Презентация - Применение элементов проектной и исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста.
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Актуальность. Современная социальная и экономическая сфера ставит перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями задачу чрезвычайной важности: добиться того чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень.
Проблема. Излишнее приобщение к виртуальному миру препятствует развитию творческой личности ребенка, глушит природные задатки и способности логически мыслить.
Новизна заключается в применении метода экспериментирования, творческого подхода познания закономерностей и явлений окружающего мира. Знания, добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность . Современная социальная и экономическая сфера ставит перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями задачу чрезвычайной важности: добиться того чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Проблема . Излишнее приобщение к виртуальному миру препятствует развитию творческой личности ребенка, глушит природные задатки и способности логически мыслить. Новизна заключается в применении метода экспериментирования, творческого подхода познания закономерностей и явлений окружающего мира. Знания, добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными.
Задачи: -Поддержание интереса дошкольников к окружающей среде, удовлетворение детской любознательности . -Развитие у детей познавательных способностей (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение ). -Развитие мышления, речи – суждений в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, применении в деятельности . - Воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении . -Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов . -Создание максимальных условий для развития познавательной активности в процессе экспериментирования. Цели: - Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента. - Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать. - Развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.
В результате организации поисково-экспериментальной деятельности : - развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; -формируются основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование; -обеспечивается обогащенное познавательное и речевое развитие детей, формируются базисные основы личности ребенка; -расширяются перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста; -формируется диалектическое мышление, способность видеть многообразие окружающего мира; -формируются коммуникативные навыки, навыки сотрудничества. Формирование основ целостного мировидения детей, а также развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования будет успешно реализовано если : -более эффективно будет осуществляться сотрудничество педагога и ребенка; -педагог во взаимоотношениях с детьми будет проявлять больше оптимизма, веры в его силы и поддерживает воспитанника; -создана соответствующая возрасту и требованиям предметно-развивающая среда.
Связь теории с практикой. Развивающий характер воспитания и обучения . Целостность и системность обучающего процесса. Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество . Основные принципы организации детского экспериментирования.
-Работать по этой технологии может каждый , так как это интересно и детям и взрослым. Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги. Важно , чтобы была атмосфера лаборатории. Форма работы: занятия со всеми детьми , с подгруппой, индивидуально. Успешность эксперимента
Расскажи-и я забуду , покажи-и я запомню, Дай попробовать-и я пойму. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и желает сделать все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей ,так и для взрослых.
Классификация экспериментов : - По характеру объектов, используемых в эксперименте. - По месту проведения опытов. - По количеству детей. - По причине их поведения. - По характеру включения в педагогический процесс. - По продолжительности. - По количеству наблюдений за одним и тем же объектом . - По месту в цикле . - По характеру мыслительных операций . - По характеру познавательной деятельности детей . - По способу применения в аудитории . Элементарность опытов : -во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям; -во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, формируются элементарные понятия и умозаключения; - в - третьих, они практически безопасны; - в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Направления, которые существуют в нашем окружении : - живая природа : характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде. - неживая природа : воздух, почва, вода, магниты, звук, свет. - человек : функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства. Стимулы к проектной и исследовательской работы Внешние (новизна, необычность объекта); - Тайна, сюрприз; - Мотив помощи; - Познавательный мотив (почему так); - Ситуация выбора.
Формы, методы и приёмы Наблюдения Трудовые поручения Опыты Дидактические игры Моделирование Фиксации результатов Постановка вопросов проблемного характера Беседы Прогулка Путешествия Трудовая деятельность Экскурсии
М етоды при проведении опытов и экспериментов: Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы использовали наблюдения разного вида: – распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; – за изменением и преобразованием объектов; Игровой метод который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом. Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. Словесные методы обучения - Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Рассказы детей . Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей. Беседы . Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. Формы работы с детьми : – фронтальные; – групповые; – индивидуальные.
В уголках по экспериментированию может быть выделено: 1. Место для постоянной выставки. 2. Место для приборов. 3. Место для выращивания растений. 4. Место для хранения природного и бросового материалов. 5. Место для проведения опытов. 6. Место для материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д .) - приборы-помощники; - ёмкости; - природный материал; - разные виды бумаги; - красители; - медицинские материалы; - технические материалы; - прочие материалы. Приборы и оборудование
Что даёт экспериментальная деятельность Ребенок , почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.
Дети изучают плодовые деревья Изучают дети песок
Правила трёх «П» - Понимание – видеть ребенка изнутри, смотреть на мир глазами ребенка. - Принятие – принимать ребенка таким, каков он есть. - Признание – признание прав ребенка на решение групповых проблем. Познавательно- исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем! Узнавай! Твори! Изучай! Мастери !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода фокальных объектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста
в материале представлены примеры использования методов ТРИЗ в работе с дошкольниками....
Презентация «Использование элементов Монтессори-педагогики в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими дизартрию» (из опыта работы)
В презентации предложен опыт работы с детьми с нарушениями речи .«Использование элементов Монтессори-педагогики в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими дизартрию»...
Инновационный педагогический опыт работы "Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Данный инновационный опыт может быть использован педагогами ДОУ с целью реализации эффективных методов развития речи старших дошкольников с ОВЗ, а также родителями дома....
Выступление из опыта работы:"Использование технологии проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Использование технологии проектного метода позволяет мне создать условия для поддержки детской инициативы в условиях детского сада, семьи, что способствует получению следующих результатов:...
статья о формах проектной деятельности в ДОУ: "Применение технологии "музейная педагогика" в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Статья о формах проектной деятельности в ДОУ...
" Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста " Из опыта работы учителя-логопеда.
Статья из опыта работы учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....