Использование развивающего материала палочек Кюизенера с целью развития познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста....
Статья: «Развитие творческого конструирования с детьми старшего дошкольного возраста с использованием различных видов конструкторов».
Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечают интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Благодаря э...
Массер - класс для педагогов. "Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием микроскопа".
Повысить профессиональную компетентность педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием современных средств обучения....
Мастер-класс по интегрированному занятию: "Сказочный зонтик" для детей старшего дошкольного возраста с использованием разных видов изобразительного искусства.
Разные виды изобразительного искусства использовались для занятия: аппликация и рисование....