Организация исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта "Мой любимый город Кузнецк"
материал (подготовительная группа)
Наш Кузнецк великий город
Так и будь всегда таким,
Кузнечанам вечно дорог
Не бывать тебе другим!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_rodnoy_gorod_kuznetsk.docx | 28.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мой родной город Кузнецк»
Актуальность проекта:
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина – он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда – никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине…»
Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.
Формирование проблемы:
В настоящее время вопросы нравственно-патриотического воспитания утратили свою актуальность, что является недопустимым для подрастающего поколения. Важной составляющей нравственно-патриотического воспитания является воспитание любви и уважения к родному городу. Чтобы воспитать патриотов родного города, надо его знать.
Цели проекта:
Способствовать воспитанию и развитию детей на познании истории родного города, его особенностях, традициях и культуре, осуществление нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истории родного города, ознакомление с его прошлым и настоящим.
Задачи проекта:
Расширить и углубить знания дошкольников о своем родном городе, его истории и достопримечательностях;
Развивать нравственно-патриотические качества;
Воспитывать уважение к труду людей, создающих современный город;
Способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре и истории родного города;
Развивать умение творчески и самостоятельно отражать этно-культурные традиции в разных видах детской деятельности;
Воспитывать любовь и бережное отношение к родному городу.
Участники проекта:
Дети, воспитатели групп, воспитатели, родители.
Планируемый результат:
Формирование у детей основ патриотизма, гражданственности;
Повышение компетентности и роли родителей в патриотическом воспитании детей;
Усвоение детьми норм и правил поведения в общественных местах;
Формирование элементарных знаний о достопримечательностях города, воспитание желания заботиться о родном городе, приумножать его богатства, заботиться о чистоте и экологии родного города.
Описание организации проектной деятельности со всеми участниками образовательного процесса:
При реализации проектов по гражданско-патриотическому воспитанию мы использовали такие формы работы, как экскурсии, беседы, занятия по изобразительной деятельности и ознакомлению с окружающим, а также на музыкальных занятиях ,чтение художественной литературы ,самостоятельная деятельность, работа с родителями, проведение праздников.
1слайд.Дети рассматривают фотографии с достопримечательностями города Кузнецка.
2слайд.Составляют рассказы о них.
3слайд.Слушают рассказы воспитателей, отвечают на вопросы.
(Показ папки с фотографиями)
4 слайд.На занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют свой дом и портреты своих родных, составляют рассказы о доме, в котором живут и в котором хотели бы жить, когда будут взрослыми, о своих друзьях и своих домашних животных, как они заботятся о них.
5 слайд. Выставка детей на тему «Дом в котором я живу»
6 слайд. Составление рассказов по рисункам.
На музыкальных занятиях через музыкальные образы педагог старается привить любовь и восхищение детей родной природой (прослушивание произведений П.И.Чайковского «Времена года»). Дети через музыку отмечают красоту каждого времени года.
7,8,9 слайды.Народные праздники – неиссякаемый источник не только знакомства с традициями и обрядами, но и жизненного оптимизма. Пример тому – фольклорные праздники: «Осени»,
10,11 слайды.«Масленица», которые включают в себя народные песни, танцы, детский игровой фольклор. Эти праздники все ждут с нетерпением. Детей радуют красивые русские костюмы, оформленный в русском стиле музыкальный зал, самовар, пироги, блины с маслом.
12 слайд.Экскурсия на холм славы. Где дети возлагали цветы к монументу, слушали рассказы воспитателей о памятниках ,посвящённых павшим воинав годы ВОВ, воинам интернационалистам, погибшим в Чечне, в Афганистане, труженникам тыла.
Очень приятно, что нашими единомышленниками стали родители наших воспитанников, ведь формирование патриотических чувств, происходит в тесной связи с семьей. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды, не только общество, но и вся страна.
На основном этапе мы использовали следующие формы работы с родителями:
Совместный досуг по обогащению впечатлениями – целевые прогулки.
Мы предложили родителям погулять вместе с детьми по городу. Цель прогулок – закрепить те знания, которые получили дети на занятиях в детском саду и с целью получения новых знаний. Во время этих прогулок дети узнали много интересного о городе Кузнецке; учились видеть изменения, происходящие вокруг, сравнивали старое и новое, видели, как люди заботятся о городе – чистые улицы, посаженные деревья и цветы и т.д.
13,14 слайды.В нашей группе было проведено мероприятие «День открытых дверей», посвящённый теме : «Я знаю и люблю свой город»
Был проведён КВН, где дети показывали свои знания о достопримечательностях города, были проведены игры на темы : «Хорошие и плохие поступки», «А как бы ты поступил?», «Стань другом природы» и др.
15 слайд. Выставка на тему : «Я люблю свою семью за то, что она есть»
16,17 слайды. Совместно с детьми были проведены игры – занятия : «Построй город будущего». Где дети строили город своей мечты, озеленяли его.
18 слайд. «Виртуальная экскурсия по городу Кузнецку».
(показ пособия с дид. играми «Собери герб города Кузнецка»и др.)
19 слайд. Работа с лепбуком.В организованной совместной деятельности дети много полезной информации получают от своих педагогов. А в свободной деятельности дети закрепляют свои знания рассматриванием иллюстраций с родной природой, достопримечательностями города, рассматриванием фотографий людей, прославивших наш город.
20 слайд. Работа с картой Пензенского края, где дети находят город Кузнецк и близ лежащие города и села.
21 слайд .Работа с макетом. Знакомство детей с национальностями, проживающими в Сурском крае(мордва, чуваши ,русские, татары).
22 слайд. При ознакомлении детей с родным городом мы использовали совместное творчество родителей и детей. То есть, знания ,полученные во время экскурсий и бесед, закреплялись в творческой деятельности. Эти задания вызвали наибольший интерес у родителей. Родителям было предложено нарисовать вместе с детьми рисунки на темы : «Дом ,в котором я живу», «Где мы отдыхали», «В каком дворе я хотел бы гулять». А также было предложено совместно с детьми составить рассказ о любимом уголке города Кузнецка, рассказать детям о том, в каком доме они живут, как давно, закрепить с детьми свой домашний адрес.
Дети рассматривают рассматривают рисунки, которые они рисовали дома вместе с родителями.
(показ пособия с дид. играми «Составь герб города Кузнецка и др.»,макет города Кузнецка).
Использование этой формы работы дало возможность расширить активный словарь детей, пополнив его новыми словами.
23 слайд. В своей работе мы используем макет. Дети знакомятся с фольклором народов разных национальностей Сурского края. Это загадки, поговорки, пословицы о дружбе, семье, хлебе, труде. (показать пособие - папку и книжки).
Также дети знакомятся с промыслами народов разных национальностей, рассматривают их. Группируют карточки по национальностям, материалу, назначению (игрушки, посуда, одежда). Используется на логическое мышление : «Найди лишнее».
24 слайд. Играют в игру : «Найди элементы одежды к каждой национальности». Дети берут карточки и раскладывают элементы одежды. Как вариант можно дать детям задания найти сходства и различия, отметить элементы узоров по цветовой гамме. Можно предложить придумать свои элементы узоров и зарисовать их.
25 слайд. Дети играют в игру «Составь узор». Дети выбирают понравившийся узор и из разрезных картинок составляют целую картинку.
Вывод:
Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что такой способ организации в ходе реализации учебного тематического проекта позволил добиться значительных результатов с помощью объединения усилий и эффективного использования коммуникативных умений всех участников педагогического процесса. В результате проведенной работы была создана среда для нравственного-патриотического воспитания современного дошкольника. В ходе проекта у детей формировались навыки: умение включаться в разговор и поддерживать его, выбирать стиль общения, проявлять активность, настойчивость в получении новых знаний.
У детей появился интерес к родному городу, что отразилось в их рассказах, рисунках, уважительное отношение к истории родного города.
Творческие задания – совместное творчество родителей и детей.
Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закреплялись в творческой деятельности. Эти задания вызвали наибольший интерес у родителей. Родителям было предложено нарисовать: «Дом, в котором я живу», «Где мы отдыхали», «В каком дворе я хотел бы гулять». Интересно было слушать рассказы детей о том, что они нарисовали вместе с папами и мамами. Видеть, сколько положительных эмоций они получили в процессе выполнения этих заданий.
Использование этой формы работы дало возможность не только расширить активный словарь детей, пополнив его новыми словами. Из рисунков, которые нарисовали родители, мы оформили выставки: «Где мы отдыхали», «Дом, в котором я живу», а также альбомов «В каком дворе я хотел бы гулять». Родителям было предложено совместно с детьми составить рассказ о любимом уголке города Кузнецка, рассказать детям о том, в каком доме они живут, как давно, закрепить с детьми домашний адрес.
Совместно с детьми были проведены игры-занятия: «Построй город будущего», «Экскурсия по группе по городу Кузнецку».
Вывод:
Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что такой способ организации в ходе реализации учебного тематического проекта позволил добиться значительных результатов с помощью объединения усилий и эффективного использования коммуникативных умений всех участников педагогического процесса. В результате проведенной работы была создана среда для нравственного-патриотического воспитания современного дошкольника. В ходе проекта у детей формировались навыки: умение включаться в разговор и поддерживать его, выбирать стиль общения, проявлять активность, настойчивость в получении новых знаний.
У детей появился интерес к родному городу, что отразилось в их рассказах, рисунках, уважительное отношение к истории родного города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Следовательно, необходимо искать новые пути для полноценного развития познавательной активности детей. С этой целью были изучены и систематизированы материалы соответствующей методической литературы п...
Проект «Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Цели и задачи проекта.Для решения обозначенной выше проблемы в работе с детьми старшего дошкольного возраста мы определили следующую цель проекта:- развитие познавательной активности, интелл...
Организация двигательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. В процессе реализации проекта «Темп»
Картотека двигательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. В процессе реализации проекта "Темп"...
Проект «Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС».
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование ...
Мастер-класс для педагогов «Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием микроскопа»
Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием современных средств обучени...
Перспективное планирования для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта «Сердце города"
Перспективное планирование для реализации проекта " Сердце города"...
Мастер – класс: «Организация казачьего схода с детьми младшего дошкольного возраста в рамках реализации программы «Кубанский край – земля родная!»
Из покон веков казаки собирали сходы, решали важные вопросы, принимали неоспоримые решения. С мальства , в те давние времена, знали дети, что значит казачий сход. В нашем казачьем детском ...